Публикация

Экономика замкнутого цикла Ульяновской области в рамках новой Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2050 г. основанной на инновациях и принципах зеленой экономики

  • 21 октября 2023 г.
  • 0

Экономика замкнутого цикла (далее — ЭЗЦ) — альтернативная концепция традиционной модели экономики, которая предлагает принципиально новый подход к производству, потреблению и ведению хозяйственной деятельности на основе возобновляемых решений и бизнесмоделей. Подходы ЭЗЦ особенно актуальны в контексте глобальных усилий по сокращению выбросов CO2 и прогнозируемого дефицита ресурсов.

Построение экономики замкнутого цикла имеет и важную общественную ценность. Социальный аспект заключается в том, что грамотное и рациональное обращение с отходами производства и потребления является одним из ключевых факторов формирования комфортной городской среды. Для предприятий формирование полноценной стратегии управления сырьем и отходами с созданием замкнутого цикла является не только способом сокращения своих производственных расходов на приобретение сырьевых материалов, но также неотъемлемой частью корпоративной политики в области устойчивого развития. Это важный показатель экологической ответственности компании, который может быть использован ею во взаимодействии со стейкхолдерами, прежде всего инвесторами и государством.
С 2022 до 2030 года реализовывается федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», ключевой целью которого является повышение:
- доли вторичного использования ресурсов в экономике до 32%;
- доли утилизации упаковки до 85%.
Главным шагом на пути к достижению поставленных целей является формирование необходимой инфраструктуры для переработки отходов и вторичного использования ресурсов: экотехнопарков, перерабатывающих мощностей, цифровых моделей и логистической поддержки системы.
Важным условием успешной реализации проекта является тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон: государственного сектора,
предприятий, научного сообщества и населения.
Государство сейчас диверсифицирует стимулы для сферы обращения с отходами, создавая более привлекательную экономическую ситуацию:
«зеленые» кредиты, инвестиции, субсидии, активизация практики государственно-частного партнерства.
Промышленные предприятия, которые к настоящему моменту уже имеют опыт создания цикличных процессов в своих производствах, обладают необходимой экспертизой и готовы содействовать принятию соответствующего законодательства. Научное сообщество, опираясь на принципы сохранения экосистем и санитарно-эпидемиологической безопасности населения, будет служить сдерживающим фактором, если корпоративный сектор или отраслевые сообщества будут активно лоббировать собственные интересы. При реализации масштабных, затрагивающих все стороны жизни проектов крайне важно обеспечить открытое и доверительное взаимодействие власти и общества. Необходима организация работы с общественностью в виде информационно-просветительских кампаний, вовлечения местного населения в процесс разработки проектов и более детального объяснения процессов, которым будут подвергнуты отходы производства и потребления. Эффективным способом консолидации заинтересованных сторон, обсуждения проблем в области перехода к ЭЗЦ и поиска их решений является проведение тематических мероприятий. Одно из крупнейших таких отраслевых событий — Российский экологический форум (РЭФ-2022) — прошло с 10 по 12 октября в Москве. Его организатором выступила ППК «Российский экологический оператор» (РЭО), а среди топ-спикеров были вице-премьер Виктория Абрамченко, глава Минприроды России Александр Козлов и генеральный директор РЭО Денис Буцаев. Циклическая экономика и выстраивание эффективной системы обращения с отходами стали центральными темами на РЭФ-2022, что подтверждает открытость к диалогу и готовность представителей госаппарата, отраслевых специалистов и предпринимателей к совместному преодолению барьеров на пути к новой концепции производства и потребления.
Реализация федерального проекта рассчитана до 2030 года. На первом его этапе, начиная с 2022 г. и заканчивая 2024 годом, должны быть созданы условия для перехода ЭЗЦ, при которой образование отходов в различных отраслях экономики будет минимизировано, а вовлечение образованных
отходов в хозяйственный оборот будет происходить с максимальной ресурсной эффективностью.
В этот период планируется внести необходимые изменения в законодательство. В правовом поле появятся четкие определения того, что
является «вторичными ресурсами» и «вторичным сырьем», будет составлен
перечень видов упаковки, обращение с которой будет ограничено на территории страны. Кроме того, продолжится совершенствование института
расширенной ответственности производителей, который позволяет реализовывать принцип «загрязнитель платит» и взимать экосбор с тех компаний, которые не могут или не хотят самостоятельно заниматься  переработкой своей упаковки. Также будет разработан план
импортозамещения оборудования, используемого в области обращения с
отходами.
Об утверждении программ применения вторичных ресурсов в отдельных отраслях экономики и создании стимулирующих механизмов вовлечения их в оборот это часть большой работы, которую предстоит сделать на первом этапе реализации нового федерального проекта. Разработкой отраслевых программ РЭО занимается совместно с Минпромторгом, Минсельхозом и Минстроем.По мнению председателя совета директоров группы «ЭкоЛайн» Евгения Михайлова, необходимо не только вовлекать сырье во вторичную переработку, но и создавать рынки сбыта для получившейся продукции. «Надо создавать ценообразование, рынок и сертификацию продукта. Причем требования должны быть не только к продукту, но и к потребителям,
чтобы они гарантированно обладали работающей защитой окружающей среды от выбросов», — считает эксперт. Такая ситуация складывается, например, с техническим грунтом, который получают на современных комплексах по переработке отходов после компостирования органики. «Это хорошее решение: органика — это бомба замедленного действия для окружающей среды, именно она выделяет газ, фильтрат и неприятный запах. Но в результате компостирования мы получаем технический грунт, который балластом повисает на предприятии, потому что рынка для этого продукта нет, хотя даже в текущем состоянии его можно использовать для строительства дорог. Более того, есть понимание, как его довести до состояния садового грунта, но это требует дополнительных вложений и делает его совершенно неконкурентоспособным: гораздо дешевле взять землю, чем восстановленный продукт.Еще один важный блок задач, за прогрессом в котором можно наблюдать уже сегодня, — создание инфраструктуры по утилизации отходов в том числе на базе экотехнопарков. Совместно с регионами РЭО уже в этом году
