Загрузка данных
Публикация

Методические подходы к оценке решений, принимаемых в органах содружества

  • 2 февраля 2019 г.
  • 860
  • 0

д.э.н., проф., ак. РАЕН Котилко В.В.
Методические подходы к оценке решений, принимаемых в органах Содружества
Аннотация – статья посвящена поиску методических подходов к оценке эффективности, принимаемых решений на уровне наднациональных органов СНГ. В ней раскрыты существующие методы оценки, принимаемых решений, и отражены направления разработки методики оценки результативности и эффективности их в сравнении с международным опытом.
Ключевые слова – оценка рисков, внешние и внутренние факторы, критерии оценки, конкурентоспособность, эффективность управления, механизм управления, процесс адаптации, эффективность органов управления, методы оценки торговой политики стран СНГ.
Анализ используемых в настоящее время методов оценки принимаемых решений основывается, как правило, на оценке рисков, которые можно сгруппировать в пять блоков.
I блок оценивает систему внешних и внутренних факторов риска хозяйственной деятельности с позиций характеристики состояния и динамики стабильности торгово-экономической деятельности;
II блок – методы оценки и анализа материальных, финансовых, временных и других видов потерь;
III блок – методы оценки сочетания различных факторов-риска на возможность самоорганизации предприятия, объединений и торговых союзов;
IV блок – методы проведения качественного анализа, существующей информационной базы, на которой основывается принятие управленческих решений, с позиций выявления новых рисков;
V блок – методы оценки факторов-рисков, влияющих на способность адаптироваться к изменяющимся условиям и на эффективности управления хозяйствующими субъектами ориентированными на внешнеэкономическую деятельность.

I блок методов
Риски появляются в сложных системах, испытывающих как внешнее, так и внутреннее воздействие. Внешние риски типичны для большинства предприятий промышленности, так как зависят от направлений макроэкономической политики России (создания условий для появления на рынке квалифицированных трудовых кадров, роста или падения спроса на товары народного потребления при условии улучшения или ухудшения уровня жизни, влияния изменений в налоговом и банковском законодательстве на риски предприятий).
Важнейшие внешние риски, влияющие на процессы моделирования развития предприятия, образуются в результате воздействия следующих сил:
• угрозы от действия конкурирующих предприятий;
• новых требований со стороны поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;
• угроз, возникающих в результате появления дешевых товаров-имитаторов или товаров-заменителей;
• возможных изменений и появления новых требований со стороны потребителей и покупателей (оптовых и розничных);
• применяемых методов воздействий на конкурентов (законных или незаконных);
• условий работы с банками и инвесторами;
• договоренностей и стабильности работы внешнеторговых организаций;
• условий трудоустройства, наличия необходимой в данный момент времени квалифицированной рабочей силы;
• соответствия требованиям налоговых, финансовых, статистических и юридических служб;
• учета решений, принимаемых на разных уровнях управления (федеральных, региональных и муниципальных);
• уровня конкурентоспособности страны, отрасли, региона;
• налоговая среда, в которой функционирует предприятие;
• уровень качества продукции и услуг на отраслевом рынке;
• доступность источников финансирования;
• уровень удовлетворения потребностей потребителей на рынке данной продукции;
• качество работы сбытого подразделения предприятия по сравнению с конкурентами.
Здесь, как правило, применяется методика оценки состояния и сложности внешней среды, которая позволяет определить число элементов, описывающих локальную внешнюю среду, характеризует уровень ее сложности с тем, чтобы своевременно определить процесс усложнения внешних условий.

II блок методов
Прежде, чем оценить угрозу потерь нужно выявить и классифицировать возможные потери предприятий и отраслей стран ЕЭП, ориентированных на ВЭД:
• материальные потери - проявляются в дополнительных затратах, не предусмотренных ранее;
• трудовые потери - вызваны непредвиденными обстоятельствами;
• кадровые потери - выражаются в потерях высококвалифицированных работников (с учетом затрат на подбор и обучение нового кадрового состава);
• финансовые потери - связаны, как правило, с прямым денежным ущербом (непредусмотренные платежи, штрафы, дополнительные налоги, потери денежных средств и ценных бумаг), а также при недополучении денежных средств из ожидаемых источников;
• информационные потери - выражаются в стоимостном выражении (связаны с неоперативностью, с принятием неправильных решений при недостатке информации, краже конфиденциальной информации и т.п.);
• временные потери - связаны с невыполнением намеченных мероприятий в определенные сроки.
