Автор:
К.э.н. И.А. Башмаков, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), г. Москва
Практика формирования энергетического баланса в России
Основой методического подхода к анализу потенциала экономии энергии и к разработке комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности является использование единого (сводного) топливно-энергетического баланса (ЕТЭБ)1.
Теоретическая концепция энергетического баланса получила научное развитие в СССР уже в 30-х годах. В 1958 г. были разработаны отчетный энергетический баланс для СССР за 1955 г. и прогнозные балансы на 1958-1965 гг. Долгие годы регулярно составлялся предельно сокращенный энергетический баланс, в котором использование первичных энергетических ресурсов было рассчитано только для двух направлений потребления: а) на преобразование в другие виды энергии и б) на производственно-технологические и прочие нужды (включая потери).
Разрабатываемые таким образом балансы могут служить только средством для проверки взаимной увязки производства отдельных видов энергии с потребностями в них, но отнюдь не средством для обоснования технической политики во всех областях энергетического хозяйства»2. Отсутствовал учет использования топлива и электроэнергии по целям конечного назначения.
Параллельно с развитием учения об энергетическом балансе в СССР за рубежом стали формироваться сначала довольно агрегированные, а затем все более детальные единые энергетические балансы в разрезе первичной и подведенной энергии. Они разрабатывались как в отдельных странах, так и рядом международных организаций (ООН, Международное энергетическое агентство и др.). Эти разработки в большей степени, чем усилия Госплана, или ЦСУ отражали положения «учения о едином энергетическом балансе», которые высказывали ведущие советские специалисты.
В России же до последнего времени при разработке стратегических документов, определяющих развитие ТЭК, продолжалась практика составления архаичных недостаточно взаимоувязанных между собой балансов «котельно-печного топлива», «моторного топлива» и «электроэнергии». Ни в «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», разработанной и принятой Распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003, ни в «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.», разработанной в 2009 г., не представлены ЕТЭБ.
Это, несмотря на то, что уже в 1988-1990 гг. появились первые работы с оценками ЕТЭБ для СССР, составленные по методике, которая в то время использовалась МЭА с некоторыми ее модификациями. Были построены отчетные балансы за 1970 г., 1975 г., 1980 г. и 1985 г., а также прогнозные балансы за 1990 г., 1995 г. и 2000 г. Эти балансы были построены для международных сравнений единого энергетического баланса СССР, США и Западной Европы3.
Уже в современной России эти исследования были распространены на российские регионы. Были развиты методические подходы, заложенные ранее при формировании ЕТЭБ для страны в целом. Это позволило уже в первых работах по формированию ЕТЭБ отдельных регионов формировать их с существенно более детальной разагрегацией блока преобразования энергии и блока конечного потребления на базе данных форм официальной статистики.
В 2007 г. Минпромэнерго выпустило проект «Методических рекомендаций по формированию региональных прогнозных топливно-энергетических балансов, мониторингу их исполнения и порядку взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации при организации этой работы». Однако к этому документу было много претензий. В нем нет рекомендаций по тому, как формировать блоки баланса по преобразованию топлив и по конечному потреблению; вообще нет баланса тепловой энергии; в балансе производства электроэнергии не выделяются дизельные электростанции и новые возобновляемые источники энергии, в балансе нефти нет строки «потребление» вовсе, а у нас сырая нефть еще непосредственно потребляется в котельных, в промышленности; в балансе не отражается статистическая невязка. То есть это методика формирования традиционных советских балансов, где совершенно не ясно как энергоресурсы используются. За основу взяты советские формы, поэтому есть такие термины как «внутриреспубликанское» потребление. Сводный баланс составлен крайне примитивно.
В 2007 г. в рамках проекта ТАСИС «Энергоэффективность на региональном уровне в Калининградской, Архангельской и Астраханской областях» автор совместно с сотрудниками ЦЭНЭФ сформировал динамические ЕТЭБ для этих трех регионов за 2000-2006 гг. и на их основе построил модель для прогноза всех элементов ЕТЭБ на период до 2020 г. В рамках этой работы было подготовлено «Краткое руководство по использованию модели ENERGYBAL» и впервые описана технология формирования ЕТЭБ на основе данных российской статистической отчетности4.
