Знакомство с методом управления своим состоянием и использования негативной энергии стресса для целей созидания и творчества состоялось 1 февраля в Сретенском клубе в Югре. Метод под названием «Ключ» представил его автор - советский и российский ученый, кандидат медицинских наук, заслуженный врач республики Дагестан, врач-психиатр Хасай Магомедович Алиев. Разработка прошла испытание временем – она применяется в клинической практике с 80-х годов прошлого века.
Хасай Магомедович рассказал, что различные способы снятия нервного и мышечного напряжения в стрессовых ситуациях, страхов и зависимостей использовались и раньше. Например, их применял в работе с актерами знаменитый режиссер Станиславский. Для достижения тех же целей можно прибегать к гипнозу, аутотренингу. Х. М. Алиеву в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина была поставлена задача найти способ борьбы со стрессом, которому было бы легко научиться и применять самостоятельно. Изучая существующие методики и наблюдая за поведением людей в стрессовых ситуациях ученый предположил, что организм в такие моменты сам дает подсказки, что требуется делать для его защиты, профилактики последствий стресса и достижения нужного результата при выполнении сложнейших задач.
Разработанный Х. М. Алиевым метод «Ключ» базируется на распространенных инстинктивных движений человека, направленных на освобождение от нервно-психического напряжения. Он позволяет превентивно выработать стрессоустойчивость с помощью воображаемого желаемого поведения в стрессовых ситуациях. Применение метода на протяжении многих лет доказало его эффективность при занятиях творчеством любого вида, обучении и тренировке различных навыков.
Хасай Магомедович также считает, что человек по природе своей добр и склонен к эмпатии и творчеству. Избавление от стресса способствует пробуждению любви к людям и стремление творить, изобретать, улучшать мир.
Участники встречи проявили к выступлению Х. М. Алиева живейший практический интерес. Можно ли его широко использовать в учебных заведениях? Как быстро обучиться приемам саморегуляции перед предстоящим плаванием по морям? Почему метод не применяется широко и повсеместно? Отвечая на эти вопросы, автор разработки пояснил, что несколько упражнений, которые могут использоваться для снятия нервно-психического напряжения, включены в учебник по физической культуре для старших классов, но этого недостаточно – нужно, чтобы педагоги грамотно преподносили подросткам информацию о том, как и для чего их можно делать. При этом для каждого человека упражнения нужно подбирать индивидуально, исходя их его ощущений. НО обучиться этому, как считает Хасай Магомедович, несложно. Он сам проводит обучающие вебинары, ведет страницу в youtube.
Свое мнение по поводу метода Х. М. Алиева высказал Петр Иванович Юнацкевич - военный ученый, профессор, изучавший проблему снижения летальности войн и разработавший совместно с коллегами «новую этику» на основе ряда принципов, нравственного правила и дискурсивно-оценочного метода. Он считает, что метод заслуживает внимания и его нужно изучать и распространять, не забывая, однако, о том, что уровень стрессоустойчивости напрямую связан с мотивацией людей, работающих в условиях высокого напряжения. Если для тех, кто выполняет задачи на пределе человеческих возможностей, в приоритете духовное – стресс грозит им в гораздо меньшей степени, чем тем, кто в первую очередь заботится о материальном.
Метод был создан 1981 году в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, утвержден Минздравом СССР в 1987 г, рекомендован тогда же Минобразованием СССР. Синхрогимнастика по методу Ключ в Учебнике Физкультуре для 10-11 классов профессора А.П. Матвеева.
Роспатент зарегистрировал инновацию № 1785711 «Способ снижения утомления», а в 1995 году — № 2041721 «Способ психофизиологической саморегуляции и устройство для стимуляции».
В последующие годы метод использовался в качестве антистрессовой подготовки спортсменов перед соревнованиями, испытателей программы «Марс-500», военных (в том числе персонала перед входом в атомоход «К-141 «Курск»»), сотрудников МВД, ФСБ и МЧС России, для школьников и студентов, в проведении психологической экспресс-реабилитации пострадавших в терактах в Кизляре, Каспийске, Ессентуках, Беслане и Москве и других.
Синхрогимнастика рекомендуются 5 минут в день для каждого школьника, преподавателя и родителей для разгрузки от накапливаемых стрессов, поддержания здоровья и творческого состояния, снижения утомляемости и профилактики от депрессии и суицидов.
Суть метода заключается в овладении навыком управления своим состоянием. Он базируется на анализе существующих методов психофизиологической саморегуляции и распространенных инстинктивных движений человека, направленных на освобождение от лишнего нервно-психического напряжения при решения волнующих вопросов.
Метод используется в психотерапии при лечении психосоматических заболеваний, страхов и зависимостей. Позволяет превентивно выработать стрессоустойчивость на основе методики "Антистрессовая подготовка Ключ". Эффективен при занятиях творчеством любого вида, в том числе поиске креативных решений, обучении и тренировке различных навыков.
Комментарии 0