Оценка потерь проводится по трем возможным вариантам:
• по нескольким критериям (по каждому из них устанавливается пороговое значение);
• сведение многокритериальной задачи к однокритериальной (обычно применяют линейную комбинацию частных критериев, каждый из которых включается в интегральный показатель с весовым коэффициентом);
• смешанный подход - используется преимущественно для оценки научно-технического, технического и организационного уровня предприятий и отраслей (разрабатывается иерархическая система критериев и выбирается один обобщающий показатель, остальные показатели используются в качестве дополнительных критериев).
III блок критериев
Оценка разнонаправленных факторов риска предприятий, отраслей и стран, функционирующих в условиях ограниченных ресурсов, наличия рисков, рискованных решений собственников и менеджеров, и позволяющих оценить синергетический эффект.
Сочетаемые факторы можно сгруппировать следующим образом:
• адаптационные, которые следует учитывать в процессе управления в условиях нарастающей сложности; они нацелены на постоянное приспособление к изменениям внешней и внутренней среды;
• реструктуризационные, отражающие структурные изменения внутри предприятия, нацеливающие его на достижение нового качественного состояния, повышение производительности труда и улучшения структуры занятости;
• синергообразующие, придающие приростные характеристики и дополнительную энергию информационным, инновационным, маркетинговым, финансовым структурам, а также создающие привлекательные условия для привлечения инвесторов;
• инновационные, отражающие использование прогрессивных процессов, наукоемкость продукции и современную вооруженность труда.
Адаптационный механизм наилучшим образом проявляет себя при формировании новых связей предприятия. В данном случае адаптация определяется соотношением объема произведенной продукции к объему реализованной на экспорт продукции.
IV блок методов
Методы проведения качественного анализа применительно к рискам охватывают такие методические приемы, как опросные листы, структурные диаграммы, карты потоков, анализ финансовой и управленческой отчетности, прямые инспекции, особые консультации, «события-последствия» (HAZOR), «дерево отказов», методы экспертных оценок и экспертных технологий, методы, основанные на принципах аналогии.
Цель этих методов помочь аналитикам, экспертам и риск-менеджерам найти способы получить необходимые результаты при нехватке информации или ее недостоверности.
Способность предприятий, отраслей и стран противостоять рискам выражается в наличии механизма адаптации. Отсюда, так важно знать признаки классификации:
- по генеральному определению (для производства и управления);
- по целевой направленности (по отношению среды функционирования объекта);
- по периодичности осуществления (регулярная или цикличная);
- по способу реализации (пороговый индикатор, изменение структуры, сигнальное предупреждение события);
- по способу управления адаптационным механизмом (активный, пассивный, предупреждающий);
- по характеру управления (профилактический, компенсационный, комбинированный);
- по характеру использования ресурсов (в соответствии с нормативом и без него; интенсивный, экстенсивный или смешанный).
V блок методов
Методы взаимосвязи оценки факторов-риска, способности адаптироваться и эффективности управления зависят от условий разработки механизмов управления. Без увязки различных показателей, характеризующих возможные риски и способность предприятий, отраслей и стран к адаптации невозможно решить проблемы, связанные с появлением негативных тенденций.
Механизм управления - обеспечивает осознанное взаимодействие различных рычагов воздействия. Важнейшей проблемой не до конца решенной в настоящее время является проблема формирования адаптационного механизма, позволяющего решать как известные риски, так и неожиданно появляющиеся независимо тех или иных стран.
Процесс адаптации является важнейшей функцией управления, но не всегда во внешнеэкономической деятельности (в погоне за сиюминутной выгодой) это обстоятельство замечают. Ведь управление, с позиций конкретных интересов различных стран, это комплексное осуществление всех функций. Недоучет хотя бы одной из них ведет к тому, что регулятивно организационная деятельность управленческого типа, приводимая к однородности целей, будет носить не гибкий характер.
Отсюда метод взаимосвязи функций, оценки факторов - риска, способности адаптироваться и достигать эффективных решений начинается с классификации функций управлений. Это особенно важно при создании наднациональных органов стран ЕЭП.