разработывается проектно-сметная документация для восьми экотехнопарков.
Они появятся в Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской, Ленинградской и Московской
областях. На базе экотехнопарков будут размещены производства по утилизации отходов, обеспечивающие ежегодное вовлечение в хозяйственный оборот до 1,1 млн тонн вторичных ресурсов. Одновременно с этим необходимо предусмотреть для переработчиков компенсацию за работу с неликвидными фракциями, которые сейчас перерабатывать невыгодно, как, например, в случае с невостребованными сейчас пленочными пластиками. В этом случае все комплексы переработки отходов будут выбирать неликвидные компоненты, объем захоронения будет реально сокращаться, а отрасль переработки забудет о дефиците сырья и будет строить новые мощности, чтобы иметь возможность принять весь объем поступающих отходов. «Из будущих 90% переработки на второй круг в экономику сегодня можно вернуть 15%,. — У остальных компонентов на этом этапе развития отрасли потенциала нет. Например, сейчас одноразовая посуда при отправке переработчику стоит 1 рубль за килограмм. А транспортировка, сортировка, упаковка — гораздо больше рубля». К 2024 году еще семь экотехнопарков для переработки особо опасных отходов I и II класса, содержащих в том числе свинец и ртуть, появятся при поддержке Росатома и нацпроекта «Экология». Четыре из них, расположенные в Саратовской, Кировской и Курганской областях, будут созданы на базе бывших предприятий по уничтожению химического оружия. Два из них уже строятся. Еще три экотехнопарка в Иркутской, Нижегородской и Томской областях будут создавать с нуля.
Собирать, транспортировать, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать и размещать отходы I и II классов опасности с этого года тоже может только Росатом (вернее, подведомственный ему «Федеральный экологический оператор») и компании-операторы, с которыми ФЭО заключил договор. Для экологически безопасного управления всей цепочкой промышленных отходов от образования до переработки во вторичную продукцию в декабре 2021 года также запустили федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). С осени 2020 года электронную платформу тестировали в 75 регионах, и теперь она полностью готова к полноценной работе. С 2025 по 2030 год на втором этапе федерального проекта будут стоять задачи по расширению инфраструктуры и увеличению доли утилизированных отходов, вовлеченных в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.
Может показаться, что федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» в чем-то дублирует уже существующие федпроекты, которые входят, например, в нацпроекты «Экология» и «Производительность труда». Например, федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО»
направлен на минимизацию захоронения отходов и создание инфраструктуры для их утилизации. Федеральный проект «Чистая страна» — на рекультивацию свалок. А снижение отходов и рациональное использование ресурсов в промышленности за счет совершенствования управления производством и цепочками поставок — задача федерального проекта «Бережливое производство». Однако правильнее говорить не о дублировании, а о взаимодополнении нового и действующих федеральных проектов. «Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», с одной стороны, дополняет существующие проекты механизмами стимулирования перехода к новому технологическому укладу, новой модели производства и потребления путем введения специального государственного регулирования, а с другой стороны — заполняет важную нишу, связанную с вовлечением отходов в хозяйственный оборот и созданием из отходов продукции с высокой добавленной стоимостью», — считает Денис Буцаев. По его словам, проект «Экономика замкнутого цикла» призван решить фундаментальные задачи в сфере обращения с отходами. Реализация федерального проекта позволит  сократить количество отходов и рост полигонов и свалок в стране, ведь максимальное количество отходов будут превращаться во вторсырье, а извлеченные полезные компоненты — возвращаться в хозяйственный оборот.
Кроме того, создание инфраструктуры, которая понадобится для перехода к
циклической экономике, даст новые рабочие места. «Наша совместная первоочередная задача субъектов Российской Федерации – выстроить прозрачную и эффективную систему взаимодействия в сфере обращения с отходами I-II классов на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Для этого потребуется консолидация усилий всех ее участников – федерального оператора, бизнеса, органов исполнительной власти, образовательной системы». Зачем нужен переход к экономике замкнутого цикла? Линейная экономика выстраивает хозяйственные связи на однооборотном использовании продукции. Товар производится, потребляется и выбрасывается в мусорку. Раньше большинство вещей имело органическое происхождение и после утраты потребительской ценности разлагалось, не нанося вреда экологии.После внедрения в промышленный оборот синтетических материалов продукция часто имеет сложный, многокомпонентный состав. Срок ее естественного распада на составляющие составляет десятки и сотни лет. При этом процесс сопровождается выделением в окружающую среду вредных веществ. Линейный производственный цикл истощает запасы ценных, невозобновляемых природных ресурсов, производит опасный для экологии мусор, который нельзя захоранивать на полигонах. Циклическая экономика сокращает количество отходов через продление жизненного цикла продукции и ее компонентов, использует их повторно после ремонта или в качестве вторсырья. Новая парадигма сберегает природу и дефицитные ресурсы, способствует восстановлению экосистем. ЭЗЦ помогает сохранить потребительскую ценность продукции как можно дольше. Тем самым продлевается срок использования материалов и ресурсов. Удлинение срока службы вещи реализуется через ее ремонтопригодность. Продукция конструируется с учетом легкости и безопасности последующего разбора на составляющие и их возврат в хозяйственный оборот.
Нелинейное производство разделяет биологический и технический циклы
обращения с ресурсами. Органическое сырье возвращается в природную среду и проходит стадии естественного распада. Синтетика, полимеры, электроника повторно используются.
В рамках циклического подхода для различных экономических сфер предлагается набор стандартных решений:
- применение возобновляемых источников энергии;
- цифровизация физических носителей;
- дизайн вещей учитывает затраты на ее производство и перевозку до
потребителя, легкость ремонта, простоту утилизации;
- потребитель отдает предпочтение совместному использованию товаров или
их аренде взамен покупки;
- предпочтительны инвестиции в продукцию с длительным сроком службы и
гарантийным обслуживанием;
-отказ от применения одноразовых вещей;
- вторичное использование ресурсов.

