Публикация

17 принятых законов – один из итогов второй сессии областного Собрания нового созыва

  • 30 октября 2018 г.
  • 0

Правовой департамент администрации губернатора и правительства области подвёл первые итоги прошедшей 24 октября сессии областного Собрания.

Рассмотрено 28 проектов областных законов, из которых 25 инициировал губернатор области. Принято 17 областных законов, 16 из которых представлены главой региона.

Как и всегда, основное внимание в повестке дня уделено бюджетным и налоговым вопросам.

Новые налоговые льготы и снижение налоговой нагрузки
В ходе сессии областного Собрания сразу в двух чтениях поддержаны три налоговых законопроекта.

Учитывая изменения в Налоговый кодекс России, из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций исключается движимое имущество. Налогом теперь облагается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Указанные меры по снижению налоговой нагрузки на организации направлены на создание стимулов для ускоренного внедрения и развития промышленных технологий, а также обновления основных фондов организаций.

Соответствующие изменения внесены в областной закон и вступят в силу с 1 января очередного года. Министр финансов области Елена Усачёва, представляя законопроект, отметила, что доходы от налога на имущество организаций поступают в областной бюджет. Выпадающие доходы областного бюджета будут компенсированы федеральным бюджетом.

О налоге на имущество
Елена Усачёва также представила другие изменения, касающиеся налога на имущество организаций.

Организации, применяющие общий режим налогообложения, в отношении административно-деловых, торговых центров и нежилых помещений, выполняющих функции таких центров, будут уплачивать налог от налоговой базы, определенной по кадастровой стоимости имущества. Ранее такого права указанные организации были лишены.

В областном законе, который вступит в силу с 1 января очередного года, будут предусмотрены положения, направленные на улучшение положения таких налогоплательщиков. В случае превышения по итогам 2018 года суммы налога на имущество организаций, исчисленной исходя из среднегодовой стоимости имущества, над суммой такого налога, определённой исходя из кадастровой стоимости имущества, налоговая база за 2018 год определяется как кадастровая стоимость имущества.

Льготы для ТОСЭР
Исполняющий обязанности министра экономического развития Виталий Гниденко представил законопроект, устанавливающий налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданных в монопрофильных муниципальных образованиях области.

В отношении налога на прибыль установлена льготная ставка в размере 0 процентов в течение первых пяти налоговых периодов осуществления деятельности на ТОСЭР. В течение последующих пяти налоговых периодов такая ставка составит 10 процентов. Льготные ставки устанавливаются в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соответствующего соглашения на ТОСЭР.

Ставка налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе организаций-резидентов ТОСЭР, составляет 0 процентов. Срок действия данной ставки – в течение первых пяти налоговых периодов, начиная с первого числа месяца, когда имущество принято к учёту. Областным законом установлен ряд дополнительных требований к недвижимому имуществу.

Областной закон вводится в действие с 1 января 2019 года. Его действие коснётся территории опережающего социально-экономического развития «Онега». В дальнейшем он может применяться и к иным территориям опережающего развития, в случае их создания на территории Поморья.

Совершенствуется бюджетный процесс
Принятые на сессии областного Собрания в двух чтениях изменения в закон о бюджетном процессе позволили рассмотреть указанные налоговые законопроекты. До 1 января 2019 года приостановлено действие положений, не допускающих принятие областных налоговых законов после внесения в областное Собрание проекта закона об областном бюджете.

Директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев также отметил, что изменения в бюджетном процессе направлены на совершенствование механизма направления инвестиций в объекты капитального строительства.

В областной закон вводится механизм обоснования инвестиций для объекта капитального строительства и проведения его технологического и ценового аудита.

Эти процедуры осуществляются до принятия решения о предоставлении средств из бюджета в целях капитального строительства и до подготовки проектной документации. Это позволяет повысить точность определения предполагаемой (предельной) стоимости объектов капитального строительства и, соответственно, снизить риск увеличения стоимости строительства в ходе проектирования и строительства.

Обоснование инвестиций и его технологический и ценовой аудит готовится в случаях, предусмотренных законодательством. Одним из них является введённый с 1 июля 2017 года механизм заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Как отметил Игорь Андреечев, заключение таких контрактов является приоритетным для государственных и муниципальных заказчиков. Подрядчик несёт полную ответственность за разработанную проектно-сметную документацию и выполненную работу.

