Загрузка данных
Публикация

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: В ближайшие годы в столице будет построено восемь новых мостов

  • 8 июня 2022 г.
  • 0

Фото: https://rg.ru/2022/06/07/reg-cfo/berega-sblizhaiutsia.html . Сергей Кузнецов: Надеюсь, новые мосты, как и Парящий мост в "Зарядье", станут визитными карточками Москвы. / Рустам Шагиморданов

В столице около полутысячи мостов, перекинутых через Москву-реку, Яузу, Канал имени Москвы, Водоотводный и Сходненский каналы. Много это или мало? На первый взгляд, много. Но если вспомнить, что иногда, чтобы проехать с берега на берег, нужно намотать больше десятка километров, становится ясно: явно недостаточно. Улучшить связанность города, да и просто приблизить москвичей к воде поможет строительство сразу восьми новых мостов. Подробностями этих планов с корреспондентом "РГ" поделился главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, который представит экспозицию Москомархитектуры, посвященную мостам, на традиционном фестивале АРХ МОСКВА 2022 в Гостином Дворе. Кстати, сам он является соавтором проекта нового пешеходного моста в Московском международном центре "Москва-Сити".
Сергей Кузнецов: Надеюсь, новые мосты, как и Парящий мост в "Зарядье", станут визитными карточками Москвы. / Рустам Шагиморданов
 
Сергей Олегович! Вы впервые взялись за проект моста, который соединит транспортно-пересадочный узел метро, МЦК и МЦД с башнями "IQ-квартала" "Москва-Сити". Получился он весьма оригинальным - в виде цепочки зеркальных полусфер необычного амарантово-пурпурного цвета. Сами вы его называете просто арт-объектом, но будет от него и реальная польза - приехав в "Сити", люди, минуя улицу, попадут в бизнес-центр по теплому отапливаемому переходу. Что вас подтолкнуло к этой работе?

Сергей Кузнецов: Привлекла свежая задача. Планы соединить "Москва-Сити" со станцией МЦК пешеходным мостом через улицу Тестовскую у города были давно, и наконец дело дошло до реализации. Сергей Семенович Собянин поручил придумать что-нибудь интересное. Это место, где с одной стороны парк, а с другой небоскребы, рождает множество ассоциаций. Так возник образ моста из сфер в диаметре от 13 до 16 метров, вдоль которого высадят крупномерные деревья, шарообразные кроны которых станут важной композиционной составляющей. Отражаясь на поверхности сфер, они создадут эффект зеленых фасадов в плотной структуре делового центра. Интересные виды, часто совершенно неожиданные, откроются для пешеходов и из окон-иллюминаторов, расположенных в каждой из сфер. Арт-объект ведь это не просто выставочная скульптура. Он может быть функциональным и в целом знаковым сооружением в городе, каким мы собственно и попытались сделать этот проект. Тем более что пока в Москве, к сожалению, немного пешеходных мостов, да и вообще мостов с необычной архитектурой.

 
Построить этот мост планируется в 2024 году?

Сергей Кузнецов: Да, это так. Понятно, что могут случиться подвижки по времени, но мы постараемся уложиться в намеченный срок. Сейчас занимаемся конструктивной схемой, уточнением разных деталей сооружения. Сферический объем сделать всегда сложнее, чем просто квадратную прямую трубу. Плюс место там сложное и чисто с инженерной точки зрения - работающее метро, различные коллекторы... Под самим мостом должен беспрепятственно ходить транспорт, а пешеходы двигаться по мосту плавно, без резких перепадов, которые потребовали бы создания лестниц и эскалаторов. Такую задачу мы ставим перед собой.

 
Такой новый мост будет построен в Москва-Сити, авторы - архитекторы Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов. Фото: пресс-служба Архсовета Москвы
Вы справедливо заметили, что пешеходных мостов в Москве мало. А в Генплане развития Москвы до 2030 года, по которому мы живем, их строительство не было и заложено. Ситуация изменилась?

Сергей Кузнецов: В Москомархитектуре находятся в проработке семь мостов через Москву-реку, мост в "Сити" стал восьмым. Четыре из них автомобильных: два будут построены в активно развивающемся районе Хорошево-Мневники - на улицах Новозаводской и Мясищева. Третий - шестиполосный мост, появится также на северо-западе города, неподалеку от Шелепихинского моста, что позволит лучше распределить транспортную нагрузку на дорожную инфраструктуру. Расположенный в створе Берегового проезда, он соединит районы Филевский парк и Шелепиха. Четвертый мост для транспорта проектируется на юге столицы, в районе Нагатинский Затон, цель его - улучшить связанность в этой части города. В этом же районе согласован и проект изогнутого велопешеходного моста в виде полумесяца. С его помощью жители смогут быстрее добираться до станции метро Большой кольцевой линии и просто гулять по полосам, предназначенным для неспешных прогулок, делая селфи с красивым видом. Для велосипедистов там предназначены отдельные велодорожки, так что мешать пешеходам они не будут. В Хорошево-Мневниках предусмотрены также два велопешеходных моста: мост-парус соединит Мневниковскую пойму с парком "Фили", а второй мост свяжет ее с Островной улицей в районе Гребного канала.