Обобщая различные точки зрения на эту проблему, остановимся на следующей обобщенной классификации функций управления и их критериях, связанных с проблемой рисков и формированием адаптационного механизма:
• критерий содержания управленческой деятельности - планирование, организация, мотивация, контроль, координация, адаптация, в ходе противостояния рискам внешней и внутренней среды;
• организационный критерий - интеграция (объединение усилий в борьбе с угрозами), дифференциация (группировка рисков по видам противостояния);
• критерий направленности деятельности - интрафункция (нацелена на внутренние риски), инфрафункция (нацелена на внешнюю среду);
• критерий этапности производственного процесса - адаптация к организационным изменениям, адаптация к использованию новой техники, адаптация к новым обеспечивающим производство системам, адаптация к изменениям в ходе реализации продукции;
• критерий расширения сфер деятельности - адаптация к управлению производственно-экономическими процессами, адаптация к новым условиям труда и возникающему социально-психологическому климату, адаптация к перераспределению обязанностей и появлению новых подразделений, приспосабливаемость к новым технологическим процессам, увязка и координация их деятельности с другими подразделениями предприятия;
• критерий сроков воздействия - краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование изменений в соответствии со сценариями развития стран ЕЭП, стратегическое управление в условиях неопределенности и проводимых в каждой стране экономических реформ, тактическое и оперативное управление рисками;
• критерий этапности процесса управления - формирование и утверждение целей борьбы с негативными последствиями рисков, определение причин и последствий рисков, определение мероприятий ответственных исполнителей, и сроков их реализации, способы и сроки решения проблемы;
• критерий возможности регулирования изменений во внешней и внутренней средах - структуризация целей, задач, рисков, методов их решения; координация усилий различных предприятий и отраслей, создание и внедрение на новом пространстве адаптационного механизма реагирования на изменения и своевременного противостояния негативным последствиям рисков.
Результирующим элементом, оценивающим факторы-риски, адаптационность и эффективность работы наднациональных органов должен являться контроль за управленческой и производственной деятельностью экспортно ориентированных отраслей.
В процессе управления изменениями, рисками и процессом адаптации к ним используют понятие «контроль», выступающее как элемент обратной связи, так как, опираясь на него новые наднациональные органы управления могут корректировать ранее принятые решения, планы, программы, прогнозы, сценарии и стратегию развития государств ЕЭП.
Процедура контроля включает все методические приемы, которые используют в пятом заключительном блоке методов управления рисками, которые включают: выработку стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов (аналогично предельным, пороговым значениям индикаторам рисков) и принятие корректирующих действий, опираясь на создаваемый адаптационный механизм.
Методики оценки эффективности органов управления в условиях неопределенности
Методики оценки эффективности управления, применяемые на практике и рекомендуемые в экономической литературе, до сих пор не типизированы. Различные авторы решают эту проблему исходя из тех целей, которые они ставили в ходе исследования конкретных объектов управления. Проблемы эффективности управления в условиях нарастающих рисков, снижения безопасности и устойчивости стран остаются до сих пор нерешенными.
Наиболее типичные подходы к проблеме эффективности решаются с помощью следующих методических приемов:
• оценивается эффективность затрат на управление производством;
• эффективность управления сводится к показателям и критериям эффективности производства, либо к доле какого-либо показателя, принятого за обобщающий;
• сравниваются показатели, характеризующие управляющую и управляемую подсистемы;
• путем соотношения целей и результатов;
• оценивается эффективность управленческих решений;
• через оценку эффективности управленческого труда;
• ориентируясь на методы оценки эффективности использования новой техники и внедрения инновационных технологий.
Общим для всех существующих методик является использование главных показателей - таких как: рентабельность, трудоемкость функций управления, балансовая прибыль, реализованная продукция. В результате практически невозможно сравнить эффективность деятельности аппарата в различных отраслях и странах. Кроме того, эти методики даже не ставят задачу создания адаптивного механизма, позволяющего снизить негативные последствия от факторов - риска.
Наиболее распространенными являются следующие алгоритмы расчетов:
1) Эс = ( Зу ∙ 100 ) : ( Фоб ∙ К1 + Фос ∙ К2 ) ,
где Эс - экономичность системы,
К1 и К2 - коэффициенты, характеризующие уровни кооперирования и концентрации производства,
100 - коэффициент, вводимый для увеличения абсолютной величины показателей экономичности системы управления;
2) Эп = Qнч : Ч,
где Эп - эффективность производства,
Qнч -объем нормативно-чистой продукции предприятия,
Ч - общая численность работающих;
3) Обосновывается последовательность расчета эффективности работы аппарата управления:
- определяется доля затрат на управление в сумме общих затрат;
- выделяется доля управленческого аппарата в численности промышленно-производственного персонала;
- определяется доля управленческих затрат;
- рассчитывается темп изменения удельного веса управленческих затрат;
- определяется коэффициент стабильности кадров;
- рассчитывается темп изменения коэффициента стабильности кадров;
- выявляется темп роста доли затрат на одного работника из объема общих затрат;
- рассчитывается темп роста производительности труда;
- рассчитывается коэффициент эффективности производственно-хозяйственной деятельности, как отношение произведения темпа роста производительности труда и темпа изменения коэффициента стабильности кадров к темпу роста доли затрат на одного работника;
- определяется коэффициент эффективности управления предприятием (как произведение коэффициента эффективности производственно-хозяйственной деятельности на темп изменения удельного веса управленческих затрат), стремящийся к max.
