Исламизация Севера – возможна или уже началась?

  • 3 апреля 2021 г.
  • 1351
  • 0

Трудовые мигранты. Их можно встретить во всех без исключения северных регионах России. Как правило, все они – граждане из бывших союзных республик СССР. Они приезжают в нашу страну в поисках заработка для пропитания своих семей. Особенно привлекательными регионами для них выглядят Ямал и Югра. Их не пугают ни суровые морозы, ни тяжелая, а зачастую травмоопасная работа, ни условия проживания. Главная их цель – заработать деньги и выслать их на родину. Но только ли ради заработка они готовы покинуть свою землю и теплые края, расстаться со своей семьей, близкими друзьями и родственниками?

А может быть, миграционные потоки, обрушившиеся на Россию, таят в себе угрозу для нашей страны с точки зрения ее безопасности? Может быть под видом трудовых мигрантов в нашу страну въезжают исламские террористы, которые радикализируются в группы уже на территории северных регионов России?

Выездное совещание  по вопросам нацбезопасности в УрФО, провел в Ханты-Мансийске секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев с участием полномочного представителя президента России в УрФО Владимира Якушева, глав регионов, входящих в состав федерального округа, представителей министерств и ведомств.

По словам Николая Патрушева, одно из важнейших условий обеспечения национальной безопасности – стабильность межнациональных отношений, которые составляют важнейшую часть общественно-политической жизни страны.

В этой связи Николай Патрушев поставил перед участниками совещания задачи по противодействию таким попыткам:

– Важно своевременно выявлять возникающие конфликтные ситуации, оперативно реагировать на них. Больше внимания уделять разъяснительной работе среди мигрантов, прежде всего в части соблюдения российского законодательства и общепринятых правил поведения, поддержке, обучению местных религиозных деятелей в отечественных учебных заведениях.

 

Фото: https://ugra-news.ru/article/bolshe_vnimaniya_molodym/

Также он подчеркнул, что в минувшем году заблокирован доступ практически к 100 интернет-ресурсам, содержащим материалы террористического характера, выявлено и пресечено 11 каналов незаконной миграции. В части работы с подростками и молодым поколением в 2020 году выработаны меры по предупреждению их социально опасного, деструктивного поведения. Патрушев обратил внимание глав регионов на необходимость всестороннего развития подростков, создание условий для проведения ими интересного досуга, включая занятия спортом. Особенно это касается малых городов и сельских территорий. 

Отдельное внимание в ходе совещания было уделено дополнительным мерам по обеспечению стабильности межнациональных и межконфессиональных отношений как одного из важнейших условий обеспечения национальной безопасности, сохранения государственности.

Губернатор Наталья Комарова предложила создать в Югре центр киберволонтерского движения УрФО. Интернет-дружинники автономного округа смогут бороться с экстремизмом и национализмом по всему Уралу.

Журналист портала Стратегия 24 постарался выяснить основные тенденции миграционного процесса.

Из каких стран приезжают трудовые мигранты в Югру? Как они адаптируются в сложных условиях севера? Кем и в каких сферах трудоустраиваются? Чувствуют ли они несправедливое отношение по отношению к ним? Какова в настоящее время ситуация, возникшая после закрытия границ? Способны ли эти люди поддержать местное население в случае, если оно выйдет на митинги против действующей власти?

Для примера возьмем самые густонаселенные муниципалитеты Югры - Сургут, Сургутский район и Нижневартовск. В столице Самотлора проживает мощная узбекская диаспора.

БОЛЕЕ 10 ТЫСЯЧ ВЕРУЮЩИХ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ПРАЗДНИЧНОМ НАМАЗЕ ПО СЛУЧАЮ УРАЗА БАЙРАМ В СУРГУТЕ  (источник)

По словам Андрея по поводу численности киргизской диаспоры сказать что-либо определенное достаточно трудно, потому что Киргизия, также как Казахстан, Армения и Белоруссия, входит в Таможенный союз.

- Для трудоустройства в России граждане этих стран проходят только медицинскую комиссию. Приезжая в автономный округ, они заключают с работодателем договор об аренде помещения для проживания, и на основании этого договора проходят регистрацию по месту жительства. Если договор заключен на год, то они, соответственно, получают патент на работу и регистрацию на целый год.

