Информационные и цифровые технологии

  • 19 сентября 2021 г.
  • 0

Том 9

Информационные и цифровые технологии

РЕФЕРАТ (презентация)
Отчета о результатах научно-исследовательской работы
«Актуализация стратегии социально-экономического развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»

   Определение цели, задач и долгосрочных приоритетов (перспектив) социально-экономического развития цифровых и информационных технологий

Стратегия-2050 ориентируется на достижение национальных целей развития, определенных в Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части, в какой соответствующие мероприятия и целевые значения на уровне Югры вносят значимый вклад в реализацию поставленных национальных целей в общефедеральном масштабе. Югра относится к одним из наиболее развитых регионов РФ, поэтому успехи цифровой трансформации на ее территории как в сфере государственного управления, так и социально-экономической сфере будут во многом определять общефедеральную динамику.

Реализация Стратегии-2050 будет проходить в условиях серьезных структурных и технологических изменений мировой и российской экономики, вызванных ускоренным переходом на цифровизацию на государственном и предпринимательском уровнях, изменением потребительских предпочтений, новым балансом между глобализацией и регионализацией, а также продолжающимися изменениями в глобальном масштабе, связанных с продолжающейся пандемией.

Необходимо быть готовым к возможному падению спроса на базовые экспортные товары РФ, что напрямую требует от Югры предпринимать усилия по содействию опережающей цифровой трансформации нефтегазодобывающих компаний, содействовать развитию обрабатывающих отраслей на новой технологической основе, включая цифровые технологии. Неопределенность мировой геополитической ситуации, а также продолжение режима санкций определяют необходимость реализации в Югре стимулирования импортозамещающих производств.

Это, в свою очередь, формирует новые требования к качеству образования в регионе. Спрос на качественное высшее образование в Югре существенно опережает его предложение, что приводит к потери наиболее талантливых молодых кадров, которые уезжают учиться в другие регионы РФ, и лишает цифровую экономику востребованных специалистов. Учитывая скорость изменения спроса на профессии, быстрое отмирание традиционных профессий и появление новых, профессиональная подготовка должна проводиться на новых технологичных основаниях, с использованием непрерывных, дистанционных, платформенных форм подготовки и переподготовки специалистов.

Стратегия-2050 должна стать ответом на повышение требований к комфорту и безопасности среды для жизни людей, что особенно важно для природно-климатических условий Югры. Цифровая трансформация региона открывает новые возможности для гибкой и удаленной занятости, что позволяет ликвидировать цифровое неравенство между крупными городами автономного округа и отдаленными территориями и поселками. Но при этом необходимо продолжать работу по удовлетворению новых требований людей к качеству и комфортности жилья, качеству городской среды, экологии, развитию культурной и досуговой среды. Цифровая трансформация среды обитания жителей региона на основе технологий «умного дома», «умного города», «умного поселка» позволяет дать ответ и на этот стратегический вызов.   

Цифровая трансформация региона должна дать ответ и на экологические вызовы, в том числе климатическую повестку, «углеродный налог», построения эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами, используя те возможности, которые открывают применение искусственного интеллекта, Интернета вещей, распределенных реестров, анализ больших данных и других технологий, связанных с цифровой экономикой.

Стратегия-2050 по направлению цифровой трансформации Югры предусматривает:

    1. Достижение «цифровой зрелости» добывающих предприятий и предприятий обрабатывающей промышленности, ведущих свою деятельность на территории автономного округа, отраслей социальной сферы – здравоохранения, образования, а также государственного и муниципального управления.

     «Цифровая зрелость» означает переход к принятию управленческих решений на основе данных, что достигается за счет реализации комплекса мероприятий:

- внедрение цифровых технологий и использование отечественных цифровых решений во всех отраслях экономики и социальной сферы Югры;

- переход на всеобъемлющий электронный документооборот между всеми органами государственного и муниципального управления, между любыми взаимодействиями между органами власти и населением региона, между бизнесом и госуда рством;

- формирование эффективной системы стимулов для внедрения цифровых технологий;

- повышение уровня цифровых компетенций населения Югры через программы дополнительного профессионального образования, специализированные программы для государственных служащих, обучение цифровой грамотности пенсионеров, жителей удаленных поселков автономного округа.

    2. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов к 2030 году, до 100 процентов – к 2035 году и поддержание данного уровня на период до 2050 году с учетом расширения перечня госуслуг, появление новых видов и классов услуг, которые будут востребованы населением и бизнесом. Достижение цели предусматривает:

- повышение удовлетворенности населения региона при получении услуг в электронном виде и упрощения процедуры их получения за счет формирования единой базы информации и документов, внедрения технологий искусственного интеллекта и больших данных, распределенных реестров с целью повышения скорости обслуживания посту пающих запросов, снижения количества отказов, гибкой подстройки к запросам населения, использование дружелюбного для клиента интерфейса;

- цифровизацию органов государственных и муниципальных органов власти Югры на базе перехода к единой модели данных, использованию облачных решений, унификации процессов обмена данными, применения технологий цифровой экономики;

- обеспечение безопасности персональных данных и данных органов государственной и муниципальной власти.

   3. Ликвидация цифрового неравенства между крупными городами, поселками, территориями Югры на базе повсеместного широкополосного доступа к Интернету. Доля домохозяйств, имеющих такой доступ в автономном округе, должна достичь к 2035 году практически 100 процентов и поддерживаться на таком уровне в дальнейшей перспективе до 2050 года. Достижение этой цели должно быть обеспечено следующими действиями:

- расширением уже имеющейся инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет для подключения к ней всех социально значимых объектов автономного округа;

- решение технических и организационных вопросов, связанных с обеспечением широкополосного доступа к сети Интернет малонаселенных, отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, а также продолжение реализации проекта IT-стойбище;

- переход на современные стандарты связи 5G/IMT-2020 на базе отечественного телекоммуникационного оборудования путем стимулирования на региональном уровне операторов активным образом развивать новейшие системы на территории автономного округа.

   4. Создание системы поддержки и стимулирования роста вложений в отечественные решения в сфере цифровой экономики с учетом роста качества таких решений и с ориентацией на потребности регионального, российского и мирового рынка, а также стран БРИКС, стран-участниц ШОС и ЕАЭС.

   Для этого необходимо:

- формирование на уровне региона благоприятной институциональной среды для разработки решений в сфере цифровой экономики с использованием потенциала технопарков, IT-кластера, проводимого в Югре ежегодного IT-форума, хакатонов и других мероприятий регионального, общероссийского и международного форматов;

- формирование инициативных предложений по использованию территории автономного округа в качестве пилотной территории, «регуляторной песочницы» для реализации наиболее передовых цифровых регуляторных режимов и технологий;

- повышение доступности финансирования, включая венчурные фонды, гранты, для стартапов в сфере цифровой экономики;

- расширение программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования по наиболее востребованным или ранее отсутствовавшим направлениям и специальностям в сфере цифровой экономики, что позволит удовлетворить растущие потребности регионального рынка в специалистах такого профиля

Опубликовано: Алексей Сафиоллин


Комментарии 0