Делегация Ханты-Мансийского автономного округа принимает участие в ХХVIII Международной выставке продуктов питания и напитков «Продэкспо», открывшейся в Москве.
В прошлом году из-за пандемии ее пришлось отменить, а в этом выставка открылась с рекордным количеством участников. Свою продукцию представляют более 1 500 компаний из 42 стран. Российские регионы, а также Армения, Бразилия, Испания, Италия, Сербия, Турция, Узбекистан, Уругвай и Шри-Ланка знакомят посетителей с уникальными вкусами и ищут партнеров.
Дикоросы плюс инновация
На стенде Ханты-Мансийского округа угощали морсом. Немного смущало, что напиток с запахом и вкусом клюквы получался… из пакетика с порошком. «Не сомневайтесь, все натуральное, никаких усилителей вкуса», – успокоили меня.
Оказывается, в Ханты-Мансийске, в медицинской академии, организована лаборатория по разработке технологии производства продуктов питания, пищевых и биологически активных добавок на основе растений. В ней из дикорастущего и сельскохозяйственного сырья производят чай с добавлением ягод, лекарственных растений. Для этого используют новаторскую технологию ферментации свежих листьев осины, шоковую заморозку и сублимационную сушку под глубоким вакуумом, позволяющим максимально сохранить витамины и вкус продукта. За несколько минут сублимированный продукт, погруженный в воду, восстанавливает первоначальный цвет, вкус и аромат. Просто фантастика!
В этом году впервые свою продуктовую линейку на объединенном стенде региона представили инновационные компании – резиденты технопарка Югры. Тяга к здоровому образу жизни и экологически чистым продуктам дает о себе знать. Например, ООО «Алекс Плюс» демонстрирует различные форматы переработки югорских дикоросов: варенье, чай, сушеные и маринованные грибы, а также соки, произведенные по кавитационной технологии. Индивидуальный предприниматель Елена Хайрутдинова – продукты для полезного питания, полученные методом дегидрации: пастилу, сушеные фрукты, овощи и ягоды. ООО «Реатоника» знакомит посетителей выставки с проектом локальной вертикальной фермы, а ООО «НПК «Велес» – с косметической продукцией из коллагена собственного производства…
Только один процент россиян покупает органические продукты
«Органика» – самое популярное слово на этой выставке. Отличие такой продукции в том, что ее изготавливают по особым технологиям, без использования химии – пестицидов, гербицидов, антибиотиков и прочих добавок искусственного происхождения. Согласно ряду исследований, около 50 процентов населения хотело бы покупать органические продукты. При этом в реальности их приобретает только один процент жителей страны. Продукция пока дорогая и не всегда, несмотря на заявления производителей, отвечает стандарту органической еды. Но с каждым годом россиян, желающих покупать качественные натуральные продукты, становится больше. Югра к этому спросу готова. В округе считают, что «едой будущего», безусловно, станет органика.
– В этом году мы привезли продукцию 12 товаропроизводителей. Ассортимент широкий: от рыбных консервов до шоколада и мармелада, произведенных по уникальных технологиям, – говорит директор департамента промышленности Югры Кирилл Зайцев. – Инновационные решения в области переработки дикоросов демонстрируют на нашем стенде резиденты технопарка.
По его словам, пандемия, конечно, нанесла урон производителям продуктов питания, но в то же время в Югре удалось практически в восемь раз увеличить количество товаропроизводителей, реализующих свою продукцию через федеральные торговые сети.
– Центр компетенций в сфере сельхозкооперации, созданный в 2018 году на базе Фонда развития Югры, мы сориентировали на взаимодействие с торговыми сетями, – продолжает Кирилл Зайцев. – И результат заметен: если в конце 2019 года только восемь югорских товаропроизводителей «зашли» в федеральную торговую сеть «Лента», то на конец 2020 года – уже 62.
Югра – пилотный регион
На выставке генеральный директор Фонда развития Югры Роман Генкель и исполнительный директор Национального союза производителей и потребителей органической продукции Олег Мироненко заключили соглашение о развитии органического сельского хозяйства в автономном округе. Стороны договорились о совместной работе по развитию рынка органической продукции и оборота дикоросов и лекарственных растений, обмене лучшими практиками.
Таким образом, Югра, богатая на ягоды, грибы, орехи и рыбу, становится пилотным регионом по созданию и развитию органических производств и займется выработкой стандартов для такой продукции.
Даже в рекордные минус 50 градусов в Югре можно будет попробовать только что сорванные огурцы и помидоры. Их выращивают в специальных вертикальных изолированных фермах – в настоящем грунте и без добавления химикатов. Рост овощей, ягод и зелени в них не зависит от условий внешней среды – солнца, температуры за окном. К тому же вертикальные фермы расходуют на 95 процентов меньше воды, чем обычные теплицы.
Система автоматизации фермы построена на основе интеллектуальной математической модели с использованием облачных технологий, возможности дистанционного мониторинга. Разработку автономного модуля локальной фермы представила на выставке компания ООО «Реатоника» из Сургута.
Коллагеновый крем из рыбной тушки? Посетители «Продэкспо», оказавшиеся на стенде Югры, теперь знают, что такая косметика омолодит любого. Рыба из Сургутского района стала основой для производства коллагена, широко применяемого в дерматологии и косметологии. Компания «Велес» из Екатеринбурга не только создала новые рабочие места для жителей Сытомино, но и уже отправляет коллаген в Китай и страны Европы.
Комментарии 0