Этот механизм в качестве приоритетного отмечен в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2019 год и на среднесрочную перспективу.

Также внесены поправки, направленные на совершенствование порядка представления интересов области в судах по искам о взыскании денежных средств за счет их средств и исполнения судебных актов.

В частности, в целях эффективного возмещения средств областного бюджета министерство финансов устанавливает порядок представления исполнительными органами региональной власти информации о совершаемых ими действиях, связанных с возмещением таких средств в порядке регресса, либо об отсутствии оснований для предъявления исков о взыскании этих средств.

Дополнительные доходы бюджета – на социальное развитие
Сразу в двух чтениях утверждены изменения в закон об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Дополнительные финансовые ресурсы направлены на мероприятия социального и инвестиционного характера и поддержку местных бюджетов.

Также областным законом утверждены дополнительные соглашения к соглашениям между Министерством финансов России и правительством области о финансировании за счет средств федерального бюджета строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

Утверждены отчёты об исполнении областного бюджета и об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за первое полугодие 2018 года.

Новый план приватизации областного имущества на три года
Областным Собранием принят областной закон, утверждающий прогнозный план приватизации областного имущества на 2019–2021 годы.

В 2019 году запланирована приватизация 39 объектов недвижимого имущества.

Министр имущественных отношений Ирина Ковалёва отметила, что от приватизации такого имущества запланированы доходы областного бюджета в размере не менее 14 миллионов рублей.

Не допущено снижения мер социальной поддержки
Министр труда, занятости и социального развития Елена Молчанова представила законопроект, которым утверждена на 2019 год величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии в размере 10 258 рублей.

Расчет величины прожиточной минимума пенсионера на 2019 год произведен в соответствии с рекомендациями Минтруда России. Полученная прогнозная величина прожиточного минимума пенсионера в 2019 году составила 10 186 рублей, то есть на 72 рубля меньше по сравнению со значением 2018 года.

В целях защиты социальных прав пенсионеров законопроектом предлагается величину прожиточного минимума пенсионера в области установить в размере 10 258 рублей, сохранив её на уровне 2018 года.

Общие расходы областного бюджета на реализацию областного закона в части обеспечения доплаты к пенсии в 2019 году составят 1,078 миллиарда рублей.

Также законом установлена величина прожиточного минимума для детей в целях установления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка или последующих детей в возрасте до трех лет в размере 12 128 рублей.

Новые механизмы привлечения работников из других регионов
В первом чтении приняты поправки в сфере занятости населения. Указанные изменения обусловлены развитием на федеральном уровне механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

Изменениями расширен круг работодателей, которым предоставляется финансовая поддержка в рамках региональной программы. Участниками такой программы могут стать разные работодатели, испытывающие потребность в привлечении трудовых ресурсов. До настоящего времени в данную программу включались только организации, реализующие инвестиционные проекты.

Правительство области утверждает порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на финансовую поддержку. Определяется перечень мер поддержки, предоставляемых такими работодателями работникам, привлеченным для трудоустройства из других регионов.

Как отметила Елена Молчанова, эти меры в обязательном порядке согласовываются с министерством труда, занятости и социального развития области.

Дополнительные гарантии педагогическим работникам
Поддержаны в двух чтениях изменения в областной закон об образовании, представленные министром образования и науки Сергеем Котловым.

С 1 января 2019 года педагогические работники получат право на компенсацию за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации в различных ее формах. В настоящее время таким правом обладают только педагогические работники, участвующие в организации и проведении единого государственного экзамена.

Определён порядок компенсации расходов муниципального района или городского округа – учредителя муниципальной образовательной организации на организацию бесплатной перевозки детей, обучающихся в такой организации и проживающих на территории иного муниципального района или городского округа.

Компенсация расходов осуществляется в форме иных межбюджетных трансфертов из местного бюджета муниципального образования, не обеспечившего транспортную доступность муниципальной образовательной организации по месту жительства обучающихся. Основной механизм реализации такой компенсации – соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта. Установлены требования к содержанию данных соглашений.

С начала следующего года министерство образования и науки устанавливает квоту приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования, порядок и сроки определения такой квоты. Министерством определятся порядок выплаты штрафов за несоблюдение существенных условий договора о целевом обучении как со стороны органов власти, так и работника.