В России ежегодный объем отходов производства и потребления составляет 7 млрд тонн, из них 60 млн — это бытовой мусор. Линейный подход привел к тому, что полигоны ТКО забиты. Количество накопленного мусора в стране оценивается в 40 млрд тонн. В некоторых регионах речь идет о мусорной катастрофе. Функционирующие свалки исчерпали ресурс и больше не могут принимать ТБО, а новые площадки не сформированы.
Производство и перемещение промотходов непрозрачно. Внесение изменений в управление жизненным циклом продуктов началось в 2019 году с проведения мусорной реформы. Развитие экологических нацпроектов в
рамках экономики замкнутого цикла идет при активной государственной
поддержке с привлечением бизнеса и населения. Государство:
- реализует надзор и контроль за обращением с отходами различного вида,
разрабатывает нормативно-правовую базу и системы электронного учета;
вводит меры финансовой поддержки предприятий для внедрения инноваций,
для строительства и реформирования инфраструктурных объектов;
-создает площадки для промышленного симбиоза между производителями и
отраслями;
-формирует культуру обращения с ТБО у населения.
Бизнес:
-несет расширенную ответственность производителей;
-внедряет циклические принципы в свое производство;
-ведет хозяйственную деятельность на основе возобновляемых решений и
бизнес-моделей;
-рекламирует товары, произведенные из вторсырья;
-обучает сотрудников работать в рамках ЭЗЦ.
Население:
-соблюдает принципы раздельного сбора мусора;
практикует осознанное потребление: сдает вещи в ремонт, а когда они утрачивают потребительские свойства – на переработку.

