О поддержке МСП в условиях коммерческой аренды

  • 3 декабря 2020 г.
  • 3598
  • 19

Инициатива (действие, мероприятие): Реализация восстановительных экономических и финансовых мер поддержки для микро, малых и средних предприятий ведущих бизнес в условиях коммерческой аренды (арендаторы и арендодатели)

Описание проблемы: Катастрофическое снижение прибыли в связи с ограничительными мероприятиями по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 у предприятий предоставляющих помещения в аренду и предприятий арендующих коммерческие площади.

Желаемый результат: Восстановление докризисного уровня прибыли у арендодателей и арендаторов, как следствие:
- снижение социальной напряженности среди занятых в МСП;
- восстановление и увеличение размеров собираемых налогов с коммерческой деятельности;
- восстановление старых и создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы в регионе, легализация трудовых отношений;
- общее повышение уровня доверия бизнеса к власти.

Срок (год): 2021

Уважаемая Наталья Владимировна!

Не секрет, что многие предприниматели не имеют финансовых возможностей приобрести в собственность коммерческую площадь для ведения бизнеса. Кроме этого некоторые бизнес модели вообще невозможны в условиях собственных площадей. Коммерческая ипотека тоже слишком тяжела для представителей микро, малого и среднего бизнеса, поэтому не является популярным способом развития бизнеса и увеличения капитализации. В настоящее время Вами задан новый вектор развития экономики нашего региона, в первую очередь связанный с диверсификацией в целях ухода от традиционной для Югры нефтегазовой иглы, в частности получили возможность к развитию креативные индустрии и промышленное производство. Однако, пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, в существенной мере повлияла на финансовое положение даже самых успешных предприятий, зачастую поставив их на грань выживания.

Мы, являясь представителями Общественного Онлайн Движения Предпринимателей ХМАО-Югры «БизнесЮгра», имеем абсолютно четкое понимание всех проблем выживания бизнеса и считаем одним из ключевых вопросов финансовые взаимоотношения между арендодателями коммерческой недвижимости и арендаторами. И те и другие являются представителями бизнес сообщества и имеют одинаковые финансовые риски. Во время ограничительных мероприятий выявилась острая проблема противостояния интересов между этими двумя сторонами: первые опасались потерять выручку от аренды, а вторые не имели возможности вносить оплату в силу наложенных ограничений на ведение деятельности. Стоит отметить, что в некоторых случаях сторонам все же удавалось сесть за стол переговоров и принять обоюдное решение об адекватном снижении стоимости аренды на время вынужденного простоя, разделяя тем самым экономические риски. Как бы то ни было, но те и другие понесли достаточно весомые финансовые потери, не связанные напрямую с ведением бизнеса, но имеющие причиной ограничительные мероприятия со стороны органов власти. Безусловно, некоторым предприятиям посчастливилось попасть в категорию особо пострадавших от пандемии COVID-19 и получить определенную поддержку со стороны государства, но большая часть вынуждена была выживать за счет привлечения заемных средств, направляемых в основном на сохранение штата сотрудников и погашение текущих долговых обязательств, в первую очередь в части аренды. Стоит-ли говорить, что последствия от приостановки деятельности предприятий будут ощущаться еще достаточно продолжительное время, при том, что бизнесу еще предстоит пережить волну судебных разбирательств и банкротств.

Проведя консультации и дискуссии с представителями арендодателей и арендаторами, мы нашли компромисное взаимовыгодное решение, которое невозможно без участия со стороны государственных органов власти. Суть нашего предложения кроется в непрямом стимулировании в 2021 году развития микро, малого и среднего бизнеса находящегося в условиях коммерческой аренды по следующей схеме:


для арендодателей, имеющих по результатам бухгалтерской отчетности за 2020 г. падение выручки на 20% и более в сравнении с предыдущим периодом 2019г.:

-  предоставить льготу на 6 месяцев по уплате налога на имущество;
-  субсидировать расходы на ЖКУ (электроэнергия, ГХВС, водоотведение, газ, отопление) до уровня тарифов для физических лиц на период 6 месяцев


для арендаторов, имеющих договоры аренды, заключенные до 28.03.2020 и не имеющих финансовых споров по ним:

-  обязать арендодателя, получившего льготу по уплате налога на имущество и субсидию на ЖКУ снизить стоимость аренды на 50% от указанной в договоре на 6 месяцев;
-  предоставить льготу по уплате УСН или налога на прибыль в размере 50% на 6 месяцев

Таким образом, льготы для арендодателей дадут возможность облегчить условия для арендаторов, поддержка которых позволит закрыть возникшие из-за ограничений долговые обязательства и направить высвободившиеся средства на реинвестирование в развитие бизнеса. Вышеописанная не прямая финансовая поддержка позволит получить ощутимый экономический эффект, в том числе:


-  сохранение имеющихся субъектов микро, малого и среднего бизнеса;
-  стимулирование развития бизнеса, в том числе креативных индустрий и промышленного производства;
-  сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, как следствие, снижение безработицы в регионе;
-  повышение доли микро, малого и среднего бизнеса в ВРП в перспективе на конец 2021 г.-начало 2022;
-  повышение уровня доверия бизнеса и власти;
-  общее улучшение делового климата в ХМАО-Югре;
-  повышение инвестиционной привлекательности региона фоне лояльной экономической политике округа в отношении МСП;
-  положительные социальные последствия.

