2.1.1. Сценарий 1. Производственно-сырьевой (инерционный)

  • 12 сентября 2023 г.
  • 0

Раздел 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МО МОСТОВСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (СЦЕНАРИИ, ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ)

2.1. Сценарии развития района. Выбор целевого сценария

2.1.1. Сценарий 1. Производственно-сырьевой (инерционный)

Содержанием Сценария 1 является приоритет добывающей промышленности. В частности, земли между поселком Псебай и Перевалкой площадью 150 Га будут отданы под добычу гравийно-галечниковых отложений и тем самым навсегда выведены из сельскохозяйственного оборота.

Именно такой сценарий, вероятнее всего, будет разворачиваться, если социально-экономическое развитие Мостовского района и далее будет осуществляться стихийно, вне опоры на Стратегию и созданные институциональные механизмы ее реализации.

На данный момент достаточно высокая вероятность разворачивания Сценария 1 определяется следующими условиями:

1) активная разработка карьеров в период строительства олимпийских объектов в Сочи, которые в настоящее время оказались невостребованными, а предприятия, которые на них работали – обанкротились;

2) получение предпринимателями лицензий на разработку карьеров в федеральных и региональных контролирующих органах без учета интересов муниципального образования и его жителей;

3) более интенсивная разработка месторождений гипса ведущим предприятием района – ООО «Кнауф гипс Кубань» с заниженной экологической социальной ответственностью бизнеса;

4) специализация района на лесозаготовках в советское время, что в известной степени формировало традиции сырьевой ориентации местной экономики;

5) бесконтрольная вырубка леса и дальнейшее использование древесного сырья предприятиями – нерезидентами района;

6) неиспользование или использование предприятиями-нерезидентами сельскохозяйственных земель с нарушением агротехнических и экологических норм при внесении минеральных удобрений и пестицидов;

7) не развивается инфраструктура, нарастает дефицит энергомощностей, не вкладываются средства в альтернативные источники энергии;

8) отсутствие целенаправленной политики по привлечению высококвалифицированных специалистов на постоянное место жительства в район;

9) малочисленность и неудобство инвестиционных площадок, отсутствие системного предложения для инвесторов на фоне дефицита производственных мощностей;

10) отсутствие квалифицированных рабочих мест, отток молодежи.

Последствием разворачивания Сценария 1 станет ухудшение социально-экономической ситуации в районе в силу неблагоприятных внутренних и внешних условий. С учетом нынешней динамики развития обрабатывающих производств и ориентации на быстрое получение прибыли за счет добычи и сбыта сырья вполне вероятно, что площадки, где сейчас осуществляется конкурсное производство, в ближайшее время не будут задействованы для создания новых промышленных предприятий. При этом даже немногочисленные действующие предприятия также могут оказаться в состоянии банкротства.

Причины этому могут быть следующие:

1) сужение рынков сбыта продукции в силу нарастания кризисных явлений в экономике;

2) невнимание собственников крупных транстерриториальных холдингов к отдельным предприятиям, находящимся вне их поля зрения;

3) непрофессионализм местных управляющих кадров и неразвитая производственная и управленческая квалификация, что выражается, в частности, в неумении выстраивать долгосрочную стратегию развития предприятий.

В случае стагнации в сфере обрабатывающей промышленности сократится объем налоговых поступлений в местный бюджет, равно как и в краевой, что существенно снизит потенциал развития социальной сферы. Кроме того, нестабильные предприятия с часто меняющимся руководством не смогут реализовывать программы корпоративной социальной ответственности бизнеса.

В условиях Сценария 1 число субъектов малого и среднего предпринимательства будет постепенно уменьшаться, поскольку существенно сократится их поддержка из местного бюджета и, к тому же, они не смогут установить хозяйственные связи с крупным бизнесом, тем более с внешними собственниками.

Сценарий 1 будет характеризоваться пассивной ролью муниципалитета в инвестиционном процессе. Недостаточная репрезентация собственных инвестиционных возможностей данной территории, отсутствие подготовленных инвестиционных площадок и подготовленных бизнес-проектов приведет к тому, что район будет рассматриваться исключительно как сырьевой придаток.

Неблагоприятная ситуация в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве негативно повлияет на развитие туристско-рекреационного сектора экономики:

1) «лунный ландшафт», остающийся после разработки карьеров экстенсивным методом, заметно снизит туристическую привлекательность территории;

2) строительство, реконструкция и оснащение туристских объектов станет менее рентабельным в силу нерационального использования бальнеологических ресурсов, в том числе термальных вод;

3) продовольственное обеспечение объектов общественного питания также станет более затруднительным, а увеличение стоимости обслуживания туристов приведет к снижению туристской привлекательности территории.

