Стратегия до 2035 года (документ, книга)
Главная стратегическая цель: Архангельская область – центр Русского Севера, привлекающий и объединяющий людей для всестороннего развития, реализации передовых идей и комфортного проживания.
РАЗДЕЛ I. ИТОГИ РАЗВИТИЯ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2008 – 2016 ГОДЫ
1. Основные итоги реализации Стратегии социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года (за 2008-2016 годы)
2. Ключевые параметры социально-экономического развития Архангельской области за 2008 – 2016 годы
В период 2007 – 2016 годов темпы роста экономики Архангельской области незначительно отличались от среднероссийских.
Позитивные перемены за период 2007 – 2016 годов проявились в увеличении доли занятого населения в третичном секторе экономики (сфера торговли и услуг) и снижении доли занятого населения в первичном (сельское хозяйство и добывающая промышленность) секторе экономики при одновременном росте объема создаваемой в них валовой добавленной стоимости.
Произошедшие процессы положительно повлияли на производительность труда, которая увеличилась в 6,5 раза от уровня 2007 года и составила 1 342,87 тыс. рублей, тогда как в целом по экономике данный показатель увеличился в 2,5 раза, составив 756,2 тыс. рублей. Наибольшие уровни производительности труда в экономике Архангельской области по итогам 2016 года зафиксированы в добывающей промышленности, рыболовстве и рыбоводстве. Лидерство добывающей промышленности в Архангельской области по показателю производительности труда соответствует общероссийской тенденции.
В целом в условиях экономических кризисов достигнутые позитивные изменения позволили увеличить с 2008 года реальный располагаемый доход населения на 11 процентов. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата с 2008 года по 2016 год выросла на 16 процентов, а денежные доходы в расчете на душу населения в месяц с учетом инфляции выросли на 18 процентов.
Наблюдаются значительные изменения в демографической ситуации Архангельской области. В первую очередь ожидаемая продолжительность жизни была увеличена почти на 3 года, что является значительным достижением для Архангельской области, территории которой частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации. Значительную роль сыграла стойкая тенденция к снижению смертности населения от внешних причин, инфекционных и паразитарных болезней. Показатель перинатальной смертности уменьшился на 33,71 процента к уровню 2008 года.
3. Реализация государственных программ Архангельской области за период 2012 – 2016 годов
РАЗДЕЛ II. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ
1. Конкурентоспособность Архангельской области на региональном, субрегиональном и международном уровне
Несмотря на достаточно невысокие позиции в межрегиональных рейтингах по итогам 2017 года Архангельской областью достигнуты следующие позиции:
– лидирующая позиция в Российской Федерации по количеству инвестиционных проектов, реализуемых в лесной отрасли;
– шестое место в Российской Федерации по доле поддержанных проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций;
– 10 позиция в Российской Федерации по темпам роста инвестиций по итогам 2017 года;
– значительное сокращение государственного долга Архангельской области;
– более чем 20-процентный рост обрабатывающей промышленности;
– одна из лучших в Российской Федерации в 2017 году практика проектного офиса Архангельской области по обучению государственных, гражданских служащих Архангельской области и муниципальных служащих в Архангельской области проектному управлению.
2. Уровень конкурентных преимуществ Архангельской области
3. Ключевые вызовы развития Архангельской области
Поведенный анализ позволяет выделить ряд моментов, которые могут стать барьером для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Архангельской области.
СНИЖЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ТРУДОСПОСОБНОГО
ОТНОСИТЕЛЬНО НИЗКИЕ ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НИЗКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ОТНОСИТЕЛЬНО НИЗКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ
НАЛИЧИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ БИЗНЕСА, СВЯЗАННЫХ С АРКТИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НЕВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ВЫСОКАЯ ДОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
РАЗДЕЛ IV. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
ПРОСТРАНСТВО, КОМФОРТНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ
БЛАГОПРИТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
КОНСОЛИДАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
РАЗДЕЛ V. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
1. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1. Сформированная культура и система здоровьесбережения
Главная цель
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, увеличению ожидаемой продолжительности и повышению качества жизни населения за счет уменьшения бремени заболеваний.