В Единой государственной информационной системе социального обеспечения размещается также информация о предоставлении указанных мер и гарантий иным работникам образовательных организаций области (помимо педагогических работников и молодых специалистов).

Вопросы развития физической культуры и спорта
Руководитель агентства по спорту Андрей Багрецов представил изменения в законе о физической культуре и спорте.

Агентство присваивает тренерам и специалистам в сфере физической культуры и спорта в организациях, неподведомственных федеральным органам власти, соответствующие квалификационные категории. До настоящего времени это полномочие осуществляли учреждения дополнительного образования.

Агентство по спорту будет участвовать в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований среди студентов на территории области.

Территориальное планирование – на уровень субъекта
Полномочия по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования передаются на региональный уровень

Такой законопроект принят областным Собранием депутатов в первом чтении.

Министр строительства и архитектуры Михаил Яковлев пояснил, что с 1 января 2005 года органы местного самоуправления должны были подготовить и утвердить генеральные планы, схемы территориального планирования и правила землепользования и застройки.

Данный срок неоднократно продлевался на федеральном уровне (с 2005 года по 2017 год).

По настоящее время в области так и не сформирована единая система таких документов. Это обусловлено отсутствием у органов местного самоуправления организационной структуры управления, квалифицированных специалистов, материально-технического обеспечения в указанной сфере.

По мнению Михаила Яковлева, реализация исполнительными органами власти перераспределённых полномочий позволит выстроить единую градостроительную политику и упорядочить градостроительную деятельность на территории области, сформировать единые требования к составу и содержанию генеральных планов, схем территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Также это позволит создать условия для реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и разработанных в его исполнение национальных проектов.

Расширены полномочия муниципального жилищного контроля
Руководитель государственной жилищной инспекции Анатолий Лукин представил законопроект, которым органы местного самоуправления Архангельска и Северодвинска наделяются полномочиями по проведению проверок в рамках лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на основании лицензии.

С 1 мая 2015 года в отношении управляющих организаций государственный жилищный надзор не осуществляется, а осуществляется лицензионный контроль. В итоге соблюдение обязательных требований управляющими компаниями проверяется исключительно в ходе осуществления лицензионного контроля органами региональной власти. Органы местного самоуправления фактически утратили право составлять протоколы по КоАП России в отношении управляющих организаций.

Механизм проведения проверок, предусмотренный областным законом, позволит более оперативно реагировать на заявления граждан о некачественном предоставлении жилищных услуг и привлекать управляющие компании к ответственности.

Сотрудники муниципалитетов направляют предостережения в адрес управляющих организаций о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства. Это будет способствовать профилактике нарушений в данной сфере.

Новые инструменты имущественной поддержки МСП
Совершенствуется механизм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствующие изменения приняты в первом чтении на сессии областного Собрания.

Вводится бессрочное преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого ими областного имущества. До последнего времени такое право могло быть реализовано только до 1 июля 2018 года.

Сохранён предельный десятилетний срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, арендуемого областного недвижимого имущества.

Предельный срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, арендуемого муниципального недвижимого имущества устанавливается муниципальным правовым актом.

Как отметил директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, необходимая информация направлена в органы местного самоуправления для принятия таких решений.

Расширяется перечень областного имущества, предоставляемого в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, и которое может быть выкуплено, за счет включения в него имущества областных учреждений и унитарных предприятий.

Определены новые субъекты малого и среднего предпринимательства – сельскохозяйственные кооперативы, для которых областное имущество будет предоставляться в аренду на льготных условиях.

Развиваются меры стимулирования деятельности промышленных технопарков за счет средств областного бюджета.

Правительство области будет устанавливать на региональном уровне порядок применения таких мер стимулирования, дополнительные требования к промышленным технопаркам и к их управляющим компаниям – получателям мер стимулирования. Данные изменения позволят создать правовую основу для включения мероприятий по поддержке промышленных технопарков в соответствующие областные программы.

Комплексные изменения в сфере лесных отношений
Принят областной закон, предусматривающий комплексные изменения в областной закон о реализации органами региональной власти полномочий в сфере лесных отношений.

