Идея строительства нового города-спутника Владивостока на 300 тыс. жителей удачно ложится в современные градостроительные тренды на расширение городских агломераций и комплексную застройку, считают опрошенные ТАСС российские эксперты и ученые в области городской экономики. При этом, по их мнению, участие государственных структур в проекте может нести как риски, так и выгоды.
В начале сентября на Восточном экономическом форуме Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, правительство Приморского края, ВЭБ.РФ и ООО "ПроГород" подписали соглашение о создании нового города-спутника в 30 км от Владивостока с населением 300 тыс. человек. Проект планируется реализовать на земельном участке, расположенном в Надеждинском районе.
"Подобные проекты комплексного развития вполне соответствуют современным градостроительным трендам, и мы знаем, что в 2020 году были даже приняты поправки в Градостроительный кодекс, ряд других законов, которые дали старт возможности именно комплексного развития территорий на новых принципах", - сказал в беседе с ТАСС руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
По его словам, во Владивостоке значительным ограничением являются не только природные условия, включая рельеф и неблагоприятное погодное положение, но и наличие достаточно больших участков территории, отчужденных от полноценной городской жизни - земель Минобороны и производственно-складских территорий. Они, отметил эксперт, разрывают то, что в архитектуре принято считать городской тканью, и не дают в полной мере развивать те новации, которые связаны с новыми принципами городского развития.
"В то же время, мне кажется, есть определенный тренд как раз на попытку следования этим самым новациям. Мы понимаем, что после прихода газа и перехода на новое топливо ТЭЦ-2 все-таки развитие городского пространства стало происходить в более благоприятных природных условиях, мы понимаем, что появилась новая связанность территорий после строительства трех мостов (имеются ввиду мосты на остров Русский, мост Золотой и низководный мост во Владивостоке - прим. ТАСС). Мы понимаем, что новые локальные точечные объекты, в том числе <...> инициированные не только государством, но и бизнесом, имею в виду и набережную Цесаревича, и Нагорный парк, становятся новыми локациями общественных пространств", - сказал Климанов.
Урбанизация сверху
Комплексное строительство городов в экономически перспективных зонах отражает тенденцию к урбанизации и концентрации населения в развивающихся районах, считает генеральный директор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов.
, - сказал эксперт.
Он добавил, что не менее важно продумать, чем будут заниматься жители. В случае со спутником Владивостока рядом есть территория опережающего развития с резидентами, то есть уже присутствует некоторая потребность в рабочей силе. "Но надо проверить этот баланс, достаточно ли будет для них работы на месте, а может они будут ездить во Владивосток и Артем. И тогда нужно предусмотреть транспорт", - заявил Пузанов.
Как пояснили ТАСС в пресс-службе Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, в расположенной рядом ТОР "Надеждинская" уже реализуется 71 инвестиционный проект. По словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, до 2030 года в Приморском крае появился более 100 тыс. новых рабочих мест, из которых треть уже создали.
Концентрация ресурсов
Участие институтов развития Дальнего Востока в этом проекте, при сохранении некоторых рисков, все же имеет хороший потенциал ускорения его реализации, уверен Пузанов.
"Это возможность концентрации ресурсов различных институтов развития, которые обычно распределены. Конечно, как и всегда в таких случаях, когда над задачей работают несколько исполнителей, есть риски несогласованности. Но при грамотном управлении организацией проекта можно получить синергетический эффект от сложения различных мер поддержки", - добавил Пузанов.
Такие процессы, а именно - масштабное жилищное строительство и расширение города, именно во Владивостоке могут проходить и без вмешательства государственных институтов, считает Владимир Климанов. И некоторые девелоперские проекты в регионе уже реализуются.
"Другой вопрос, насколько активно должно быть здесь государственное участие, поскольку, все-таки, если мы рассматриваем Дальний Восток в целом, то во Владивостокской агломерации такие процессы могут иметь место и без активного государственного участия, по крайней мере, в случае, если государство, скорее, будет создавать течение, а не создавать стимулы. Существующие стимулы в виде того же статуса свободного порта Владивосток, наличии ТОР в ближайших пригородах, возможности использования других инструментов стимулирования - они уже позволяют развиваться экономике города в тех направлениях, которые уже заданы", - сказал глава Центра региональной политики РАНХиГС.
Комментарии 0