Уважаемая Наталья Владимировна!
Не секрет, что многие предприниматели не имеют финансовых возможностей приобрести в собственность коммерческую площадь для ведения бизнеса. Кроме этого некоторые бизнес модели вообще невозможны в условиях собственных площадей. Коммерческая ипотека тоже слишком тяжела для представителей микро, малого и среднего бизнеса, поэтому не является популярным способом развития бизнеса и увеличения капитализации. В настоящее время Вами задан новый вектор развития экономики нашего региона, в первую очередь связанный с диверсификацией в целях ухода от традиционной для Югры нефтегазовой иглы, в частности получили возможность к развитию креативные индустрии и промышленное производство. Однако, пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, в существенной мере повлияла на финансовое положение даже самых успешных предприятий, зачастую поставив их на грань выживания.
Мы, являясь представителями Общественного Онлайн Движения Предпринимателей ХМАО-Югры «БизнесЮгра», имеем абсолютно четкое понимание всех проблем выживания бизнеса и считаем одним из ключевых вопросов финансовые взаимоотношения между арендодателями коммерческой недвижимости и арендаторами. И те и другие являются представителями бизнес сообщества и имеют одинаковые финансовые риски. Во время ограничительных мероприятий выявилась острая проблема противостояния интересов между этими двумя сторонами: первые опасались потерять выручку от аренды, а вторые не имели возможности вносить оплату в силу наложенных ограничений на ведение деятельности. Стоит отметить, что в некоторых случаях сторонам все же удавалось сесть за стол переговоров и принять обоюдное решение об адекватном снижении стоимости аренды на время вынужденного простоя, разделяя тем самым экономические риски. Как бы то ни было, но те и другие понесли достаточно весомые финансовые потери, не связанные напрямую с ведением бизнеса, но имеющие причиной ограничительные мероприятия со стороны органов власти. Безусловно, некоторым предприятиям посчастливилось попасть в категорию особо пострадавших от пандемии COVID-19 и получить определенную поддержку со стороны государства, но большая часть вынуждена была выживать за счет привлечения заемных средств, направляемых в основном на сохранение штата сотрудников и погашение текущих долговых обязательств, в первую очередь в части аренды. Стоит-ли говорить, что последствия от приостановки деятельности предприятий будут ощущаться еще достаточно продолжительное время, при том, что бизнесу еще предстоит пережить волну судебных разбирательств и банкротств.
Проведя консультации и дискуссии с представителями арендодателей и арендаторами, мы нашли компромисное взаимовыгодное решение, которое невозможно без участия со стороны государственных органов власти. Суть нашего предложения кроется в непрямом стимулировании в 2021 году развития микро, малого и среднего бизнеса находящегося в условиях коммерческой аренды по следующей схеме:
для арендодателей, имеющих по результатам бухгалтерской отчетности за 2020 г. падение выручки на 20% и более в сравнении с предыдущим периодом 2019г.:
- предоставить льготу на 6 месяцев по уплате налога на имущество;
- субсидировать расходы на ЖКУ (электроэнергия, ГХВС, водоотведение, газ, отопление) до уровня тарифов для физических лиц на период 6 месяцев
для арендаторов, имеющих договоры аренды, заключенные до 28.03.2020 и не имеющих финансовых споров по ним:
- обязать арендодателя, получившего льготу по уплате налога на имущество и субсидию на ЖКУ снизить стоимость аренды на 50% от указанной в договоре на 6 месяцев;
- предоставить льготу по уплате УСН или налога на прибыль в размере 50% на 6 месяцев
Таким образом, льготы для арендодателей дадут возможность облегчить условия для арендаторов, поддержка которых позволит закрыть возникшие из-за ограничений долговые обязательства и направить высвободившиеся средства на реинвестирование в развитие бизнеса. Вышеописанная не прямая финансовая поддержка позволит получить ощутимый экономический эффект, в том числе:
- сохранение имеющихся субъектов микро, малого и среднего бизнеса;
- стимулирование развития бизнеса, в том числе креативных индустрий и промышленного производства;
- сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, как следствие, снижение безработицы в регионе;
- повышение доли микро, малого и среднего бизнеса в ВРП в перспективе на конец 2021 г.-начало 2022;
- повышение уровня доверия бизнеса и власти;
- общее улучшение делового климата в ХМАО-Югре;
- повышение инвестиционной привлекательности региона фоне лояльной экономической политике округа в отношении МСП;
- положительные социальные последствия.
От лица всего предпринимательского сообщества и от Общественного Онлайн-Движения Предпринимателей ХМАО-Югры “БизнесЮгра” в частности, выражаем готовность участвовать в любых мероприятиях, способствующих улучшению делового климата и повышению социально-экономических показателей нашего общего дома - Югры.
С Уважением!