Ключевые направления развития, формирующие будущее здравоохранения Архангельской области Рост продолжительности жизни и повышение качества жизни граждан всех возрастов за счет уменьшения бремени заболеваний, будет обеспечен широким использованием современных медицинских технологий, развитием здорового образа жизни, формированием новой модели организации медицинской помощи и новых профессиональных компетенций медицинских кадров.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ»
2) ПРОЕКТ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ»
3) ПРОЕКТ «СОВРЕМЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
4) ПРОЕКТ «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
5) ПРОЕКТ «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
6) ПРОЕКТ «КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
1.2. Качественное и доступное образование
Главная цель
Раскрытие талантов и способностей каждого обучающегося, студента, школьника в целях его дальнейшей успешной самореализации на благо общества. С точки зрения экономики, «благосостояние» обусловлено уровнем развития производственных сил и характером экономических отношений, выражающих актуальный уровень развития и возможностей экономики.
Ядром человеческого капитала являются знания и навыки, производящие добавленную стоимость для экономики в целом и для его обладателя в частности. Качество человеческого капитала как ключевого ресурса развития экономики и общества формируется системой образования.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО»
2) ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
3) ПРОЕКТ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ КАЖДОГО»
4) ПРОЕКТ «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»
5) ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛ»
1.3. Центр культуры с богатым историческим наследием
Главная цель
Защита объектов культурного наследия в целях сохранения культурного кода и исторической памяти для будущих поколений.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
2) ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН»
3) ПРОЕКТ «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ – СЕРДЦЕ АРКТИКИ»
4) ПРОЕКТ «РУССКОЕ СЕЛО»
5) ПРОЕКТ «СТОЛИЦА РУССКОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА»
6) ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ»
1.4. Развитая система физкультурно-спортивного воспитания
Главная цель
Создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры и повышение ее доступности для всех категорий населения Архангельской области, а также повышение конкурентоспособности спортсменов Архангельской области на всероссийском и международном уровнях.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ЗДОРОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ»
2) ПРОЕКТ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
3) ПРОЕКТ «ПОИСК ТАЛАНТОВ»
4) ПРОЕКТ «СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ»
5) ПРОЕКТ «ДОСТУПНЫЙ СПОРТ ДЛЯ КАЖДОГО»
1.5. Благосостояние, доступное для каждого
Главная цель
Повышение уровня доходов всех категорий населения и развитие региональных социально-экономических условий жизни, обеспечивающих не только возможность для населения удовлетворять первичные и базовые потребности, но сформировать устойчивую модель социально-экономической деятельности, основанной на доступности прочих товаров и услуг (обеспечивающих остальные категории потребностей), за счет расширения экономического потенциала населения. С точки зрения экономики «благосостояние» населения обусловлено уровнем развития производственных сил и характером экономических отношений, выражающих актуальный уровень развития и возможностей экономики.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ»
2) ПРОЕКТ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
3) ПРОЕКТ «МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ»
4) ПРОЕКТ «ДОСТУПНАЯ РАБОТА»
5) ПРОЕКТ «ОБЕСПЕЧЕННАЯ СЕМЬЯ»
2. ПРОСТРАНСТВО, КОМФОРТНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ
2.1. Доступное, комфортное и качественное жилье
Главная цель
Обеспечение населения Архангельской области доступным и комфортным жильем, отвечающим современным требованиям.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»
2) ПРОЕКТ «КАЧЕСТВЕННОЕ ЖИЛИЩНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
3) ПРОЕКТ «ДОСТУПНАЯ ИПОТЕКА»
4) ПРОЕКТ «РЫНОК АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ»
5) ПРОЕКТ «РЕДЕВЕЛОПМЕНТ ТЕРРИТОРИЙ»
2.2. Современная коммунальная и энергетическая инфраструктура
Главная цель
Повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности системы коммунальной и энергетической инфраструктуры, направленной на обеспечение потребностей социально-экономического развития Архангельской области.
