Раздел 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ.
3.9. Стратегические показатели.
Стратегические показатели должны отражать как решение поставленных задач, так и достижение стратегических целей, интегрированных в формулировке миссии «Мостовский район – оазис зеленой экономики счастья!».
Определяя базовый перечень показателей эффективности реализации Стратегии, мы опирались преимущественно на доступные наблюдаемые и расчетные статистические показатели. Вместе с тем, в процессе подбора показателей обнаружилась потребность в применении ряда методик за рамками официальной статистики. Предполагается, что данные методики будут реализованы в процессе совместной деятельности Института государственно-частного планирования и организации, занимающейся вопросами развития Мостовского района.
Стратегические показатели – это разновидность социально-экономических показателей, которые характеризуют степень достижения целей и решения задач настоящей Стратегии и представляют собой количественные переменные, позволяющие оценить эффект одновременно от естественного социального процесса и от целенаправленной деятельности субъектов управления.
В соответствии с методологией государственно-частного планирования, мы будем использовать следующие виды показателей:
1) по способам измерения:
статистический показатель (показатель муниципальной статистики) – переменная, отражающая результат статистического наблюдения за некоторым процессом, происходящим в муниципальном образовании в целом либо в его сегменте; выражается чаще всего в твердых единицах;
расчетный показатель – переменная, значение которой рассчитывается, исходя из необходимости более точного отражения заданного процесса либо обеспечения сопоставимости данных; выражается, как правило, в удельных значениях;
социологический показатель – переменная, значение которой определяется по результатам социологических исследований и выражается, как правило, в процентах от числа опрошенных;
индекс – это интегрированный показатель, который представляет собой среднее арифметическое от произведения показателей частных аспектов данного явления и сопоставленных с ними весовых коэффициентов. Индекс выражается в безразмерных величинах.
2) по объекту измерения:
показатель выполненной работы – отражает усилия, предпринятые субъектом управления по решению социально-экономических проблем и задач;
показатель социального эффекта – отражает социальные изменения;
показатель удовлетворенности – отражает социальные представления об измеряемом явлении, зависящие как от реальных изменений ситуации, так и от информационного фона.
Выделим ряд условий, которым должен отвечать стратегический показатель:
1. Максимальное соответствие целям и задачам стратегии – для этого иногда необходимо и целесообразно использовать индексы, либо совокупности частных показателей.
2. Сензитивность (чувствительность) – способность изменяться пропорционально изменению ситуации.
3. Ответственность за положительную динамику – если стратегия не предполагает улучшения данного параметра (отсутствует соответствующая задача, недостаточно ресурсов либо требуемое значение уже большей частью достигнуто), такой показатель в данном случае нецелесообразен.
На данный момент в настоящей Стратегии реализован подход, согласно которому обеспечивается соответствие между задачами социально-экономического развития Мостовского района и стратегическими показателями (Таблица 47).
Особенности целеполагания, задаваемые настоящей Стратегией, требуют использования современных подходов к определению номенклатуры и характера стратегических показателей, основанных на неклассической методологии. В частности, подход, предложенный Комиссией ООН по измерению эффективности экономики и социального прогресса под руководством Дж. Стиглица и А. Сена, требует смещения акцентов с измерения макроэкономических факторов на измерение благосостояния людей в рамках домохозяйств. Благосостояние сейчас зависит, скорее, не от состояния производства, а от доходов населения и характеристик потребления.
Чтобы учесть материальные и нематериальные активы территории, в качестве общего знаменателя будущей системы оценки эффективности реализации Стратегии планируется включить показатель «капитал муниципального образования», основными составляющими которого будут:
1) финансовый капитал – денежные ресурсы, находящиеся в фактическом распоряжении бюджетного и негосударственного секторов экономики, приток которых обеспечивается, с одной стороны, налоговой политикой и участием района в государственных программах, а с другой, деятельностью по привлечению инвестиций из широкого круга источников (В мировой практике принят термин «физический капитал», однако для целей настоящей Стратегии мы разделяем его на финансовый и имущественный, чтобы включить в зону внимания и ответственности широкий круг материальных ресурсов территории).
