Более 70% всех лекарственных средств, которыми лечат детей, никогда не были предназначены для детей и не испытывались на детях. Эти поразительные данные прозвучали в ходе выступления директора израильской детской клиники Hadassah Эйтана Керема в ее московском филиале в Сколково.
Единственный официальный филиал израильского госпиталя, Hadassah Medical Moscow, - первая из клиник Московского международного медицинского кластера - проводит цикл бесед Let's Talk about Medicine. Выступление профессора Керема стало вторым подобным опытом и было посвящено будущему педиатрии в быстро меняющемся мире.
Цифра, прозвучавшая в ходе его лекции, – это проявление более общей проблемы, известной как офф-лейбл лекарственные средства, т.е. такие лекарства, которые используются не по прямому назначению, прописанному в инструкции. В определенных ситуациях медикам приходится применять такие препараты, но в педиатрии проблема офф-лейбл достигла поистине огромных масштабов, что, по словам Эйтана Керема, непосредственно связано с тем, как работает большая фарма.
Вообще нынешние проблемы педиатрии, как можно заключить из доклада директора израильской детской клиники, есть в определенном смысле результат успехов медицины в предшествующие десятилетия. До 70-х годов прошлого века (в терминологии проф. Керема «первая эра») педиатры во всем мире видели своей основной целью снижение детской смертности, и основной упор делался на лечение острых и инфекционных заболеваний.
В развитых странах в этом отношении достигнут впечатляющий прогресс. Детская смертность резко снизилась. Сейчас основная группа риска – дети до одного года, а в этой группе – младенцы на первом месяце жизни, т.е. в неонатальный период.
Что является главной причиной детской смертности? Недоношенность. По данным ВТО, на случаи так называемой крайней недоношенности приходится 1,6% всех родившихся младенцев, но эта популяция дает 82% неонатальных смертей.
Наступает «вторая эра», наши дни. С развитием медицинской техники доктора способны выхаживать все более крошечных новорожденных. На одном из слайдов, которые показал профессор Эйтан, - фото операции на сердце, которую проводили в детской клинике Hadassah ребенку весом всего в 860 граммов. Разработка сверхтонких катетеров позволяет делать такие операции. Вопрос в том, что происходит дальше.
Излечение детей от наиболее тяжелых заболеваний в раннем возрасте не означает автоматически, что в своей последующей взрослой жизни они будут здоровыми людьми. Наиболее тяжелые недуги имеют побочные эффекты, как имеют побочные эффекты сами методы лечения. В Израиле до 80% детей с онкологическими заболеваниями выздоравливает, но многие из них будут ощущать последствия на протяжении всей жизни.
С наступлением «второй эры» медики делают акцент на лечение хронических заболеваний (в том числе, таких, как церебральный паралич, аутизм, кистозный фиброз, умственная отсталость, нервно-мышечные расстройства) и инвалидности. А сама педиатрия характеризуется все более узкой специализацией врачей, клиник и лекарственных средств, что неизбежно влечет за собой резкий рост стоимости лечения.
Это подводит нас к мысли о том, что сугубо медицинские проблемы обретают характер социальных и экономических проблем для общества. Большее количество детей с тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалидностью означают более низкое качество жизни для них самих и их семей; ослабление социальных связей и увеличение расходов государства на соответствующие программы.
Отвлекаясь от презентации, проф. Эйтан рассказал, что консультировал в Москве девочку-подростка, страдающую тяжелым хроническим заболеванием. Девочка призналась, что размышляет о том, чтобы уйти из жизни: «Кому я такая нужна? Кто на мне женится?» Общество, по словам врача, не имеет права оставлять подростка наедине с такими переживаниями.
Значительная часть презентации была посвящена не собственно медицинским проблемам, а организации медицинского обслуживания. Педиатрам необходимо выявлять симптомы хронических расстройств у самых маленьких пациентов. И следует признать, что у большинства врачей просто отсутствуют необходимые компетенции для этого. В Израиле существует государственная программа переподготовки педиатров, созданная с учетом этих реалий.
«Чем в более раннем возрасте обнаружена болезнь, тем больший терапевтический эффект будет иметь лечение и тем ниже его стоимость. Современное здравоохранение поступает с точностью до наоборот. И это так во всем мире», - говорит профессор Эйтан.
По его словам, инвестиции в педиатрию в раннем детском возрасте крайне недостаточны. Один из центральных тезисов его выступления звучит так: «Инвестиции в раннее детство - это лучшая инвестиция, которую может сделать страна».
Израильский доктор не страдает политической наивностью. Для политиков эффект, который дадут обществу подробные вложения средств, слишком долговременный: политики оперируют гораздо более короткими сроками политического цикла. И это одна из тех проблем, с которыми предстоит все чаще сталкиваться педиатрам будущего. В Израиле, например, создаются специальные лоббистские группы, в их задачу входит доведение до общества необходимости рационального перераспределения средств на здравоохранение.
Среди затронутых на лекции тем были и сугубо медицинские вопросы. Способность врачей выхаживать крайне недоношенных младенцев упирается в отсутствие возможности поместить новорожденного в искусственную матку. Создание искусственной матки – дело не сегодняшнего дня, но в ближайшие десятилетия это обязательно произойдет и станет настоящим прорывом в педиатрии, считает Э.Керем.
Но не менее важно заниматься социальными проблемами, которые во «вторую эру» являются причинами новых эпидемий, таких, например, как ожирение.
«Мы отравлены едой», - утверждает израильский профессор, подчеркивая, что избыточный вес фиксируется уже у детей в возрасте 2-3 лет. Вопрос не сводится только к нездоровой пище. Неправильное питание усугубляется недостатком физической активности. В одной из израильских школ провели простой эксперимент: добавили учащимся дополнительно два часа физических упражнений. В другой, контрольной, школе, время на спорт оставалось неизменным. По прошествии какого-то времени было отмечено, что средний вес учеников первой школы начал снижаться.
Во всех случаях без установления доверия между родителями и врачами прорывы в медицине мало чего стоят. Проф. Керем признался, что у него весьма невелик опыт общения с российскими пациентами, но ему показалось, что родители больных детей в нашей стране смотрят на врачей, как на представителей истеблишмента. Что, по-своему, тоже является диагнозом.
Один из вопросов из зала заключался в том, как установить доверие между родителями, дети которых попали в приемное отделение больницы в тяжелом состоянии, и медперсоналом. «В нашей больнице мы учим докторов, что, какие бы действия они ни предпринимали, они должны это делать с улыбкой», - говорит Эйтан Керем. Во многих случаях в беседах с родителями участвуют психологи. Врач может не иметь много времени на разговор, ему надо ребенка спасать, но психолог должен остаться с мамами и папами и помочь им переварить информацию, иногда очень тяжелую.
«В противном случае врач становится тем гонцом, который доставил плохую весть, - резюмирует он. – Естественной реакцией на это является желание родителя убить гонца».
Фото: Hadassah Medical Moscow
Автор: Михаил Бакланов
Комментарии 0