Коммунальная и энергетическая инфраструктуры выступят в качестве «точек роста» при реализации Стратегии, которая, в свою очередь, обеспечит дополнительный импульс развития топливно-энергетического комплекса.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
2) ПРОЕКТ «МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»
3) ПРОЕКТ «КАЧЕСТВЕННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ»
4) ПРОЕКТ «МАСШТАБНАЯ ГАЗИФИКАЦИЯ»
5) ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА»
2.3. Доступное и качественное транспортное сообщение
Главная цель
Организация транспортной системы, обеспечивающей пространственную связанность Архангельской области, а также транспортную связь с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами. Достижение быстрого и бесперебойного транспортного сообщения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях способствует созданию комфортных условий для местных жителей и гостей Архангельской области, росту торговли и деловых контактов.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «АВТОДОРОЖНЫЙ КАРКАС АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
2) ПРОЕКТ «АРХАНГЕЛЬСК – ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА МАКРОРЕГИОНА И РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ»
3) ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
4) ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ СЕВЕРОДВИНСКОГО БАССЕЙНА»
5) ПРОЕКТ «КАЧЕСТВЕННОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ»
2.4. Современная городская среда и комфортное село
Главная цель
Повышение качества и комфорта городской и сельской среды Архангельской области и создание условий для их дальнейшего развития.
Качество среды является комплексной характеристикой территорий и ее частей, которая определяет уровень комфорта повседневной жизни населения. Эти характеристики формируются через мероприятия по благоустройству, которые подразумевают не только эстетическую и инженерную подготовку, но и комплексное устойчивое развитие на пересечении социальных, экономических и экологических аспектов.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «БЛАГОУСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ»
2) ПРОЕКТ «БЛАГОУСТРОЙСТВО ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ»
3) ПРОЕКТ «ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ»
4) ПРОЕКТ «КОМПАКТНОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДЫ»
5) ПРОЕКТ «РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВ»
2.5. Благоприятная окружающая среда
Главная цель
Улучшение качества окружающей среды и формирование предпосылок создания экологически ориентированной модели роста экономики Архангельской области, обеспечивающей сохранение благоприятной среды обитания для достижения высокого качества жизни каждого человека.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «СРЕДА ОБИТАНИЯ»
2) ПРОЕКТ «ЛИКВИДАЦИЯ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА»
3) ПРОЕКТ «ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ»
4) ПРОЕКТ «ЭФФЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ»
5) ПРОЕКТ «ЭКОСТРОИТЕЛЬСТВО»
3. БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
3.1. Функционирующий рынок научных исследований и инновационных разработок
Главная цель
Создание единого научного и инновационного пространства на территории Архангельской области, в рамках которого будут реализовываться комплексные передовые НИОКР при дальнейшей интеграции в производственную и социально-экономическую жизнь Архангельской области.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «СОВРЕМЕННАЯ НАУКА»
2) ПРОЕКТ «БИЗНЕС И ИННОВАЦИИ»
3) ПРОЕКТ «СУБАРКТИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ЗОНА»
4) ПРОЕКТ «ВУЗ – ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ»
5) ПРОЕКТ «МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ»
3.2. Сбалансированный рынок труда
Главная цель
Организация эффективного и сбалансированного рынка труда, отвечающего на вызовы в условиях меняющейся конъюнктуры.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ»
2) ПРОЕКТ «ДОСТУПНАЯ РАБОТА»
3) ПРОЕКТ «ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА»
4) ПРОЕКТ «ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ»
5) ПРОЕКТ «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ»
6) ПРОЕКТ «ПРОЗРАЧНЫЙ РЫНОК ТРУДА»
3.3. Эффективная система поддержки и развития бизнеса
Главная цель
Создание благоприятных условий для развития МСП на территории Архангельской области
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «РЫНОЧНЫЕ НИШИ ДЛЯ МСП НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ЛОКАЛЬНОМ РЫНКАХ»
2) ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ МСП»
3) ПРОЕКТ «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
4) ПРОЕКТ «УКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МСП»
3.4. Сельские территории как новые точки экономического роста
Главная цель
Обеспечение социально-экономического развития сельских территорий Архангельской области. Организация структуры сельской местности и формирование точек роста, что позволит улучшить благополучие населения, проживающих в сельских поселениях Архангельской области, и повысить вклад сельских поселений Архангельской области в ВРП.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ПОДДЕРЖКА ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
2) ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНОЕ И ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»
3) ПРОЕКТ «СЕЛЬСКИЕ СООБЩЕСТВА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»
4) ПРОЕКТ «ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ – ТОЧКИ РОСТА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»
5) ПРОЕКТ «СОДЕЙСТВИЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ИЗ МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ДЕРЕВЕНЬ»
3.5. Глобальная конкурентоспособность приоритетных отраслей экономики
Главная цель
Развитие приоритетных и перспективных отраслей Архангельской области через реализацию крупных инвестиционных проектов. Приоритетными отраслями экономики Архангельской области являются:
судостроение;
лесопромышленный комплекс;
рыбопромышленный комплекс;
агропромышленный комплекс;
добыча полезных ископаемых;
ТЭК;
химическая промышленность.