Во многих работах предлагают, на наш взгляд справедливо, ввести в понятие «эффективность управления» понятие «эффективность обеспечения безопасности». Очевидно, что нельзя внедрить методы адаптивного управления рисками без выявления угроз, рисков и оценки безопасности работы предприятий, отраслей и стран. Реализовать эту идею на практике можно только поэтапно, последовательно двигаясь к намеченной цели от классификации потенциальных и реальных угроз (с одной стороны) до реализации концепции экономической безопасности и эффективности ее применения в рамках предлагаемого нами к реализации адаптивного менеджмента.
Этапы эффективного управления, через реализацию концепции безопасности в условиях функционирования адаптивного менеджмента, включают следующие шаги:
I шаг - оценка состояния экспортного потенциала стран и системы их управления с позиций способности реагирования на меняющиеся условия хозяйствования;
II шаг - ранжирование потенциальных и реальных угроз, классификация факторов риска (по степени значимости, величине ущерба, причинам угроз, негативным последствиям, размеру возможного ущерба);
III шаг - цель экономической безопасности и адаптивного менеджмента экспотным сектором (формулировка задач, направлений стратегии, сценариев перспективного развития, разработка плана мероприятий по повышению эффективности управления в рамках категорий теорий рисков, адаптивного менеджмента, безопасности функционирования);
IV шаг - построение системы экономической безопасности и внедрения адаптивного механизма в странах ЕЭП в условиях неопределенности (внешние и внутренние угрозы, их фиксация, предварительная оценка последствий, выработка механизма противостояния, снижение (предупреждение) ущерба, эффективность работы аппарата управления);
V шаг - разработка методики оценки рисков, состояния безопасности, способности органов управления своевременно реагировать на внешние и внутренние угрозы, группировка последствий и оценка влияния ущерба от рисков на эффективность управления, отбор показателей, характеризующих результативность работы экспортных отраслей и наднациональных органов управления с адаптационных позиций;
VI шаг - учет влияния конкурентоспособности, производственной деятельности и сферы сбыта на способность стран адаптироваться к внешним и внутренним условиям, факторам-риска и угрозам, снижающим эффективность работы аппарата управления;
VII шаг - определение размеров различных видов ресурсов, способов адаптации, нацеленных на снижение возможных негативных последствий факторов риска (материально-технических, финансовых, энергетических, кадровых, информационных ресурсов, средств защиты, финансовых затрат, необходимых для экономической безопасности и эффективной работы органов управления);
VIII шаг - разработка мер по реализации концепции безопасности и внедрения адаптационного менеджмента для достижения безопасности:
• определение условий, целей, задач, функций и ожидаемых результатов;
• поиск источников ресурсного обеспечения;
• выделение финансовых средств для реализации «концепции» и повышения эффективности адаптационного менеджмента;
• разработка совместных программ развития стран ЕЭП, включающих основные положения концепции безопасности, классификация угроз и факторов возможного риска, целей и задач внедрения адаптационного менеджмента;
• контроль за эффективностью и своевременностью реализации концепции безопасности и результативностью внедрения адаптационного менеджмента;
IX шаг - анализ хода и результативности реализации концепции безопасности, ликвидация последствий действия факторов риска, оценка конкретных результатов после внедрения адаптационного менеджмента (в разрезе отраслей, рабочих мест, в работе с поставщиками и импортерами, с позиций борьбы с конкурентами, в рамках защиты экономик стран от различных угроз и посягательств).
Среди названных шагов решения проблемы эффективности управления с позиций экономической безопасности и устойчивости стран ЕЭП, наименее проработанной и дискуссионной является проблема эффективности методов управления рисками. Она связана с проблемой совместимости различных предлагаемых классификаций рисков и факторов риска, а также с проблемой моделирования процессов управления рисками.
