Загрузка данных

Круглый стол Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству и Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ

  • 16 июля 2023 г.
  • 0

В Доме союзов 29 мая прошла встреча в формате круглого стола на тему «Совершенствование системы госзаказа в строительстве и проектировании». Организаторами выступили Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству и Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ. По итогам мероприятия были сформулированы рекомендации.

В мероприятии приняли участие заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, Заместитель Руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе и другие представители федеральных ведомств, а также руководители проектных и строительных компаний, эксперты и представители Комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ», архитекторы, застройщики и представители бизнеса.

Модераторами круглого стола на тему «Повышение качества проектирования» выступили председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов и член Президиума Правления, председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству Марк Геллер. Это второе мероприятие из серии круглых столов, в рамках которых организаторы обсуждают ключевые точки строительной сферы.

Строительство в государственном секторе — стратегическая тема для всей отрасли. В понимании многих жителей строительство больниц, поликлиник, детских садов, школ — это наиболее качественный сегмент и с точки зрения материалов, и по качеству, и по уровню привлекаемых специалистов.

По мнению Сергея Пахомова, действующие, универсальные для всех отраслей, нормы о контрактной системе не помогают строительному сектору выполнять свои задачи, а зачастую становятся препятствием.

Председатель Комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ» Марк Геллер поблагодарил коллег из Государственной Думы РФ за отзывчивость и внимание к инициативе Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству обсудить проблемы госзаказа в градостроительной сфере на столь высоком уровне.

«Для Комитета “ОПОРЫ РОССИИ” по строительству данная проблематика имеет приоритет, важность вопросов эффективных решений в сфере госзаказа в строительной сфере растет год от года, как и значимость самого строительства в экономике страны», — сказал Марк Геллер. Он отметил, что именно от качества работы государственного заказа зависит огромное количество конкретных судеб организаций, строителей, проектировщиков, изыскателей, инженеров и именно поэтому «ОПОРА РОССИИ» ставит задачу неустанно бороться за повышение эффективности регулирования и особо важного право применения в данной сфере.

Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», председатель Комитета по работе с корпоративными госзаказчиками Валерий Шагаев обратил внимание на то, что объем закупок, связанных со строительством, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ достигает до половины общего объема закупок, проводимых через ЕИС. «Надлежащее законодательное регулирование отрасли, организация эффективной обратной связи со строительным сообществом – имеет важнейшее значения для построения эффективного экономического фундамента в стране», — подчеркнул спикер, отметив, что одной из важных обсуждаемых сегодня мер, является внедрение рейтинга деловой репутации участника закупок.

О пробелах в законодательстве в формировании квалификационных требований к государственному заказчику в сфере строительства и проектирования рассказал основатель и руководитель специализированного Агентства конкурсов и аукционов Кирилл Шамин. Спикер подробно остановился на законодательных утверждениях механизмов учета экономии подрядчиков, упрощении структуры типовых контрактов и создании предпосылок для развития института «инженерной организации».

«В настоящее время типовые контракты, в том числе в сфере строительства, разрабатываются на ведомственном уровне, имеют перегруженную структуру и постоянно отстают как от динамически изменяющегося законодательства о контрактной системе, так и от реалий осуществления хозяйственной деятельности. Разработку типовых контрактов необходимо передать на уровень национальных объединений и максимально использовать опыт государственных корпораций», — заявил Шамин.

Кроме того, участники круглого стола отметили необходимость повышения роли саморегулируемых организаций в системе госзаказа в изысканиях, проектировании и строительстве. По мнению руководителей СРО, их участники несут ответственность за результаты выполненных работ, но зачастую не имеют эффективных механизмов контроля на стадии их выполнения.

Также были высказаны пожелания сделать строительный контроль более независимым от исполнителя работ по контрактам. «Можно ли генподрядчику совмещать строительные работы и услуги по стройконтролю этих работ? Вопрос спорный, поэтому необходимо определить в Градостроительном кодексе четкие пределы возможного совмещения», — сказал Сергей Пахомов. — Еще один нюанс — необходимость законодательного утверждения механизмов учета экономии подрядчиков. Если исполнитель контракта смог купить необходимые строительные материалы за более низкую цену, то это не должно трактоваться как преступление».

Со стороны строителей поступило предложение снизить финансовую нагрузку. Сейчас компании должны обеспечивать свое участие в госзаказе банковской гарантией, взносами в компенсационные фонды СРО и покупкой страховки. Однако объективной необходимости тройного финансового обеспечения нет.

