Александр Дмитриевич Харичев, начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов
После распада СССР в нашей стране начали бурно развиваться политические технологии. Основываясь преимущественно на американских и европейских примерах, они реализовывались по принципу «победа любой ценой». Выборы того времени напоминали красочные шоу: успех достигался за счет манипуляций общественным сознанием и агрессивной рекламы. Политические технологии «оживали» лишь в электоральные периоды, а в межвыборное «затишье» оставались невостребованными, поскольку были непригодны для решения реальных социальных проблем.
Но с годами положение дел изменилось. Одновременно со стабилизацией общественно-политической ситуации в нашей стране изменились и критерии оценки работы власти. Люди перестали верить в громкие лозунги и начали оценивать политических лидеров по их деятельности, способности слушать и слышать запросы простых граждан, решать их проблемы.
Возникший запрос на реальные дела не просто изменил отношение граждан к власти – он трансформировал саму сферу социальных и политических технологий. Новый контекст потребовал логичного перехода от разовых кампаний к системной работе, созданию платформ для открытого диалога между властью и гражданами, запуску действующих механизмов реализации общественно значимых инициатив и социальных проектов. В этой новой реальности главным ресурсом политических сил стало доверие – прочный фундамент общественных отношений, обеспечивающий стабильное и поступательное развитие государства.
От рейтингов к доверию
Доверие – это сложное социально-психологическое явление. В нем выражается отношение людей к власти и ее представителям. Оно всегда возникает в процессе взаимодействия, связано с конкретными ситуациями, динамически изменяется и может быть сформировано в результате целенаправленных действий.
Сочетание этих факторов можно представить, как формулу:
Доверие = Честность + Возможности + Мотивация Дистанция
В этой формуле у доверия есть два измерения. Первое – коммуникативное: что и как власть «говорит», насколько она честна в общении с людьми. Второе – деятельностное: какие решения принимает власть и как они влияют на жизнь простых граждан. Одно без другого не работает: обещания без действий обесцениваются, а действия без объяснений остаются непонятыми.
Честность
Честность – не абстрактная моральная категория, а непреложное правило доверительной коммуникации между властью и гражданами. В современном мире, где любая информация мгновенно становится публичной и проверяемой, люди особенно остро чувствуют фальшь. Перспектива услышать или прочесть в Интернете новость, искаженную практически до неузнаваемости, делает искренность со стороны власти невероятно ценной.
Честное и своевременное объяснение принятых решений, готовность вести конструктивный диалог с людьми и прислушиваться к их мнению укрепляют атмосферу доверия в обществе. Благодаря этому граждане ощущают свою значимость и сопричастность к процессам, которые происходят в стране.
Вместе с тем доверие рождается только там, где обещания становятся делами. Последовательность в словах и поступках показывает серьезность намерений политических лидеров и их способность держать обещания, данные людям. В таких условиях доверие не просто сохраняется – оно приумножается, потому что граждане видят: власть готова нести ответственность за сказанные слова и принятые решения.
Возможности
Возможности – это ресурсы и инструменты, которыми власть обладает и которые она готова использовать для улучшения жизни граждан. Политическая сила, которая понимает потребности общества, предлагает и реализует конструктивные решения, всегда будет пользоваться доверием.
Главным мерилом эффективности деятельности власти здесь становится конкретный, ощутимый результат. Новые рабочие места, достойная заработная плата, доступная медицина и качественное образование, комфортная городская среда – все это превращает абстрактные идеи в реальные возможности для каждого гражданина. Когда человек видит, что позитивные изменения затрагивают его собственную жизнь, доверие к власти превращается в устойчивое чувство уверенности и защищенности.
Мотивация
Мотивация – это готовность власти заботиться о людях, ставя во главу угла их интересы. Она проявляется в постоянном внимании к проблемам граждан, в стремлении поддержать и защитить их в трудных ситуациях, что, в свою очередь, формирует доверительную атмосферу в социуме.