В рамках дискуссии об ЭЗЦ на Петербургском международном экономическом форуме — 2018 Виктор Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, обозначил основные
направления реализации принципов циклического подхода:
-снижение сырьевого потребления за счет вторичных материалов;
-уменьшение объема производимых отходов;
- утилизация по современным экологическим стандартам с применением -
сортировки;
-вовлечение вторсырья в хозяйственный оборот;
-применение мусоросжигания для получения дополнительной энергии;
-использование полигонов только в случаях, когда другие методы утилизации
неприменимы.
По указу Президента России в 2018 году также был создан нацпроект
«Экология». Срок его действия — с 2019 по 2024 годы. В нем указаны
амбициозные цели:
-повысить сортировку ТБО до 100% к концу срока реализации нацпроекта;
снизить количество захораниваемого на полигонах мусора до 50% от данных
за 2018 год;
- ликвидировать выявленные несанкционированные свалки в границах
населенных пунктов;
- рекультивировать объекты накопленного вреда.
В 2022 году был представлен Федеральный проект «Экономика замкнутого
цикла». Он задает направление работы на ближайшие годы:
- снижение объема захоронения отходов с текущих 94% до 59%;
-увеличение перерабатываемой в рамках биологического цикла органики с 1% до 15%;
-повышение доли возврата синтетических материалов в хозяйственный оборот с 5% до 35%.
Количество населения Ульяновской области, в отличие от таких городов, как Москва или Санкт-Петербург, упрощает внедрение раздельного сбора отходов в регионе. В настоящее время в Ульяновской области
используется раздельная модель утилизации отходов. На данный момент в
Ульяновской области активно ведётся работа в данной отрасли: запущена в
эксплуатацию первая очередь ресурсосберегающего комплекса по обработке
отходов ООО «Центр экологических технологий» мощностью 160 тысяч тонн
в год. Уже сейчас комплекс позволяет сортировать до 50% ТКО,
образующихся в правобережной части регионального центра. В настоящее
время на территории области ведутся работы по установке контейнеров для
раздельного сбора.
По данным профильного ведомства, на сегодняшний день, на
территории регионального центра открыто несколько пунктов приёма
электронной и бытовой техники у населения. Они действуют в
Железнодорожном районе на проспекте Гая, 90а, в Засвияжском районе - на
улице Артёма, 7, в Заволжском районе на Пензенском бульваре, 14. Кроме
того, в районах Ульяновска установлены контейнеры для раздельного сбора
полезных фракций отходов по секциям: пластик, бумага, стекло, электронные отходы. Специализированные места оборудованы в товариществах собственников жилья, садовых товариществах, парках Винновская роща, Победы, 40 лет ВЛКСМ, «Молодёжный». В настоящее время продолжается установка контейнеров для раздельного сбора, организована работа по внедрению данного опыта в других муниципальных образования области.
Согласно данным “Российской газеты”, в 2022 году Ульяновской области на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора правительство выделило 9,8 млн рублей, что значительно ниже, чем в Нижегородской и Пензенской областях. Однако несмотря на небольшую сумму Ульяновская область находится на втором месте по доле направленных в 2022 году на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки ТКО – 26,1%. К примеру та же Нижегородская область, которой правительство выделило 12,8 млн рублей, на переработку отправляет лишь 7,6% отходов. По данным Министерстве ЖКХ и строительства показатель в 26,1 % по утилизации федерального проекта «Комплексная система твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области» по состоянию 1
сентября исполняется за счет деятельности объекта по обработке и утилизации отходов ООО «ЦЭТ» в зоне деятельности регионального оператора № 1 ООО» Горкомхоз». Утилизация осуществляется путём производства технического грунта. В Министерстве отмечают, что в зоне деятельности регоператора № 1 образуется около 40 % ТКО от собранных во всей Ульяновской области.
Относительно предоставления субсидии на приобретение контейнеров для
раздельного накопления в пресс-службе отметили, что заявка была направлена в Минприроды РФ в соответствии с заявленной муниципальными
образованиями потребностью. Так, в 2021 году Ульяновская область также
участвовала в конкурсном отборе и на предоставленные субсидии закуплено
816 контейнеров для раздельного накопления ТКО.Это говорит о том, что
Ульяновская область успешно развивается в сфере обращения с отходами, и у ней большие перспективы в кратчайшие сроки в смене классической схемы по утилизации отходов.Чтобы перейти на циркулярную экономику требуется популяризация подобного образа жизни среди населения.
Анализируя ситуацию, которая сложилась в Ульяновской области, можно утверждать, что жители обеспокоены состоянием экологии своего региона и готовы сделать все возможное для сохранения и защиты окружающей среды. Для выявления отношения населения к возможному переходу на модель циркулярной экономики, которая включает в себя, в первую очередь,сортировку мусора, был проведен социологический опрос среди граждан Российской Федерации. В опросе участвовало 560 респондентов. Необходимо было ответить на вопросы о готовности к переходу к раздельному сбору мусора, а также на выявление мотивационных аспектов. В опросе предлагалось оценить экологическое состояние в городе и информированность в отношении циркулярной экономики. Опрос показал, что 77,9% опрошенных не слышали про циркулярную экономику, что указывает на недостаточную информативность населения по данному вопросу. Однако 96,7% респондентов готовы сортировать мусор и считают это правильным. 83,6% участников опроса отметили, что мотивацией для начала сортировки мусора для них будет материальная составляющая. Несмотря на то, что многих респондентов беспокоит экологическая составляющая, а именно 55,7%, однако участники опроса отметили, что такие меры, как льготы или скидки участникам, присоединившимся к раздельному сбору отходов, или система бонусов с возможностью обмена таких бонусов на материальные нужды замотивирует опрошенных. Исходя из анализа полученных данных социологического опроса, можно сделать выводы, что опрашиваемая аудитория недостаточно информирована про возможность переработки отходов, однако считает, что сортировать отходы требуется.
Также была выявлена зависимость между образованием респондентов и
мотивацией сортировать отходы. Люди с высшим образованием наиболее
склонны к беспокойству за экологию, людей со средним образованием
стимулирует финансовая составляющая. Из этого можно сделать вывод, что
требуется разрабатывать механизм по внедрению раздельного сбора отходов в Ульяновской области с учётом особенностей населения городов.
Проведенный социологический опрос и анализ проблем, связанных с раздельных сборов бытовых отходов, показал, что на пути становления циркулярной экономики в регионах России, в том числе и в Ульяновской
области, существует ряд барьеров:
1. Технологический барьер, что связано с недостаточным развитием инновационных технологий в сфере раздельного сбора отходов;
2. Экономический барьер, что связано с отсутствие финансовой поддержки и
преференций;
3. Нормативно-правовой барьер определяется неразвитостью нормативноправовой базы в сфере сбора твердых бытовых отходов, отсутствию единых механизмов по развитию или внедрению циркулярной экономики;