По итогам круглого стола Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству сформировал ключевые предложения, которые войдут в состав рекомендаций и станут отправной точкой для дальнейшей работы в системе госзаказа.

РЕКОМЕНДАЦИИ

I. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1. Проработать вопрос внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части формирования специального регулирования осуществления государственного (муниципального) заказа в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, учитывающего:

§  классификатор предметов договоров строительного подряда (включая снос объектов капитального строительства) с ранжированием требований к участнику конкурентной процедуры;

§  факторную модель системы обеспечения и сопровождения расчетов по контрактам в зависимости от цены заключенного контракта, предусматривающую только один вид обеспечения контракта и гарантийных обязательств по нему (банковская гарантия, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации) и сопровождения (казначейское сопровождение, банковское сопровождение) для членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства;

§  сокращение сроков внесения изменений в существенные условия государственного (муниципального) контракта;

§  порядок отбора исполнителя с учетом механизма оценки опыта и деловой репутации, формируемого на основе открытых данных государственных информационных систем и систем национальных объединений саморегулируемых организаций по соответствующей методике, которая устанавливает три группы критериев: стоимостные критерии (финансовая устойчивость), нестоимостные критерии (деловая репутация) и квалификационные критерии (кадровый состав организации);

§  обязанность государственного (муниципального) заказчика формировать заказ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства только с привлечением квалифицированного технического заказчика, позволив тем самым учитывать данные затраты в общей стоимости затрат при планировании и осуществлении строительства объекта, включать соответствующие расходные статьи при формировании бюджета заказчика на конкретный год и последующий плановый период в обязательном порядке.

§  введение персональной ответственности специалистов как со стороны Исполнителя, так и со стороны Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту.

2. Проработать вопрос внедрения механизма ежегодного пересчета стоимости государственных (муниципальных) контрактов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и сноса объектов капитального строительства с учетом текущих (актуальных) индексных дефляторов.

3. Проработать вопрос внедрения механизма факторинга (возмездная рассрочка платежа) в систему государственного (муниципального) заказа.

4. Проработать вопрос предоставления права исполнителю по государственному (муниципальному) контракту на получение оплаты по контракту в полном объеме (без уменьшения договорной цены контракта) в случае, если он использовал более совершенные технологии организации и производства работ на объекте, более дешевые материалы (оборудование) при условии соблюдения требований технического задания, проектно-сметной документации, считать полученную экономию своей прибылью, которую может использовать в том числе для своего развития.

II. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1. Проработать вопрос внесения изменений в действующее законодательство в целях совершенствования правового регулирования института строительного контроля и требований к организациям, осуществляющим функции строительного контроля. Определить уровни ответственности как члена соответствующей саморегулируемой организации.

2. Разработать и утвердить требования к специалистам и организациям, осуществляющим функции строительного контроля.

3. Разработать и утвердить требования к специалистам и организациям, осуществляющим функции технического заказчика.

4. Проводить мониторинг правоприменительной практики реализации контрактов «под ключ» в целях подготовки предложений по совершенствованию правового регулирования.

5. Проработать вопрос разработки и утверждения типовых контрактов по видам предметов договоров строительного подряда.

6. Проработать вопрос внедрения понятия «коллективного участника» по одному предмету договора (виду работ) в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, основным видом хозяйственной деятельности которых является изыскательская деятельность, проектирование или строительство. Предусмотреть для таких случаев порядок ответственности «коллективного участника».

7. При формировании предложений, касающихся внедрения принципов «биржевой» закупки строительных материалов провести обсуждение с участниками деловых объединений и профессионального сообщества.

8. Проработать возможность разработки и утверждения методических рекомендаций для государственных (муниципальных) заказчиков по формированию технического задания к договорам (контрактам) на выполнение работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства.

9. Проработать вопрос оптимизации порядка выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организациив случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту Исполнителем, повлекшее расторжение такого контракта и внесения соответствующей записи в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков).

10. Проработать вопрос разработки и внедрения образовательных программ повышения квалификации в области государственного управления и государственного (муниципального) заказа, а также внедрения подходов проектного управления в строительстве.

@Источник

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 2

РЕКОМЕНДАЦИИ (2)
PDF, 179 Кб, 16 июля 2023 г.
РЕКОМЕНДАЦИИ (2)
Word, 77 Кб, 16 июля 2023 г.

Комментарии 0