Сотрудники ЦЭНЭФ под руководством автора построили ЕТЭБ за 2000-2006 гг. и прогнозные для разных сценариев на 2007-2020 гг. для 28 регионов и для России в целом и разработали процедуры свода региональных прогнозов. В 2011 г. ЦЭНЭФ разработал энергетические балансы для всех субъектов РФ за 2010 г.
Согласно требованиям федеральных законов Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» разработка региональных ЕТЭБ стала обязательной. Однако единая методическая база их формирования нормативно не оформлена. Поэтому в региональных программах, разработанных в 2010 г., качество энергетических балансов очень разное.
Для чего нужен единый топливно-энергетический баланс региона?
ЕТЭБ необходим для понимания, на какие цели расходуются те или иные энергоресурсы, как они трансформируются из одних форм в другие, в каких секторах экономики и в каких пропорциях они потребляются. ЕТЭБ также необходим для:
- анализа и прогноза индикаторов повышения энергоэффективности, факторов и причин их изменения;
- разработки и мониторинга программ повышения энергоэффективности;
- разработки энергетических стратегий, программ развития энергетики страны и регионов;
- анализа уровней энергетической безопасности и формирования дефицитов энергоресурсов;
- анализа динамики, факторов и причин изменения потребления энергии ВРП и энергоемкости ВРП, включая использование методов декомпозиции;
- разработки моделей прогноза потребления энергии в увязке с моделями прогноза развития экономики региона и др.
ЕТЭБ интегрирует балансы производства и потребления отдельных энергоносителей. Это позволяет в одной таблице отразить все важнейшие энергетические связи и пропорции:
- показать роль отдельных энергоресурсов в энергетическом балансе;
- показать роль отдельных секторов в потреблении отдельных энергоресурсов;
- отразить всю полноту взаимосвязей разных систем энергоснабжения и энергопотребления;
- учесть меру их взаимной дополняемости и заменяемости;
- повысить надежность прогнозирования параметров энергопотребления в отраслях и секторах экономики с учетом наличия конкуренции различных секторов экономики за энергетические ресурсы.
Табл. 1. Матрица единого топливно-энергетического баланса
Концепция единого топливно-энергетического баланса
Степень детализации ЕТЭБ определяется двумя основными факторами: целевой установкой его использования и наличием необходимых статистических данных. Для целей разработки комплексной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном или региональном уровнях необходимо формирование ЕТЭБ с детальным представлением потребления энергии на производство отдельных видов продуктов, работ, услуг, процессов и энергетических услуг с разбивкой по отдельным видам энергоносителей.
Российская статистика не дает оценок ЕТЭБ, но позволяет с определенной точностью формировать достаточно детализированные ЕТЭБ.
Формат «баланса энергоресурсов», используемый Росстатом, не менялся с 1958 г. В последние годы добавилась только детализации потребления энергии по видам экономической деятельности в промышленности. Для целей разработки комплексной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном уровне он не пригоден.
Автором был взят за основу формат ЕТЭБ Международного энергетического агентства (МЭА), адаптированный сначала к советской, а затем к российской энергетической статистике (табл. 1). Он представляется матрицей, в которой по вертикали указано целевое назначение расходуемых энергетических ресурсов, а по горизонтали - виды первичных энергетических ресурсов и преобразованных энергоносителей. Его следует рассматривать как обязательный разрез отчетного и перспективного энергобаланса страны. Именно этот разрез и отражает энергетику как единое целое.
Интеграция балансов производства и потребления отдельных энергоносителей позволяет:
- отразить всю полноту взаимосвязей разных систем энергоснабжения и энергопотребления, учесть меру их взаимной дополняемости и заменяемости и тем самым повысить надежность прогнозирования параметров энергопотребления в отраслях и секторах экономики с учетом наличия конкуренции различных секторов экономики за энергетические ресурсы;
- в одной таблице отразить все важнейшие энергетические связи и пропорции: роль отдельных энергоресурсов в энергетическом балансе, роль отдельных секторов в потреблении отдельных энергоресурсов.
Такая схема систематизации энергетической информации позволяет учитывать эволюцию продуктовой и технологической основы производства, а это позволяет проводить как анализ ретроспективной динамики удельных технологических коэффициентов по каждому сектору, так и анализ технологических перспектив. Избранный подход позволяет развивать модель спроса на энергоносители с использованием гипотез об интенсивности технологической и продуктовой перестройки, а также влияния других факторов и выявить решающие технологии, повышение энергетической эффективности которых способно ослаблять проблему энергодефицита.