Дистанция
Доверие общества к власти напрямую зависит от количества и качества информационных контактов между ними. Чем их больше – тем короче дистанция. Сократить разрыв между властью и гражданами можно посредством проведения системной информационной работы и развития диалоговых площадок – освещения деятельности в СМИ и социальных сетях, проведения приемов и встреч с гражданами, организации «прямых линий», совершенствования механизмов обратной связи. Такая коммуникация делает политику понятной и доступной, формирует атмосферу взаимного уважения. Сокращение дистанции – это практическое выражение честности, возможностей и мотивации власти. Оно создает ощущение близости государства, которое не скрывается за стеной бюрократических формальностей, а ведет открытый диалог с людьми.
Доверие – это фундамент, на котором зиждется политическая стабильность России. Оно рождается из честности и последовательности действий власти, из ее способности превращать возможности в реальные практические результаты, из мотивации и эмпатии, из постоянного стремления сокращать дистанцию между государством и гражданами.
Сегодня именно доверие становится опорой для долгосрочных просоциальных стратегий развития страны, успех которых измеряется конкретными показателями: улучшением качества жизни людей, укреплением социальной сплоченности и способностью общества противостоять жестким вызовам современности.
Социальная архитектура
Современный мир развивается с такой скоростью, что привычные социальные процессы изменяются прямо на наших глазах. То, что еще вчера казалось прочным и устойчивым, сегодня теряет свою силу. Глобальные экономические потрясения, технологические прорывы и социокультурные кризисы – все это складывается в единый узор, который отечественные исследователи называют «идеальным штормом» социальных изменений.
Мы наблюдаем, как трансформируются старые модели обучения и трудовой деятельности, как цифровые технологии меняют не только способы коммуникации, но и саму социальную реальность. Демографические процессы обостряют нагрузку на социальную систему, а геополитическая турбулентность создает постоянное ощущение непредсказуемости будущего.
Вызовы XXI-го века не оставляют пространства для реактивных действий и временных решений. Они требуют от нас построения моделей социальных изменений, основанных на точных прогнозах, ориентированных на достижение целевого образа будущего страны и воплощающихся в конкретных социальных проектах.
Решение этой задачи возможно в рамках социальной архитектуры – комплексного подхода к построению новой социальной реальности, объединяющей передовые научные разработки в области прогнозирования, футурологические модели будущего России и реальные практики реализации общественно значимых проектов.
Главной задачей отечественной социальной архитектуры, как неоднократно от- мечал Первый заместитель Руководителя Администрации Президента России Сергей Владиленович Кириенко, является повышение качества жизни в нашей стране за счет реализации социальных проектов различной направленности.
Важно сказать, что социальная архитектура – это новое профессиональное направление, которое появилось в России сравнительно недавно. Оно опирается на успешные практики из разных сфер, в том числе и на политические технологии. В связи с этим социальную архитектуру иногда ошибочно называют «переродившейся» социальной инженерией.
В источниках, преимущественно западных, действительно можно найти примеры, в которых манипулятивные подходы «инжиниринга» пытаются прикрыть более благозвучным именем социальной архитектуры. Отечественная общественно-политическая мысль опирается на деятельностный подход, что позволяет рассматривать социальную архитектуру как инструмент созидания. Это отличает наше видение проектирования и реализации социальных изменений от технологий манипулирования общественным сознанием, характерных для западных стран.
Социальная архитектура — это целенаправленная деятельность по проектированию и организации общественно значимых изменений, объединяющая стратегическое видение будущего, масштабные инициативы и конкретные практики в единую систему, направленную на развитие новых социальных систем.
Концептуальную модель социальной архитектуры можно представить в виде двухуровневой пирамиды: верхняя часть отвечает за сценарии и образы будущего, а нижняя – за их практическое воплощение в настоящем. Такая структура демонстрирует связь между стратегическим видением вероятностного и желаемого будущего России и конкретными механизмами его достижения.
Верхний уровень – уровень социального моделирования. Он объединяет в себе два магистральных направления деятельности – прогнозирование и построение сценариев изменения ситуации в России и мире, а также формирование образов будущего как стратегических ориентиров развития нашей страны.
