Нормативы градостроительного проектирования

  • 13 марта 2021 г.
  • 0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

по подготовке нормативов градостроительного проектирования (документ)

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом № 71 Минэкономразвития России от 15 февраля 2021 

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации направлены на оказание методической помощи при подготовке нормативов градостроительного проектирования, подлежащих учету при подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (в том числе городов федерального значения) и муниципальных образований (в том числе муниципальных округов, после внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, на основании подпункта 3 пункта 3 раздела II Плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. No 20-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, No 3, ст. 266; 2020, No 4, ст. 409), с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), методических рекомендаций отраслевых федеральных органов исполнительной власти с целью формирования единого подхода по определению обеспеченности населения объектами капитального строительства в соответствующих областях, подлежащих отображению в документах территориального планирования, и нормативно-технических документов в сфере технического регулирования.

Целью Рекомендаций является раскрытие рекомендуемого состава и содержания нормативов градостроительного проектирования (далее - НГП), определенных в статье 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, No 1, ст. 16; 2014, No 19, ст. 2336; 2020, No 31 ст. 5023) (далее - ГрК РФ), определение единого рекомендуемого порядка их разработки и областей применения, выработка рекомендаций по перечню параметров нормирования (определение перечня параметров объектов регионального и местного значения, которые предлагается нормировать, например такой параметр, как обеспеченность населения спортивными школами - количество мест для посетителей в здании на 1000 жителей с учетом плотности населения в муниципальном образовании, населенном пункте, половозрастного состава и других факторов) и порядку расчета нормируемых показателей.

Задачи Рекомендаций:

- предложить использование НГП как одного из инструментов реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. No 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, No 7, ст. 702) (далее - СПР), стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- сформировать возможный перечень областей, в которых осуществляется нормирование объектов регионального и местного значения для последующего планирования их размещения, расчетных параметров таких объектов и их доступности для населения, подлежащих нормированию в НГП с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и ОМСУ;

- детализировать рекомендуемые понятия допустимого уровня обеспеченности и допустимого уровня территориальной доступности объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур;

- сформировать возможный перечень расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных 

показателей максимально допустимого уровня территориальной и временной доступности таких объектов для населения, а также порядка расчета указанных показателей;

- описать рекомендуемый учет особенностей расчета указанных показателей в различных градостроительных и планировочных условиях: при освоении свободных от застройки территорий и при развитии застроенных территорий, в зависимости от типа и характера застройки, в муниципальных образованиях различной специализации (курортных, с высокой долей вахтового населения, со снижающейся численностью населения и иных муниципальных образований с признаками динамично изменяющегося состава и численности населения);

- описать рекомендуемый учет административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, неравномерности существующего и планируемого развития территорий и планировочной структуры муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений; выработать рекомендуемые подходы к районированию субъекта нормирования в целях обеспечения дифференцированного подхода к нормированию в НГП;

- предложить рекомендуемый уточненный порядок подготовки и согласования НГП, использования исходных данных, периодичности внесения изменений в нормативы;

- описать рекомендуемые методы применения НГП в рамках разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории.

2. При подготовке НГП рекомендуется руководствоваться основным принципами законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, определенными в статье 2 ГрК РФ.

НГП устанавливают показатели обеспечения населения объектами регионального значения и предельные значения расчетных показателей местного значения, которые отображаются в документах территориального планирования (далее - ДТП), учитываются в правилах землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) (в целях комплексного развития территории), в документации по планировке территории (далее - ДППТ), с помощью которых планируется обеспечение базовыми социальными, транспортными, инженерными услугами, основываясь на положениях СПР, стратегий социально-экономического развития субъектов и программ социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу междисциплинарного характера НГП заказчиком их подготовки может быть орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по региональным НГП), осуществляющий полномочия по вопросам соответствующего
структурное подразделение ОМСУ муниципального образования, осуществляющее аналогичные полномочия (по местным НГП). экономического и (или) стратегического развития субъекта Российской Федерации, соответствующее в соответствии с частью 1 статьи 29.3 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования (далее - РНГП) утверждаются нормативным правовым актом (далее - НПА) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение РНГП рекомендуется осуществлять НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, как интегральным документом, отвечающим за совокупность инфраструктурного развития региона.

В соответствии с частью 1 статьи 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования (далее - МНТП) утверждаются НПА представительного ОМСУ.

