Загрузка данных

ДАТА-АНАЛИЗ ЭКОСИСТЕМ

  • 4 февраля 2022 г.
  • 0

 

Профессор / Директор Active Intelligence Lab, Институт Транспорта и Связи (Рига, Латвия), соучредитель IEN, mediaX в Стэнфордском университете

 

Экосистемы: что Вы под этим понимаете?

Биологическая метафора похожа на концепт. Много взаимодействий, невзаимодействий. Не совсем спланировано, внутри меняется постоянно, внешние условия меняются. Главное, не тормозить процесс, а лучше его ускорить.

Например, когда есть success story, что-то сработало, похожие процессы начинаешь поддерживать. Потом начинаешь масштабировать. Все ускоряется, если создавать кросс-системные проекты. Обычно многие люди общаются в определенных сферах, вертикалях. Пытаешься перемешать эти ингредиенты в надежде на то, что что-то новое получится. Это был один из больших плюсов Острова. Когда встречаются люди из многих сфер, меняются идеями. Этим же занимается MediaX. Иногда получается что-то интересное.

Межотраслевые инновации развиваются быстро в связи с переходом от вертикалей к экосистемам, где инновации часто на стыке. Кроме того, они позволяют снизить риски. Например, если что-то хорошо работает в одной отрасли и начинает внедряться в других отраслях. В межотраслевом пространстве существует значительно больше комбинаций по отраслям.

Важно экосистему «засеять», использовать много разных маленьких подходов (вместо нескольких больших). Очень сложно предсказать, что будет работать. После начального посева развитие должно быть органическое; если что-то не работает, не надо ставить их на «жизнеобеспечение», освободить место для нового.

В чем различие экосистемы и вертикальных систем управления?

В корпоративно-производственном секторе экосистемы противостоят стандартным системам производства. В стандартных системах производства фокус на продукте. В экосистемах мы фокусируемся на том, что на английском языке называется «solution», то есть на сервисе. Мы пытаемся сделать что-то новое и быстрее выйти на рынок. В стандартных вертикальных системах обычно улучшают и масштабируют. В вертикальных системах не так много добавленной ценности и большая иерархия. Экосистема создает совсем другой взгляд на индустрию.

Что анализ данных позволяет узнать о существующих экосистемах уже сегодня?

Надо собирать те данные, которые доступны, потом анализировать, смотреть, какие из индикаторов идут вверх, потом понять, почему и как. Затем можно думать системно: что менять и почему. Анализ экосистем позволяет увидеть «большие» картинки и тенденции; они не были бы видимы, если вы исследуете вещи отдельно. Важно собрать самые разные данные и искать множество индикаторов, чтобы увидеть, какие аспекты работают в числовом выражении.

Однако любые жесткие и линейные индикаторы не дают понимания. На экосистему нужно смотреть с разных сторон и измерять любые параметры, а потом уже их анализировать. Оборот – не главное; возможно, важны количество взаимодействий, рост обратной связи и так далее.

Как бы Вы определили роль стартапов в экосистеме?

Это важный аспект, но не в том формате, что существует сейчас. Венчурные фонды финансируют только стартапы, которые могут стать миллиардерами. Отсеивают много хороших идей, которые могут приносить пользу. Если смотреть на устойчивость экономики, на создание рабочих мест, на доступ людей к новой работе, то получается, что ценность будет в другом. Мы должны делать не элитные венчурные клубы по поиску единорогов, а пропускать через себя как можно больше проектов. Как новая форма карьеры, социального статуса людей: я делаю компанию, чтобы создавать рабочие места.

До сих пор были внедрены новшества относительно небольшого числа ценностей, например, основные из них: стоимость, скорость, качество. Есть сотни других ценностей, которые можно улучшить. Например, те, что недавно приобрели популярность: дизайн, экологичность, здоровье. Внедряются все новые и новые ценности; так что важно смотреть со стороны разных ценностей (которых сотни). Это поле для стартапов и для экосистем.

По каким маркерам можно распознать появление кросс-индустриальных инноваций в экосистеме?

В томографе это было design thinking. В них пытались улучшить технические аспекты, а оказалось, что один из важных факторов – чтобы люди не двигались во время томографии. Над этим аспектом особо никто не работал. Теперь design thinking масштабируют на другие индустрии. Таких примеров много. Разные индустрии всегда намного впереди в каких-то аспектах. Их надо распознавать и потом применять в других индустриях. Вообразить то, чего не существует, но будет, – это очень сложно. Легче распознать ранние сигналы и ускорить их. Или распознать компоненты, которые пока что еще не соединены. 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 1

НТИ_19_07
PDF, 21 MБ, 4 февр. 2022 г.

Комментарии 0