Следует правильно оценивать множество классификаций рисков: чем их больше, тем сложнее процесс управления рисками, а, следовательно, труднее оценить эффективность этой работы.
Для каждой группы рисков используются свои методы и способы управления, а значит, эффективность управления рисками может оцениваться разными показателями или индикаторами, каждый из которых должен иметь свой предел изменения. Превышение допустимых пределов действия рисков - снижает эффективность работы органа управления независимо от того квалифицированные или менее квалифицированные кадры работают в аппаратах управления. Пренебрежение методами адаптационного менеджмента снизит эффективность наднационального управления в странах ЕЭП в целом.
Итак, анализ методов, показателей и критериев, применяемых на практике и приемов оценки эффективности органами управления, позволил выявить сферы, которые оказывают достаточно сильное влияние на этот процесс, но которые почти не задействованы в рекомендуемых методических рекомендациях. Исходя из этого, в ходе поиска методических подходов к учету рисков следует обратить внимание на такие аспекты внедрения адаптивного менеджмента, как совершенствование методов анализа и оценки рисков, а также поиск направлений адаптивного управления рисками при разработке конкурентной стратегии стран ЕЭП в рамках совершенствования торговой политики стран ЕАС.
Методы оценки торговой политики во взаимосвязи с принятыми программами развития.
При выборе методики оценки основных показателей торгово-экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран ЕЭП следует исходить из следующих предпосылок:
• современных геополитических моделей мироустройства – учета геополитического положения России и стран СНГ;
• исходя из сложившегося опыта оценки экономической эффективности внешнеэкономических связей;
• влияния процессов интеграции на пространстве СНГ на оценку эффективности экономического сотрудничества России со странами СНГ;
• увязки баланса интересов России и стран СНГ с проблемой эффективности экономического сотрудничества;
• последовательной оптимизации структуры товарных групп во взаимной торговле России со странами СНГ;
• выявления приоритетных товарных групп, влияющих на ожидаемый (предполагаемый) вариант торговых отношений Росси со странами СНГ в среднесрочной перспективе;
• увязки количественных и качественных оценок с возможными сценариями развития торгово-экономических отношений России со странами СНГ.
В XX-XXI вв. получили обоснование полюсные модели мира (Мортон Каплан и др.). По этой теории международная система и её торгово-экономические отношения развиваются по следующим шести моделям: 1) модель «баланса сил»; 2) модель гибкой биополярной системы; 3) жесткой биополярной системы; 4) универсальной системы; 5) иерархической системы; 6) системы единичного вето. При этом фактически до последнего времени действовали первые две модели взаимоотношений между странами.
В настоящее время существующая глобальная биополярность сохраняется, однако, она находится в состоянии переходного периода от одной модели взаимоотношений к другой. Это порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире, с одной стороны, а с другой, объясняет почему отдельные государства Содружества втягиваются в геополитические тенденции, казалось бы противоречащие интересам Содружества Независимых Государств.
Происходящие на пространстве СНГ интеграционные процессы испытывают влияние глобальных геополитических сил, а также зависят в перспективе от того, какая модель мироустройства победит, в конце концов, однополярный и многополярный мир.
В России при господстве централизованных методов планирования и прогнозирования использовалась «Методика определения экономической эффективности внешнеэкономических связей» (от 25.02.80 г. №34).
Данная методика применялась при разработке мероприятий, включаемых в долгосрочные целевые программы сотрудничества, при подготовке предложений, рекомендаций и соглашений по международной специализации и кооперированию производства, расчетах эффективности привлечения и предоставления кредитов на строительство хозяйственных объектов для развития производства продукции отдельных отраслей, определении эффективности научно-технического сотрудничества.
Цель методики заключалась в том, чтобы, как и на современном этапе развития, определить экономическую эффективность на базе сравнения возможных вариантов сотрудничества и выбора наиболее эффективной товарной структуры экспорта, импорта и географических направлений способствовать оптимизации структуры этих связей.
При этом народнохозяйственные затраты, вызываемые экспортом товаров и услуг, продаваемых для оплаты импорта должны быть меньше, чем затраты на отечественное производство товаров, аналогичных импортным, или их заменителей.
Разность указанных затрат выражала величину абсолютного экономического эффекта внешнеэкономических связей. Максимальный размер эффекта есть критерий выбора наиболее эффективного варианта.
