Публикация

На заседании Госсовета Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов внёс ряд предложений по развитию конкуренции

  • 6 апреля 2018 г.
  • 0

5 апреля в Москве глава региона принял участие в совещании, которое провёл Президент России Владимир Путин.
Ключевой темой заседания Государственного совета стали необходимые меры для достижения целей, сформулированных в Указе Президента от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Владимир Путин подчеркнул, что справедливая и честная конкуренция является базовым условием для экономического и технологического развития, а также залогом обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни.

«С 2015 года регионы приступили к реализации стандарта развития конкуренции, утверждённого Правительством Российской Федерации. Для ряда субъектов Федерации это стало реальным стимулом для поддержки конкуренции. Это так и есть, мы это видим. Но в целом по стране системных перемен к лучшему так и не произошло. В декабре прошлого года вышел Указ, в котором содействие развитию конкуренции определено как приоритетное направление в работе органов власти, а Национальным планом на 2018–2020 годы обозначены конкретные отрасли и ожидаемые показатели развития конкуренции в них. Полагаю, что такие же предметные ориентиры нужно определить для каждого региона – конечно, сделать это вместе с субъектами Федерации с учётом их особенностей и возможностей. Таким образом, у региональных команд появятся чёткие показатели по формированию конкурентной среды, а также обязательства по развитию частных предприятий на приоритетных для территорий рынках, в том числе новых, цифровых и так далее», - отметил глава государства.

С основными докладами выступили глава Удмуртской Республики Александр Бречалов, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, Министр экономического развития РФ Максим Орешкин и Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Глава региона озвучил предложения по совершенствованию тарифной политики, стимулированию реального сектора экономики, разработке программы развития конкуренции для рынков, где исторически велика роль государства. Также Сергей Морозов выступил с инициативой актуализировать стандарт развития конкуренции.

«Сегодня перед всеми нами стоит достаточно большое количество вызовов. Один из серьезных и глубоких – тарифная политика. Значительный объем разногласий с регулирующими органами, завышение или занижение тарифов, их непрозрачность, коррупционные проявления – все это связано с расширенной трактовкой и неадекватным применением принципа баланса экономических интересов производителей и потребителей. Вместе с тем, сбалансированные стабильные цены и тарифы на услуги инфраструктурного сектора являются одним из ключевых инструментов государственного регулирования. А это позитивно влияет на снижение макроэкономической неопределенности и служит фактором устойчивого экономического роста. На мой взгляд, необходимо существенно доработать проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен и тарифов» с целью более конкретного развития правовых регуляторных механизмов. Считаю, что мы должны провести глубокую проверку обоснованности расчётов тарифов. Тогда нам удастся прекратить любые политические спекуляции в этой сфере, снизить градус напряжения и недовольства. Поэтому предлагаю ввести институт независимого и публичного аудита всех решений по тарифам. Кстати, мы в Ульяновской области уже пошли по этому пути - устанавливаемые в регионе тарифы с этого года проверяются независимым Центром мониторинга и контроля за ценообразованием», - подчеркнул Сергей Морозов.

Также глава региона предложил повысить роль и полномочия общественных Советов потребителей, формировать их исключительно при региональных Общественных палатах, а не при тарифных органах, и превратить этот институт в мощный инструмент общественного контроля. В частности, наделить их правом вето на любые решения по изменению тарифов.

В своем выступлении Сергей Морозов отметил, что в настоящее время используются различные инструменты стимулирования реального сектора экономики, но большинство из них – бюджетные. При этом слабо задействуется ресурс кооперации между различными уровнями и сегментами бизнеса, не выстраивается целостная экосистема взращивания от стартапов до «национальных чемпионов».

«Действенным инструментом, на мой взгляд, здесь будет установление показателей качества закупочной деятельности для крупных субъектов естественных монополий и предприятий, причем как с госучастием, так и пользующихся государственными средствами, например, по госзаказам. Это могут быть такие индикаторы, как прирост объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества участников закупок, а также поставщиков из их числа. И тогда вокруг крупных предприятий возникнут цепочки поставщиков. Я могу привести в пример наш регион, где вокруг Авиастара, Ульяновского автомобильного завода, ДМГ Мори сейчас создаются специализированные центры компетенций. Было бы целесообразно сформировать специальные меры стимулирования крупных предприятий для того, чтобы они выделяли отдельные производственные циклы в самостоятельные малые предприятия», - пояснил Сергей Морозов.

По мнению главы региона, особое внимание необходимо также уделить тем секторам экономики, где исторически велика роль государства: культура, образование, социальное обслуживание, жилищно-коммунальный комплекс и здравоохранение. По его словам, необходимо разработать отдельную программу развития конкуренции для этих рынков, чтобы повысить разнообразие и качество предоставляемых услуг.

Кроме того, Губернатор предложил провести работу по актуализации стандарта развития конкуренции и включить в него мероприятия, направленные на развитие производительности труда, открытие высокотехнологичных и модернизацию текущих производств, а также снижение издержек.

Напомним, в 2014 году Ульяновская область вошла в число пилотных регионов, начавших апробацию стандарта развития конкуренции. Её опыт учитывался при утверждении в сентябре 2015 года итогового документа для всех субъектов РФ.

В марте 2017 году между регионом и ФАС России заключено соглашение о взаимодействии. Результатом сотрудничества стало увеличение доли негосударственных организаций в сфере оказания услуг социального обслуживания в течение прошлого года с 10% до 22%.

Также по итогам 2017 года на 6,1% выросла и составила 85% доля закупок, проведённых в электронной форме. В общем рейтинге эффективности госзакупок Ульяновская область заняла первое место.

В марте текущего года принят очередной план взаимодействия между Правительством региона и Федеральной антимонопольной службой. Одним из ключевых направлений документа стала реализация задач национального плана развития конкуренции, утверждённого Президентом РФ.
 

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0