Разработку РНГП и МНТП рекомендуется осуществлять в рамках научно- исследовательских работ по заказам органов государственной власти субъектов Российской Федерации или ОМСУ поселений соответственно.

Целью утверждения и применения НГП является повышение качества обеспеченности населения объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройства с учетом планируемых показателей социально-экономического развития, установленных соответствующими документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При подготовке НГП рекомендуется определить перечень областей деятельности (далее - область), в которых подлежат нормированию параметры соответствующих объектов регионального значения, объектов местного значения в соответствии с положениями ГрК РФ, полномочиями субъектов Российской Федерации, определенными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, No 42, ст. 5005; 2020, No 46, ст. 7214) (далее - Закон No 184-ФЗ), полномочиями органов местного самоуправления, определенными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, No 40, ст. 3822; 2020, No 21, ст. 3233) (далее - Закон No 131-ФЗ), с учетом положений соответствующих документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, ОМСУ, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. No 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Исходя из целей развития территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в НГП определяется перечень параметров, которые подлежат нормированию в каждой области экономической деятельности, устанавливаются показатели уровня обеспеченности населения объектами регионального, местного значения (виды которых определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1 ГрК РФ) (предельные показатели в отношении объектов местного значения), а также перечень таких объектов, обеспечивающих достижение этих показателей. 

Определение расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов (предельных показателей) рекомендуется выполнять с учетом современного состояния перечисленных видов инфраструктур, отраслевых методических рекомендаций федеральных органов исполнительной власти по планированию таких объектов и услуг, прогноза численности населения, территориальных, климатических, планировочныхособенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также с учетом результатов социологических исследований и прогнозов.

В процессе подготовки НГП при определении перечней областей и параметров объектов, подлежащих нормированию, обеспечивающих достижение расчетных показателей, рекомендуется привлекать к обсуждению представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, ответственных за функционирование, планирование и развитие коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройство территории.

При расчете предельных показателей НГП рекомендуется учитывать сведения о половозрастном составе населения, рождаемости, смертности, миграционном приросте, характере временного и сезонного населения в том случае, когда оно оказывает существенную нагрузку на все виды инфраструктур. Рекомендуется учитывать также данные краткосрочных и среднесрочных прогнозов изменения численности и состава населения.

При формировании перечня предельных показателей НГП, расчете значений максимальной доступности для населения и минимальной обеспеченности населения объектами регионального и местного значения рекомендуется учитывать принципы и приоритеты, изложенные в СПР.

При разработке НГП для территорий с низкой плотностью населения для обеспечения их социального обустройства и наращивания экономического потенциала особое внимание рекомендуется уделять разработке региональных НГП. Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных частей субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. No 707-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, No 23, ст. 2318; No 45, ст. 4463) (далее - распоряжение No 707-р).

Для территорий с низкой плотностью населения с целью повышения эффективности и охвата социальным обслуживанием в региональных НГП могут быть определены показатели максимальной доступности и минимальной обеспеченности с учетом размещения межмуниципальных объектов, обеспечивающих оказание услуг населению нескольких муниципальных образований, при этом для указанных территорий МНТП могут не разрабатываться (отсутствие местных НГП допускается частью 2 статьи 46.1 ГрК РФ в отношении застроенных территорий, о развитии которых принято соответствующее решение об их развитии).

При разработке НГП для территорий перспективных центров экономического роста - городов, образующих крупнейшие и крупные городские агломерации (далее —КАгломерации) численностью не менее 500 тыс. человек, а также городов - административных центров субъектов Российской Федерации и прилегающих к ним муниципальных образований общей численностью не менее 500 тысяч человек (приложение No 2 к СПР) рекомендуется устанавливать дифференцированные показатели обеспеченности объектами регионального значения для крупных и крупнейших городских агломераций в составе региональных НГП.

Рекомендуется разрабатывать МНТП для всех ОМСУ, входящих в состав КАгломераций и в первую очередь для городов —центров агломераций (за исключением внутригородских муниципальных образований). В составе МНТП для перспективных центров экономического роста расчет показателей минимальной обеспеченности и максимальной доступности объектов местного значения рекомендуется осуществлять с учетом перспективного экономического роста, в том числе и повышенных потребностей населения в инфраструктурном обеспечении такими объектами. Также в составе местных НГП расчет показателей может быть дифференцирован с учетом неоднородности территории муниципального образования, необходимости опережающего развития локальных территорий роста агломерационного значения в пределах муниципального образования.