4) сокращение налоговых поступлений в местный бюджет сузит возможности вложения средств в благоустройство и эстетику населенных пунктов, что ограничит для туристов возможности «потребления среды» – а это немаловажный момент даже для тех, кто приезжает на конкретные турбазы в целях отдыха и развлечения.

При разворачивании данного сценария добывающая промышленность сохранится, однако собственники производств и арендаторы участков недр будут действовать исключительно в интересах максимизации собственной прибыли.

Недостаток средств в экономике в сочетании с низким уровнем экологического сознания собственников не позволит приобрести добывающим предприятиям современную технику, в результате чего будет преобладать экстенсивная разработка пород. Как следствие, снизится площадь сельскохозяйственных угодий, пахотные земли навсегда будут выведены из оборота.

Общий депрессивный характер экономической жизни территории в сочетании с экстенсивным природопользованием сделают ее непривлекательной не только для инвесторов, но и для жителей больших городов, желающих переехать в сельскую местность. Для данной целевой группы важны следующие факторы:

1) эстетика территории, уникальная природная среда;

2) отсутствие широкого промышленного освоения территории.

В настоящее время на постоянное место жительства в район в основном прибывают пенсионеры. Для того чтобы в числе иммигрантов преобладали люди трудоспособного возраста, необходимо создание качественной коммунальной инфраструктуры, а также немаловажную роль играет высокоскоростной Интернет.

При условии разворачивания Сценария 1 увеличатся темпы естественной убыли населения, на что будет влиять:

1) массовый выезд жителей репродуктивного возраста в экономически благополучные территории – а в ситуации отсутствия собственного жилья в больших городах их репродуктивный потенциал в принципе не будет реализован;

2) нежелание молодых родителей иметь двух и более детей в условиях неблагоприятной ситуации;

3) снижение миграционного прироста населения репродуктивного возраста;

4) распространение неблагоприятных социальных явлений, девиантного поведения (алкоголизм, наркомания и т.д.).

Инерционный сценарий не предполагает направленного развития собственной производственной базы. По этой причине существующие крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства не будут иметь возможности быстрого сбыта своей продукции и дальнейшего роста и развития. Слабость реального сектора экономики приведет к возрастанию зависимости района от субсидий и субвенций из краевого бюджета.

Пространственное развитие района приостановится; будет наблюдаться дальнейшее сжатие пространства за счет ликвидации хуторов, уменьшения численности сельских поселений. Учитывая большое число муниципальных образований Краснодарского края, есть вероятность того, что Мостовский район как малонаселенную экономически несамодостаточную административную единицу могут сделать частью какого-либо другого соседнего района.

Разворачивание Сценария 1 окажет негативное влияние на инвестиционный процесс. Прежде всего, не будет реализован потенциал развития территории, особенно в части инвестиционных проектов, предполагающих создание небольших производств, работающих на местном сырье и выпускающих экологически чистую продукцию, предпосылки для запуска которых уже начали складываться. А если учесть то, что это в основном проекты местного бизнеса, можно говорить и о серьезной утрате социального потенциала территории.

Итак, благоприятными следствиями разворачивания Сценария 1 будут:

1) востребованность ресурсного потенциала района;

2) возможность быстрого обогащения пользователей месторождений;

3) создание рабочих мест в добывающей промышленности;

Основными издержками сценария станут:

1) дивестиции (англ. divestment, divestiture) – изъятие капиталовложений из туристско-рекреационного бизнеса, продажа части активов или компаний целиком;

2) снижение туристической привлекательности района;

3) выведение больших площадей сельхозугодий из оборота;

4) усиление угрозы подтопления пос. Псебай;

5) дефицит воды в домохозяйствах по причине снижения уровня грунтовых вод.

Как видим, негативные следствия Сценария 1 заметно перевешивают позитивные.

Основные экономические риски, сопровождающие разворачивание Сценария 1, представлены в Таблице 34.

Таблица 34

В целом негативные последствия Сценария 1 на первых порах будут малозаметны, поскольку уже сложилось привыкание к текущей ситуации. При этом малейшее ухудшение внешних условий приведет к системному кризису социально-экономического развития района.

См. раздел: 2.1.1. Сценарий 1. Производственно-сырьевой (инерционный) 

Опубликовано: №9 Администратор

Комментарии 0

Читайте больше