С докладом «О корректировке Стратегии социально-экономического развития округа до 2020 года и на период до 2030 года» в окружной Думе на депутатских слушаниях под председательством спикера Бориса Хохрякова выступил заместитель губернатора – директор департамента экономического развития Югры Павел Сидоров.
Основополагающий документ, регулирующий развитие региона, как назвал Стратегию докладчик, был принят в 2013 году. Современная экономическая ситуация в стране и в автономном округе, в частности, побудила уже через три года внести корректировки. Как отметил Павел Сидоров, в законодательстве предусмотрена периодичность корректировок раз в 6 лет.
Выступавший привёл некоторые показатели, характеризующие социально-экономическое положение в округе. Предприятиями автономного округа ежегодно производится около 8% от общего объёма произвёденной промышленной продукции в России, при этом вклад Югры в бюджет РФ составляет 13-15%.
Создан финансовый резерв, защищающий регион от внешних неблагоприятных условий и гарантирующий исполнение социальных обязательств в будущем. Югра по-прежнему входит в число субъектов-лидеров РФ с наилучшими показателями по коэффициенту рождаемости - 8 место, по коэффициенту естественного прироста населения - 6 место.
Укрепление финансовой базы пенсионной системы и возможность бюджета автономного округа на выплату доплат к государственным пенсиям неработающим пенсионерам позволили достичь среднего дохода пенсионера в сумме 19220 рублей, что составляет 163% к величине прожиточного минимума пенсионера. В Югре четвёртый год вводится около 1 млн. кв. метров жилья.
По итогам 2015 года по качеству жизни автономный округ занимает 7 место среди субъектов РФ и 1 место в Уральском федеральном округе; по социально-экономическому положению – 3 место среди субъектов РФ и 1 место в УрФО.
«Сейчас стоит задача эффективно использовать накопленный опыт и ресурсы для следующего, качественно иного этапа в развитии Югры, - обратил внимание Павел Сидоров. - Для решения поставленных задач требуется высокая управленческая культура и широкое использование методов системного анализа, прогнозирования и стратегического планирования на перспективу».
Выступавший подчеркнул, что любой стратегический документ - это документ общественного согласия. Работа по корректировке проводилась с участием региональных и муниципальных органов исполнительной власти, широкого круга экспертов из представителей крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов, целевых групп общественности.
По словам докладчика, жизнь сегодня заставляет делать акценты на внедрении новых механизмов, влияющих на скорость достижения целевых ориентиров. И такие механизмы при корректировке Стратегии–2030 были предложены - проектное управление, внедрение технологий бережливого производства, привлечение к решению вопросов социально-экономического развития гражданского общества, территориальный маркетинг, новая промышленная политика, реализация национальной предпринимательской и технологической инициатив.
Более 60% в валовом региональном продукте Югры занимает ТЭК. По разным оценкам специалистов в недрах Югры сосредоточено около 100 миллиардов тонн нефти. Современные технологии позволяют добыть из них как минимум 20-25 миллиардов тонн – это в 2-2,5 раза больше, чем уже добыто за предыдущие 50 лет. В этой связи приоритетами развития нефтегазового сектора в долгосрочной перспективе является разработка и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих повышение уровня нефтеотдачи и вовлечения в оборот трудноизвлекаемых запасов.
Новая Стратегия-2030 даёт ответы на стоящие перед автономным округом вызовы времени, заключающиеся в необходимости ухода от сырьевой специализации благодаря созданию новых механизмов диверсификации, одним из которых является внедрение технологий бережливого производства. Пример такой работы в Югре – это переход на централизованную закупку медикаментов, благодаря чему ежегодно есть возможность сэкономить до 200 миллионов рублей.
Одним из механизмов достижения стратегической цели в Стратегии–2030 предложено новое направление - реализация Национальной технологической инициативы. Формой инновационной модернизации экономики призваны стать индустриальные парки.
Учитывая созданные в округе условия для благоприятного инвестиционного климата на период 2017-2019 г.г., спрогнозирован ежегодный прирост инвестиций в основной капитал на уровне 0,8%. Этому будет способствовать реализация инвестпроектов. Прямой вклад планируемых к реализации (реализуемых) инвестиционных проектов в экономику и социальную сферу Югры составит: прирост рабочих мест к 2019 году не менее 12,0 тысяч, прирост объёма промышленной продукции к 2019 году - не менее 70 млрд. рублей, прирост налоговых поступлений в бюджет автономного округа в период 2020-2030 годов составит не менее 50 млрд. рублей.
На протяжении длительного периода Югра ежегодно прирастает численностью населения. На рубеже нового тысячелетия ежегодно рождалось около 15 тысяч малышей, сегодня – это уже более 26 тысяч. Эта тенденция заложена и в прогнозе.
Соответственно, сформирован запрос населения на содержательные изменения в сфере жилищного строительства, жилищно-коммунального комплекса. Прогнозируется сохранить меры государственной поддержки по созданию арендных домов. Запущен первый пилотный проект по созданию наёмного дома социального использования в Сургуте, активно развивается ипотечное кредитование.
За период 2016-2018 годов для целей индивидуального жилищного строительства планируется предоставить 744 земельных участка многодетным семьям. К тому же, в 2016 году предусмотрена альтернативная мера государственной поддержки многодетных семей в виде предоставления им социальной выплаты на приобретение жилых помещений, реализация которой позволит улучшить жилищные условия 2200 многодетным семьям.
Прогноз сфокусировал внимание на тех проблемах, которые волнуют людей, от решения которых непосредственно зависит, как они будут жить.
Положительную динамику бюджетных поступлений планируется достичь за счёт создания благоприятных условий для расширения производства, создания новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности; снижения задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты всех уровней; совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет округа; отмены с 2019 года неэффективных налоговых льгот.
Соответственно, в течении очередного трёхлетнего периода в автономном округе сохранится подход к предоставлению налоговых льгот при условии их эффективности, наличия источника компенсации выпадающих доходов бюджета и исключительно на временной основе.
Бюджетная политика автономного округа на 2017-2019 годы будет нацелена на достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития автономного округа, главным из которых является повышение качества жизни граждан Югры, создание условий для мобилизации внутренних резервов, повышения эффективности государственного и муниципального управления.
Порядка 13% расходов бюджета автономного округа будет направлено на развитие отраслей экономики в рамках 8 государственных программ, включая развитие транспортной системы путём расходования средств дорожного фонда автономного округа.
В качестве приоритетов инвестиционной деятельности средства, в первую очередь, будут направлены на завершение строительством объектов по принятым бюджетным обязательствам, а также объектов, строительство которых обеспечивается привлечением средств из федерального бюджета.
Порядка 35% от общего объёма расходов бюджета автономного округа ежегодно планируется направлять в бюджеты муниципальных образований в виде межбюджетных трансфертов.
В 2017-2019 годах продолжится поддержка муниципальных образований автономного округа путём предоставления дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Планируется продолжить распределять 70% от её общего объёма законом о бюджете автономного округа, что позволит муниципальным образованиям обеспечить предсказуемость и сбалансированность бюджетов при их формировании на очередной финансовый год.
Комментарии 0