От лица всего предпринимательского сообщества и от Общественного Онлайн-Движения Предпринимателей ХМАО-Югры “БизнесЮгра” в частности, выражаем готовность участвовать в любых мероприятиях, способствующих улучшению делового климата и повышению социально-экономических показателей нашего общего дома - Югры.

С Уважением!
Общественное Онлайн Движение Предпринимателей ХМАО “БизнесЮгра”

История ответов:

1. Запрос-обращение (смотреть) 04.12.2020

2. Ответ Правительства Югры (смотреть) 11.12.2020

3. Проект Закона 722 (смотреть) от 04.12.2020

4. Ответ УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (смотреть) 19.07.2021

Инициатор: Галюта А.В.

Прикрепленные документы 4

04.12.2020 Письмо Губернатору
PDF, 557 Кб, 4 дек. 2020 г.
11.12.2020 Ответ
PDF, 257 Кб, 14 дек. 2020 г.
722_rp
PDF, 1 MБ, 14 дек. 2020 г.

20
3598

Комментарии 18

Уважаемые члены Общественного совета при УФНС России по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре!
УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление) с целью исполнения пункта 3.2. протокола Заседания Общественного совета при Управлении от 28.06.2021 No 19 сообщает, что информация об итогах контрольной и надзорной деятельности за 1 полугодие 2021 года будет направлена в Ваш адрес после её формирования не позднее 13.08.2021.
По вопросу представления информации о поступивших заявлениях от юридических лиц (торговые центры) на предоставление льготы в размере 50 % сообщает, что льгота по налогу на имущество организаций, установленная подпунктом 15, пункта 1, статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.11.2010 No 190-оз «О налоге на имущество организаций», применяется за налоговый период 2021 года. Декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год будут предоставлены в 2022 году. Направление заявлений на льготу для юридических лиц не предусмотрено. Льгота подтверждается на основании
2 документов, прилагаемых к декларации.
С уважением,
заместитель руководителя,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
О.Н. Зиновьева

Статья 4. Налоговые льготы
1. От уплаты налога освобождаются:
15) организации, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом экономической деятельности которых является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), в отношении объектов, расположенных на территории автономного округа и предоставляемых арендаторам для осуществления деятельности в следующих сферах:
культура, организация досуга и развлечений;
физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
общественное питание;
деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;
деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты);
деятельность в области здравоохранения.
Налоговая льгота применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
- договор аренды заключен с организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими виды экономической деятельности, определенные разделами 2, 3, 6, 7, 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";
- вид экономической деятельности арендатора определяется по коду основного вида экономической деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года;
- организация снизила ежемесячную арендную плату в размере не менее 50 процентов платы, предусмотренной договором аренды, за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно и предоставила отсрочку по ее уплате;
- организация не устанавливала дополнительные платежи и не увеличивала платежи за иные услуги, оказываемые арендатору, с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно.
Подтверждением права на применение налоговой льготы являются следующие документы:
- договор аренды;
- дополнительное соглашение к договору аренды, предусматривающее снижение арендных платежей за период применения налоговой льготы;
- документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды;
- иные документы, позволяющие подтвердить право на применение налоговой льготы.
(пп. 15 введен Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.12.2020 N 123-оз)

Ответ Правительства Югры:
На исх. от 04.12.2020 No 1 Уважаемый
Директору Общества с ограниченной ответственностью «ЮСИ.РФ-ЮГРА»
А.М. Сафиоллину

Алексей Маулитжанович!
В отношении поступившей в адрес Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В.Комаровой публичной инициативы Общественного движения «БизнесЮгра.рф» о реализации в 2021 году восстановительных экономических и финансовых мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в условиях коммерческой аренды, сообщаю следующее.
1. О предоставлении арендодателям льготы по уплате налога на имущество на 6 месяцев.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 декабря 2020 года No 722-рп (далее – распоряжение No 722-рп, автономный округ) в Думу автономного округа внесен проект закона автономного округа «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – проект закона), предусматривающий для организаций, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которых является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), освобождение на 2021 год от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, расположенных на территории автономного округа и предоставляемых в аренду для осуществления деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественного питания и бытового обслуживания, при условии снижения ежемесячной арендной платы в размере не менее 50 процентов платы, предусмотренной договором аренды, за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, и предоставления отсрочки по ее уплате.
2. О предоставлении льготы арендаторам по уплате налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), налога на прибыль организаций в размере 50 процентов на 6 месяцев, а также об обязательстве арендодателей по снижению стоимости аренды.
У исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по предоставлению льготы по уплате УСН и налога на прибыль организаций. Вместе с тем, проектом закона, внесенным в Думу автономного округа распоряжением No 722-рп, в целях поддержки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в отраслях, оказавшихся под наиболее серьёзным влиянием негативных факторов и применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» продлено действие пониженной ставки в размере 1 % на 2021 год, что составляет более 50 процентов, так как общеустановленная ставка по УСН составляет 6%.
Также, у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по требованию от арендодателей – организаций осуществляющих управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, обязательств по снижению арендных платежей, поскольку правоотношения между арендатором и арендодателем регулируются гражданским законодательством, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
3. О субсидировании арендодателям расходов на жилищно- коммунальные услуги до уровня тарифов для физических лиц на период 6 месяцев.
Учитывая, что деятельность, связанная с арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), не включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года No 434, в целях недопущения роста задолженности у субъектов малого и среднего предпринимательства перед ресурсоснабжающими организациями, а также перед арендодателями, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются неотложные меры поддержки, в виде возмещения части затрат на аренду нежилых помещений, находящихся в коммерческой собственности, коммунальные и жилищно-коммунальные услуги.
Н.А. Милькис