4. Психологический барьер связан с недостаточным экологическим воспитанием населения, отсутствием комфортных условий и инфраструктуры раздельного сбора бытовых отходов. Все указанные барьеры взаимосвязаны и взаимообусловлены. При разработке механизма для развития циркулярной экономики в Ульяновской области необходимо учитывать, как указанные барьеры, так и выявленные в результате социологического опроса.
Как известно, традиция бережного отношения к природе хорошо развита в
народной культуре, но деградирует вусловиях искусственной городской
среды. В целях повышения уровня развития циркулярной экономики в
регионах России, а также преодоление экологического кризиса в сфере
утилизации твердых коммунальных отходов требуется создание системы
экологического просвещения населения любого возраста, поддерживаемой
государством. Только при условии социальной ответственности каждого
гражданина за правильную утилизацию отходов, поставленные цели в сфере
обращения с отходами могут быть достигнуты.
Ответственность за внедрение принципов циркулярной экономики в регионах России ложится, прежде всего, на государственные и муниципальные органы власти и управления:
1. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации требуется разработать единую систему экологического просвещения населения, а также проводить взаимодействие со средствами массовой информации для популяризации раздельного сбора отходов;
2. Региональным органам власти необходимо пересмотреть вопросы формирования экологической культуры и образования и обеспечить повышение информированности населения по вопросу раздельного сбора отходов, а также наладить работу со средствами массовой информации для
размещения информации с адресами пунктов раздельного сбора отходов.

