Загрузка данных
Публикация

Корабли АННЫ ЛЕСНЯК

  • 3 мая 2020 г.
  • 0


 
О, великое творение рук человеческих – Корабль.

Эссе автора.


На космическом корабле планеты Земля нет пассажиров, есть только члены команды. Корабль – единственное, что люди построили – благословляли, крестили, нарекали именем. Мы живем в четырех стихиях: внутри планеты – огонь, сверху – немного земли, вода и масса воздуха вокруг.

 

Встав на кусок дерева, сняв с себя шкуру и поставив её под парусом – человек попытался приручить две самые крупные стихии. Корабль как язык символа, дал возможность общаться между собой людям разных стран и континентов. Но что там, в глубине воды, мы до сих пор не знаем. До недавнего времени люди верили в русалок, кракенов, водяных, левиафанов. До сих пор существует пиратство, до сих пор пропадают суда, до сих пор встречаются корабли призраки.
Люди моря – люди большого мужества, но и большого суеверия, будто боятся нарушить законы, которых не знают. Раньше за счастливое плавание приносили человеческую жертву. В общем – бутылка шампанского о борт – та же самая жертва. Моряки поклонялись на Руси Переплуту, викинги Ньорду, кельты Негаленее, Кету, Невее, Нептуну, Посейдону, Догону. Позже покровителями моряков стали Дева Мария, Святой Николай. Вернувшись из плавания живыми, а часто и богатыми, моряки приносили в храм модели кораблей. И сейчас многие из них находятся в соборах Европы. Проводив в плавание близкого отца, мужа, сына, брата, женщина делала корабль тотемом на обмен с водой-океаном.

 


Символика корабля.
- корабль один из самых мощных энергетических единиц:
- символ мирового космического древа;
- соединение вертикали и горизонтали;
- преодоление смерти и возможность будущего возрождения;
- соединение верхних и нижних миров;
- мысль, желание, знание, достижение цели, романтика.


А ещё верность и благородство, объединение мужского и женского начала, трюм – женщина, мачта – мужчина, парус — это плодородие. А по восточному календарю Фэн-шуй, в смысле удачи успеха и богатства, корабль гораздо круче «жабы». И пожелания «попутного ветра», «счастливого плавания» и «семь футов под килем» - будут всегда.


Женщина и корабль.
Жизнь меняется – люди остаются те же. Так же, как и прежде, добытчик, пират, купец, пионер – мужчине нужно чувствовать себя завоевателем, воином и героем. По-прежнему нуждается он в тех, кто помнит и ждёт его на берегу, быть спокойным за свой дом и детей. Поговорка – женщина на корабле к несчастью – не принижала женщину, но на корабле и так было тяжко, а тут соблазн. Да и Посейдон с Нептуном женщин не любили. А главное – корабль сам был женщиной, хотя если вспомнить корабли амазонок, женщин-викингов, Артемиды, Энни Бонни, госпожу Цин. Одной из первых женщин судомоделистов была жена Вильгельма-завоевателя, её знаменитый ковер из Боё (65 метров) – детальная инструкция и рекомендация построения корабля. От начала и до конца.