Особенности взятой за основу модели ЕТЭБ определяются особенностями российской энергетической статистики и задачами, для решения которых строится ЕТЭБ. В российской статистике по ограниченному перечню видов деятельности можно найти данные о потреблении 21 вида топлив. Агрегирование этих данных в зависимости от задач может производиться разным способом.
При разработке сводных программ повышения энергоэффективности достаточно ограничиться формированием следующих групп:
- уголь (каменный уголь; бурый уголь; сланцы; угольный концентрат; брикеты угольные; коксик и коксовая мелочь; газ горючий искусственный доменный; газ горючий искусственный коксовый, доменный кокс металлургический);
- сырая нефть, включая газовый конденсат;
- нефтепродукты (сухой отбензиненный газ, полученный при переработке попутного нефтяного газа на газоперерабатывающих предприятиях; сжиженный газ (пропан-бутан), полученный при переработке попутного нефтяного газа и газового конденсата;
- бензин, керосин, дизельное топливо, мазут топочный, топливо печное бытовое, полученные при переработке нефти и газового конденсата; прочие нефтепродукты);
- газ горючий природный (естественный);
- прочие твердые топлива (торф топливный; дрова для отопления; брикеты и полубрикеты торфяные; прочее твердое топливо).
Группировка этих ресурсов может различаться от одной концепции формирования ЕТЭБ к другой. Для решения отдельных задач перечень энергоносителей в ЕТЭБ может быть расширен до 23. Процедура «сборки» ЕТЭБ должна быть организована так, чтобы позволять при необходимости перегруппировать виды топлива в иные группы.
В производстве электроэнергии могут выделяться типы электростанций (например, ГРЭС, ТЭЦ, промышленные ТЭЦ, дизельные станции, ГЭС, АЭС и ГАЭС, ВЭС и др.) и при необходимости - в региональных программах - даже отдельные крупные станции). В производстве тепловой энергии могут выделяться: ГРЭС и ТЭЦ, АЭС, котельные, систематизированные по видам топлива или по мощности, а также теплоутилизационные установки.
Таким образом, в выбранной концепции ЕТЭБ потребление энергии в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте и в жилищном хозяйстве расшифровывается по видам продукции, работ, процессов и услуг. Это главное отличие от схем МЭА, Евростата и ООН, где разбиение ведется по отдельным отраслям, или по видам экономической деятельности.
Для анализа технологического аспекта МЭА и Европейскому Союзу затем приходится все же выделять производство энергоемкой продукции6. В случае с Россией это делается сразу. Структурирование информации по энергоемкой продукции и работам позволяет отслеживать параметры технической эффективности их производства. При отражении потребления энергии в промышленности и других секторах экономики не отражаются промышленные и ведомственные электростанции и котельные, которые показываются по разделам баланса «производство электроэнергии» и «производство тепла».
Табл. 2. Основные формы статистической отчетности, необходимые для формирования отчетного ЕТЭБ7
Название статистической формы
Содержащаяся информация
«1-ТЭК (нефть)» (сведения об эксплуатации нефтяных скважин)
Данные о добыче нефти и движении нефти (собственные нужды, переработка, изменение запасов и др.)
«1-натура» (сведения о производстве
и отгрузке промышленной продукции)
Производство, собственное потребление и изменение запасов топлива
«1-газ» (Сведения об использовании сетевого (сжиженного) газа)
Данные о потреблении сетевого и сжиженного газа населением, мелкими потребителями и бюджетными организациями, а также о потерях газа
«1-авто-бензин» (сведения о производстве нефтепродуктов)
Данные об объемах переработки нефти и производства нефтепродуктов
«1-ТЕП» (сведения о снабжении теплоэнергией)
Информация о производстве тепловой энергии по группам котельных, по видам используемого на котельных топлива, о потерях тепловой энергии и о ее потреблении населением, бюджетными и прочими организациями
«1-нефтепродукт (сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям)
Данные об отгрузке нефтепродуктов и географии их экспорта
«1-вывоз» (сведения о вывозе продукции (товаров))»
Информация о вывозе топлива за пределы субъекта РФ
«4-запасы (срочная)» (сведения о запасах топлива)
Данные о запасах и потреблении топлива
«4-ТЭР» (сведения об остатках, поступлении и расходе топлива и теплоэнергии, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов)
Используется для определения суммарных масштабов потребления разных видов топлива, изменения в его запасах, отпуска топлива населению. С 2007 г. содержит также фрагментарные данные о потреблении тепловой энергии.