Перспективными отраслями экономики Архангельской области являются:
транспортно-логистический комплекс;
цифровая экономика;
биотехнологические производства.
Обеспечение социально-экономического развития сельских территорий Архангельской области. Организация структуры сельской местности и формирование точек роста позволит улучшить благополучие населения, проживающего в сельских поселениях Архангельской области, и повысить вклад сельских территорий в региональный ВРП.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) «МЕГАПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА»
ПРОЕКТЫ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ
Реализация нижеперечисленных проектов обеспечит ускоренное развитие производственной и инновационной инфраструктуры Архангельской области, которая станет одним из его ключевых конкурентных преимуществ.
2) ПРОЕКТ «РАСШИРЕНИЕ МЕЖКЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
3) ПРОЕКТ «СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ УДОСТРОИТЕЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА»
4) ПРОЕКТ «СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА»
5) ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
Модернизированная производственная и инновационная инфраструктура создаст необходимый задел для развития ряда высокотехнологичных производств, которые обеспечат повышение конкурентоспособности Архангельской области как на российском, так и международном рынке.
6) ПРОЕКТ «ТЕХНОПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
7) ПРОЕКТ «ПРОИЗВОДСТВО АКВАКУЛЬТУРЫ»
8) ПРОЕКТ «ПРОИЗВОДСТВО БИОПОЛИМЕРОВ»
9) ПРОЕКТ «ПЕЙНТ-ТЕХНОЛОГИИ»
10) ПРОЕКТ «ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСОПЕРЕРАБОТКЕ»
11) ПРОЕКТ «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»
4. КОНСОЛИДАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
4.1. Общество, основанное на доверии и взаимной ответственности
Главная цель
Формирование благоприятных условий для развития общественной активности и социальной солидарности населения как ключевых факторов, обеспечивающих стимулирование социальной сплоченности общества и развитие социального капитала Архангельской области.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА»
2) ПРОЕКТ «ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ»
3) ПРОЕКТ «УЛУЧШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ»
4.2. Молодежь, ответственная за будущее Архангельской области
Главная цель
Обеспечение условий для формирования поколения, принимающего активное участие в развитии Архангельской области. Гражданская инициатива является значимым стимулом регионального развития, без которой невозможен всесторонний обхват важных вопросов для населения.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «МОЛОДЕЖНЫЕ СООБЩЕСТВА»
2) ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ»
3) ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ»
4) ПРОЕКТ «ВОЛОНТЕРЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
4.3. Эффективная система общественной безопасности
Главная цель
Обеспечить для жителей Архангельской области безопасность для их жизнедеятельности.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ДОБРОВОЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»
2) ПРОЕКТ «НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ»
3) ПРОЕКТ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ»
4) ПРОЕКТ «КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
5) ПРОЕКТ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
6) ПРОЕКТ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
4.4. Семья как основа духовно-нравственного развития
Главная цель
Создание условий, способствующих сохранению высокой значимости института семьи в современном обществе, поддержка эффективной реализации его ключевых социальных функций.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ»
2) ПРОЕКТ «СЕМЬЯ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА»
3) ПРОЕКТ «РАСШИРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ»
4) ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МОЛОДОЙ СЕМЬИ»
4.5. Гражданское единство на основе традиций и культуры Архангельской области
Главная цель
Совершенствование условий становления и формирования личности на основе традиций и культуры народов Архангельской области, обеспечивающих поддержку чувства стабильности в быстроразвивающейся урбанизированной среде.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ
1) ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ КОД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»
2) ПРОЕКТ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»
3) ПРОЕКТ «ГРАЖДАНСКОЕ ЕДИНСТВО»
РАЗДЕЛ VI. СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
1. Сценарные условия развития Архангельской области
2. Текущая политика управления человеческим капиталом
3. Факторы внешней среды
4. Формирование сценария долгосрочного развития
5. Обоснование выбора целевого сценария
РАЗДЕЛ VII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ
1. Сроки и этапы реализации Стратегии
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года предусматривает 3 этапа реализации:
1 этап – 2019 – 2024 годы – формирование условий для развития;
2 этап – 2025 – 2030 годы – повышение темпов экономического роста;
3 этап– 2031 – 2035 годы – сохранение и устойчивое социальноэкономическое развитие.
