Загрузка данных

Информация о сообществе


Подробнее о сообществе "Сетевой исследовательский мета-проект "Реформирование системы государственного стратегического управления в России""

Открыт набор 2022 года на программу магистратуры РАНХиГС "Государственное стратегическое управление"

За 2 года обучения 2 документа об образовании: 
1) РАНХиГС - по направлению подготовки 38.04.04 –  «Государственное и муниципальное управление». 
2) МГУ им. Ломоносова - по направлению подготовки 39.04.01 – «Социология». 

Заявленная тема сообщества рассматривается нами как ответ науки на интеллектуальный вызов и потребности развития российского общества, сохранения его самости, выделенности в мировой системе и в исторической перспективе.

Президентом России в 2021 году сформулированы задачи для органов власти и науки – долгосрочное развитие общества, создание новой методологии и системы стратегического управления в Российской Федерации. Вопрос нетривиальный для отечественных ученых и западной управленческой мысли.

Высокий уровень сложности задачи обязывает консолидировать потенциал интеллектуалов и ученых, поскольку акцентирует внимание на приоритете фундаментальных и прикладных исследований управляемости процессов долгосрочного развития, прогнозирования следствий стимулирования социальных изменений и имеет политическое звучание.

Рабочий момент – представление имеющегося научного задела, поиск точек соприкосновения интересов различных исследовательских коллективов и институтов.

К обсуждению предлагаются вопросы:

– Как возникает сложная социальная целостность?

– Как осуществляется процесс морфогенеза сложных социальных систем?

– Почему социально-организационные формы и структуры конкретной цивилизации, являющиеся результатом самоорганизации, именно такие?

– Как возможна смена социально-организационных форм, усложнение формообразований в мировой системе?

– По каким принципам строится сложная организованность и структура из простых, целое из частей?

– Как происходит сборка сложного в этом мире?

– Нормативно-ценностный конструкт общества – что транслируется, механизм трансляции и результат трансляции?

– Социальный механизм развития общества, управляемость общественных процессов и мера управленческого воздействия, при котором социальная целостность не разрушается.

 В качества механизма совместной деятельности, проведения мультидисциплинарных исследований предлагается сетевой исследовательский мета-проект, где есть описание единого объекта и задана логика решения задач (см. презентацию).

Основные прикладные задачи стратегического управления, решаемые в рамках проекта и общей социологической методологии:

Организованность системы государственного стратегического управления;

Функциональная пригодность стратегий как механизма рационализации общественных отношений;

Адаптация структуры, функций и механизмов государственного стратегического управления к состоянию сложности современного общества;

Технологизация процесса государственного стратегического планирования, комбинированная модель управления;

Правовое, бюджетное и методическое обеспечение государственного стратегического управления;

Трансфер актуального научного знания и информации в систему подготовки специалистов в сфере государственного стратегического управления.

За последние годы нам, в Центре социологии управления и социальных технологий ФНИСЦ РАН удалось продвинуться в социологическом объяснении социального механизма развития общества, разработать социологическую концепцию стратегического управления применительно к деятельности государства, взамен широко используемой модели стратегического менеджмента.

Началом практической реализации мета-проекта реформирования системы государственного стратегического управления в России стали круглые столы российских ученых, проведенные в 2021 году Институтом государственной службы и управления РАНХиГС (ИГСУ), Институтом социологии ФНИСЦ РАН

В апреле 2022 года подписано Соглашение о сотрудничестве между МГУ имени М.В.Ломоносова (В.А. Садовничий) и РАНХиГС (В.А. Мау).

Обсуждается вопрос о сотрудничестве РАНХиГС и Пермского федерального исследовательского университета в рамках государственной программы «Приоритет – 2030».

Здесь же анонсируем и начало реализации в 2022 году сетевой образовательной программы магистратуры «Государственное стратегическое управление», по итогам обучения выпускники получат 2 документа об образовании: по направлению «Государственное и муниципальное управление» (РАНХиГС) и по направлению «Социология» (МГУ).

 

Выступление руководителя мета-проекта, доктора социологических наук Владимира Адамовича Корниловича на круглом столе ИГСУ.

Мой доклад направлен на представление участникам круглого стола общего видения структуры и организации социологического обоснования модели государственного стратегического управления. Понимание общего концепта позволит нам с вами наметить несколько направлений сотрудничества научно-исследовательских и образовательных организаций. 

Представлю несколько цифр 2020 года. Они отражают нарастание дисфункции системы государственного стратегического планирования в России. Когда управление само становится проблемой.

После принятия в 2014 году федерального закона о государственном стратегическом планировании наблюдается взрывной рост количества участников, документов стратегического планирования и всевозможных показателей, фиксируемых в информационной системе.