Экономическая эффективность внешней торговли на народнохозяйственном уровне определялась сопоставлением затрат на производство экспортных товаров, транспортных и внешнеторговых расходов со стоимостной оценкой импортных товаров, отражающей экономию затрат в связи с отказом от отечественного производства заменяемых товаров и эффект от использования импортных товаров.
В данной методике не использовался термин «экономическая безопасность», но приводились формулы, позволяющие рассчитать различные виды потерь.
Например, если экспорт продукции в какую-либо страну сопровождается сокращением ее поставок в другие страны, то народнохозяйственные затраты определяются потерей валютной выручки, переведенной во внутренние рубли.
Если экспорт продукции приводит к сокращению внутреннего ее потребления, то народнохозяйственные затраты определяются потерей эффекта потребителей.
При оценке эффективности внешней торговли использовались такие показатели, как валютная эффективность экспорта товара; валютная эффективность импорта товара; экономический эффект от экспорта, от импорта и от экспортно-импортной операции.
Кроме того, заслуживают внимания такие показатели, как минимально допустимая предельная безубыточная внешнеторговая цена экспортного товара и минимально допустимая предельная безубыточная внешнеторговая цена импортного товара.
В полном объеме, предлагаемые в данной методике подходы, не могут использоваться в настоящее время, хотя выделенные в ходе анализа показатели оценки эффективность и возможных потерь заслуживают внимания.
Негативные тенденции, активизировавшие центробежные силы, приведшие к распаду СССР, в своей основе продолжают действовать, что сказывается на темпах и масштабах торгово-экономического сотрудничества. С одной стороны, Россия сохраняется в качестве центра экономического притяжения, а с другой, неразвитость взаимоотношений внутри Содружества препятствует интеграционным процессам, а также закреплению наметившихся «осевых» интересов внутри СНГ.
По-прежнему сохраняются старые и возникают новые конфликтные зоны. Среди них постоянно «тлеют» очаги противоречий в связи с ценами на топливо, особенностями нелегальной миграции, низкой защищенностью инвестиций и т.п.
По аналогии с интеграцией в рамках ЕС для СНГ и стран ЕЭП возможны следующие этапы социально-экономического сближения:
1) создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении различий в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам;
2) создание таможенного союза с введением общего таможенного тарифа и переходом к единой торговой политике в отношении третьих стран;
3) создание единого внутреннего рынка с реализацией мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы;
4) создание экономического и валютного союза, предусматривающего введение единой валютной и денежной политики; превращение рубля в резервную валюту Содружества.
В этой ситуации влияние интеграции может оцениваться через изменение таких показателей, как:
- внешняя торговля и позиции в мировой торговле;
- инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции;
- диверсификация (доля экспорта сырья в совокупном экспорте);
- инфляция;
- темпы роста ВВП.
При этом в качестве факторов, влияющих на интеграционные процессы, целесообразно рассматривать:
• взаимную торговлю;
• прямые инвестиции;
• трудовую миграцию;
• транспорт и транзит.
Сценарии развития в рамках Содружества должны охватывать и оценивать:
1) интеграционные процессы;
2) предполагаемые мероприятия;
3) выгоду от интеграции.
Среди принципов торгово-экономических взаимоотношений России со странами СНГ особое внимание должно быть обращено на следующие рыночные принципы:
• обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;
• государственного протекционизма в наращивании транспортно-транзитного потенциала страны;
• приоритетности развития международных транспортных коридоров и объектов транспортной инфраструктуры;
• сохранения за государством права полной или частичной собственности на важнейшие транспортные коммуникации;
• прекращение дискриминации в отношении иностранных перевозчиков;
• расширения доступа на рынки стран СНГ;
• предоставления режима наибольшего благоприятствования;
• прозрачность и гласность национальной торговой политики каждого члена СНГ.
При анализе экспортного потенциала следует использовать различные индексы выявленных сравнительных преимуществ, характеризующие конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Такой анализ целесообразно проводить по группам товаров отдельно для торговли внутри СНГ и со странами остального мира с целью выявления изменений сравнительных конкурентных преимуществ. Для этого используют расчет по модифицированной формуле Бела Балашша (Bela Balassa), позволяющей определить индекс специализации экспорта для региональных рынков или всего Содружества, а также для выявления сравнительных преимуществ стран СНГ в торговле с остальным миром.
Определив сравнительные преимущества стран СНГ, следует пересмотреть с этих позиций и вновь оценить договора России, как на двусторонней, так и многосторонней основе.