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов перед утверждением НГП рекомендуется согласовывать с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и ОМСУ, участвовавших в подготовке НГП.

Расчетные показатели могут варьироваться в соответствии с планировочными особенностями систем расселения и населенных пунктов, характеристиками сложившейся и планируемой застройки, характером освоения территории: застройкой свободных участков или комплексным развитием застроенных территорий, а также в зависимости от иных факторов.

Для целей территориальной дифференциации в составе НГП может быть выполнено районирование территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных населенных пунктов в составе муниципального образования. Районирование может выполняться в виде карты и (или) перечня муниципальных образований, населенных пунктов, частей муниципальных образований, частей населенных пунктов (планировочных районов, зон).

Внесение изменений в НГП (актуализацию НГП), корректировку расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения с учетом изменения социально- экономической, демографической ситуаций рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в пять лет.

Пример технического задания на разработку нормативов градостроительного проектирования приведен в приложении No 6 к Рекомендациям.  

 

II. Область применения НГП

В соответствии с ГрК РФ НГП применяются при подготовке:

а) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 15 ГрК РФ), схемы территориального планирования муниципального района (часть 2 статьи 20 ГрК РФ), генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений (часть 3 статьи 24 ГрК РФ);

б) документации по планировке территории (пункт 7 части 4 статьи 42, часть 10 статьи 45 ГрК РФ).

При подготовке проектов генеральных планов НГП также рекомендуются к применению, в том числе в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка (пункт 3 части 26 статьи 24 ГрК РФ), при работе комиссии, создаваемой для этих целей ОМСУ поселения или городского округа (часть 20 статьи 24 ГрК РФ).

НГП рекомендуются к применению также при подготовке правил землепользования и застройки для определения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в границах территориальной зоны, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории (пункт 4 части 6 статьи 30 ГрК РФ). НГП рекомендуются к учету при разработке концепций развития застройки, архитектурно­ градостроительных концепций и иных подобных планировочных и предпроектных работ, выполняющихся на территории одного или нескольких муниципальных образований, отдельных населенных пунктов или их частей и финансируемых из бюджетных или внебюджетных средств.

В программах комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N° 1050 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, No 41, ст. 5661), программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. No 502, программах комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. No 1440, (далее - программы) рекомендуется предусматривать обеспечение достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами, а также доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения в соответствии с НГП. Кроме этого, в программы рекомендуется включать оценку эффективности мероприятий, предусмотренных программами, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в соответствии с НГП. 

III. Термины и определения

Приведенные ниже термины и определения применяются для целей Рекомендаций, в том числе термины и определения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Дороги автомобильные общего пользования - автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Благоустройство - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Государственная программа субъектов Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Инфраструктура - это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т. п., обеспечивающая деятельность общества или какой- либо ее отдельной сферы.

Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории (далее - КРТ) - территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, в отношении которых заключается один или несколько договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному развитию территории (с учетом пункта 34 статьи 1, части 5.1 статьи 30 и иных положений ГрК РФ).

Места приложения труда - совокупность рабочих мест (см. рабочее место).

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения, муниципальный округ.

Населенный пункт — компактно заселенная обособленная территория постоянного проживания людей, имеющая собственное наименование и зарегистрированная в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (ОКТМО) ОК 033-2013, а также входящая как составная часть в муниципальное образование, о чем имеется соответствующее указание в НПА, устанавливающем границы данного муниципального образования, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование.

Населенный пункт получает свой статус в установленном законом порядке и располагает в своих границах соответствующие органы или службы органов государственной власти субъекта Российской Федерации или ОМСУ, а также предприятия, учреждения и организации.

Населенные пункты подразделяются на городские населенные пункты и сельские населенные пункты.

Городскими считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и дачных поселков, поселков закрытых административно- территориальных образований). Все остальные населенные пункты считаются сельскими.

Общественный транспорт - разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления ОМСУ полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации населения муниципальных образований. В состав озелененных территорий общего пользования, как правило, включаются парки, сады, скверы, бульвары, набережные, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки и другие рекреационно­ природные территории.