В Москве отремонтируют "Красный замок" Чечулина
Анонсировано также строительство туристического моста, который через Водоотводной канал соединит остров Балчуг с Якиманкой...

Сергей Кузнецов: Да, он станет частью одного из главных туристических маршрутов в центре Москвы, например, станет проще добраться до недавно открывшегося культурного центра "ГЭС-2". Конструкция небольшая, но очень элегантная. Все мосты по поручению мэра сейчас делаются не просто утилитарно-техническими сооружениями, а с интересной архитектурой. На фестивале АРХ МОСКВА 2022 можно будет подробнее познакомиться с проектами всех мостов, да и в целом узнать больше о том, как районы взаимодействуют друг с другом, как зарождаются поперечные связи и что архитекторы и градостроители могут и делают в этом направлении.

Мне нравится заниматься мостами. Каждый из них становится не только переправой с берега на берег, но и символом единения людей, маркером места
Когда обсуждался проект обустройства территорий Москвы-реки, планировалось построить 19 мостов. Эти планы актуальны?

Сергей Кузнецов: Всего за последнее десятилетие в городе построено 16 автомобильных мостов, не только через Москву-реку, но и через ее притоки - Сходню и Сетунь. Это позволило разгрузить крупные шоссе и улучшить транспортную доступность для жителей Зеленограда, Западного, Северо-Западного и других округов столицы. Остальные переправы в работе, например, строится мост через затон Новинки, Сабуровский мост и так далее.

Не знаю, насколько корректно сравнивать, но мосты через Сену в Париже располагаются примерно через каждые 400 метров, а в Москве есть еще территории, где от переправы до переправы больше десятка километров...

Сергей Кузнецов: Сена меньше Москвы-реки, Москва-река скорее сопоставима с Темзой в Лондоне. Но я согласен, у нас действительно еще есть большие разрывы. Например, самый большой из них на юго-востоке, где через Москву-реку нет ни одного моста на протяжении 11 километров. Но довольно обширная программа сооружения мостов, существующая сейчас в российской столице, практически полностью решает вопрос связанности мегаполиса. Стоит отметить, что это динамичный процесс: чем больше будет развиваться город, тем больше ему потребуется и мостов. Впрочем, как и дорог, станций метро, домов и так далее.

Самым красивым из мостов нашего времени стал Живописный мост через Москву-реку, построенный в 2007 году. Но с практическим применением его тарелки - стеклянной капсулы в верхней части сооружения весом более тысячи тонн - так за прошедшие годы и не удалось ничего решить. Строилась она как ресторан с обзорной площадкой, потом хотели в ней разместить ЗАГС... Не получилось. Тема закрыта?

Сергей Кузнецов: Мост действительно интересный, яркий, узнаваемый. Но мне сложно комментировать этот проект, так как я не имел к нему никакого отношения. Мне кажется, что он задумывался как некий аттракцион, вроде тех, что я видел, например, на выставке "Экспо" в Дубае, где был представлен поднимающийся наверх парк-лифт. Но любой аттракцион должен быть инженерно выверен, так как возникает вопрос, как туда, скажем, подвести сети? Как организовать транспортную составляющую, мойку этой капсулы, уборку мусора из нее? Говорить о ремонте или модернизации такого сложного сооружения мне сложно. Мне кажется, что самое правильное, что можно сделать, - демонтировать это яйцо сверху и придумать логическое завершение моста.

Ставите ли вы перед собой задачу, чтобы каждый новый мост становился еще одной визитной карточкой Москвы?

Сергей Кузнецов: Безусловно. Это очень интересная задача, и мне нравится заниматься мостами. Каждый из них становится ключевым элементом городской среды, не только переправой с берега на берег, но и символом единения людей, маркером места.

У вас есть в Москве любимые мосты?

Сергей Кузнецов: Да, их я чаще всего рисую - мосты бывшего железнодорожного кольца, которые сейчас стали пешеходными. Со стальными конструкциями, очень красивые. По Андреевскому мосту еще и поезда ходят, хотя он дореволюционной постройки. Нравится недавно реконструированный Большой Каменный мост, Малый Устьинский мост, который соединяет Москворецкую и Котельническую набережные... В Москве много хороших мостов, особенно в центре города. Они классные, со своей душой, но, к сожалению, почти все родом из прошлого. Последние лет пятьдесят были эпохой функционализма. Как вернуть мостам душу, сделать их вновь узнаваемыми? Об этом мы поговорим с коллегами архитекторами, проектировщиками и строителями на сессиях и в ходе дискуссий на АРХ МОСКВА в Гостином Дворе. Приходите!

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0