Производство стратегий становится самодостаточным процессом в системе государственного управления, а расширение спектра уникальных показателей неизбежно ведет к ошибкам в расчётах и прогнозах, утрате референтов социальной действительности.

Закономерно, что действия органов власти в области долгосрочного развития страны и ее регионов имеют непредвиденные следствия.

Обратите внимание, что при значительном количестве документов стратегического планирования – 55 000, охватывающих все уровни управления и сферы жизнедеятельности общества, население дистанцировано от их реализации, остается в пределах краткосрочных планов.

Отдаленность государства от интересов и ожиданий основной массы населения страны становится препятствием для мобилизации общественной энергии на достижение планируемых результатов развития общества и страны в долгосрочной перспективе. Проблема не имеет решения, начиная с ее постановки в Докладе Римского клуба в 60-х годах прошлого века.

Мы определяем стратегическое управление как высшую функцию государства и оцениваем противоречия в общественных отношениях как неуправляемость процессов, что свидетельствует о нарастании неадекватности функционирования действующей системы государственного стратегического управления внутрисистемным трансформациям и сложности современного российского общества.

Соотнесенность этих двух систем есть научная проблема управления.

Мы исходим из того, что в соответствии со становлением сложности российского общества должна повышаться когнитивная сложность модели государственного стратегического управления.

Реформирование системы государственного стратегического управления осуществляется на основе социологического знания и информации. В первую очередь, на научное описание и объяснение социального механизма развития общества, функционально-регулятивных состояний социальной системы (охватывающих макро-, – микроуровни), пространственных трансформаций.

Начиная с локального уровня социологическая диагностика направлена на: различение социально-экономического и социокультурного состояния, темпаритма развития регионов и городов России, а также особенностей функционирования региональных систем социального управления. Необходимость этого связана с определением допустимости социальных и технологических новаций для локального сообщества, достижимости планируемых органами власти результатов на территории конкретного региона и оценки геополитических следствий, произошедших изменений в результате осуществляемой государством политики.

Декомпозиция структуры, функций и механизмов регуляции в системе государственного стратегического управления происходит именно по этим основаниям.

В организации научно-аналитического и информационного обеспечения государственного стратегического управления используются информационно-аналитические системы в форме – распределенных ситуационных центров, центров управления регионами и Координационного центра Правительства Российской Федерации.

Здесь открываются новые возможности для развития методов цифровой социологии, симбиотического интеллекта. При этом особо отмечу: для получения адекватной картины социальной реальности необходимо совмещение традиционных социологических методов и ИТ.

Одна из функций таких систем – артикуляция проблем в управлении, формирование запроса на научное знание и информацию, организация экспертной деятельности в условиях информационной среды по подготовке документов стратегического планирования.

Подчеркну, что подготовка специалистов для органов власти всех уровней по выполнению указанной функции является основополагающей. Без такого рода специалистов действующие на настоящий момент системы не могут в полном объеме реализовать обозначенные функции и задачи.

В данной конструкции закрепляется место и роль научного сообщества в системе подготовки и принятия политико-управленческих решений – это производство информации и перевод прогнозной информации в предписывающую. По сути, мы подходим к вопросу научного управления развитием общества. Вопрос нетривиальный для отечественной и западной управленческой мысли.

Единый технологический процесс реализуется в комбинированной структуре государственного стратегического управления, где в едином процессе объединены: уровни принятия политических и управленческих решений, иерархическая система органов власти и гибкая информационно-аналитическая система. Обеспечивается синхронизация стратегий и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления. И в обратном порядке организуется мониторинг и оценки реализуемых стратегий и проектов. 

Представленная концепция формирует проблемное поле мета-проекта.

Социологическая теория управления,

Региональные системы социального управления, пространственная трансформация,

Социологическая диагностика и механизмы регуляции управленческого типа.

Правовое обеспечение становления в России новой модели государственного стратегического управления.

И, несомненно, одна из важнейших практических задач – это трансфер научного знания в образовательный процесс подготовки научно-педагогических кадров и кадров для органов власти всех уровней.

А также содержательная методологическая подготовка участников Мета-проекта, в частности, организация методологического семинара.

Следующий практический шаг. Внедрение в практику государственного управления новой методологии и организации стратегического управления.

Речь идет о региональных научно-внедренческих проектах, для чего планируется создать, обучить и задействовать региональные исследовательские коллективы, с опорой на филиальную сеть РАНХиГС.

Задачи масштабные, но и силы, которые мы собираем неординарные!

На обсуждение данной непростой работы нацелен и наш сегодняшний круглый стол.

Благодарю за внимание!