О себе.
Как я пришла в предметный дизайн – не помню. Наверно от черчения в институте транспорта. Любила ли я мечтать? Да. Наверно все грезили и мечтали о морских путешествиях. Из каких-то небесных потоков энергий, ощущений творческой свободы являлся мне образ мореплавателя и непреодолимое желание воплотить этот образ, материализовать его. Наверно, однажды увидела гравюру прекрасного корабля - и «заразилась». Была и боязнь материала, и незнание темы, и откровенное нежелание моделистов учить меня: «Пусть дома сидит – мужу щи варит!». Кстати, последнее – мне очень помогло. Дало хорошую злость и сняло ненужное табу в работе. И ещё. Повезло мне очень с учителями моими. Это Ирина Мещерякова и Георгий Возлинский. Корабли они не делали, но рисовать, не бояться работы и безумно любить то, что ты делаешь – этому научили. Моделисты вообще народ консервативный и отхода от чертежа не приемлют. К счастью, я этого не знала. Стала делать не модель, а скульптуру, символ корабля, стараться передать дух. Паруса из бивня, вымпела, летящие по ветру, чепрак и кожа, декор корабля жемчугом, янтарём, кораллами. Разные размеры – от горсточки, до почти метра, и сознательное нарушение пропорций. Умение, стиль, почерк – никогда не приходят сразу. Это заработать надо, своей «кровью» - сто палуб залить своим потом и кровью. Стать на галеры и пилить. Точить, строгать, грести из последних сил до изнеможения. Тогда потихоньку становишься мастером. Свой стиль я назвала – «Скульптура корабля». Инструмент, естественно, отличается и от модельного, и от скульптурного. Пришлось и кожевенное дело освоить, и обработку кости, и вязание морских узлов, и с металлом научиться работать. Ещё ювелирное дело, чеканка, гравировка, моделирование, макет. Мои корабли нельзя назвать макет или модель корабля. Мои скульптуры кораблей — это символы, эмоции, ассоциации.

 


 Скульптура корабля для творчества и выбора стиля богатейший материал. В нём можно делать корабли – мечты, корабли –призраки, драккары и карты мест, где ходили они. Карты были и до XV века, когда пират, купец и пионер – был одним и тем же лицом. Известны карты II тысячи лет до нашей эры. Резались такие карты на камне, на керамике, на стенах, на полу, вырубались и читались руками, показывали места хранения богатств или сакральных знаний. В те времена за такую карту вырезали целые города и страны, топили корабли, продавали душу.
Когда вдруг ты понимаешь, что ты не гений, а проводник между этим миром и кем-то сверху, как-то проще становится. Понимаешь, что это – твой путь, и болеть звездной болезнью уже нет времени. Хотя и участием в шестнадцати художественных союзах, и работами в галереях и музеях в Европе я горжусь.  
Заодно с кораблем приходит и его мир, имя корабля, хотя порой заказчик просит как-то по-своему назвать. И у каждого корабля своя история, сказка. А мужик – как он был пират, купец, пионер – так он им и остался, только костюмы другие. И корабль ему необходим. И штурвал ему нужен.

 

Моя мастерская.

Материалы для создания корабля – самые разные. Были корабли, полностью обтянутые кожей, с украшением янтаря, яшмы, бирюзы. Парус – из чепрака чеканный, завороченный с медным солнцем. Классические корабельные дерева – дуб, сосна или ель. Викингов называли – ясеневые люди. Их драккары и шнеккры были из ясеня – потрясающее дерево.
Такелаж корабля. Веревка – вещь мистическая. Привязываешь одно к другому, что-то к чему-то, и получаешь одно целое. От правильного узла, порой, зависит жизнь мореплавателя, а то и всего корабля. Веревки плету самостоятельно, часто использую лён.
Откуда приходит желание сделать корабль – непонятно. Гравюра, медаль, монета, печать - на печатях средневековья часто изображали корабли, книга, разговор, работы другого мастера. Сначала делаю эскиз, прорисовку, что-то пришёптываешь себе на уме. Я всегда считала, что вдохновения ждать не надо, приходит в процессе работы. Дело всегда найдется – шкурить бока корабля, плести такелаж. Иногда, идеи вынашиваются годами, не даёт покоя Нагльфар – корабль из царства мёртвых, сделанный из ногтей мертвецов. Как его сделать?
Время на создание корабля – тоже разное. «Буссоль» - за три недели от и до сделала. И улыбалась от удовольствия. Красивая «девочка» вышла. При этом, материал – осина и бук. Таких кораблей никто не делает. По музеям в Москве – музей вооруженных сил и музей ДПИ.
Самым чудесным корабелом считаю художника Дмитрия Марина - потрясающие работы у него. Он считает, что и мои не хуже, но совсем другие.