ОМСУ - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Документы стратегического планирования Российской Федерации - документы, определяющие развитие определенной сферы или отрасли экономики, и могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Природно-климатические условия - совокупность факторов, обусловленных положением местности по широте относительно климатических поясов, морей и океанов, а также высотой над уровнем моря и системой циркуляции атмосферного воздуха.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются ОМСУ поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном ГрК РФ, генеральных планов таких поселения, городского округа и обеспечивают сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально- экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально- экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются ОМСУ, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном ГрК РФ, генеральных планов поселения, городского округа и обеспечивают сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.

Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются ОМСУ поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном ГрК РФ, генеральных планов поселения, городского округа и обеспечивают сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения, а также обеспечивают транспортную доступность объектов социальной инфраструктуры.

Пропускная способность - метрическая характеристика, показывающая соотношение предельного количества проходящих единиц (информации, предметов, объема, посетителей и прочих аналогичных показателей) в единицу времени через систему, узел, объект.

Рабочее место - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса или процесса оказания услуг, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных, или обслуживающих операций, оснащенное соответствующим оборудованием и технологической оснасткой, а также обеспеченное нормативной площадью личного пространства работника. В более широком смысле - это элементарная структурная часть производственного или сервисного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом труда для осуществления единичных процессов труда в соответствии с целевой функцией получения результатов труда.

Районирование - деление территории на внутренне однородные, но различающиеся между собой составные части (районы, территории, зоны).

Рекреанты - люди, удовлетворяющие свои потребности в отдыхе, восстановлении сил после труда. К их числу можно отнести туристов, экскурсантов, оздоравливающихся, отдыхающих, курортников и других подобных им физических лиц.

Ритуальные услуги - услуги, связанные с погребением умерших граждан, в том числе: организация похорон, бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов; захоронение и перезахоронение; услуги крематориев; уход за могилой; изготовление гробов.

Система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Социальное обслуживание - деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого­ педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Физическая культура (физкультура) - область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ядро агломерации (административный центр агломерации) - территории муниципальных образований, имеющих общие границы в составе крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций (в значениях, определенных в СПР), административные центры субъектов Российской Федерации в границах таких агломераций.

Территория нормирования - однородные по своим характеристикам зоны с конкретными обозначениями (наименованиями), применительно к которым определяются расчетные показатели минимальной обеспеченности населения объектами муниципального и регионального значения и максимальной доступности таких объектов, в том числе с применением поправочных коэффициентов.

Область нормирования - область экономической деятельности, в которой определяются виды объектов регионального и местного значения для отображения в ДТП субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с ГрК РФ.

IV. Состав и содержание НГП

Состав и содержание НГП определен в статье 29.2 ГрК РФ. В соответствии со статьей 29.2 ГрК РФ НГП включают в себя:

1) основную часть;
2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;
3) правила и область применения расчетных показателей нормативов градостроительного проектирования.

Основную часть НГП и материалы по обоснованию расчетных показателей рекомендуется оформлять в виде отдельного тома (на бумажном и (или) электронном носителе), в виде отдельного файла (в электронном виде). Правила и область применения расчетных показателей могут быть включены в основную часть НГП как завершающий раздел или оформлены в виде отдельного файла.

Рекомендуемый состав содержания НГП:

1. В основную часть НГП рекомендуется включать следующие разделы:

1) общие положения;

2) перечень расчетных показателей для РНГП и МНТП; 3) приложения к основной части.

1.1. Общие положения могут содержать вводную часть, в которой могу указываться общие цели нормирования (возможно в виде ссылок на документы стратегического планирования), определение и описание предмета нормирования, включая определения понятий «обеспеченности» и «доступности», используемых в НГП, возможности применения дифференцированных значений показателя в зависимости от административно- территориального деления субъектов РФ и муниципальных образований, структурного (или иного вида) зонирования территории (планировочного района).

1.2. В Перечень расчетных показателей для РНГП рекомендуется включать два раздела:

«Перечень предельных значений показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального значения для населения»;

«Перечень предельных значений показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципальных образований и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения».

В Перечень расчетных показателей для МНТП рекомендуется включать один раздел «Перечень предельных значений показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципальных образований объектами местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения».

Расчетные показатели НГП рекомендуется группировать по областям нормирования, приводить в табличной форме. Для каждого расчетного показателя может быть определен перечень видов объектов местного значения или перечень конкретных объектов капитального строительства (отнесенных к таким видам объектов), обеспечивающих достижение этого показателя.