В связи с тем, что при трудоустройстве граждан Киргизии, работодателям нет необходимости заниматься дополнительным документооборотом достаточно много трудовых мигрантов из этой страны. Поэтому работодатели активно берут на работу именно граждан Киргизии.

А вот граждане Таджикистана и Узбекистана, чтобы оформить патент на работу, должны обратиться в орган Федеральной миграционной службы. Несмотря на это, от 50 до 60 % всех трудовых мигрантов составляют граждане Таджикистана, которых на севере действительно абсолютное большинство. Основная часть трудовых мигрантов проживает и регистрируется по месту работы в Сургуте. В этом городе работает порядка 10 тысяч трудовых мигрантов из Таджикистана. Для сравнения, в Нефтеюганске и районе – около 2-х тысяч. Все они трудятся в основном на стройках, в сфере ЖКХ по благоустройству территорий, водителями или в магазинах.

Трудовая миграция в Сургутском районе не такая большая, как в городе. Как правило, сюда переезжают, имея на руках либо вид на жительство, либо временное проживание.

Что касается иностранных граждан, которым предоставлены вид на жительство и временное проживание, то здесь лидируют Украина, Азербайджан и Армения. Трудовых мигрантов из этих стран незначительное количество.

Ситуация кардинально изменилась с началом пандемии коронавируса, когда  25 марта 2020 года закрылись границы с теми странами, с территории которых шел основной поток трудовой миграции. Границы до сих пор остаются на замке.

- Иностранец может приехать к нам лишь в нескольких случаях. Если у него есть документ на временное проживание, вид на жительство, вызов на учебу или лечение или в случае, если кто-то из близких родственников является гражданином Российской Федерации.

Андрей считает, что трудовые мигранты не представляют собой угрозы с точки зрения радикального ислама. Граждане из Таджикистана и Узбекистана не находятся с жителями Югры в близком контакте и не занимаются пропагандой ислама. График работы у них плотный, работа – тяжелая, поэтому в конце рабочего дня они устают и мечтают только об ужине и отдыхе. Им уже не до пропаганды.

- Работодатели в Югре оберегают своих работников из числа трудовых мигрантов, которые трудятся уже на протяжении нескольких лет, проявляют о них заботу и оказывают им посильную помощь и содействие в решении бытовых вопросов, - говорит руководитель компании. 

Андрей Георгиевич также считает, что трудовые мигранты также массово не представляют собой опасности и в плане действий преступного характера: грабежей, краж или распространения наркотиков.

- Трудовой мигрант приезжает в Югру трудиться и зарабатывать деньги, чтобы прокормить свою семью, и он не будет заниматься криминалом, - уверен гендиректор компании. У нас в России и своих преступников хватает – «залетных» гастарбайтеров из соседних регионов. Среди преступников также немало жителей Российской Федерации разных национальностей, которые представляют большую угрозу для населения, чем выходцы из Средней Азии. Кроме того, трудовой мигрант в случае 2-х административных наказаний за различные правонарушения не имеет возможности продлить патент на работу или вид на жительство.

Помощник главы таджикской диаспоры в Сургуте Сафарали Ёралиевич Курбонов считает, что местные жители с пониманием относятся к приезду трудовых мигрантов из Таджикистана.

- Мои земляки приезжают на север, чтобы заработать денег и прокормить свои семьи. В нашей республике работу тоже найти можно, но зарплата у нас маленькая. Самое главное, чтобы ребята, приезжая в Сургут, не ходили без работы. Большинство из них трудятся на городских стройках, но в связи с закрытием границ из-за пандемии, миграционный поток очень сильно снижается, людей не хватает. А прорабы на стройке, как правило, набирают не одного-два человека, а целую бригаду.

Таджикская диаспора в Сургуте всегда помогает своим землякам трудоустроиться или решить бытовые проблемы, но если раньше в городе трудились около 20 тысяч трудовых мигрантов из этой республики, то сейчас - всего около 2-3 тысяч. Поэтому в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация – работа есть, а людей не хватает.