Следует оценить с позиций эффективности интеграционных процессов такие документы, как:
• соглашения, договоры и программы экономического сотрудничества;
• ход выполнения Стратегического курса России;
• концепцию государственной политики РФ в сфере международного сотрудничества;
• итоги социально-экономического развития РФ;
Все это следует проводить с целью последующей оценки складывающихся тенденций в ходе реализации торгово-экономических отношений России со странами ЕЭП.
Оценку договоров России в рамках многостороннего сотрудничества со странами СНГ предполагается проводить по следующим сферам:
• внешнеэкономическая деятельность и таможенное регулирование;
• экономическое сотрудничество;
• формирование единого энергетического пространства;
• формирование единого транспортного пространства;
• межгосударственное сотрудничество в сфере безопасности;
• сотрудничество в социально-экономической и гуманитарной областях;
• сотрудничество в сфере незаконной миграции.
При этом оценка инвестиционных проектов в рамках многостороннего сотрудничества России со странами СНГ должна охватывать такие направления, как:
- ТЭК;
- машиностроение;
- АПК;
- транспорт;
- связь и телекоммуникации;
- экологию;
- образование;
- научно-техническое и инновационное сотрудничество.
Особое внимание при поиске подходов к оценке эффективности интеграционных процессов следует уделить определению баланса интересов России со странами ЕЭП. При этом следует определить баланс интересов России со странами ЕЭП не только в рамках выбранных сценариев развития, но и во временном разрезе, т.е. в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Понятие «баланс интересов» с позиций торгово-экономического сотрудничества и возможной оценки эффективности интеграционных процессов должно охватывать и учитывать следующие факторы:
• возможность создания единого экономического, энергетического, транспортного и таможенного пространства в рамках ЕЭП;
• выявления сравнительных преимуществ РФ и стран ЕЭП в разрезе агрегированных товарных групп, а также товаров стратегического назначения;
• повышения уровня конкурентоспособности;
• анализа специализации экспортного потенциала;
• влияния внутрирегиональной и экспортной торговли внутри стран ЕЭП на уровне товарной концентрации;
• наличия рисков и кризисов на пространстве ЕЭП;
• влияния приграничной, межрегиональной торговли и межгосударственной кооперации;
• влияния оптимизации структуры товарооборота.
При этом в ходе исследования динамики экспорта и импорта России со странами ЕЭП пострановую структуру целесообразно анализировать, как с учетом показателей по ТЭКу, так и без него.
Следует также проанализировать изменения удельного веса взаимного товарооборота России со странами ЕЭП с целью определения открытости национальных экономик.
Среди факторов, оказывающих влияние на соблюдение баланса интересов и приоритетов России, в двустороннем формате следует выделить такие факторы, как:
• альтернативные проекты и инвестиции, затрагивающие интересы России;
• взаимоотношения стран ЕЭП по поводу вступления в ВТО;
• двусторонние программы, соглашения и новые проекты, влияющие на эффективность интеграционных процессов;
• изменения в структуре товарооборота отдельных стран ЕЭП, диверсификация торговли (динамика экспорта без учета ТЭКа и др.);
• взаимные инвестиции, кооперация с другими странами;
• транспорт и транзит;
• снятие барьеров в доступе к рынкам услуг;
• проблемы безопасности, военно-технического и инновационного сотрудничества;
• миграция;
• двусторонние противоречия.
Количественную и качественную оценку эффективности интеграционных процессов следует проводить поэтапно. На первом этапе целесообразно использовать интегральную (бальную) оценку влияния макроэкономических и специфических факторов на эффективность интеграционных процессов в многостороннем и двустороннем форматах. На втором этапе оценить в стоимостном выражении потери России в топливно-энергетической сфере (по разнице мировых и внутренних цен используемых в страх ЕЭП). На третьем этапе оценить в динамике изменения показателей, характеризующих сравнительные конкурентные преимущества различных стран ЕЭП по основным агрегированным товарным группам. На четвертом этапе предложить способ поэтапной оптимизации структуры товарооборота, экспорта и импорта.