Для территорий с низкой плотностью населения в соответствии с распоряжением No 707-р в случае невозможности обеспечить нормативный уровень максимальной транспортной доступности с применением соответствующих коэффициентов (по причине низкой плотности населенных пунктов) возможно оказание отдельных услуг в социальной сфере без размещения объектов капитального строительства путем развития периодического обслуживания мобильными средствами, дистанционного обслуживания или иными инновационными методами предоставления услуг. Пример формы представления показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального, местного значения и допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения представлен в приложении No 1 к Рекомендациям.

1.3. В виде приложения к основной части рекомендуется включать:

а) перечень терминов, определений и сокращений, использованных в НГП;

б) перечень законодательных актов, НПА, документов в области технического нормирования, методических рекомендаций, которые использовались при подготовке НГП, определении значений предельных показателей обеспеченности и доступности объектов регионального значения, объектов местного значения.

 

2. Материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихс в основной части нормативов градостроительного проектирования.

В материалы по обоснованию расчетных показателей НГП рекомендуется включать следующие разделы:

1) информация о современном состоянии, прогнозе развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

2) обоснование положений основной части НГП;

3) приложения приводить
В составе информации о современном состоянии субъекта Российской Федерации, муниципального образования рекомендуется краткое описание его основных социально-экономических, расселенческих, природно-климатических характеристик, сведения о структуре населения и демографический прогноз (при наличии), сведения об основных 23
целевых показателях СПР, прогнозов, программ и стратегий социально экономического развития, оказывающих влияние на определение предмета нормирования (перечня областей нормирования, для которых НГП устанавливаются расчетные показатели) и расчет предельных значений показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального/местного значения для населения. 

Рекомендуется также указывать источники информации о населении, а также источники прогнозных данных в том случае, если при расчете целевых показателей обеспеченности НГП устанавливаются требования об учете прогнозных данных по численности населения, а не о существующей численности населения.

2.2. В обоснование положений основной части НГП рекомендуется включать:

1) обоснование предмета нормирования - перечня областей, для которых НГП устанавливаются расчетные показатели, и перечня показателей;

2) обоснование (в том числе расчеты) значений показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами населения и максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения по каждой из областей нормирования;

3) обоснование дифференциации территории в составе НГП;

4) обоснование порядка и правил применения НГП (при необходимости).

Порядок обоснования предмета нормирования для региональных и местных НГП, значений расчетных показателей, дифференциации территории для целей нормирования описан в разделах Ѵ-ѴІІІ Рекомендаций. Расчетные показатели обеспеченности населения выполняются для прогнозной численности населения. При необходимости обоснование положений основной части НГП может содержать иллюстрации в виде графиков, карт (схем) и иных графических материалов (в приложении).

2.3. Рекомендуемым приложением к материалам по обоснованию расчетных показателей НГП являются:

1) исходные данные, предоставленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) протоколы совещаний, заседаний рабочих групп, проведенных в ходе подготовки НГП, в том числе протоколы совещаний с представителями структурных подразделений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) документы о согласовании расчетных показателей со структурными подразделениями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

4) графические материалы.

3. Правила и область применения расчетных показателей.

Во введении к разделу («Обоснование положений основной части НГП», приведенному в подпункте 2 пункта 2 раздела IV Рекомендаций) рекомендуется включать описание правил и общий порядок применения НГП в следующих областях:

при подготовке ДТП: СТП субъектов Российской Федерации, СТП муниципальных районов, генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений, при внесении изменений в такие документы;

при разработке ДППТ;

при подготовке ПЗЗ для определения расчетных показателей в границах территориальной зоны, в которой предусматривается комплексное развитие территории, при внесении изменений в ПЗЗ.

В раздел «Обоснование положений основной части НГП» рекомендуется включать указания по порядку определения общей численности населения, населения по отдельным категориям (возрастным, социальным, в отношении которых установлены нормативы) для муниципального образования в целом при подготовке ДТП, численности населения для территорий, на который разрабатывается ДППТ, устанавливается КРТ в ПЗЗ.

Рекомендуется также указывать источники информации о населении, а также источники прогнозных данных.

При расчете населения рекомендуется указывать особенности учета временного, сезонного, вахтового населения в том случае, если подобные категории населения являются существенными в общей численности населения региона, его частей, муниципальных образований, территорий разработки ДППТ, и обеспечивают дополнительную нагрузку на определенные виды объектов, что следует учитывать при определении расчетных показателей.

