Инициатива

Стратегия устойчивого развития Российской Федерации

  • 10 сентября 2019 г.
  • 4506
  • 1

Сегодня идет обсуждение дальнейшего развития Российской Федерации в контексте 204 Указа Президента РФ В.В.Путина и Национальных проектов.

В риторике часто слышу термин "Устойчивое развитие", в СМИ - публикации с участием "Устойчивого развития".

204 Указ и Национальные проекты стали катализатором обсуждения, и вышеуказанный термин применяется уже не просто в названиях Форумов или дискуссионных площадок. Данная идеология начинает формировать комплекс планов, проектов и иных федеральных и региональных инициатив.

Но в существующей повестке дня, я не вижу единства в понимании собственно самого термина "Устойчивое развитие". Более того, общаясь и обсуждая данную идеологию, в диалоге, экономисты, экологи, промышленники, чиновники понимают "Устойчивое развитие" по своему и по разному.

В это же время, весь передовой (технологически, экологически) мир уже несколько десятилетий живет, исповедуя "Устойчивое развитие" (у них это называется "sustainable development"), ведет мониторинги и исследовательскую работу, достигает серьезных успехов в экономическом и социальном развитии. Это путь проб и ошибок, это громадная просветительская работа, это патриотизм по отношению к своей стране, окружающей среде, населению планеты.

Но это и конкретные результаты. На них можно посмотреть, что называется - потрогать руками, изучать (при большой поддержке со стороны более продвинутых и прогрессивных участников), применять действующие "кейсы" уже у себя, в России.

Ряд энтузиастов (в основном из научного сообщества) в начинают искать свой собственный путь, создают сообщества, обсуждая, дискутируя и вписывая себя в "Патриархи "Устойчивого развития России". Секретные формулы, научные школы, закрытые клубы, занятые "федеральные и региональные поляны". 

А между тем, ничего выдумывать и изобретать не надо (по крайней мере - на старте). Есть громадный международный опыт. Есть большое желание держателей этого опыта поделиться им, по большей части - безвозмездно. Есть и немалый Российский опыт. Нужно только интегрировать этот опыт в правовое и научное поле Российской Федерации.

В этом есть и проблема. В России частый случай, когда ученый вдруг становится чиновником, затем снова ученым (или два в одном), насаждая свою точку зрения своим научным авторитетом и должностью. И если изначально не определиться в терминах, любая инициатива будет просто задискутирована и заболтана.

Да, на этой почве появятся диссертации, степени, научные школы, благодарные последователи, но не появится "Устойчивое развитие".

Далеко не все экспертное сообщество разделяет принципы идеологии "Устойчивого развития". К сожалению, среди них не только "маститые" выходцы из 90-х годов, формировавшие стратегию будущего в котором мы сейчас живем, но и действительно профессиональные эксперты, чей вклад в действительное развитие России, по крайней мере у меня не вызывает сомнений. И с этим тоже нужно работать. Просвещение - основа успеха "Устойчивого развития" в России.

В России есть и настоящие эксперты, энтузиасты "Устойчивого развития". Я знаком с немногими (уверен - их гораздо больше), они не имеют официального статуса, но именно с ними почти десять лет назад я начал ездить в различные страны изучать опыт становления и развития идеологии, сообщества и технологий "sustainable development". Сейчас это уже практики, просветители, эксперты. Уверен, что если они увидят практическую перспективу вместо очередной "говорильни", они включатся в процессы обсуждения и, главное - практического применения реальных, отработанных технологий. 

Я, например, интересуюсь экологизацией окружающей среды, альтернативной энергогенерацией, обращением с ТКО, альтернативной архитектурой, технологиями и материалами для строительства. Разумеется - линейка технологий "Устойчивого развития" гораздо шире, да и "шестой технологический уклад" наступает гораздо быстрее, чем его ждали))). 

Это - о понимании, а теперь, собственно, об инициативе.

Необходима разработка "Стратегии устойчивого развития Российской Федерации". Имея в виду именно "Устойчивое развитие" (sustainable development). 

Как я писал выше, тому есть ряд предпосылок (не считая реального состояния дел в экологии, промышленности, науке...... (ну и далее по отраслям). Это 204 Указ Президента РФ В.В.Путина и Национальные проекты.

У меня свое отношение, полемичное, к данным документам. Я считаю их самыми передовыми со времен "перестройки" (с учетом того, что ежегодно выходит под 2 тыс. всякого-разного, возможно, я что-то пропустил). Но так же я считаю. что самые сильные документы, это "Послания Президента" (в динамике). 204 Указ уже послабее, а Нацпроекты еще слабее. Если появится возможность оказать влияние на более полное раскрытие замысла Посланий, 204 Указа (содержательной части) и Нацпроектов (изменение приоритетов и расширение линейки) - готов включиться. Присоединюсь к любому сообществу Портала, если все будет созидательно, мининмум теории и активное практическое применение на реальных площадках в регионах России.

Разработкой Стратегий в России занимается (профессионально) не так уж много компаний. Они известны. Наиболее успешный организационный опыт - Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан. Политическая воля, немалый бюджет, большой консорциум, достаточные сроки, показывают - время одиночек, интернет-концепций, "на коленке", "на полку" - прошло.

Есть Лидер, есть мейнстрим, есть затянувшиеся ожидания и есть мировой и Российский опыт. Готов ответить на вопросы. 

1
4506

Комментарии 1

Не претендую на истину в первой инстанции. Этой инициативой я хочу присоединиться к единомышленникам. Тем, кто разделяет мою точку зрения, или готов меня поправить, обсудить и сделать данную инициативу более взвешенной.

217-ФЗ задает структуру, правила разработки Стратегии устойчивого развития. За основу берется международный опыт, но в мерах должна появиться конкретика. Законодательство, механизмы и инструменты, системообразующие проекты.

Готов обсуждать, дополнять. Сосредоточиться на конкретных шагах и проектах.