«6-ТП» (производство электрической и тепловой энергии и использование топлива в электроэнергетике)
Основной источник для определения как объемов выработки электроэнергии по разным группам станций, так и для оценки и потребления топлива на производство электроэнергии и тепла и для определения расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций и при формировании ЕТЭБ. Используется для формирования топливного баланса электростанций и районных котельных, определения отпуска электрической и тепловой энергии
«11-ТЭР» (сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии)
Используется для определения потребления топлива при формировании топливного баланса производства электроэнергии и тепла; станций и районных котельных; для формирования баланса потребления энергии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, коммунально-бытовой сфере и у населения. В 2007 г. форма претерпела ряд изменений. Часть ее показателей попала в форму 4-топливо, а часть просто исчезла из статистического учета.
«22-ЖКХ» (сведения о работе предприятий ЖКХ в условиях реформы)
Содержит информацию о потреблении тепловой энергии, сетевого и сжиженного газа, а также электроэнергии населением и общественными зданиями.
Форма 23-н (сведения о производстве и распределении электрической энергии)
Основной источник данных по объемам производства и структуре потребления электроэнергии.
Форма 24 - энергетика (Электробаланс и отчет о работе электростанций (электрогенераторных установок))
Основной источник данных по объемам производства и структуре потребления электроэнергии по секторам экономики и видам экономической деятельности
Данные ЦДУ о суммарном потреблении электроэнергии с системах централизованного электроснабжения
Надежность данные электробаланса за 2005-2007 гг. по многим регионам снизилась. Поэтому данные о суммарном потреблении электроэнергии важно перепроверять на основе данных ЦДУ.
«ПЭ» (Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), стоящих на балансе промышленных организаций)
Данные о работе электростанций промышленных организаций
Энергобаланс Российской Федерации
Кроме данных энергобаланса используются также данные Росстата о производстве важнейших энергоносителей, их экспорте и импорте.
Рис. 1 . Структура потребления первичной энергии в 2010 г.
Основные источники информации
Первым шагом на пути разработки единого энергетического баланса является построение системы «однопродуктовых» балансов. Слово «однопродуктовый» взято в кавычки, поскольку во многих из них отражается семейство родственных по тем или иным признакам источников энергии и энергоносителей. Формируются следующие однопродуктовые балансы: угля, прочих видов твердого топлива, сырой нефти, нефтепродуктов; природного газа; электроэнергии и тепловой энергии. Таким образом, общеэнергетическая система страны рассматривается как органическое взаимодействие топливо-, электро- и теплоснабжения и экономики.
При формировании однопродуктовых балансов использовались только статистические данные по производству и использованию топлива, собранные из форм отчетности Государственной службы статистики РФ. Основными источниками статистической информации при формировании отчетных ЕТЭБ, начиная с 2000 г., являются следующие формы статистической отчетности (табл. 2).
Данные из этих форм собираются, обрабатываются, и на этой основе заполняется матрица единого топливно-энергетического баланса за каждый год. Закрашенные серым ячейки матрицы (табл. 1) получаются не из первичных статистических источников, а на основе суммы значений по столбцу или по строке. В ячейки, оставленные пустыми, информация не заполняется. Знак «минус» означает использование одного энергетического ресурса на производство другого, или потери при его передаче. Общая логика заполнения матрицы - по столбцам, которые представляют собой балансы производства и потребления отдельных энергоресурсов.
Оценка ЕТЭБ России за 2010 г.
Единый топливно-энергетический баланс Российской Федерации за 2010 г. получается в результате интеграции в одну таблицу балансов электрической и тепловой энергии, природного газа, угля, жидкого топлива, а также прочих видов твердого топлива (дрова, торф и т.п.) по описанной выше технологии его «сборки». ЕТЭБ дает возможность представить всю картину энергетики страны в одной таблице. Баланс рассчитан автором на основе данных перечисленных форм официальной отчетности формируемой Федеральной службой государственной статистики. База данных по отчетным годам организована в форме таких балансов за каждый год и в форме динамических таблиц ЕТЭБ.
