Загрузка данных
Публикация

Стратегия экологической безопасности России

  • 12 ноября 2018 г.
  • 2764
  • 0

УДК 351: 502.1
д.э.н., проф. , академик РАЕН Котилко В.В.
kotilko@yandex.ru
Стратегия экологической безопасности России: мифы и реальность
Статья посвящена разработке новой экологической стратегии страны, усиления раздела по механизму ее реализации на практике, совершенствованию показателей и индикаторов, отражающих понятие «экологическая безопасность» и изменению подхода к региональным показателям экологической безопасности.
Ключевые слова: устойчивость, экологическая безопасность, пространственная безопасность, показатели, индикаторы, региональные экологические показатели.
doctor of Economics, Professor , academician of RANS, Kotilko V. V.
kotilko@yandex.ru
The strategy of ecological safety of Russia
The article is devoted to the development of new environmental strategy of the country, strengthening the mechanism for its implementation into practice improving the measures and indicators that reflect the concept of "environmental security" and change approach to regional environmental security.
Key words: sustainability, environmental safety, spatial safety, indicators, regional environmental indicators.

Опираясь на документы ООН, более 100 стран разработали стратегию устойчивого развития. Об устойчивом развитии писала еще академик Вернадский, называя это понятие «сферой разума». Термин "ноосфера" (сфера разума) в отечественной научной литературе обозначает качественно новое состояние общества, при котором истинными ценностями являются нравственно-духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей социальной и природной средой. Ноосфера - это во много пространственно - планетарное экологическое развитие, характеризующее завершающий этап устойчивого развития, желаемое будущее состояние общества, при котором обеспечивается экологически допустимое воздействие человека на природу и рационализируются потребности людей.
Под пространственно-устойчивым безопасном развитием следует понимать такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений различных государств и их экономических союзов удовлетворять свои собственные потребности. Пространственная стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми, обществом, производством, природой, экологией и сложившимися государствами с их стремлением к совершенствованию и модернизации. Пространственное устойчивое развитие должно быть не только экологически безопасным, но и в одинаковой степени направлено как на выживание человечества, так и на сохранение природы. Первое означает возможность постоянно поддерживаемого сбалансированного развития, при котором наши потомки имели бы не меньше возможностей по сравнению с настоящим поколением по удовлетворению своих потребностей в природных ресурсах. Второе означает сохранение биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, сохранение её устойчивости и естественной эволюции.
Важнейшим критерием пространственно-экологического и устойчивого развития в мире является дости¬жение стратегического баланса между геополитическими устремлениями различных государств, деятельностью человека и поддер¬жанием воспроизводящих возможностей биосферы, тогда деятельность че¬ловека не будет приводить к необратимым нарушениям в природе. Однако, обсуждая содержание понятия «Пространственная безопасность» и его увязки с терминами «устойчивость» и «экологическая безопасность», неправильно сводить все вопросы только к проблемам геополитики и экологии, хотя понятно, что они являются основными. Переход к пространственно-устойчивому развитию государства требует кардинальных преобразований, в центре которых – пространственная экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества», перехода от военного противостояния к сфере инновационного пространственного развития и сотрудничества.
Для перехода к политике Пространственной безопасности и экологически-устойчивому развитию государств необходимы управленческие решения и действия, которые должны с опережением приниматься в условиях риска и неопределенности. Управление должно исходить из принципа упреждения (предосторожности): "В целях защиты окружающей среды в соответствии со своими возможностями государства широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды" (Декларация по окружающей среде и развитию).
Пространственно-устойчивое развитие может быть реализовано лишь в случае кардинальных структурных изменений в планетарных масштабах. Необходима качественно новая пространственная модель развития цивилизации, основанная на понятии сферы разума, глобально управляемого ноосферогенеза.
Стратегической целью пространственной безопасности и устойчивого развития России и стран СНГ является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.
