Доклад А. Сафиоллина от 5 декабря на установочной встрече представителей администрации города, науки, бизнеса и общественности
1. Порядок организации стратегического управления в г. Сургуте
Социально-экономическое развитие территории характеризуется тремя основными определениями. В первую очередь, это демография, продолжительность жизни и здоровье человека. Во вторую очередь – само качество проживания, т.е. развитие человека с точки зрения материального и социального благополучия, куда входит, в том числе, и возможность самореализации.
Сегодня мы говорим о стратегическом развитии города и нам необходимо в результате этой работы построить образ желаемого будущего Сургута на перспективу 15-20 лет. Речь идет об обобщенной концепции будущего города, которую можно создать, ориентируясь на образ достаточно совершенного российского или зарубежного города, или построить собственный образ с учетом климатических, ресурсных и других особенностей Сургута. Он должен быть целостностным, системным ориентиром в развитии города. В то же время он должен быть практичным, т.е. иметь качественные обоснования, и быть убедительным.
Бедность бывает двоякая: материальная и социальная. Смысл первой понятен, а вторая проявляется в неразвитости некоторых традиций, ценностных ориентаций, бытовой, деловой и политической культуры. Именно благодаря преодолению социальной бедности многие территории преодолели бедность материальную. Социокультурное обогащение города должно строиться на системе ведущих ценностей, специально выбранных и согласованных между собой. Это и будет Идеология города, являющаяся целостной базой его прогресса.
Проведение ряда стратегических сессий с представителями разных категорий населения (чем, собственно, мы сегодня и занимаемся) могло бы повысить не только качество Стратегии и ее осуществляемость, но и "взрослизацию" взаимодействия власти и социума в городе. Мировая практика показывает, что только через развитие гражданского общества, через вовлечение общественности в решение городских задач возможен реальный прогресс. Существующие "родительско-детские" отношения между Администрацией и населением, я считаю, могут быть заменены на модель "взрослый-взрослый", т.е. взаимодействие равных и взаимно ответственных партнеров.
Для того чтобы начать эту сложнейшую работу по перспективному развитию, необходимо научиться разговаривать на одном языке, понятно для всех сургутян сформулировать главную цель, миссию города, направления развития, наполнение определенных направлений стратегическими программами и проектами (т.е. инструментами достижения).
Стратегия - это комплексный план. В переводе с древнегреческого – "искусство полководца")
Миссия– роль, которую отводит себе город в условиях, определяемых социально-экономическими институтами.
Стратегические направления(тактика) – инструменты реализации Стратегии, подчиненные ее основной цели, со своими промежуточными целями.
Цель– соотношение возможности к обеспеченности ресурсами в рамках заданного времени. Цель должна подразумевать возможность измерения с проверкой результата.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Порядок организации стратегического управления
Чтобы собрать целостностный ориентир города, необходимо вместе с целью и миссией определить составляющие части – направления развития города.
И сегодня я говорю: давайте вместе посмотрим, правильно ли мы понимаем именно направления развития города?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Сургут – здоровый и комфортный
Главную цель можно было бы сформулировать так: "Сургут – здоровый и комфортный".
Здоровый от чего? – От всего. Чтобы ничего не болело
Комфортный для чего? – Для жизни и работы.
Думаю, если в 2030 году (а может, и раньше) сами сургутяне и приезжие будут говорить, что мы живем в здоровом и комфортном городе, играющем серьезную роль в экономике страны (а мы сегодня находимся на 3 месте после Москвы и Санкт-Петербурга по промышленному производству, производя продукции на сумму более 1 триллиона рублей), и если сюда добавить научные возможности (используя материально-техническую базу предприятий ТЭК и развивающихся университетов) к созданию инноваций в области эффективной добычи трудноизвлекаемой нефти, а также к созданию и реализации экологических программ, сохраняющих территорию Югры,то это и может быть главной миссией и ролью Сургута в экономике и Югры, и страны.