Суммарное производство первичных топливно-энергетических ресурсов в 2010 г. составило 1771,6 млн т у.т., а суммарное потребление первичной энергии - 950,1 млн т у.т. То есть баланс внешней торговли энергоресурсами составляет без малого половину (46%) произведенных энергоресурсов, в основном, нефти, нефтепродуктов и природного газа.
В 2010 г. основными направлениями потребления энергии в России были промышленность (за вычетом переработки топлива), производства электрической и тепловой энергии (25%); потери при выработке электрической энергии (18%); транспорт (16%); жилищный сектор (16%); сфере услуг (7%); неэнергетические нужды (6%); потери при передаче и распределении энергии (5%). На каждый из остальных секторов приходилось менее 3% (рис. 1).
Анализ динамики структуры потребления энергоносителей в 2000-2010 гг. показал, что наименее уязвимыми к кризисному снижению потребления энергии в 2009 г. оказались сфера услуг и жилищный сектор, а наиболее уязвимыми - промышленность, транспорт и электроэнергетика (рис. 2). В 2010 г. потребление первичной энергии вышло на уровень 98% от докризисного максимума 2008 г., а потребление конечной энергии практически вышло на уровень 2008 г.
Рис. 2. Динамика потребления энергии по основным секторам экономики
Рис. 3. Приросты потребления энергии по основным секторам экономики в 2000-2010 гг.
Наиболее динамично потребление энергии росло в 2000-2010 гг. на транспорте (54% всего прироста) (рис. 3). За ним следовали потери при выработке электроэнергии, потребление на неэнергетические нужды (нефте и газохимия и т.п.), жилищный сектор и сфера услуг.
Однако в транспортном секторе государство почти не занимается сдерживанием роста потребления энергоресурсов. Анализ более 70 нормативно-правовых актов по энергоэффективности, принятых за последние три года, показал практически полное отсутствие политики энергосбережения на транспорте.
Потери при выработке электроэнергии возросли из-за увеличения потребления электроэнергии в стране.
России удалось в 2000-2010 гг. развивать промышленное производство при снижении потребления энергоресурсов (эффект «дикаплинга»). Это произошло за счет снижения доли энергоемких отраслей промышленного производства.
Анализ динамики потребления первичной энергии и энергоемкости российского ВВП в 1990-2010 гг. показал интересный парадокс: при отсутствии федеральной политики по повышению энергоэффективности энергоемкость быстро снижалась, а сразу после ее запуска снижаться перестала (рис. 4).
В 1998-2008 гг. Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости ВВП: этот показатель снизился на 42% и снижался в среднем более чем на 5% в год.
Рис. 4. Динамика российского ВВП, потребления первичных энергоресурсов и энергоемкости ВВП в 1990-2010 гг.
Рис. 5. Динамика энергоемкости ВВП и индекса энергоэффективности (ИЭНЭФ) в 2000-2010 гг. в России
Рис. 6. Вклад отдельных факторов в динамику потребления первичной энергии в 2000-2010 гг. (анализ по 44 секторам и подсекторам и 8 факторам)
Снижение энергоемкости ВВП в значительной степени нейтрализовало рост потребления энергии и стало главным энергетическим ресурсом экономического роста. Без прогресса в снижении энергоемкости потребление энергии в России в 2008 г. на 73% превышало бы фактический уровень, а чистый экспорт энергоносителей снизился бы на 90%.
Засчет чего же снижалась энергоемкость ВВП России?
На энергоемкость ВВП влияют технологический и структурный факторы. Индекс энергоэффективности (ИЭНЭФ), характеризующий технологический фактор (уровень развития передовых энергоэффективных технологий), в 2000-2010 гг. снизился только на 9%, т.е. вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВВП не превысил 1% в год (рис. 5). Это примерно, так же как и в развитых странах. Сократить технологический разрыв с ними в уровне энергоэффективности в 2000-2010 гг. практически не удалось. Реализация федеральной политики повышения энергоэффективности должна быть нацелена на сокращение технологического разрыва с ведущими странами для повышения конкурентоспособности российской экономики.