Исполнитель:
отдела малого и консультант развития среднего предпринимательства управления развития предпринимательства
Депэкономики Югры,
О.А.Попова

Пользователь удалил свой комментарий.

Поддерживаю 100%, очень трудное время для ИП

Уважаемая Наталья Владимировна ! Надеюсь вы прочитаете все о чем просто уже кричат предприниматели !!!! Я тоже обращалась к вам через письмо , но мне рекомендовано было обратиться в суд . Иди мол потягайся с Администрацией , у тебя же деньги лишние на адвокатов , ну и что , что воспитываешь ребёнка - инвалида который имеет статус поливтивного, иди судись доказывай, что ты не работала 5 месяцев, и у тебя не чем платить ... Мой вид деятельности попал в список пострадавших , я арендую помещение у муниципалитета , но мои обращения чтобы отменили или снизили аренду хотя бы на то время когда были закрыты, результата не дали. Я открыла семейный ресторан в феврале 2020 года и закрылась на карантин в марте , разве моя вина в том, что заведение не работало и сейчас я не могу выплачивать аренду, так как меры по #covid которые есть уже сейчас, сократили поток гостей в заведение на 80 %, прибыль упала , с трудом сохраняем заработную плату и рабочие места, но скоро и это станет невозможным . Повернитесь уже к нам лицом , услышьте нас. Мы не хотим сидеть на шеи у государства , мы хотим работать и развивать свой бизнес, но видимо в нынешних условиях нам всем самостоятельно уже не справиться .

Поддерживаю

Поддерживаю!

Поддерживаю!

Поддерживаю, прибыль упала больше, чем на 90%. Вчера вручили претензию по аренде, если не погашу в ближайшее время, то подадут в суд. А мне не с чего ее платить, мы не работали с марта по июль... И, вроде как, не пострадавшие, ОКВЭД не подходит. В принципе как и у большинства...

Поддерживаю, прибыль упала на 90 %, аренда только выросла, коммунальные расходы выросли, в Москве карантин закончился а с ним и выплаты хоть какие-то, несмотря на то что в ХМАО он продолжается до сих пор.

Я - предприниматель с 15-летним стажем, все эти годы содержала себя и своих детей, один из которых инвалид! Не попала ни под какие льготы! Нас закрыли 28 Марта, и работать начала 12 мая. Мне не снизили ни аренду, ни какие-либо другие платежи! Кроме всего прочего, в мае Югра Экология заключила со мной договор, посчитав мне 1,5 года. При этом включила даже месяцы простоя. Все, что я сейчас зарабатываю, я отдаю за накопившиеся долги. И ждать помощи неоткуда!

Поддерживаю! Я, как ИП, не попала в список тех, чей бизнес пострадал. В реальности же все не так радужно. Платежи, которыми обросли привычные ранее коммунальные расходы, просто "сжирали" те поступления, что были от арендаторов (снизили платежи до минимума), те же ТКО , несмотря на неработающий бизнес и отсутствие этих самыхотходов, взымались несмотря ни на что. И так по всем остальным платежам...

Тоже самое и у нас

Поддерживаю! Уважаемая Наталья Владимировна, считаю именно такая мера, если вы поддержите идею способна более эффективно поддержать МСП, в отличии от прямого субсидирования арендной платы. Одним правильным и подготовленным решением можно убить сразу трех зайцев, без ущерба для бюджета. В этом году кроме как раздражения в предпринимательской среде и социального напряжения действующие меры не вызвали. Например у нас офис 760 кв метров с марта закрыт полностью, к сожалению мы не попали под пострадавшие, но такой большой офис нам нужен был лишь для проведений мероприятий, которые до сих пор запрещены. Тем не менее арендатор нам выставил счета за аренду и ЖКУ по полной программе.

Конечно поддерживаю! К сожалению все не так хорошо, как кажется на первый взгляд. Нам всем сейчас очень нужна помощь, поддержка, и понимание со стороны власти.

Поддерживаю! Занимаюсь,оказанием услуг в области бухгалтерского и налогового учета, администратор в том числе онлайн бухгалтерского сообщества, и мы бухгалтеры как ни кто другой, знаем настоящие проблемы предпринимателей в целом.

Поддерживаю

Поддерживаю!

Поддерживаю 👏🏻

Поддерживаю!