Основными предпосылками пространственной безопасности и устойчивого развития России являются: большая территория с сохранившимися невозобновляемыми природными ресурсами и естественными экосистемами, человеческий потенциал, геополитическое местоположение и экономические ресурсы. Для достижения пространственной безопасности и устойчивого развития необходимо в максимальной степени сохранять территории с естественными экосистемами, рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы и человеческий потенциал, а также - в силу особой демографической ситуации - направлять экономические ресурсы на развитие человеческого потенциала во всех регионах страны.
В ходе реализации интеграционных процессов в России и странах СНГ должны быть заложены основы новой пространственной стратегии, опирающейся на достижение пространственной безопасности, формирование инновационной экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности стран, что потребует усиления экономической функции государства, связанной с необходимой корректировкой рыночного механизма и его регуляторов с позиций региональной специфики.
Последовательный переход России и стран СНГ к пространственной безопасности и устойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), а также в материалах девятнадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк,1997). Вместе с тем, принимая свою национальную пространственную стратегию безопасного и устойчивого развития, Российская Федерация трансформирует общие принципы в соответствии с конкретными геополитическими условиями, с учетом своих глобальных и региональных интересов и особенностей.
Новая пространственная стратегия отличается от стратегии экономического роста прежде всего тем, что будущая цивилизация не должна разрушать окружающую природу, а должна "вписываться" в биосферу, учитывать законы ее развития и вытекающие из них ограничения и запреты. Новая модель взаимодействия природы и общества претендует на гармонизацию взаимоотношений с природой, что означает соединение социально-экономических принципов с пространственной и экологической безопасностью в единую социоприродную систему пространственно-устойчивого развития.
Учитывая, что Стратегия экологической безопасности до 2030 года должна содержать раздел о механизмах оценки состояния экологической безопасности и контроля эффективности реализации стратегии с комплексом текущих и прогнозно-плановых значений индикаторов и показателей, необходимо включить в ее концепцию следующие вопросы:
- о механизмах оценки состояния экологической безопасности и контроля
эффективности реализации стратегии;
- о прогнозно-плановых значениях индикаторов и показателей, характеризующих
состояние экологической безопасности;
- о мероприятиях, которые должны войти в план реализации стратегии.
Структура Стратегии экологической безопасности
1. Механизмы оценки состояния экологической безопасности и контроля эффективности реализации стратегии
Экологическое нормирование – это установление показателей качества природной среды и предельно допустимых воздействий на неё, при соблюдении которых не происходит деградация экосистем, гарантируется сохранение биологического разнообразия и экологическая безопасность населения.
Системе экологических нормативов:
•нормативы качества окружающей среды (ОС), устанавливаемые в форме:
•предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических и биологических веществ, а также микроорганизмов, загрязняющих ОС
•нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на ОС, а также на человека (в последнем случае – “санитарно-гигиенические” нормативы;
•нормативы вредного воздействия на ОС, определяющие предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий в т. ч.:
•“производственно-хозяйственные” нормативы – ПДВ и ПДС, нормативы ПДУ шума, вибраций, магнитных полей, радиации,
•предельно допустимые нормы применения ядохимикатов в сельском хозяйстве и
лимиты размещения отходов, а также
•“нормы экологического воздействия” в узком смысле (предельно допустимые нормы нагрузки на ОС и др.);
•нормативы использования природных ресурсов (лимиты изъятия), устанавливаемые с целью предупреждения полного уничтожения или истощения природных ресурсов с учетом их самовосстановления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде, в т.ч.
•нормы землеотводов,
•нормативы безвозвратного изъятия поверхностных вод,
•расчетная лесосека,
•объемы допустимых уловов
•и т.д.
Предупредительный государственный контроль на стадии утверждения проектов
•оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
•экологическая экспертиза
•экологический аудит
Административные механизмы регулирования
•Экологическое лицензирование
•Экологическая сертификация – это процедура выдачи государственными органами удостоверений о соответствии экологическим стандартам
•Международные стандарты ISO серии 14000 являются "добровольными" и носят рекомендательный характер.
Инструменты и контроль за исполнением
