Раскол в России стимулирует понимание Народа. через абсолютизацию первого из полюсов в Дуальных оппозициях «Народ — Власть», «Народ — Интеллигенция». В российской традиции вторые полюса выводятся за рамки Народа и расцениваются как внешние, возможно, враждебные силы. Народ сводится к низшим слоям, к простонародью, выступает как субъект Самосознания общества в целом. Однако его развитие — длительный процесс, который в своих высших формах кристаллизируется в Духовной и Правящей элитах, что стимулирует развитие самосознания в Народе. (см.: Двуединый характер социального развития, Точка роста и развития).
Народ в сознании части интеллигенции выступает как тотем, Партиципация к которому — сущностная задача интеллигенции. Жизненная важность критики Народа, его ценностей в условиях раскола слабо проникает в духовную элиту. Однако развивалась иная традиция, которую выразил, например, Г. Флоровский: «Разве не может „народный дух” ослепнуть и „народная воля” заблудиться, впасть в беснование и обман?». Идея «простого, необразованного народа, исповедующего христианство, становится ведущей идеей в консервативной идеологии России после 1860 г.». (Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970. С. 7.)
Раскол толкает интеллигенцию к тому, чтобы отказаться от своей критической функции по отношению к Народу, от Критики истории, от критики Народа. как субъекта истории, от стимулирования через Диалог массовой Рефлексии. Это народничество в его разнообразных формах заводит в тупик, так как Народ, изолированный от критики, отлученный от диалога с высшими уровнями Культуры, лишен важного стимула развития, рефлексии, не в состоянии принимать эффективные решения в сложных социокультурных условиях, склонен следовать Инерции истории. Народопоклонство, как и всякая Крайность, инверсионным образом переходит в свою противоположность, т. е. культ вождей.
Однако при переходе от второго Глобального периода к третьему наступил существенный сдвиг, о чем говорит, к приме- ру, следующее высказывание: «Пора кончать с народопоклонством и потаканием люмпенски-рабскому сознанию низов... Все народы нашей страны согрешили раболепием... польстившись на обещания скорого осуществления обывательской мечты об изобилии бесплатной жратвы...». ( Шмелев А. Национал-идиотизм и как с ним бороться // Литературная газета. 1991. 16 сент.)
Комментарии 0