Особое внимание должно быть обращено на оценку степени унификации и гармонизации мер внешнеторговой деятельности. Для этого основные нормативно-правовые документы, влияющие на эффективность интеграционных процессов целесообразно сгруппировать в два блока:
1) блок общих (единых) подходов к гармонизации;
2) блок документов, относящихся к специфическим отношениям, по следующим направлениям:
 в сфере подготовки к вступлению в ВТО;
 в транспортной сфере стран ЕЭП;
 в сфере унификации размеров таможенных пошлин и сборов;
 в сфере косвенного налогообложения;
 в сфере унификации новых таможенных процедур (электронного декларирования товара, реализации принципа «одного окна» и др.).
Методика оценки основных показателей торгово-экономического сотрудничества и интеграционных процессов должно предусматривать поэтапное проведение исследований с целью возможного осуществления контроля за структурными изменениями между и внутри агрегированных товарных групп. Среди этапов проведения исследования следует выделить такие приоритетные, как:
• выявление параметров, оказывающих наибольшее влияние на оценку интеграционных процессов и соблюдение баланса интересов России;
• ранжирование товарных групп и товаров, для определения доли влияния различных параметров;
• определение приоритетных (предельных) границ агрегированных товарных групп с целью ранжирования товаров по степени важности;
• подготовка предложений по повышению эффективности сотрудничества РФ со странами ЕЭП.
При этом предложения, по повышению эффективности сотрудничества РФ со странами ЕЭП, должны опираться, с одной стороны, на мониторинг оценки двусторонних и многосторонних договоров и соглашений с позиций «безопасности» и соблюдения баланса интересов, а с другой ориентировать на выявление товарных позиций, различные комбинации которых оказывают наибольшее влияние на оптимизацию структуры товарооборота стран ЕЭП.
По структуре Предложения по повышению эффективности двустороннего и многостороннего сотрудничества РФ со странами ЕЭП могут охватывать следующие направления деятельности, сгруппированные в девять блоков:
1) совершенствование механизма реализации основных мер сотрудничества;
2) разработка совместного плана действий по сотрудничеству в приоритетных сферах деятельности;
3) ускорение процесса реализации крупных межгосударственных проектов;
4) определение приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования;
5) расширения совместного участия в обосновании международных целевых программ и крупных инвестиционных проектов;
6) подготовки рекомендации о скоординированном сближении стран ЕЭП с Евросоюзом;
7) разработки мониторинга рисков, кризисов и конфликтных ситуаций на пространстве ЕЭП;
8) проработки вопроса по регулированию тарифов;
9) разработки методики оценки основных показателей торгово-экономического сотрудничества и интеграционных процессов.
Методика оценки торгово-экономического сотрудничества со странами ЕЭП должны охватывать такие вопросы, как:
• оценка состояния и перспективы торгово-экономических отношений со странами ЕЭП (торговля товарами и услугами, инвестиции, миграция); особенности двустороннего экономического сотрудничества;
• реализацию крупных проектов на пространстве ЕЭП в сфере ТЭКа, промышленности, в области сельского хозяйства, транспорта, научно-технического сотрудничества, экологии и образования;
• оценка хода интеграционных процессов и формирования нормативно-правовой базы многостороннего сотрудничества;
• анализ тарифных и нетарифных ограничений на товары во взаимной торговле с государствами-участниками ЕЭП;
• сценарии развития торгово-экономических отношений России со странами ЕЭП с выделением положительных и негативных тенденций (в разрезе товарных групп), выявлением рисков и возможных кризисов;
• экономических эффектов или потерь с рекомендациями по структуре товарных групп в разрезе стран ЕЭП.
Литература
Котилко В.В. Перспективы участия РФ в прикаспийском экономическом сотрудничестве. Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г., 332 с.
Котилко В.В. Риски, угрозы и кризисы на пространстве СНГ. Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г., 171 с.
Котилко В.В. Механизмы инновационного сотрудничества России и стран СНГ (проблемы модернизации). Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г., 263 с.
Котилко В.В. Инновационное развитие регионов в условиях модернизации экономики России. Региональная экономика. Инновационное развитие регионов России». М.: Финансовый университет, 2011г., с. 4-9.
Котилко В.В. Экономическое развитие Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств в инновационной и научно-технической сферах. «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» № 21, 2011г., стр. 19-31.
Котилко В.В., Пашенных Ф.С. Проблемы приграничья России: достижения и потери. Германия.: Lambert Academic Publishing, 2012. - 617 c.
Котилко В. В. Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации): монография. М.: Креативная экономика, 2012.

Сведения об авторе – Котилко Валерий Валентинович – доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник ФГБНИУ СОПС Минэкономразвития РФ и РАН. 

 

Опубликовано: Валерий Котилко

Комментарии 0