По словам Сафарали Ёралиевича в настоящее время в Сургуте проживает более 10 тысяч таджиков, имеющих российское гражданство. Сам Сафарали приехал в Сургут в 2000 году. Здесь живет и работает, его здесь все устраивает, но все равно тянет на родину, в теплые края, поэтому регулярно выезжает вместе с семьей в родной Куляб Хатлорской области.

Сухроб, Масрур и Бахтиёр регулярно приезжают из Таджикистана на север уже около 10 лет, трудятся на строительстве многоэтажных жилых домов, социальных объектов, выполняют строительно-отделочные работы в рамках капитального ремонта жилищного фонда.

Как правило, они снимают однокомнатную квартиру на троих, чтобы было легче оплачивать проживание и коммунальные расходы. Жилье ищут через соцсети поближе к работе, заключают договор с арендодателем.

- Работаем по 12 часов, выходной – воскресенье. В свободное время разговариваем с родными, общаемся со своими земляками, ходим друг к другу в гости или на рыбалку. Город нравится, большой, есть много работы, но вот только холодно, но к морозам мы уже привыкли. А у нас сейчас +15, - говорит Сухроб.

По словам трудовых мигрантов из Таджикистана, многие из них действительно привыкают к северным условиям, и через несколько лет окончательно переезжают жить в Сургут, оформляя документы, чтобы получить российское гражданство.

Еще об одной тенденции, свойственной миграционным потокам, рассказал настоятель Храма Георгия Победоносца отец Антоний. По его мнению, произойти может что угодно:

- Лет 50 назад никто во Франции или Германии не подозревал, что количество мусульманских мечетей по отношению к католическим храмам достигнет перевеса. Это связано с миграционной политикой прежде всего государств Западной Европы и, конечно же, в том числе и секуляризации, как говорится, титульной нации.

Антоний считает, что проблема состоит не в том, что в Европе мечетей стало больше, а в том, что там христиане перестали быть христианами:

- Люди с исламскими корнями изначально религиозны. Их нелегко смутить и увести в атеистическое восприятие. Это немного две разные религиозные парадигмы, связанные, в том числе с понятием свободы, прежде всего свободы личности. В христианстве гораздо больше этой свободы, чем в том же исламе.

По мнению настоятеля Храма Георгия Победоносца, в Сургуте маловероятна значительная роль или увеличение роли исламистов.

- Во-первых, внесли свою коррективу изменения миграционных законодательств. Благодаря этому произошло снижение миграционного потока. Во-вторых, на этот процесс повлияла жизнь страны в условиях COVID-19. Это очень серьезный аспект, который кратно снизил миграционный поток.

В настоящее время рабочая сила все чаще стала находить иные рынки сбыта. Это связано прежде всего с падением национальной валюты относительно европейской или американской.

Если пару лет назад для некоторых трудовых мигрантов было выгодно работать в северных регионах России, то сейчас они предпочитают искать работу в других странах.

- Я бы не стал говорить, что проблема исламской радикализации связана только с трудовыми мигрантами. Проблема радикализации связана с протеолитической деятельностью, то есть обращением в ислам не исламских народов, в том числе, в прошлом христиан, особенно молодежи. Потому что ислам достаточно жестко говорит о справедливости, он привлекателен особенно в условиях протестных настроений.

Помимо этого, настоятель Храма Георгия Победоносца считает, что исламская радикализация возможна и внутри исламского населения. Но это уже работа спецслужб, а не аналитиков. Не все может знать не только Русская православная церковь, но и исламская умма (религиозная община).

- В Югре есть пару городов, в которых нетрадиционный ислам становится таким сильным, что привлекает серьезное внимание. Это было связано, прежде всего, с тем, что в Исламское государство ИГИЛ (запрещенное в России) на территории Сирии уезжало достаточно много людей с таких населенных пунктов, как Нижнесортымский, Лянтор, Лангепас. Это те города и поселки, которые были упомянуты в СМИ. На долю населения в процентном отношении таких людей больше всего именно в этих населенных пунктах. Но это никак не относится к Сургуту или Ханты-Мансийску.