•Экологический мониторинг.
•Общегосударственная координация охраны окружающей среды.
•Законодательная база в области регулирования природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
•Налоги, штрафы
Финансово-экономический механизм
а) предупредительные и б) принудительные методы.
•К предупредительным методам относятся: экологические инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, льготы по ним - являющиеся стимулами выполнения определенных условий экологически рационального хозяйствования.
•К принудительным мерам относятся:
•штрафы,
•платежи,
•налоги и иные
•финансовые взыскания.
2. Прогнозно-плановые значения индикаторов и показателей, характеризующих
состояние экологической безопасности
Индикаторы устойчивого развития Система индикаторов, разработана Комиссией ООН по устойчивому развитию
•индикаторы социальных аспектов устойчивого развития,
•индикаторы экономических аспектов устойчивого развития,
•индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов),
•индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения).
Инидикаторы, характеризующие экологическую безопасность определяются в результате мониторинга, который нацелен на выявление устойчивых зависимостей, позволяющий рассчитать предельные (пороговые) значения прогнозно-плановых показателей в разрезе базовых отраслей, федеральных округов, субъектов (регионов) и сфер природоохранной деятельности в рамках Стратегии экологической безопасности.
Группировка основных индикаторов
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
ИНИДИКАТОРЫ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» И ЭНЕРГЕЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНДИКАТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ) СТРАТЕГИИ
3. Мероприятия, которые должны войти в план реализации стратегии
Мероприятия Стратегии должны быть нацелены на снижение угроз. Для противодействия угрозам экологической безопасности необходимы выработка и использование совокупности мер (мер, обеспечивающих экологическую безопасность), которые можно объединить в три группы:
первая группа - меры, направленные на предотвращение негативных изменений в природной среде, уменьшения пространственных пределов территории государства, лишения государства права на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств, создающих угрозу экологической безопасности человека, общества и государства;
вторая группа - меры, с помощью которых человек, общество и государство защищаются от уже существующих, действующих угроз (негативные для человека, общества и государства факторы окружающей среды);
третья группа – меры, нацеленные на постепенное снижение (превышение) предельно (пороговых) значений индикаторов на каждый среднесрочный и весь долгосрочный период действия Стратегии экологической безопасности в разрезе базовых отраслей, федеральных округов и субъектов Российской Федерации.
К мерам первой группы относятся меры, направленные на охрану окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов, а также на обеспечение обладания Российской Федерацией соответствующими территориями и ресурсами, на обеспечение безопасности опасных производственных объектов в смысле их технологической, антитеррористической защищенности, устойчивости к средствам поражения, которые могут быть применены в войне или вооруженном конфликте, на запрещение военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. д.
К мерам второй группы относятся меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья человека с использованием медицинских и санитарных способов; технические, инженерные меры: создание и использование укрытий, защитной одежды, устройств для фильтрации воздуха, обеззараживания воды и т. д.; организационные меры: отселение людей из экологически неблагополучных территорий, запреты на ведение в их пределах сельскохозяйственного производства, использование живых ресурсов, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека; меры политического, военного характера: возвращение утраченных территорий, прав на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств.
К мерам третьей группы относятся, как отраслевые (межотраслевые) меры применительно к каждой отрасли с учетом ее специфики воздействия на экологическую безопасность, так и региональные меры применительно не только к Федеральным округам, но и различным типам регионов, определяемым в результате мониторинга на базе предельных (пороговых) индикаторов.
4. Направления совершенствования региональных экологических показателей
Решение экологических проблем следует считать приоритетным в рамках разрабатываемой государственной региональной экономической политики.