В МНТП рекомендуется указывать порядок учета показателей минимальной обеспеченности населения объектами местного значения и максимальной доступности таких объектов для населения, установленный в составе РНГП в соответствии с частью 2 статьи 29.2 ГрК РФ. Кроме этого, рекомендуется указывать порядок применения поправочных коэффициентов к расчетным показателям, отражающих характер планируемого освоения территории (при подготовке документации по планировке территории), возможность перераспределение системы предоставления услуг между муниципалитетами (имеющими общую границу), долю обеспеченности показателя объектами, создание которых обеспечено за счет бюджетного финансирования, и иных коэффициентов, описанных в разделе VIII Рекомендаций.

В основной части раздела VIII Рекомендаций приводятся указания о необходимости учета каждого из показателей, для которых в Основной части НГП установлены предельные значения минимально допустимого уровня обеспеченности объектами и максимально допустимого уровня их территориальной доступности, при разработке ДТП, ДППТ, ПЗЗ (для целей КРТ).

Указания о необходимости учета нормируемых показателей при разработке проектов ДТП, ДППТ, ПЗЗ выполняются в табличной форме. Пример таблиц для РНГП и МНТП приведен в приложении No 3 к Рекомендациям.

В разделе могут содержаться рекомендации по порядку применения показателей НГП при разработке стратегий пространственного развития, концепций развития застройки, архитектурно-градостроительных концепций и иных документов, выполняющихся для территории одного или нескольких муниципальных образований, населенных пунктов или их частей (планировочных районов) и финансируемых из средств бюджетов различных уровней или внебюджетных средств.

4. Особенности содержания региональных нормативов градостроительного проектирования.

В соответствии с частью 2 статьи 29.3 ГрК РФ расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, указанных в части 1 статьи 29.2 ГрК РФ.

Данное положение позволяет осуществлять нормирование в отношении только части видов объектов, обеспечивающих реализацию полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливая в РНГП отдельные показатели.

Рекомендуется устанавливать в РНГП предельные значения расчетных показателей для объектов регионального значения в следующих приоритетных областях:

а) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный);

б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, транспортная инфраструктура;

в) образование, в том числе среднее профессиональное;

г) здравоохранение (за исключением случаев передачи соответствующи полномочий ОМСУ);

д) организация и поддержка учреждений культуры и искусства;

е) социальное обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

ж) поддержка сельскохозяйственного производства, развитие малого и среднего предпринимательства;

з) организация деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 29.2 ГрК РФ РНГП могут устанавливаться предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

Рекомендуется устанавливать в РНГП предельные значения расчетных показателей для объектов местного значения (в случае, если будет соответствующее решение органов государственной власти субъекта Российской Федерации о подготовке НГП в части объектов местного значения) в следующих областях:

а) автомобильные дороги местного значения и уличная сеть, транспортная инфраструктура;

б) организация транспортного обслуживания населения (общественны транспорт);

в) образование, в том числе дополнительное;

г) физическая культура и спорт;

д) культура и искусство, в том числе библиотечное обслуживание организация музеев;

е) жилищное строительство в отношении жилфонда социального использования.

Раздел РНГП, содержащий предельные значения расчетных показателей для объектов местного значения, может содержать рекомендации ОМСУ по территориальной дифференциации показателей при подготовке местных НТО в зависимости от типологии населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, численности их населения, территориальной структуры, иных особенностей, в том числе с указанием предельных (минимальных и максимальных) величин такой дифференциации. 

5. Особенности содержания местных нормативов градостроительног проектирования.

В соответствии с частью 4 статьи 29.4 ГрК РФ расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения муниципального района, поселения, городского округа муниципальных образований и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения могут быть утверждены в отношении одного или нескольких видов объектов, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ.

Данное положение позволяет осуществлять нормирование в отношении только части видов объектов, обеспечивающих реализацию полномочий ОМСУ, устанавливая в МНТП отдельные показатели.

Рекомендуется устанавливать в МНТП предельные значения расчетных показателей в следующих областях:

а) автомобильные дороги местного значения и уличная сеть, транспортная инфраструктура, организация парковок;

б) организация транспортного обслуживания населения (общественный транспорт);

в) образование, в том числе дополнительное;

г) здравоохранение - в случае передачи соответствующих полномочий ОМСУ;

д) физическая культура и спорт;

е) культура и искусство, в том числе библиотечное обслуживание, организация музеев;

ж) содержание мест захоронения, организация ритуальных услуг;

з) организация строительства муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

и) благоустройство территории, в том числе озеленение и создание общественных пространств.