3. Общественной палате Российской Федерации, а также общественным палатам субъектов федерации необходимо активизировать работу по созданию просветительских программ и формированию у населения экологической культуры, развитию экологического волонтерства. Подводя итоги исследованию, необходимо отметить, что для достижения цели по увеличению уровня развития циркулярной экономики и устойчивого развития как в Ульяновской области, так и в других регионах России, требуются кардинальные изменения как со стороны предприятий в виде постановки актуальных задач, так и со стороны органов государственного и
муниципального управления для формирования нового подхода к утилизации отходов. Для развития экономики замкнутого цикла в регионе органами государственного и муниципального управления должна быть проделана работа по многим направлениям. Успешное внедрение раздельного сбора отходов и развитие циркулярной экономики начинается с повышения уровня экологической культуры населения. Только при заинтересованном участии человека алгоритм циркулярной экономики будет правильно функционировать и достигать целей устойчивого развития.
Необходимо обратить внимание на существующие барьеры и проблемные зоны. Такими барьерами, в первую очередь, являются отсутствие мощностей или технологический барьер, а также низкий уровень экологического воспитания и мышления. Необходимо отметить, что должны быть разработаны мероприятия для подготовки населения к раздельному сбору отходов, а также информированности каждого жителя о важности и стоимости вторичного сырья. Немаловажным является создание инфраструктуры и комфортных условий для раздельного сбора отходов для
каждого жителя региона независимо от возраста и места проживания. Выбор метода (системы методов или методологии) является важнейшим фактором, от которого зависят полнота и достоверность полученных результатов, эффективность построенных моделей, степень достижения поставленной цели. Характерной чертой циркулярной экономики является ее направленность на конкретную методологию.
Именно ориентированность на замкнутый цикл в противоположность линейной модели производства и потребления стала причиной возникновения данной концепции. Учитывая название, циркулярная экономика не столько ориентирована на конкретный предмет, сколько на методологию, которая подразумевает переход от линейной к циркулярной модели производства и потребления. По мере усиления экологических проблем и осознания абсолютной ограниченности ресурсов природы все больше специалистов признают несостоятельность линейной модели. Необходимость достижения экологоэкономического баланса подразумевает перестройку экономической системы с учетом базовых законов окружающего мира, включая законы термодинамики, сохранения вещества и энергии и пр. Основой такой перестройки и должен стать циркулярный подход, который, по сути, переносит модель функционирования биосферы на экономику. На основании вышеизложенного предолгою комплексный подход в реализация внедрения в Ульяновской области экономики замкнутого цикла путем разработки Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2050 г. на основе инноваций и принципах зеленой экономики.
Наличие стратегии развития позволяет создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Стратегическое
планирование есть процесс определения целей и приоритетов, а также значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития региона на длительную
перспективу с одновременным формированием основ механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды и уже по этой
причине всегда является альтернативным, многовариантным. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют
общий характер экономических трансформаций.
В Федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла» до 2030 г. не представлена Ульяновская область. Между тем, в проекте указана разработка проектно-сметной документации для восьми экотехнопарков. Они появятся в Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской, Ленинградской и Московской областях. На базе экотехнопарков будут размещены производства по утилизации отходов, обеспечивающие ежегодное вовлечение в хозяйственный оборот до 1,1 млн тонн вторичных ресурсов. Соответственно, когда в Ульяновской области будет разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2050 г. на основе инноваций и принципах зеленой экономики. Ульяновская область сможет претендовать на включения в Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» до 2030 г., так как кроме Стратегии у Ульяновской области есть большие успехи в развитии в сфере обращения с отходами, и у ней большие перспективы в кратчайшие сроки в смене классической схемы по утилизации отходов, тем самым Ульяновская область получит федеральные инвестиции и улучшит экологию региона.

Опубликовано: Денис Сафиянов

Прикрепленные документы 1

Новый точечный рисунок
JPG, 2 MБ, 21 окт. 2023 г.

Комментарии 0