Снижение энергоемкости ВВП в 2000-2010 гг. произошло засчет следующих факторов (рис. 6):
сдвигов в отраслевой структуре - 55%
сдвигов в структуре на уровне подсекторов (в промышленности, на транспорте и в жилищном секторе) - 2%
изменения загрузки производственных мощностей - 15%
роста цен - 5%
совершенствования оборудования и технологий - 23%
Главными факторами роста энергоемкости в 2009 г. стали порожденные кризисом структурные сдвиги в экономике и снижение загрузки производственных мощностей, а также более холодная, чем в 2008 г., погода при ускорении снижения технологической энергоэффективности.
Главными факторами стабилизации энергоемкости в 2010 г. стали структурные сдвиги в экономике, рост энергоемкости, а также еще более холодная чем, в 2009 г. погода. Эти факторы в значительной мере были нейтрализованы ростом загрузки производственных мощностей при выходе из кризиса.
Заключение
Основой методического подхода к анализу потенциала экономии энергии и к разработке комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности является использование модели единого топливно-энергетического баланса. В ЕТЭБ в явном виде отражены параметры использования энергии при производстве наиболее энергоемких продуктов и услуг и преобразовании энергоносителей, что позволяет в явном виде учитывать эффекты изменения технологической политики.
Для целей разработки комплексной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях необходимо формирование ЕТЭБ с детальным представлением потребления энергии на производство отдельных видов продуктов, работ, услуг, процессов и энергетических услуг с разбивкой по отдельным видам энергоносителей.
Российская статистика не дает оценок ЕТЭБ, но позволяет с определенной точностью формировать достаточно детализированные ЕТЭБ. Предложенный автором подход к их построению на основе систематизации и обработки официальной статистической информации позволяет учитывать в анализе эволюцию продуктовой и технологической основы производства, а это позволяет проводить как анализ ретроспективной динамики удельных технологических коэффициентов по каждому сектору, так и анализ эффектов от перспективной технологической модернизации российской экономики.
Примечания
1 Л.А. Мелентьев указывал на тавтологию в словосочетании «топливно-энергетический». Автор с этим полностью согласен. Однако, из-за того, что в России такое служебное словосочетание прочно устоялось и даже можно сказать укоренилось, оно принято к использованию в данной работе.
2 Вейтц В.И., А.Е. Пробст и Е.А. Русаковский. Проблема единого энергетического баланса народного хозяйства в третьей пятилетке. // Плановое хозяйство. 1937, №9-10. С. 34.
3 П/ред. Башмакова И.А. и А.А, Бесчинского. Сопоставительный анализ показателей развития энергетики и энергетической эффективности СССР, США и Западной Европы в 1970-2000 гг. ИНЭИ. Москва. 1990. т. 1. 225 с. и т. 2. 223 с.; Башмаков И.А., А. Бесчинский. Д.Б. Вольфберг. Сопоставительный анализ развития энергетики СССР и США. Энергетика и транспорт. №4. 1988. cc.28-37; Башмаков И.А., Н. Богославская, Т. Инаури, Т. Клокова, Е. Шитиков. Сопоставление структуры единых энергетических балансов СССР и США и Западной Европы. Теплоэнергетика. №9. 1989. cc.7-76; Башмаков И.А., Н. Богославская, Т. Клокова, Т. Инаури, С. Молодцов, У. Шитиков. Потребление энергоресурсов отраслями топливно-энергетических комплексов СССР, США и Западной Европы. «Энергохозяйство за рубежом», №5, 1989. cc.1-6; Bashmakov. I. The structural changes in the USSR energy balance: 1970-2000. Energy Exploration and Exploitation. Vol. No. 1 and 2 , 1990 UK. pp. 52-59.; Bashmakov I. and A.A. Makarov. The Soviet Union: A Strategy of energy development with Minimum Emission of Greenhouse Gases. PNNL. April 1990. 15 p.; Bashmakov I., A.A. Makarov. An energy development strategy for the USSR: Minimizing greenhouse gas emissions. Energy policy. Pp. 987-994; Bashmakov. I. Costs and benefits of CО2 emission reduction in Russia. In "Costs, Impacts, and Benefits of CO2 Mitigation. Y. Kaya, N. Nakichenovich, W. Nordhouse, F. Toth Editors. IIASA. June 1993. pp.453-474.
4 Башмаков И.А. Топливно-энергетический баланс как инструмент анализа, прогноза и индикативного планирования развития энергетики. «Энергетическая политика», вып.2, 2007. с. 16-25.
5 Л.А. Мелентьев. Очерки истории отечественной энергетики. М., Наука, 1987. С. 106-107.