МОИ Ученики.

Учеников хочу брать со следующего года. А то ведь и нехорошо. Придумывала, придумывала, и все это уйдет со мной? Программа уже расписана. Должна предупредить сразу – учение не из легких. Я индивидуалист, перфекционист, люблю работать одна. Приходится быть и художником, и мастером, и хозяйственником, и коммерсантом. Вроде, получается, но лучше, когда каждый занимается своим делом.
Виртуальная площадка Ассамблея очень позитивное место. Позиционировать и сравнивать виртуально и реально себя с другими мастерами художниками прикладниками. Представиться, познакомиться, найти новую идею, возможность найти новый проект, заказчика, покупателя. В Ассамблее есть мои почитатели и ученики. Здесь хорошая виртуальная площадкаи для общения и учебы в режиме онлайн.

Мои Заказчики.
И заказчики, и покупатели – люди самые разные. Кто-то хочет в доме пиратскую комнату, или мужской кабинет, или библиотеку. А как там без карты или без корабля. Кто-то коллекционирует их, тогда это конкретный, предметный интересный заказ. Часто это корпоративный подарок, как правило, подарок мужчине, у которого всё есть. Иногда встречаются клиенты, повернутые на фэнтези. В Голландии корабли часто украшают интерьер дорогих рыбных ресторанов. И вполне корабль может быть утилитарным: корабль светильник, корабль – часы, корабль схрон, корабль тайник. Мой корабль есть и в галерее Амстердама, и в мэрии Парижа, не считая частных коллекций сильных мира сего. На выставке в Роттердаме этой зимой (2020 г.) корабли раскупили за два часа. Не знаю как в кризис 2020 года в связи с пандемией COVID-19 будут распродаваться мои корабли, но я терпеливо жду своего покупателя повернутого на все загадочное, таинственное, космическое.

 

 

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Мастерская (военных художников-маринистов) при музее ЦВММ. В 2014 году учреждена Ассоциация военно-морских музеев.

 

Историческая справка.
Скульптура Bloody Any (кровавая Ани). Автор Анна Лесняк. Португальская каракка. Жили в пятнадцатом веке в Португалии два брата морехода Мигель и Гашпар Картириары. Братья считались одними из лучших мореплавателей того времени. Ещё в 1470 году вместе с отцом они участвовали в легендарном плавании на землю трески. В 1500 году Король Мануэл I отправил братьев Картиаров на поиски Северо-Западного прохода в Азию. В 1501 году братья на двух каракках EL - Rei и St. Pedro достигли земли Лабродора. По легенде у берегов Индонезии братья взяли в плен 60 туземцев, среди которых была внучка местного колдуна Ани. На корабле, она не вынесла жестокого отношения к себе и прокляла братьев бросившись за борт. Неподалёку находилась французская шхуна и мореплаватели из борта шхуны видели, как на корабли Кортириаров опустились красное и серо-желтое облака. Образовалась некая цветная петля, раздался страшный крик и корабли исчезли. Через некоторое время в море стали встречать плавающие рядом две каракки с призрачной командой. Один из капитанов был весь в крови, а другой безумно хохотал. Узнавали и окровавленного Мигеля Кортариара, корабль которого теперь назывался Кровавая Ани, и бесноватого Гашпара на каракке «Безумная Ани». Одни из немногих кораблей-призраков, пытающихся отмолить свою судьбу. Корабли-призраки нападают на пиратские команды, вмешиваются в любые конфликты на море, где необходимо спасать людей. По легенде – за каждую спасенную душу от одной из каракк-призраков отделялся крошечный подобный корабль, а сами каракки становятся более прозрачными. Говорят, когда они перестанут быть видимыми – их проклятье закончится. А крошечные корабли, попадая в достойные руки, становятся мощным тотемом - оберегом своего нового хозяина. (У меня еще есть не придуманные, а подлинные истории кораблей Krezy Any, Bloodi Anu, Буссоль, Венари и другие. Поделюсь - кому интересно.)