2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
3. Мониторинг достижения целей Стратегии
4. Ресурсы и Механизмы реализации Стратегии
5. Совершенствование инвестиционной политики
6. Модернизация методов государственного управления
7. Проектное управление
8. Политика пространственного зонирования
9. Социальное партнерство
10. Государственно частное партнерство
10.2. Государственно-частное партнерство в сфере жилищного строительства и предоставления коммунальных услуг
10.3. Государственно-частное партнерство в социальной сфере
11. Кластерная политика
12. Реализация инвестиционных проектов
13. Перечень Государственных программ и Приоритетных проектов, включенных в Стратегию
Создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста через реализацию Стратегии
Инвестиционная активность является одним из ключевых механизмов развития региона. Однако интенсивность процесса инвестирования зависит также от предельной склонности к сбережениям и определяется не только уровнем накопления, но и сдвигами в экономической конъюнктуре, комплексной оценкой предпринимателями перспектив (горизонтов) экономического развития.
На перспективность инвестиций также влияют общая экономическая и политическая ситуация в стране, состояние внешней торговли, валютный курс национальной денежной единицы, новые открытия в области науки, техники и технологий, нахождение новых источников сырья и материалов, изменения в структуре спроса населения, размеры его доходов, вкусы и мода, национальные традиции и т.д. Осуществление инвестиций в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются:
► наличие достаточного для инвестиций уровня сбережений, выступающих как инвестиционные ресурсы.
► существование объектов для инвестирования в виде реальных и/или финансовых активов, обеспечивающих сохранение и/или возрастание вложенных средств.
► функционирование экономических субъектов, способных осуществлять инвестиции.
► наличие в экономической системе институтов, обеспечивающих аккумуляцию и трансформацию сбережений (как потенциальных инвестиций) в инвестиции.
Необходимость достижения заданного уровня средней начисленной заработной платы и уровня ВРП в рамках реализации Стратегии обуславливают достижение необходимого темпа роста объемов инвестиций в основной капитал.
Темпы роста инвестиций в основной капитал до 2035 года, %
Достижение среднего 10% темпа роста инвестиций за первый период обусловлено необходимостью стартовых инвестиций для реализации значительного числа крупных проектов, обеспечивающих в дальнейшем планомерное развитие. Данный темп роста оценивается для Архангельской области как вполне достижимый. Дальнейшее постепенное замедление темпов одновременно с сохранением значительной доли инвестиции в структуре ВРП, можно объяснить следующими процессами:
► во-первых,, произойдет рост эффективности инвестиционных вложений;
► во-вторых, наблюдается изменение структуры экономики, повышается скорость оборота инвестиций;
► в-третьих, происходят определенные изменения в отраслевой структуре промышленности (снижение доли капиталоемких, прежде всего добывающих и сырьевых, отраслей в промышленном производстве).
Кроме того, при проведении мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата конкретной территории, необходимо учитывать такие территориальные факторы, как уровень развития предпринимательской среды и уровень экономической активности населения в регионе, анализировать специализацию и качество жизни.