6 Energy technology perspectives 2010. Scenarios and strategies to 2050. IEA/OECD. Paris. 2010; Energy technology transitions for industry. Strategies for the next industrial revolution. IEA/OECD. Paris. 2009; World Energy Outlook. 2011. IEA/OECD. Paris. 2011; Transport, energy and CO2. Moving toward sustainability. OECD/IEA. 2009; Promoting energy efficiency investments. Case studies for residential sector. OECD/IEA. 2008; Tracking industrial energy efficiency and CO2 emissions. OECD/IEA. 2007; база данных ODYSSEE.
7 Содержание всех этих форм можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/form/Page20.html.
Стратегия повышения энергоэффективности в муниципальных образованиях
4.1.2. Топливно-энергетические балансы
Достоверность и качество исходной информации предопределяют конечный результат. В сфере энергоснабжения основную исходную информацию предоставляет топливно-энергетический баланс территории (поселения). Согласно определению: «Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) - соотношение для экономического объекта или некоторой территории объемов топливно-энергетических ресурсов, поступающих вследствие добычи или ввоза и убывающих вследствие потребления на месте или вывоза». Т.о. основная задача ТЭБа - показать реальную структуру наличия, использования энергоресурсов на данной территории. ТЭБ может составляться на уровне государства, отдельной территории, поселения. По состоянию на сегодняшний день практика составления и ведения текущих и перспективных топливно-энергетических балансов отсутствует.
В статистической практике Российской Федерации сводный отчетный ТЭБ разрабатывался раз в пять лет, начиная с 1960 г. Последний сводный отчетный ТЭБ России был разработан по полной программе и развернутой схеме на отчетных данных 1990 г. В целях оценки изменений в структуре производства и потребления топлива и энергии, а также определения направлений развития ТЭК страны разрабатывается ежегодный расчетный ТЭБ на федеральном уровне по краткой схеме.
Расчетный топливно-энергетический баланс представляет собой аналитическую таблицу, содержащую перечень видов топливно-энергетических ресурсов и основные показатели, характеризующие источники формирования ресурсов и направления их использования. Этот баланс, несмотря на ограниченные размеры, в основных чертах повторяет сводный отчетный ТЭБ страны, содержит все основные его показатели, но имеет меньшую степень детализации и ряд отличий.
Территориальные ТЭБ практически не составляются, а локальные поселенческие ТЭБ не востребованы в силу простого отсутствия практики энергетического планирования, хотя роль и значение ТЭБ очень велики для оценки текущего состояния и выработки планов развития систем энергоснабжения поселений.
Исходной информацией для составления территориальных ТЭБ являются данные по нормативам потерь и другая официальная информация от Минэнерго РФ, результаты энергоаудита, фактические данные от энергоснабжающих организаций по отпуску, потреблению и потерям энергии, информация от местных органов власти.
Результатами разработки ТЭБ являются данные по фактической структуре производства и потребления энергоресурсов, фактические потери, потенциал энергосбережения, резервы мощностей. ТЭБ является основой для разработки программ энергосбережения (рис. 4.1).
Рис. 4.1
Учитывая значимость ТЭБ, работа по его составлению для каждого поселения должна вестись непрерывно, и не менее одного раза в год ТЭБ должен подвергаться ревизии и актуализироваться.
Для его разработки и сопровождения муниципалитетом должна быть определена структура, выполняющая эту работу на постоянной основе.
Энергосберегающие технологии и методы перейти в раздел
I. Введение
II. Основные принципы организации энергосбережения
III. Задачи органов государственной власти
IV. Повышение эффективности систем энергоснабжения
4.1 Оценка эффективности существующих систем
Введение к пункту 4.1 "Оценка эффективности существующих систем"
4.1.1 Показатели эффективности
4.1.2. Топливно-энергетические балансы
4.1.3. Организация энергоаудита
4.2. Энергоисточники
4.3. Электрические сети
4.4. Тепловые сети
V. Учет энергоресурсов и организация сбыта
VI. Снижение потребности в энергоресурсах существующих потребителей
VII. Снижение потребности в дополнительных энергоресурсах при развитии поселений
VIII. Использование возобновляемых энергоресурсов
IX. Снижение потребляемой электрической мощности
X. Пропаганда и обучение энергосбережению
ПРИЛОЖЕНИЯ
Комментарии 0