 


Вот так создается у меня в творческом воображении образ корабля. Сначала нужна легенда, история. Нужно изучить материал, архивные документы, чертежи кораблей. Сейчас в свободном доступе в интернете чертеж любого корабля можно найти.

И еще.
Не знаю, будет ли упоминания о моей скромной персоне в Википедии и Энциклопедии. Но на всякий случай моя подруга редактор из столичного издательства написала мою биографию для Википедии.


Анна Лесняк – мастер кораблей- фэнтези.


Анна Лесняк – скульптор, художник, создающая корабли-фэнтези как-бы из ничего. Образ, форма, уникальный стиль, не имеет аналогов в России и в мире. Анна Лесняк закончила Московский институт инженеров транспорта в 90-е годы прошлого века. Но судьба направила ее на другой путь. Однажды, возникший образ, мечта странствий между континентами и мирами воплотились в корабле. Тут и пригодились инженерные знания, математические и конструкторские навыки, понимание линий и форм.
Анна начинала с себя. Да, были талантливые учителя - Ирина Мещерякова, Георгий Возлинский. Они научили не только смотреть и видеть, но анализировать и трансформировать воображение в зримые образы. А руки научились делать. Но путь в творчестве проходила только сама. Погружение в тему, изучение используемых материалов, преодоление снисходительности творческой среды к женщине, корабельному мастеру - позволило Анне создать свой собственный уникальный стиль, вид, формат корабля. Таких кораблей никогда не было. Были точные копии. Но Анна не копиист. Да, были драккары викингов, корабли амазонок, ладьи русичей, флот госпожи Цин. Но корабль, созданный Анной это сказка, фэнтези, мечта.

 


Каждый корабль это фантом энергии, прежде всего идеи, смысла. Но также и используемых материалов, различных пород дерева, кожи, полудрагоценных камней, металла, костей, бивней. Корабль может быть небольшим, помещается на ладони, и весьма внушительным до метра в длину. Метафизика корабля символ космических стихий (воздух, вода, земля), преодоление смерти и возрождение, соединение верхних и нижних миров, символ верности и благородства, удачи и богатства. У корабля есть своя история, свой дух, своя сказка. Вместе с идеей корабля приходит и его имя, хотя, порой заказчик просит как-то по-своему назвать. Корабль с древних времен был необходим путешественнику, купцу, воину и пирату. В процессе изучения историй мореплавания, Анна нашла много легенд, драматических сюжетов пиратства, в том числе связанных с особыми картами, где обозначались клады, места сакральных знаний. Они были известны еще до XV века. За такие карты сжигали города, топили корабли, продавали душу. Она начала создавать такие карты по старинным методам на коже (чепрак), где обозначены богатства, места присутствия всяких инфернальных особ. Такая карта целая книга сказок. Она не только украсит любой интерьер, но и наполнит пространство радостью находок, энергией удачи.
Присутствие корабля в интерьере не позволит никогда унывать. Ведь корабль, созданный феерическим талантом Анны Лесняк это обжигающий воздух свободы, творчества, восхитительных чувств и эмоций. Корабль лучший подарок тому, у которого как бы всё есть, но чего-то не хватает. Анна открыла свою корабельную школу в 2020 году. Опыт богатейший, наработок много и есть что передать потомкам и ученикам. Хотя учение непростое, но знакомство с секретами корабельными, может быть захватывающим и перспективным.
Уникальность работ Анны отмечена профессионалами художественных союзов. Она член художественного союза ЮНЕСКО, Международного союза дизайна, Международной унии искусств, Морского Артклуба и целого ряда иных творческих организаций. Народный мастер, работы опубликованы в первом каталоге резчиков России. Корабли Анны восхищают посетителей галереи Утрехт в Роттердаме, музее мэрии Парижа, в Морском музее в Санкт-Петербурге.

Опубликовано: Нахон Тор

Прикрепленные документы 1


Комментарии 0