С 19 июня 2025 года вступило в силу большинство норм нового закона о местном самоуправлении.
Закон объединил все муниципальное сообщество страны. Широкое обсуждение вызывает переход на одноуровневую систему. При этом важно подчеркнуть, что регионы сами вправе выбирать модель системы местного самоуправления. Закон охватывает целый комплекс вопросов.
Отметим ряд других значимых новелл в законе:
- Повышение устойчивости муниципальных бюджетов за счёт своевременного обеспечения ресурсами переданных полномочий со стороны регионов;
- Новая процедура избрания градоначальников предусматривает четыре варианта: на прямых выборах, депутатами муниципального парламента из своего состава, депутатами из числа кандидатур, отобранных специальной комиссией, а также депутатами из числа кандидатур, предложенных губернатором, СМО или ВАРМСУ;
- Повышение роли советов муниципальных образований;
- Усиление роли и полномочий местных органов власти для более оперативного решения проблем граждан;
- Повышение комфорта жизни граждан путем внедрения нового принципа организации муниципальной инфраструктуры – «пешеходной доступности»;
- Расширение возможных моделей формирования муниципалитетов в регионах с целью более эффективного управления этими субъектами.
ОПРОС ( О реализации ФЗ-33)
Одноуровневая система местного самоуправления
Новый закон предусматривает всего 3 вида муниципальных образований:
внутригородские муниципальные образования — в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе;
городские и муниципальные округа — в остальных регионах (далее по тексту раздела – субъект РФ, регион).
Субъекты РФ могут своим законом установить новую систему организации местного самоуправления во всем регионе или в отдельно взятых муниципальных районах.
Если субъект РФ воспользуется новым правом, то со дня вступления в силу регионального закона:
- новые выборы глав и депутатов в поселениях и муниципальных районах не проводят (есть исключения);
- представительные органы поселений и районов работают до конца срока полномочий.
Допускается сохранение двухуровневой системы (район - поселение) в силу специфики региона. Установлены особенности организации такой системы, их можно дополнить региональными законами.
Территориальные органы местной администрации
Критерии формирования территориальных органов местной администрации устанавливаются региональным законом. Обязательный критерий — пешеходная доступность.
Если в рамках перехода к одноуровневой системе муниципальный или городской округ образован в границах нескольких поселений, в административных центрах таких поселений должны быть созданы территориальные органы местной администрации.
Должностные лица местного самоуправления
Закреплен единый срок полномочий для лиц, замещающих муниципальные должности, — 5 лет.
Кандидатов на должность главы муниципального образования представительному органу может предложить не только конкурсная комиссия, но и глава региона. Именно в таком порядке избирается глава городского округа – административного центра региона.
По старому ФЗ глава муниципального образования становился либо главой местной администрации, либо председателем представительного органа муниципалитета.
По новому ФЗ:
глава одновременно не может быть председателем представительного органа, не может исполнять полномочия муниципального депутата. Ограничения не применяются до истечения срока полномочий представительных органов, избранных до 1 января 2027 года;
глава может совмещать свою должность с должностью главы местной администрации, если это предусматривает региональный закон и устав муниципалитета.
Для внутригородских муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя установлены отдельные правила. Например, устав муниципалитета может предусматривать совмещение полномочий главы и председателя представительного органа.
Полномочия органов местного самоуправления
До 1 января 2027 года решение вопросов местного значения продолжает регулироваться старым ФЗ.
С 1 января 2027 года вступят в силу нормы нового закона, которые предусматривают: исключительные полномочия муниципалитета, которые нельзя передать субъекту РФ.
К ним относятся издание правовых актов, утверждение бюджета, установление налогов и т.д.; полномочия, которые регион может забрать себе. Они касаются, например, организации ЖКХ, образования, жилищного и земельного контроля; полномочия, которые регион может передать муниципалитету. В их число включили, в частности, дорожную деятельность и безопасность дорожного движения, организацию сбора отходов, гражданскую оборону. Перераспределение не является наделением муниципалитета отдельными госполномочиями (это отдельная процедура).
Закреплены детальные требования к региональным законам о перераспределении полномочий (эти требования также вступают в силу с 1 января 2027 года).
Участие граждан в местном самоуправлении
В новый закон не вошли некоторые формы участия, в частности голосование по отзыву депутата и правотворческая инициатива.
Есть ряд процедурных изменений: повышение возрастного ценза с 16 до 18 лет для членов инициативной группы, уточнение правовых актов, которыми должны регулироваться те или иные формы участия, и др.
Обновление региональных и муниципальных НПА
Не позднее 1 января 2027 года субъекты РФ и муниципалитеты должны обновить нормативную базу, чтобы она соответствовала новому закону. До этого времени она применяется в части, не противоречащей закону.
Источники:
ВАРМСУ (телеграм-канал @varmsu)
Комментарии 0