Антоний считает, что идея фундаментального ислама на Русском Севере теряет свою привлекательность, и обращает внимание на протестное настроение молодежи:

- Оно связано с ощущением несменяемости власти разных уровней, отсутствием ее ротации, особенно на северной земле, ротации во властных структурах. Плюс раскачка ситуации различными Ю-Туб каналами, средствами социальных сетей. Все это создает определенный момент желания каких-то перемен. Нетрадиционный ислам как раз выступает рупором, в том числе, перемен на религиозной почве, за справедливый, по-своему понимаемый демократичный, мир. Все это может, как раз, привлекать молодежь. Я бы здесь опасность искал.

По мнению Антония, трудовые мигранты приезжают на север заработать и уехать:

- Их корни не здесь, и я бы не стал строить на них свои опасения. Тем более, заработок трудовых мигрантов упал почти на 30%, поэтому северные территории стали для них уже не таким лакомым кусочком, как прежде. Закрытие многих предприятий малого бизнеса из-за пандемии освободила определенную рабочую силу, которая сейчас занимает места, в том числе, традиционные для мигрантов. В ближайшей перспективе я не вижу особой опасности от трудовых мигрантов. Если она и есть, то она находится в другой плоскости.

На территории Югры достаточно много православных храмов, и они никогда не пустуют, как католические храмы в той же Франции или Германии. В то же время, опасность, по мнению Антония, может очень быстро вырасти из-за радикализации не традиционно исламской молодежи: 

- Радикальный ислам может стать средством достижения своих идеологических задач и вот это уже может стать проблемой.

Общественник по имени Ксения считает, что с точки зрения модных тенденций среди молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет тема ислама молодежи не интересна. Даже не смотря на то, что в Сургуте есть достаточно большое количество мусульманских сообществ, темы радикального ислама в повестке вообще не существует.

- Мусульманскую молодежь, на самом деле, уже можно назвать обрусевшей – молодые люди точно так же смотрят Интернет и Ютуб. Гораздо большую угрозу для общества представляет собой наркомания - это спайсы, снюсы, хорошо процветающая аптечная наркомания. Молодежь очень сильно интересуется именно этой темой, и как раз все эти средства активно прокачивают через Ютуб и Интернет.

- Безусловно огромную роль в координации мусульман и согласии взял на себя Муфтий ХМАО Тагир-хазрат Саматов, на протяжении уже многих лет он является духовным и общественным лидером в Югре Ж,- говорит Алексей Сафиоллин - Прежде чем говорить о возможной исламизации, а тем более радикализации северных территорий необходимо анализировать, что есть сегодня и как исторически сложилась текущая ситуация тогда и тенденции будут понятны. Национальная политика тонкое дело, разбираться в ценностях, традициях и культуре многонациональных народов, а тем более в их согласии необходимо всегда, это конечно задача власти,

- В Югре проживает почти миллион русских, 120 тысяч татар, да и мусульмане все разные, россияне представители республик северного Кавказа, выходцы среднеазиацких республик бывшего Советского Союза формирующие основной миграционный поток. Говорить о каких то тенденциях необходимо с учетом в первую очередь экономической ситуации, которая переодически меняется. Сегодня совсем не выгодно мигрантам ехать в Югру на заработки. А еще 10 лет назад в Сургуте к примеру почти каждый десятый житель был мигрант и мнгогие официально не зарегистрированы. Да и сегодня многим людям, находящимися в изоляции кажется, что посмотрел во двор, с метлой таджик, сел в такси водитель киргиз, в магазин зашел на кассах и в отделе выходцы с сдреднеазиацких республик, к овощному ларьку подошел азербайджанец улыбается... а в дачных кооперативах уже давно созданы малые колонии, где своя культура и правила.

- Самая главная опастность это когда люди приехавшие к нам работать не могут устроиться и бедствуют  на фоне достаточно обеспеченных местных жителей создают анклавы, формируют радикальные группы и начинают действовать, вот тут уже начинается прямая работа спецслужб , - резюмировал Алексей Сафиоллин.

В 2021 в городе Нижневартовск пройдет Федеральный Сабантуй.