Оценка консолидации населения и развитие гражданского общества через реализацию Стратегии
В качестве комплексной оценки достижения и управления реализации стратегии был сформирован обобщенный индикатор социального капитала, оценивающий развитие гражданского общества и уровень консолидации, полученный на основе результатов опроса населения. В опросе, проведенном в июле-августе 2018г, приняли участие 1844 человека, выборка репрезентативна по полу и возрасту взрослого населения области, а также по типу населенного пункта.
Социальный капитал с позиции ряда исследователей основан на взаимном общественном доверии. Как показало исследование, уровень общественного доверия в регионе составил 31%. Подавляющее большинство опрошенных говорили о том, что относятся к окружающим с настороженностью. Оценки слабо диверсифицированы по населенным пунктам, тем не менее, максимум отрицательных оценок приходится на Архангельск – 71,3%.
Анализ показал, что по оценке уровня сплоченности значительных колебаний в ответах по территории опроса нет. По области 34,8% опрошенных или только каждый третий житель региона полагают, что в обществе преобладает сплоченность. Противоположной точки зрения придерживаются 58,5%.
Большинство опрошенных (62,1%) также декларируют, что сегодня готовность объединятся для решения общественных проблем это редкость. Только (35,4%) полагают, что среди окружающих достаточно много готовых
к объединению людей.
Важным моментом уровня общественного участия является разделение идеи о том, что действующая власть представляет и поддерживает интересы большинства людей. Как показал опрос, только треть опрошенных согласна с данным утверждением – 29,55 по области. Большинство же опрошенных полагают, что власть не разделяет интересы таких людей, как они – 65,1% по области.
Заключительный вопрос отчета касался личной ответственности респондентов за происходящее на разных уровнях. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что в полной мере чувствуют ответственность за происходящее в их семье – 75,3%; 49,4% ответили так о своей работе. В меньшей степени люди готовы отвечать за то, как обстоят дела в их дворе – 34,5%; еще меньше распространяют зону своего активного участия на город (18%) и страну (18%).
Таким образом, уровень общественного участия жителей Архангельской области можно охарактеризовать как слабый. Лишь около трети населения региона чувствуют сплоченность в обществе, готовы доверять окружающим, они готовы также нести ответственность за то, что происходит во дворе их дома. Подавляющее же большинство опрошенных придерживается негативно-пассивной позиции. В то же время необходимо отметить высокий уровень доверия представителям ряда профессиональных и социальных групп. Более половины опрошенных готовы доверять соседям, землякам, коллегам по работе, врачам, учителям, общественникам, полицейским и пр. в зоне отчуждения оказались представители власти и сферы ЖКХ.
Реализация стратегии направлена на решения значительного числа социальных вопросов, усилие консолидации, повышение безопасности и доверия. Одним из наиболее сложных и важных видов доверия является доверие к институтам, и прежде всего, к государству. В первом приближении институциональное доверие можно охарактеризовать как обезличенное доверие в отношении официально установленных правил, норм и предписаний. Доверие к правилам проецируется на доверие к тем организациям, которые эти правила реализуют. В свою очередь, доверие к организациям может проецироваться на их руководителей. В силу вышеназванной специфики институционального доверия, к нему непросто напрямую отнести те характеристики, с которыми обычно связывают межличностное доверие, однако связь между тем и другим существует. Доверие между людьми (в нашем случае межличностное доверие) возникает в том случае, если совершаемые субъектами поступки понятны и ожидаемы для других, когда действия происходят по определенным установленным и принятым большинством правилам и нормам. Уровень общественного доверия в других странах существенно различается. Без общественного доверия в органы государственной власти, очень сложно мобилизовать ресурсы (труд, капитал и т.д.), столь необходимые для поддержки и реализации любых изменений. Снижение общественного доверия может привести к снижению правопорядка и соблюдения законодательства. Граждане и бизнес становятся пассивными, менее склонными к риску, откладывая решения по инвестициям, инновациям и найму новых сотрудников, то есть необходимыми компонентами восстановления экономического роста и конкурентоспособности. Доверие – это с одной стороны, драйвер и катализатор реформ государственного сектора - необходимый для их реализации - и в то же время, результат реформ, так как влияет на отношение людей и организаций к решениям государственных структур, относящихся к экономическому развитию и социальному благополучию.