Общественное Онлайн Движение Предпринимателей ХМАО “БизнесЮгра”
История ответов:
1. Запрос-обращение (смотреть) 04.12.2020
2. Ответ Правительства Югры (смотреть) 11.12.2020
3. Проект Закона 722 (смотреть) от 04.12.2020
4. Ответ УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (смотреть) 19.07.2021
Комментарии 18
УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление) с целью исполнения пункта 3.2. протокола Заседания Общественного совета при Управлении от 28.06.2021 No 19 сообщает, что информация об итогах контрольной и надзорной деятельности за 1 полугодие 2021 года будет направлена в Ваш адрес после её формирования не позднее 13.08.2021.
По вопросу представления информации о поступивших заявлениях от юридических лиц (торговые центры) на предоставление льготы в размере 50 % сообщает, что льгота по налогу на имущество организаций, установленная подпунктом 15, пункта 1, статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.11.2010 No 190-оз «О налоге на имущество организаций», применяется за налоговый период 2021 года. Декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год будут предоставлены в 2022 году. Направление заявлений на льготу для юридических лиц не предусмотрено. Льгота подтверждается на основании
2 документов, прилагаемых к декларации.
С уважением,
заместитель руководителя,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
О.Н. Зиновьева
Статья 4. Налоговые льготы
1. От уплаты налога освобождаются:
15) организации, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), в отношении объектов, расположенных на территории автономного округа и предоставляемых арендаторам для осуществления деятельности в следующих сферах:
культура, организация досуга и развлечений;
физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
общественное питание;
деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;
деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты);
деятельность в области здравоохранения.
Налоговая льгота применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
- договор аренды заключен с организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими виды экономической деятельности, определенные разделами 2, 3, 6, 7, 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";
- вид экономической деятельности арендатора определяется по коду основного вида экономической деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года;
- организация снизила ежемесячную арендную плату в размере не менее 50 процентов платы, предусмотренной договором аренды, за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно и предоставила отсрочку по ее уплате;
- организация не устанавливала дополнительные платежи и не увеличивала платежи за иные услуги, оказываемые арендатору, с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно.
Подтверждением права на применение налоговой льготы являются следующие документы:
- договор аренды;
- дополнительное соглашение к договору аренды, предусматривающее снижение арендных платежей за период применения налоговой льготы;
- документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды;
- иные документы, позволяющие подтвердить право на применение налоговой льготы.
(пп. 15 введен Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.12.2020 N 123-оз)
На исх. от 04.12.2020 No 1 Уважаемый
Директору Общества с ограниченной ответственностью «ЮСИ.РФ-ЮГРА»
А.М. Сафиоллину
Алексей Маулитжанович!
В отношении поступившей в адрес Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В.Комаровой публичной инициативы Общественного движения «БизнесЮгра.рф» о реализации в 2021 году восстановительных экономических и финансовых мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в условиях коммерческой аренды, сообщаю следующее.
1. О предоставлении арендодателям льготы по уплате налога на имущество на 6 месяцев.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 декабря 2020 года No 722-рп (далее – распоряжение No 722-рп, автономный округ) в Думу автономного округа внесен проект закона автономного округа «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – проект закона), предусматривающий для организаций, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которых является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), освобождение на 2021 год от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, расположенных на территории автономного округа и предоставляемых в аренду для осуществления деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественного питания и бытового обслуживания, при условии снижения ежемесячной арендной платы в размере не менее 50 процентов платы, предусмотренной договором аренды, за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, и предоставления отсрочки по ее уплате.
2. О предоставлении льготы арендаторам по уплате налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), налога на прибыль организаций в размере 50 процентов на 6 месяцев, а также об обязательстве арендодателей по снижению стоимости аренды.
У исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по предоставлению льготы по уплате УСН и налога на прибыль организаций. Вместе с тем, проектом закона, внесенным в Думу автономного округа распоряжением No 722-рп, в целях поддержки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в отраслях, оказавшихся под наиболее серьёзным влиянием негативных факторов и применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» продлено действие пониженной ставки в размере 1 % на 2021 год, что составляет более 50 процентов, так как общеустановленная ставка по УСН составляет 6%.
Также, у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по требованию от арендодателей – организаций осуществляющих управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, обязательств по снижению арендных платежей, поскольку правоотношения между арендатором и арендодателем регулируются гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
3. О субсидировании арендодателям расходов на жилищно- коммунальные услуги до уровня тарифов для физических лиц на период 6 месяцев.
Учитывая, что деятельность, связанная с арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), не включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года No 434, в целях недопущения роста задолженности у субъектов малого и среднего предпринимательства перед ресурсоснабжающими организациями, а также перед арендодателями, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются неотложные меры поддержки, в виде возмещения части затрат на аренду нежилых помещений, находящихся в коммерческой собственности, коммунальные и жилищно-коммунальные услуги.
Н.А. Милькис
Исполнитель:
отдела малого и консультант развития среднего предпринимательства управления развития предпринимательства
Депэкономики Югры,
О.А.Попова