Проведение Федерального Сабантуя-2021 запланировано в рамках фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Как рассказала заместитель директора департамента по социальной политике, начальник управления культуры администрации города Яна Гребнева, в июне состоится юбилейный, 45-й фестиваль «Самотлорские ночи».

«В этом году состоится 45-й фестиваль. Впервые в Нижневартовске пройдет Федеральный Сабантуй, - пояснила Яна Гребнева, - вартовчан ждет насыщенная программа. Планируем сотрудничать со всеми творческими коллективами города, задействовать несколько площадок, учесть интересы и потребности жителей разных возрастов. Особо хочу подчеркнуть использование национального колорита. К примеру, на набережной будет организовано три подворья: хантыйское, сибирское и татарское».

Главной творческой локацией станет набережная города. Здесь по согласованию с общественниками 20 июня состоится праздник Дружбы народов. Возле флагштока и в амфитеатре будут организованы сценические площадки для концертных выступлений. На территории набережной запланировано проведение мастер-классов, спортивных состязаний, квестов и конкурсов. Как отметили участники совещания, на случай неблагоприятной погоды для проведения массовых мероприятий закуплены полусферические шатры.  

Автор: Игорь Свинков, журналист Информационного Агенства "ЮСИ"

Справка Стратегии 24

По данным сайта Ханты-Мансийской митрополии в Югре действуют 6 благочиний:

  •  Ханты-Мансийское;
  •  Нефтеюганское;
  •  Сургутское городское;
  •  Сургутское районное;
  •  Нижневартовское городское;
  •  Нижневартовское районное.

 На территории шести Благочиний региона расположено:

  • 3 собора;
  • 78 храмов или храмов-часовен;
  • 1 женский монастырь;
  • 11 часовен;
  • 18 молельных комнат и молитвенных домов;
  • 1 архиерейское подворье

Справка Стратегии 24

По данным сайт «Гражданское общество Югры», Региональное духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образовано на учредительном съезде 15 мая 1999 года в составе Центрального духовного управления мусульман России, возглавляемого Талгатом Таджуддином. Тогда же муфтий Тагир-хазрат Саматов был назначен руководителем РДУМ ХМАО-Югры и первым заместителем Верховного муфтия мусульман России.

Цель духовного управления мусульман Югры - реализация гражданами права на свободу исповедования ислама, религиозное воспитание мусульман региона.

Создание духовного управления мусульман Югры, объединившей под своим крылом местные мусульманские религиозные организации автономного округа, позволило:

  • сохранить каноническое единство мусульманских общин автономного округа;
  • координировать работу местных мусульманских организаций;
  • создать условия для проведения богослужений в местах компактного проживания мусульман на территории округа;
  • вести строительство молельных домов, мечетей, медресе на территории Ханты–Мансийского автономного округа - Югры;
  • создать условия для обучения основам ислама Суннитского толка, который издревле исповедовали мусульмане России;
  • вести диалог не с разрозненными мусульманскими организациями на местах, а наладить системную работу с частью населения округа, исповедующего ислам через единую организацию. 

В составе духовного управления мусульман Югры 1 региональная и 26 местных организаций:

  • 18 мечетей (Нижневартовск (2) Покачи,, с.п.Салым и пгт. Пойковский Нефтеюганского района, Нефтеюганск, Лангепас, г.п. Лянтор, г.п. Федоровский, с.п.Нижнесортымский Сургутского района, Мегион, Радужный, г.Сургут, Нягань, Когалым, г. Белоярский, г.Югорск, пгт. Новоаганск Нижневартовского района);
  • 5 молельных комнат (г. Нефтеюганск, с.п.Ульт-Ягун Сургутского района, г. Мегион, г. Советский, пгт.Талинка Октябрьского района);
  • 4 молельных дома (Пыть-Ях, г.Урай, г. Лангепас, г. Ханты-Мансийск).
  • Факультативные кружки при местных религиозных организациях по обучению основам ислама – 25.
  • Несут службу – 25 священнослужителей.

Отношения и совместная деятельность, направленная на решение социальных и культурно-нравственных задач Правительства Югры и Регионального духовного управления мусульман закреплена в Соглашении о сотрудничестве.