Ранее имевшиеся нормативные принципы при решении проблем регионального развития, которые базировались на предельно допустимых концентрациях вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, как показывает анализ, себя не оправдывают, поскольку они не нормируют суммарную техногенную нагрузку. Более целесообразно в законодательном порядке переходить на нормативные показатели - значения удельной техногенной нагрузки (на единицу территории).
Для выправления сложившейся ситуации по регионам России целесообразно аналогичные исследования проводить с учетом определения степени риска для отдельного человека, общества, биосферы в целом, а также для региональной и национальной безопасности в зависимости от сложившихся значений техногенных нагрузок.
В настоящее время, как правило, в большинстве программ и прогнозных документов стоит задача разработки экологически чистых (безвредных) технологий, хотя, на наш взгляд, в первую очередь следует ставить задачу оздоровления социально-экономической и экологической обстановки в регионах.
К сожалению, современная производственная деятельность и утилизация отходов приводит к тому, что они постоянно накапливаются на конкретной территории. При этом специально оборудованных мест хранения становится все меньше. Нельзя забывать, что если вредные вещества подвижны, они могут "мигрировать", заражая соседние регионы. Исходя из опасности накопления вредных и токсичных веществ, следует отражать эти сведения не только в экологическом паспорте предприятия, но и в специально разрабатываемом экологическом паспорте региона. Это особенно важно для регионов, которые находятся в кризисном состоянии, ситуация в которых является "бомбой замедленного действия".
Мониторинг экологического состояния региона должен отслеживать ситуацию не только для нужд местных органов власти, но и в целях гражданской обороны по защите населения на случай чрезвычайных ситуаций.
Совокупность экологических проблем, динамика изменения состояния легкоранимых территориальных экосистем должны найти отражение как в отраслевых прогнозах, так и прогнозах долгосрочного регионального развития и финансового состояния различных субъектов Федерации.
Перспективным направлением, позволяющим отслеживать изменения в экологии регионов, является разработка системы карт, отражающих степень влияния различных рисков, измеряемых индикативными параметрами. Экологические индикаторы должны включать в свой состав предельные пороговые значения показателей, изменение которых должно служить сигналом для принятия чрезвычайных мер воздействия как на федеральном, так и региональном уровнях.
На базе предлагаемой системы документов необходимо реализовать в стране новую систему экологического страхования регионов с высокой степенью техногенной напряженности, позволяющую на строго научной основе компенсировать населению потери, вызванные негативным воздействием от тех или иных хозяйственных и военных объектов.
Итак, одной из важнейших целей региональной политики на последующие периоды будет являться поэтапное снижение уровня риска и техногенной нагрузки, улучшение экологических параметров территории и социальных условий жизни отдельного человека и общества в целом. Позитивные сдвиги в этом направлении будут определять одновременно уровни повышения экономической безопасности регионов и страны в целом.
Литература
Котилко В.В., Вишнякова В.С., Полынев А.О. "РИСКИ И ФИНАНСОВЫЕ РАЗРЫВЫ РЕГИОНОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ", Palmarium Academic Publishin, 2016, 245 -С.
Котилко В.В. Пространственная безопасность и риски регионов России :
анализ и прогноз: Издательские решения, 2016. — 170 с.
Котилко В.В. "Пространственная безопасность и Генсхема размещения производительных сил" / ж. "Экономист", № 6, 2016, с. 68-77.
Котилко В.В. Пространственная и экологическая безопасность на основе критериев экологичности и устойчивого развития./ В кн. «Социально-экономические и экологические аспекты развития регионов и муниципальных образований: проблемы и пути их решения: материалы международной научно-практической конференции 31 марта 2016г., М., РАЕН, Росинформагротех, с. 37-40.
Котилко В.В. "Пространственная безопасность и критерии устойчивого развития" В кн. "Интеллектуальное развитие Казахстана в условиях глобализации: Материалы Науч.-Практ. Круглого Стола/отв. ред.: А. Рамазанов. - 13 сентября 2016. – Алматы, 2016, с. 6-11.
Котилко В.В. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ// «Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник». Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2016. – Ч. 3., М., ИНИОН, 2016, с. 141-146.
Котилко В.В. К стратегии экологической безопасности России (с.28-32) // В книге «Стратегическое эколого-экономическое развитие регионов и муниципальных образований в условиях глобализации: матер. междунар. науч.-практ. конф. (30 марта 2017г.)» -М., Росинформагротех, 2017.-244с.

ссылка -  Котилко В.В. Стратегия экологической безопасности России: мифы и реальность.ж. Госсоветник, № 2, 2017, с. 31-36.

Опубликовано: Валерий Котилко

2764

Комментарии 0