Если предельные значения расчетных показателей в какой-либо области нормирования для муниципальных образований установлены в РНГП субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 29.2 ГрК РФ, в МНТП рекомендуется выполнить территориальную дифференциацию этих показателей с учетом особенностей пространственной организации муниципального образования. При определении в МНТП предельных показателей для территорий муниципальных образований в целом и отдельных районов нормирования, согласно части 2, 3 статьи 29.4 ГрК РФ, показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами не рекомендуется устанавливать ниже предельных значений, установленных в РНГП субъекта Российской Федерации, а расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности не рекомендуется устанавливать выше предельных значений, установленных в РНГП субъекта Российской Федерации.

Если в МНТП не выполняется территориальная дифференциация каких- либо показателей, то на всей территории рекомендуется применять предельное значение показателя, установленное в РНГП субъекта Российской Федерации. В таком случае в МНТП в соответствующем раздел достаточно привести ссылку на положения РНГП, не дублируя сами показатели.

В МНТП не рекомендуется дублировать показатели, установленные в соответствии с полномочиями более высокого уровня в соответствующих НГП:

в МНТП муниципального района, городского округа - расчетные показатели, нормируемые на уровне субъекта Российской Федерации в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации;

в МНТП городских и сельских поселений - расчетные показатели, нормируемые на уровне муниципального района и (или) субъекта Российской Федерации в соответствии с полномочиями муниципального района или субъекта Российской Федерации. 

V. Предмет нормирования

В соответствии со статьей 29.2 Гр.К РФ НГП устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального и местного значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19, пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

В разделе НГП в части определения предмета нормирования рекомендуется указывать следующее:

1) уточнение понятия минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов;

2) предмет нормирования, как перечень областей нормирования, перечисленных в соответствующих статьях ГрК РФ, а также иных областей в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и ОМСУ;

3) предложения по перечню расчетных показателей для каждой области нормирования и соответствующему перечню объектов, которые обеспечивают достижение расчетных показателей.

VI. Определение значений расчетных показателей

Расчет показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения рекомендуется проводить с учетом:

а) целевых показателей развития инфраструктур, установленных СПР, национальными проектами, документами стратегического планирования регионального и муниципального уровней;

б) сведений об объектах и показателях из отраслевых региональных и муниципальных программ;

в) действующих отраслевых методик, методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, по развитию организаций сети социального обслуживания;

г) нормативов, установленных СП, СНиП, СанПиН;

д) демографической ситуации, тенденций изменения основных демографических показателей, информации о миграции населения;

е) национальных, культурных, климатических, географических и других особенностей территории.

1. Методы расчета показателей.
При определении значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения могут использоваться различные методы и подходы или их сочетание. Рекомендуется выделить три основных метода:

а) нормативно-методический подход;
б) расчетный метод;
в) экспертная оценка.

VII. Дифференциация территории нормирования

Дифференциацию территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов с целью установления НГП рекомендуется выполнять для учета неравномерности в планировочной структуре, застройке, климатических, ландшафтных условиях, уровне социально-экономического развития, транспортной доступности. В НГП может быть установлена зависимость показателей минимальной обеспеченности объектами и максимальной их доступности от типа территории, характера ее освоения, системы расселения, исторической ценности, и т. д.

Рекомендуется выделять следующие виды дифференциации территории:

а) районирование в целях установления в НГП;

б) выделение определенных типов населенных пунктов (в РНГП, МНТП муниципальных районов), типов застройки;

в) дифференциация по характеру планируемого освоения территории.

VIII. Порядок подготовки нормативов градостроительного проектирования и внесения в них изменений

Разработку НГП рекомендуется выполнять в несколько этапов, каждый из которых включает ряд последовательных действий, направленных на выполнение соответствующих задач.

Рекомендуется выделять 3 основных этапа работ:

а) сбор информации и постановки задач градостроительного нормирования;

б) определение расчетных показателей минимальной обеспеченност населения объектами местного и регионального значения и максимальной доступности таких объектов;

в) согласование основной части НГП

Полный документ (ссылка)

 

 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 1

71 приказ МЭР (1)
PDF, 3 MБ, 13 марта 2021 г.

Комментарии 0