8 июня 2011 года Правительство Югры и Региональное духовное управление мусульман подписало Соглашение о сотрудничестве, которое в качестве первоочередных задач ставит сотрудничество органов власти и Регионального духовного управления в наиболее жизненно важных сферах: образования, культуры, здравоохранения, духовного просвещения, благотворительности, достижения мира и согласия, в том числе межрелигиозного, укрепления нравственных устоев, согласования усилий по восстановлению и сохранению объектов исторического и культурного наследия.

Региональное духовное управление мусульман Югры активно сотрудничает с окружными органами власти, органами местного самоуправления в общественно-значимых сферах, прежде всего в образовании, культуре, благотворительных проектах, постоянной работе по профилактике экстремизма.

Совместные мероприятия – организация фестивалей, акций, концертов; комплектование книжных фондов в общедоступных библиотеках и библиотеках учебных заведений литературой традиционного духовно-нравственного содержания; организация мероприятий по проблемам здравоохранения, духовно-нравственного образования, культуры, благотворительности, возрождения и укрепления духовных устоев семьи; мероприятия по вопросам профилактики террористических действий, проявлениям экстремизма на этнорелигиозной почве и другие.

Местные религиозные мусульманские организации ведут на территории Югры большую социальную деятельность:

  • религиозное обучение и воспитание (работа факультативов по обучению основам ислама, семейным ценностям, уважению к старшему поколению и изучению арабского языка); 
  • благотворительная деятельность (оказывается помощь малоимущим, организован сбор и выдача одежды и продуктов питания для нуждающихся; осуществляется работа с заключенными; помощь инвалидам на дому; поздравление в преддверии государственных и религиозных праздников);
  • просветительская деятельность (проводятся проповеди в духе традиционного Ислама, веротерпимости, толерантности и взаимного уважения граждан разных национальностей и вероисповеданий; профилактические, воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности);
  • работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и профилактике асоциального поведения.

Муфтий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тагир хазрат Саматов является активным членом Общественной палаты Югры, Межведомственной комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности. Многие лидеры мусульманских организаций в муниципальных образованиях постоянно принимают участие в общественных и межведомственных советах при органах местного самоуправления.

Справка Стратегии 24

В Российской Федерации отмечается беспрецедентный рост числа мечетей - их количество превысило 7 тысяч. По словам председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, за последние 30 лет число мечетей выросло более чем в 70 раз. В росте их численности наиболее явно отразился процесс исламского возрождения в России. Если к середине 1980-х годов на территории РСФСР действовало менее 100 мечетей, то теперь их численность превысила 7 тысяч.

Первым шагом к воссозданию стабильной мусульманской инфраструктуры в России стало именно возрождение мечетей, многие из которых имеют при себе вечерние и воскресные курсы по основам ислама, мектебы.

По словам Гайнутдина, проблемой остается еще явно недостаточное количество мечетей в ряде городских центров, особенно в западных регионах России и на территории Южного федерального округа.

До распада СССР в больших городах Европейской России и Сибири мусульманские общины практически все были татарскими. После распада СССР число выходцев с российского Кавказа, из Азербайджана и Центральной Азии увеличивается в разы.

Власти и население в регионах, особенно Центрального и Северо-Западного федерального округов, к росту числа мечетей относятся достаточно настороженно.

По данным Совета муфтиев России, численность мусульман в Москве составляет около 2 миллионов человек, в Московской области — 650 тысяч человек, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 750 тысяч. Число мусульман во всей России, как отмечают в умме, составляет примерно 20 миллионов человек.

В Русской Церкви действуют 38 тыс. 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия.
Русская Православная Церковь имеет приходы не только в России, но и на территории в пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран (включая Россию, Украину, Белоруссию), и еще на территории 61 страны.

Рост приходов за 10 лет составил 9 тыс. 386. Парадоксально, но от общего количества приходов на территории России располагается лишь 44%.

На текущий момент в епархии города Москва находится 1 тыс. 154 храмов и часовен, в Санкт-Петербурге 257 приходов, 189 приписных храмов, включая строящиеся, 26 монастырских храмов, 86 часовен и 15 молитвенных помещений.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Комментарии 0