Недотко П.А., Попович М.Л., Привалов В.А. Смыслы жизни и жизни смыслов.
Вологда: ИЦ ВГМХА. 2010. 252 с.
ISBN 978-5-98076-112-7
В книге рассматриваются вопросы, связанные с влиянием духовного фактора на жизнь человека, на смыслы его жизни. Духовный фактор раскрывается на анализе смысла смыслов как предельного ориентира человеческого бытия. Основное внимание уделяется той мысли, что в век технологий и массового тиражирования всего что угодно, должно сохраняться и нечто уникальное и неповторимое в человеческой жизни. Для обоснования этой мысли привлекаются работы разных людей, которые поднимают проблемы, связанные с поиском форм одухотворения человека в процессе его становления. Необычные примеры из жизни людей используются для того, чтобы жизнь человека не становилась полностью унифицированной, трафаретной, наполненной однообразием технологически произведенных продуктов, чтобы техника не подавляло человека, а находилось с ним в гармонии.
Книга рассчитана на тех, кто интересуется вопросами развития личности, формирования ее культурных и духовных качеств.
Авторы книги приходят к выводу о том, что суть большинства проблем заключается в том, что в каждом не осознающем самого себя как часть целого человеке происходит жесткая, бескомпромиссная борьба двух первоначал человеческой личности: материального и идеального. К материальному первоначалу относится физическое тело человека вместе с окружающим его материальным миром, благодаря которому человеческая личность существует и действует как живой организм. Идеальное первоначало человека - это сама его личность и окружающий её идеальный мир, из которого она получает смыслы так же, как это происходит с физическим телом, получающим смыслы своего биологического существования из материального мира.
Смыслы - это законы бытия материального и идеального, которые всегда противоречат друг другу, что проявляется в борьбе их смыслов. Идеальное, проникая в материальное, преобразует законы его бытия, либо расширяя, либо ограничивая их действие, в связи с чем, ранее законное может стать противозаконным и прекратить свое существование. Или наоборот, укрепить и расширить существование идеального в материальном мире. То же самое происходит в сфере идеального, если в него проникают смыслы материального.
Извечное противоборство смыслов бытия первоначал материального и идеального в человеке и человечестве вынуждает людей делать их жизнь осмысленной. Причем люди должны осмысливать не только и не столько смыслы бытия материального и идеального самих по себе, сколько смыслы их взаимно сопряженной реализации друг в друге и посредством друг друга.
Только в процессе реализации выявляется мера осмысления людьми их собственной самости в качестве реально существующих личностей. Если эта мера низка, то всё их существование становится бессмысленным и, как результат - безжизненным и ущербным для людей и людских сообществ. Чем выше мера осмысления реальности человеком, тем более жизнеспособным и жизнедеятельным он становится. Наибольший интерес проявляется к тем случаям, когда эти смыслы проникают друг в друга и накапливаются там.
Понять замысел Творца - смысл жизни - значит понимать и реализовывать заранее заданные смыслы, которые он изначально закладывает в человека как потенциально богоподобную сущность, способную создавать материальную реальность из нематериального ничто и снова превращать эту реальность в нематериальное ничто, то есть в нечто идеально существующее.
Посредством творческого вдохновения Человек способен создавать из вещей шедевры. В свою очередь, эти шедевры могут вызывать аналогичное творческое возбуждение в сознании множества других людей, созерцающих такие одухотворенные вещи. Таким образом, один человек может вызывать в обществе движение (поток) сознания. Этот поток охватывает своим влиянием жизнедеятельность многих других людей. Каждый из них может вносить в это движение свой личный вклад, оказывающий более или менее заметное воздействие на противоречивый процесс одухотворения вещей человеком и одухотворения человека вещами, создаваемыми его руками, головой и гением творческого вдохновения.
Таким образом, смыслы являются духом творческого вдохновения человека, в соответствии с которыми он более всего должен заниматься самореализацией этих смыслов для превращения себя в подлинное, жизнедеятельное воплощение богоподобной идеальной сущности. Однако люди живут в окружающем их материальном мире, где им приходится приспосабливаться к смыслам физического, а не духовного плана этого мира, создавая себя в качестве типичных представителей материального мира в ущерб миру идеальному.
Это приводит к "расколу", "разброду" и "шатанию" двух нерасторжимо связанных первоначал человека (и человечества) - материального и идеального. Направляя растущий поток сознания в материальный мир с целью его хозяйственного освоения под свои жизненно важные потребности, люди сами "отключают" себя от своего идеального плана. Это мешает им адекватно понимать смыслы их собственного материального бытия. Эти смыслы тоже имеют божественное происхождение и нерасторжимо связаны со смыслами идеального существования людей и людских сообществ.
В результате люди сами лишают себя возможности познавать объективные природно-детерминированные смыслы своего существования в материальном мире и навязывают ему свои собственные субъективные смыслы, подтвержденные обширной человеческой практикой - "пробным камнем" и незыблемым "мерилом всяческой истины". Поэтому произвольные рассуждения приносят человечеству не здоровье, а многочисленные болезни и угрозу дальнейшего существования.
Ни одно из двух первоначал материально-идеальной человеческой сущности, взятое в отдельности, не может преодолеть её современное кризисное состояние. Любое из этих первоначал, если оно начинает действовать в "одиночку", ставит человека и человечество в положение "бессмыслия", причём не в каком-либо одном, а во многих отношениях сразу.
Различные взаимоотношения людей и вещей в нынешнем индустриальном мире обусловливаются противоречивой, взаимоисключающей природой смыслов материального и идеального, что вызывает постоянные конфликты. Эти смыслы - антагонисты. Они борются друг с другом во всем Мироздании Вселенной безотносительно к людям любых человеческих цивилизаций. Человек и человечество, не понимающие эти смыслы и их "коварный нрав", являются "несмышлёнышами" и в качестве таковых всегда находятся в положении "меж двух огней".
Техносфера Земли подобно живому существу, обладающему самосознанием, запирает людей в своем материальном технологическом пространстве и не дает им возможности выйти из него в другое пространство - в пространство смыслов идеального. Зная эти смыслы и умея пользоваться ими, люди могут творить всё нужное им для жизни сами из себя, из своей идеальной сущности с помощью своего сознания, то есть осознания смыслов идеального.
Сегодня Человек всё время занят испытанием вещей и их принудительным приспособлением к удовлетворению своих хозяйственных потребностей, безразличных и чуждых для самих вещей. Чтобы их произвести, человеку приходится механически кромсать живое тело планеты и затем ставить вещи в болезненное для них состояние повышенной прочности, надежности и прочей человеческой целесообразности, отнюдь не нужной этим вещам, что вызывает в них не только материальное сопротивление, но и духовный протест. Бессмысленное продолжение этих попыток гарантирует человечеству проявление техногенных катастроф уже не только планетарного, но и космического характера. Авторы делают вывод, что для преодоления нежелательных последствий необходимо коренное преобразование биологической структуры физического тела человека в душевном, то есть чувственно-эмоциональном плане, но, особенно, в духовном, обладающем специфическими производительными силами духовности.
Комментарии 0