Актуализация традиции доверия определяется усложнением социальных взаимодействий, непрозрачностью, неуверенностью, охватывающей все большие сферы общественной жизни. Доверие становится необходимым фактором и элементом социальных взаимодействий, основанием для возникновения коммуникаций. Возникает парадоксальная ситуация, которая подчеркивается многими исследователями: с одной стороны, отмечается все большее объединение и взаимодействие институтов, формируются глобальные системы, с другой стороны – возникает недостаток взаимного понимания, доверия как на личностном уровне, так и на уровне экономических и политических институтов. Расширение коммуникационных взаимосвязей ведет не к объединению, а, наоборот, к возрастанию риска и неопределенности в социальных взаимодействиях, к утрате общественного доверия.
К определению целей реализации Стратегии активно привлекалось общество. Данное решение обусловлено тем, что главное при создании документом подобного рода соблюдать – конвенциональность в определении целей развития – люди сами должны решать, какие критерии общественного развития могли бы восприниматься как справедливые, и только затем можно вести речь о путях достижения целей. В этих условиях особую значимость приобретает деятельность органов власти по обеспечению социальной сплочённости региональных сообществ, которая конструируется действиями власти по интеграции регионального сообщества, включая разделение общих норм и ценностей; уровнем прочности социальных связей между людьми; уровнем согласованности и поведения членов регионального сообщества в основных сферах деятельности; активностью людей в переходные периоды их жизни; эффективностью политики в сфере социальной защиты и т.д.
Перспективы наращивания человеческого капитала, в том числе через привлечение высококвалифицированных специалистов на постоянной и временной основе, и текущий достаточно низкий уровень общественного доверия и ответственности не позволят максимизировать уровень развития социального капитала. Тем не менее, реализация проектов, заложенных в Стратегии, позволит значительно повысить все показатели. Особенно значимым в данном случае будет повышение готовности к объединению как первичный фактор максимизации социального капитала.
Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем, принятие жителями ответственности за жизнь в своем городе или поселке является важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны. Одним из инструментов "выращивания" социальной активности должно являться местное самоуправление, которое, по сути, представляет не только первый уровень власти, но и важнейший элемент гражданского общества, реальную школу гражданской активности, инструмент вовлечения граждан в решение вопросов жизнеобеспечения на уровне конкретных муниципальных образований. Развитие малого бизнеса на территории также влияет на повышение общественной активности. Активность населения повышают такие социально-психологические факторы, как информированность населения о проблемах муниципального образования, путях их решения, возможных формах его участия в решении вопросов местного самоуправления. Анализ зарубежной практики показал, что общественное доверие к государственной службе зависит не только от конкретных результатов деятельности государственных служащих, но и от корректности и открытости процесса взаимоотношений с гражданами при предоставлении государственных услуг. Как показали материалы экспертного опроса, уровень общественного доверия определяется не только эффективностью и качеством работы государственных служащих, но и теми личностными качествами государственных служащих, тем, насколько служебное поведение гражданских служащих отвечает требованию принципам гуманизма, законности, общественного служения.
Ресурсы и механизмы реализации стратегии
Реализация Стратегии планируется с использованием нескольких источников финансирования. С целью исключения значительного увеличения нагрузки на бюджет региона значительная часть проектов синхронизирована с действующими Национальными проектами и Государственными программами. Источники финансирования данных проектов включают:
► Средства федерального бюджета.
► Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.
► Средства Фонда социального страхования РФ.
► Бюджетные и внебюджетные фонды.
Для реализации крупных проектов в сфере промышленности предполагается привлечение внешних частных, в том числе иностранных инвестиций.
Кроме того, часть проектов, предусматривающих модернизацию механизмов государственного управления, предполагается реализовывать без финансирования.
Оставшиеся проекты будут реализованы с привлечением финансирования из средств областного бюджета, при этом предусматривается постепенное сокращение бюджетных средств за счет перехода на самоокупаемость и привлечение внешних инвесторов. Значительная часть проектов будет реализована с помощью механизмов государственно-частного партнерства, что также позволит снизить нагрузку на бюджет региона.
Комментарии 0