Также поддержаны в первом чтении поправки в отдельные областные законы в сфере лестных отношений и особо охраняемых природных территорий, представленные министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Александром Еруликом.

Уточняется перечень федеральных полномочий в сфере лесных отношений, осуществляемых органами государственной власти.

Государственные учреждения, подведомственные министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, смогут осуществлять федеральный государственный пожарный надзор в лесах. В настоящее время данные учреждения осуществляют только федеральный государственный лесной надзор.

Совершенствуется процедура организации техосмотра
Приняты во втором чтении изменения в сфере технического осмотра транспортных средств.

Агентство по тарифам и ценам осуществляет контроль за соблюдением размера платы за выдачу дубликата диагностической карты.

Определены случаи, при которых губернатор области утверждает перечень мер по организации технического осмотра транспортных средств, правительство области принимает такие меры, а министерство транспорта их разрабатывает.

Совершенствование государственного управления
Приняты в окончательной редакции изменения, согласно которым официальными считаются областные правовые акты, размещенные в федеральном регистре правовых актов субъектов Российской Федерации, доступ к которым обеспечивается через интернет-портал Министерства юстиции России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».

Урегулированы организационные и финансовые вопросы деятельности мировых судей области.

Изменениями, принятыми в первом чтении, вводится институт старосты сельского населенного пункта. Помимо полномочий и гарантий деятельности старосты сельского населенного пункта, установленных на федеральном уровне, устанавливаются иные полномочия и права сельского старосты.

Представляя законопроект, директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев отметил, что институт сельских старост рассматривается в качестве одной из перспективных форм вовлечения населения в осуществление местного само­управления, а также как действенная форма взаимодействия местной власти с населением.

Сельский староста рассматривается как своего рода посредник между органами местного самоуправления и населением.

— Это авторитетная фигура среди сельских жителей, человек, который способен, с одной стороны, организовать односельчан на выполнение общественно значимых задач, с другой – донести до местной администрации нужды и чаяния населения, чтобы ни одна проблема граждан не осталась без внимания, – подчеркнул Игорь Андреечев.

Изменения в сфере административной ответственности
Во втором чтении приняты изменения, усиляющие ответственность за нарушение требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

За такие нарушения предлагается привлекать к административной ответственности работников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также работников государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги, подлежащие включению в региональный реестр государственных и муниципальных услуг.

Введена административная ответственность должностных лиц, не являющихся гражданскими служащими и представляющих интересы области в органах управления хозяйственных обществ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по представлению таких интересов.

Игорь Андреечев представил новый блок поправок в закон об административной ответственности.

Предлагается усилить ответственность за торговлю рыбной продукцией и другими водными биоресурсами в местах, не установленных для этих целей.

Несанкционированная торговля указанной продукцией в области достаточно распространена и не позволяет осуществлять надлежащий контроль качества.

Развивается процедура создания административных комиссий и назначения их членов. В муниципальном образовании «Город Архангельск» его представительный орган вправе образовать административную комиссию, полномочия которой распространяются на два и более его территориальных округа. Это позволит оптимизировать механизм создания административных комиссий в административном центре области.

В целях оперативного формирования и изменения состава административных комиссий полномочиями по назначению их членов наделяются главы местных администраций. В настоящее время такие полномочия реализуются представительными органами власти.

Совершенствуются вопросы противодействия коррупции
В связи с изменениями федерального законодательства в сфере противодействия коррупции в первом чтении приняты комплексные изменения в этой сфере.

Упрощается порядок привлечения государственных и муниципальных служащих к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В случае признания такими лицами фактов совершения коррупционных правонарушений взыскание за совершенные ими деяния может применяться на основании доклада. В этом случае рекомендаций комиссией по конфликту интересов не требуется.

Устанавливается единый срок давности для применения взысканий за коррупционные правонарушения в отношении муниципального служащего и лица, замещающего государственную должность в исполнительных органах власти, – не позднее трёх лет со дня его совершения. Это обусловлено унификацией на федеральном уровне срока привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения.

Игорь Андреечев также отметил, что законопроект сохраняет практику дифференцированного привлечения лиц, замещающих муниципальные должности и государственные должности, к ответственности за совершение коррупционного правонарушения с учетом критериев, определенных Минтруда России.

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0