Но мы должны забывать, что город, в первую очередь – для горожан. И следует осознать, что речь идет не о населении вообще, а о наиболее интеллектуально и экономически активных его когортах. Нужно точнее описать эти категории, понять, что находится в фокусе конкуренции за них и определить те конкурентные преимущества, которые необходимо и возможно создать для их привлечения. Иначе говоря, структурировать целевые группы гражданского сообщества, а также группы желаемых мигрантов и средства для удержания и привлечения наиболее приоритетных из них. Наверняка при этом окажется, что приоритетные группы должны быть ориентированы на лидерские типы людей. А "качественное" население в городе мы не сможем удержать, не создавая для этого комфортных условий по названным направлениям развития:
- Развитие человеческого потенциала
- Промышленный, инновационный центр
- Гражданское сообщество
- Качественные товары и услуги
- Современное градостроительство
- Экологическая среда
- Транспорт
- Жилищно-коммунальный комплекс
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Схема организации стратегического управления в Сургуте
Для того чтобы скоординировать работу по созданию и реализации стратегического плана, предлагается к рассмотрению Схема организации стратегического управления в Сургуте, обеспечивающая реализацию ранее названных задач.
В целом мы предлагаем дать возможность использовать весь потенциал города: с привлечением науки, бизнеса, общественных организаций, исполнительных и законодательных органов власти определять, анализировать, реализовывать Стратегический план с возможностью широкого общественного обсуждения.
Основным органом по организации управления является Городской совет при Главе города.
Также в схеме определяются рабочие группы по заданным направлениям, Координационный штаб, Дума города Сургута и взаимодействие между ними.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Городской совет при Главе города (функции, состав)
- согласовывает и организовывает общественное обсуждение проектов стратегических направлений, программ и проектов, поступивших от Координационного штаба;
- рассматривает поступившие предложения, замечания и обращения граждан по результатам обсуждения стратегических направлений, программ и проектов и при необходимости направляет их в Координационный штаб на доработку (корректировку);
- рассматривает предложения по разработке новых муниципальных правовых актов Администрации города по вопросам социально-экономического развития (по внесению необходимых изменений в действующие муниципальные правовые акты);
- определяет состав экспертов;
- согласовывает проект муниципального правового акта об утверждении Стратегии города и принимает решение о направлении его на рассмотрение и утверждение в Думу города;
- осуществляет контроль за ходом реализации Стратегии города на основе ежеквартального мониторинга, представляемого департаментом по экономической политике Администрации города.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Рабочие группы (функции, состав)
- анализируют социально-экономическую, инвестиционную, экологическую, культурную и другие сферы города Сургута с целью выявления приоритетов его развития;
- изучают и анализируют полученную по выявленным приоритетам информацию в целях принятия обоснованного решения и разработки стратегических направлений, программ и проектов;
- определяют технологию процесса разработки, пролонгации и корректировки положений (разделов) Стратегии социально-экономического развития города;
- разрабатывают редакции проектов стратегических направлений, программ и проектов;
- приглашают на заседания экспертов;
- направляют проекты стратегических направлений, программ
и проектов на рассмотрение в координационный штаб;
- рассматривают поступившие предложения от граждан на заседаниях рабочих групп;
- систематизируют, анализируют и при необходимости учитывают поступившие предложения, замечания и обращения граждан по результатам обсуждения стратегических направлений, программ и проектов;
- готовят предложения по разработке новых муниципальных правовых актов городского округа по вопросам социально-экономического развития (по внесению необходимых изменений в действующие муниципальные правовые акты);
- вносят изменения в проекты стратегических направлений, программ
и проектов согласно замечаниям и рекомендациям координационного штаба, экспертных советов и городского совета при Главе города.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Координационный штаб (функции, состав)
- координирует деятельность рабочих групп и городского совета при Главе города и организует мониторинг реализации стратегических направлений, программ и проектов;
- рассматривает и принимает решение об одобрении (отклонении) представленных рабочими группами проектов стратегических направлений, программ и проектов;
- направляет одобренные проекты стратегических направлений, программ и проектов в городской совет при Главе города;
- участвует в общественных обсуждениях стратегических направлений, программ и проектов;
- по итогам мониторинга координирует деятельность между рабочими группами и городским советом при Главе города;
- координирует в пределах своей компетенции деятельность структурных подразделений Администрации города, муниципальных учреждений и предприятий в целях реализации стратегических направлений, программ и проектов;
- взаимодействует с иными хозяйствующими субъектами в области стратегического развития города в целях реализации стратегических направлений, программ и проектов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Сургут – здоровый и комфортный
Чтобы собрать этот целостный ориентир города необходимо определить составляющие части этого целого – направления развития.
Мы предлагаем для рассмотрения следующие направления:
- Экология
- Жилищно-коммунальный комплекс
- Транспорт
- Промышленность, наука, инновации
- Бизнес (товары и услуги)
- Человеческий потенциал (здоровье, образование, культура, спорт)
- Гражданское сообщество
- Градостроительство
Сафиоллин Алексей
Комментарии 0