Великолепный материал. С большим интересом прочитал рассказы Елены Лавровой, из ее сборника «Сепар». Автор не только выразительно смогла показать события, которые происходили на Донбассе 14-го и последующие годы, но и выразила в своем труде большее – показала разные социальные и общественные группы и их отношение к войне. Герои книги делают порой не простой выбор, остаться им с привычной украинской властью и уехать из Донбасса в Киев или на Западную Украину, оставив своих родных, или же остаться пусть и под обстрелами, но со своей Родиной, принять сторону России.
Елена Лаврова переносит читателя из одной общественной группы в другую, стараясь показать отношение к происходящему на Донбассе разных слоев населения. Картины крестьянского быта плавно перетекают в военные события – один сын уезжает в Киев и поступает в «Азов», а другой сын идет в ополчение. Рвутся семейные связи, и у всякого человека складывается свое понимание происходящего. Есть над чем задуматься. Помните, как в гражданскую войну, в какой-нибудь 17-й или 18-й год 20-го века, когда один брат был за красных, а другой за белых? Тут вся эта тема сильно поднята. Здесь мы видим и педагогическое сообщество в вузе, когда преподаватели обсуждают вопрос о том, уезжать им в Киев из Донецка или остаться под обстрелами и с неопределенностью… Для лицемера-ректора, который менял уже не один раз свою маску и его зама выбор карьеры стоит на первом месте, но зато остальной преподавательский состав решает остаться вместе с Россией и этих русских патриотов не пугают не обстрелы, не лишения, которые могут быть у них в будущем… Обязательно читайте труд сей – в нем многое.
А сколько в рассказах Елены Лавровой раскрыто характеров? Здесь мы можем увидеть и лицемерие чиновников, больших руководителей, которые меняют свою позицию в угоду новой власти. Здесь мы видим и простого шахтера, который своей настоящей Родиной считает Россию и здесь же перед нами предстает престарелый человек, который теряет свою жену под обстрелом, - борьба за убеждения и обычное шкурничество проходят в одном временном отрезке в этом замечательном материале. Автор также показывает, - во что вчерашний «хороший» человек может превратиться сегодня, в роковые времена, как он быстро меняет свой облик, превращаясь вдруг из друга во врага, и из любящего мужа в постороннего человека.
Часто автор шла по грани, показывая с одной стороны человеческую доброту, участие, а с другой стороны жестокость, граничащую с садизмом. Вот мы видим разведчика, попавшего в плен к «Азовцам», которые в прошлом «добрые» хлопцы, а сегодня они являются карателями-убийцами, пытающими человека ради потехи, и образ самого разведчика, принимающего смерть добровольно и осознанно ради идеи, ради чести.
Время от времени в труде Елены Лавровой возникает животное – это собака. Собаки в рассказах разные, но ситуации с ними очень похожи друг на друга. Здесь люди, которые сами лишены покоя и нормальной еды, обязательно заботятся о своих четвероногих друзьях, спасают их от смерти, кормят. Да, смерть, опасность и не наигранная человечность идут рядом в рассказах Елены Лавровой. Это не случайно, ведь автор хочет сказать нам всем, - «Вы люди! И в любой ситуации оставайтесь пожалуйста человеком, не забывайте о тех, кто находится рядом с вами…»
Читая рассказы Елены Лавровой, я невольно поймал себя на мысли, что «ведь материал-то отличный, и материалу-то этому надо бы в школе детям проходить». Мы все говорим о патриотическом воспитании… Однако, какое воспитание может быть вот без таких умных книг, которые и волнуют читателя, и вызывают гордость за героизм наших воинов-защитников, и учат нас всех любви к своей земле.
Да, в рассказах многое имеется. Так, на примере Павло, танкиста из ВСУ, попавшего в плен к мирным жителям Донбасса, мы можем видеть саму натуру тех солдат, которые воюют на стороне Киева. Павло унижается перед ополченцами, встает перед ними на колени, хотя они и не угрожают ему никак, а затем этот же Павло крадет у четы стариков, которые ему спасли жизнь, их семейные реликвии. С одной стороны, мы видим воинов, защищающих свою честь и землю, а с другой стороны перед нами встают образы грабителей, трусливых воров в форме ВСУ.
Автор смогла сделать чуть ли невозможное в литературном стиле, не применяя крепких выражений, - она смогла показать сам менталитет украинцев, или даже отличие менталитетов людей Донбасса от менталитета другой Украины. С одной стороны, мы видим менталитет людей производства, характер которых выкован в тяжких трудах и сохранивших свою древнюю память о предках из России, а с другой стороны, мы видим менталитет той отсталой, крестьянской Украины, которую возглавил Киев.
Сами рассказы Елены Лавровой – это постоянный выбор ее героев. С кем они? С привычной уже им Украиной или с древней своей памятью, которая связывает их с Большой Россией. Слезы и горе, героизм и самоотверженность переплелись в труде автора. Люди еще не верят, что «свои» могут стать настоящими карателями, как в кино, которое они когда-то смотрели про гитлеровцев. Здесь же показана и власть Киевского режима в образе чиновников и их отношения к беженцам с Донбасса… Наглые, надсмехающиеся лица украинских чиновников, которые выгнали беженцев на улицу из пансионата, и образы бандитов из «Азова» прямо выражают в труде образ Киевского режима во всех его красках. Здесь же предстает перед читателями простой украинский персонал, который неприязненно относится к беженцам лишь потому, что они русские, и что они жители Донбасса. На этом примере мы можем видеть, на что способна пропаганда, и с другой стороны – насколько же правильно утверждение о древней памяти, связывающей человека со своей историей.
Советую сборник рассказов Елены Лавровой прочитать, чтобы понять многое, что происходило на Донбассе все эти годы и почему наш русский Донбасс восстал… Из этого труда вы узнаете многое.
Лев Трапезников
********
Ждем книгу в электронном и бумажном варианте на ИД "Ленинград" - АСТ: https://ast.ru/book/separ-886557/?ysclid=m2jlcz0lm307518455
Комментарии 0