В ЦСР состоялся круглый стол, участники которого обсудили готовящуюся программу эффективной защиты интеллектуальной собственности на 2018-2024 годы. Данная программа станет частью государственной технологической политики.
В России проблема отсталости института интеллектуальной собственности (ИС) существует давно. В мире рост рынка ИС опережает рост ВВП: за 10 лет (2000-2011) мировые доходы от экспорта ИС увеличились в 3,1 раза при росте ВВП в 2,1 раза. С 1990 по 2007 годы число стран, где компании осуществляют лицензионные платежи, увеличилось с 62 до 147.
В нашей стране зрелый бизнес, составляя основу часть экономики, является наиболее отсталым в этом вопросе. Он формирует лишь третью часть патентов на изобретения, в отличие от стран-лидеров, что сказывается на развитии технологий корпоративного сектора.
В будущем низкая культура работы бизнеса с ИС может привести к рискам потери прав на используемые и разрабатываемыми предприятиями технологии, потери возможностей пресекать недобросовестные действия конкурентов, рискам проведения неэффективных НИОКР. Повышение доли нематериальных активов (сейчас менее 1%) в совокупном объёме активов возможно за счет активного вовлечения в гражданский и экономический оборот используемых предприятиями технологических решений.
По данным Роспатента, в 2016 году в общем количестве заявок на изобретения доля частного бизнеса составила лишь 4,1%, госкомпаний – 9,8%. Наибольший объем приходится на вузы (66,7%) и научные учреждения (15%). Однако внедрения данных патентов в экономический оборот не происходит. В последнее время наблюдается единичные случаи лицензирования и продаж разработок. У многих вузов и НИИ отсутствует политика по ИС и локальные нормативные акты, определяющие процедуры работы, распределение прав и вознаграждение.
Большой объем патентов приходится на физлиц, среди которых большую долю занимают «мусорные» патенты. Вместе с тем такая активность не столько отражает склонность граждан к изобретательности, сколько выявляет проблемы в деятельности организаций и предприятий – это и вынуждает граждан патентовать и внедрять разработки самостоятельно.
Присутствующие на круглом столе эксперты в области ИС обсудили возможные шаги, которые могли бы выйти в программу создания эффективной защиты ИС. Среди них – создание единого регулятора, обладающего полномочиями по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию сферы ИС. На данный момент выработка госполитики находится преимущественно в ведении Минобрнауки, а вся информация об этой сфере консолидируется у подведомственного Минэкономразвития Роспатента.
Также эксперты пришли к мнению о необходимости создания открытой цифровой инфраструктуры, обеспечивающей формирование «сетей знаний» для исследователей, предпринимателей и инвесторов. Эти сети нужны для обмена идеями, заключения договоров, планирования инновационных проектов и т.д. Существует необходимость и в создании цифровых сервисов по оказанию госуслуг для повышения качества и скорости проводимых экспертиз заявок.
Большое значение было уделено масштабной образовательной программе по обучению изобретательству и рационализаторству, управлению ИС на всех уровнях образования – среднем, высшем и дополнительном. Рассматривалась возможность развития рынка профессиональных посредников в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и трансфера технологий. Все эти меры еще будут обсуждаться и дополняться в процессе подготовки программы. По словам директора департамента науки и технологий Минобрнауки Сергея Матвеева, для перехода к новой экономики Россия должна создавать готовые продукты, в которых доля «мозгов» будет выше долы сырья. Для этого и необходима единая стратегия, формирующая образ будущего рынка ИС.
Комментарии 0