2) имущественный капитал – совокупность объектов всех форм собственности, главным образом земельный фонд, здания и сооружения, которые могут использоваться в создании валового муниципального продукта.
3) природный капитал – наличие и состояние природных ресурсов, а также правовые и организационные условия, обеспечивающие их сбережение и рациональное использование в интересах района. Как уже отмечалось в настоящей Стратегии, природный капитал представляет собой совокупность природных компонентов и явлений, которые используются или могут использоваться для производства товаров и услуг, а также оказывают эстетическое и рекреационное влияние на человека и могут быть оценены в качестве стартовых материальных и нематериальных благ территории;
4) человеческий капитал – способность жителей района создавать добавленную стоимость с учетом, в том числе, численности и структуры населения, уровня здоровья и образования;
5) социальный капитал – широта социальных связей и интенсивность личных и деловых контактов между жителями района, а также за его пределами, обусловленная высоким уровнем социального доверия.
По мере осуществления стратегического управления развитием муниципального образования Мостовский район планируется переходить от разрозненных показателей, относящихся к отдельным задачам, к интегральным индикативным системам.
Прежде всего, будет рассчитываться индекс человеческого развития Мостовского района (ИЧР) – по методике, принятой для целей Программы развития ООН и обеспечивающей межстрановые и межрегиональные сопоставления. Для муниципального уровня ИЧР является экспериментальным показателем, поскольку он не дается официальной статистикой и требует проведения расчетов на основе исходных данных.
ИЧР интегрирует три составляющих – уровень развития экономики, образованность и долголетие. В данном случае индикатором развития экономики является валовой муниципальный продукт, рассчитываемый по особой методике, индикатором образованности – число учащихся в соответствующем возрастном диапазоне и доля грамотных, а индикатором долголетия – ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
Несмотря на очевидное преимущество от использования ИЧР – возможность определить степень развитости конкретной территории на фоне других муниципальных образований, регионов и стран, данный показатель недостаточен для того, чтобы отражать состояние всех сфер жизнедеятельности.
Помимо ИЧР, предполагается также создание собственных методик расчета целого ряда социологических показателей:
Индекс социального оптимизма – показывает, насколько оптимистично жители района оценивают будущее своей территории как результат, с одной стороны, реализации запланированных в Стратегии мероприятий, а с другой, гражданского участия и согласования их собственных жизненных планов с интересами Мостовского района.
Индекс благополучия домохозяйства – учитывает материальное благосостояние и комфортность жизни, возможности реализовывать разнообразные потребности домохозяйств на территории района.
Индекс качества жизни – учитывает степень гармонии в удовлетворении потребностей различного порядка – как материальных, так и нематериальных.
В дальнейшем агрегированные показатели позволят измерять роль вклада флагманских и иных инвестиционных проектов в наращивание каждого из обозначенных видов совокупного капитала территории.
Достижение высоких показателей по всей совокупности представленных видов капитала создаст условия для достижения нового качества жизни, в котором важную роль играет удовлетворение как базовых материальных, так и нематериальных потребностей человека, что как раз и будет означать достижение целевой установки на «зеленую экономику счастья».
Оценка реализации стратегии зеленой экономики счастья в разрезе удовлетворения иерархии потребностей жителей территории представлена в Таблице 48.
Значения стратегических показателей на срок реализации Стратегии с учетом базового периода представлены в Таблице 49.
См. прилагаемый файл (Таблица 49): Таблица стратегических показателей
За основу таблицы значений показателей взяты данные прогноза социально-экономического развития Мостовского района, сформированные для разработки аналогичного прогноза Краснодарского края на 2019-2024 годы. Значения показателей на 2025 и 2030 годы получены методом экстраполяции.
В то же время плановые значения некоторых показателей отличаются от их прогнозных значений, поскольку в настоящей Стратегии за основу взят более перспективный для Мостовского района оптимистический сценарий. В связи с этим даны три варианта значений, соответствующих инерционному (верхний ряд), умеренно-оптимистическому (средний ряд) и оптимистическому (нижний ряд) сценариям.
См. раздел: 3.9. Стратегические показатели
Комментарии 0