С одной стороны, верхний уровень социальной архитектуры опирается на точные прогнозы. Выстраиваются возможные сценарии развития общественно-политической ситуации в стране, ведется мониторинг глобальных трендов, анализируется характер и сила влияния изменений в технологической, военной, социальной и других сферах на социально-психологическое состояние российского общества. Это позволяет формировать предсказуемую картину будущего, в которой одновременно видны угрозы и возможности для роста, способные определить вектор развития России в будущем.
С другой стороны, социальное моделирование предусматривает использование более гибких инструментов. Они позволяют работать с футурологическими концепциями, которые открывают простор для концептуального осмысления траектории развития России и формирования образов ее будущего. Наряду с точными прогнозами развивается «культура мечты» об идеальном будущем нашей страны, образ которого опирается на наш цивилизационный код.
На стыке этих направлений создаются модели позитивных социальных изменений – своего рода «конструкторы будущего», которые задают смысловую рамку для стратегического планирования и практической реализации решений, направленных на сохранение и развитие России как цивилизационной системы.
Уровень социального проектирования связан с настоящим.
Проекты можно условно разделить на два типа:
• Ценностно-ориентированные проекты – актуализируют традиционные российские духовно-нравственные ценности, укрепляют общероссийскую гражданскую идентичность и обеспечивают сохранение нашего цивилизационного кода.
• Проблемно-ориентированные проекты – направлены на решение конкретных социальных проблем в различных сферах (демография, городская среда, образование и др.) и улучшение качества жизни людей «здесь и сейчас».
В развязанной против нашей страны информационно-психологической войне социальное проектирование становится стратегическим инструментом, который обеспечивает политический суверенитет, укрепляет доверие общества к государству и задает долгосрочную траекторию развития России.
За прошедшие десятилетия в нашей стране было успешно реализовано значительное количество ценностно-ориентированных проектов. Вот лишь некоторые из них.
Проект «Бессмертный полк» стал символом сохранения исторической памяти. Зародившись как региональная инициатива, он превратился в движение мирового масштаба: только в 2025 году участие в акции приняли более 14 млн человек в разных странах. Социальный эффект этого проекта выходит далеко за рамки массовых памятных акций: движение стало устойчивым механизмом межпоколенческой консолидации, укрепляющим ценности преемственности поколений и исторической памяти о великом подвиге наших предков, формирующим идентичность на основании сопричастности к судьбе нашего Отечества.
Другим ярким примером ценностно-ориентированного проекта является широкомасштабное развитие волонтерского движения в России. В его основе лежат ценности доверия и взаимопомощи. Если еще несколько десятилетий назад в нашей стране не существовало массового добровольческого движения, то сегодня в него вовлечены миллионы граждан, объединенные в поисково-спасательные, экологические, патриотические и иные организации. Тысячи волонтеров оказывают помощь нашим бойцам на передовой, выполняют гуманитарные миссии в Донбассе, Новороссии, приграничных регионах, реализуют социально значимые инициативы.
Волонтерское движение стало не просто формой социальной активности, а символом объединения неравнодушных граждан вокруг ключевых для нашего общества ценностей: оказания безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается, несения личной ответственности каждого гражданина за будущее нашей общей Родины.
К числу ключевых ценностно-ориентированных проектов относится и президентская платформа «Россия – страна возможностей», созданная по инициативе Президента Российской Федерации в 2018 году. Главная ценность в рамках ее деятельности – повышение уверенности граждан в возможности самореализации внутри страны. В 2017 году этот показатель составлял всего 37%. В те годы особенно остро встал вопрос о необходимости комплексного обновления подходов к развитию человеческого потенциала и формированию кадрового резерва страны для сохранения ее конкурентоспособности. Ответом на этот вызов стал конкурс управленцев «Лидеры России», через кадровую систему которого за семь лет прошло более 1 млн человек.
За время существования президентской платформы ее возможностями воспользовались более 25 млн россиян, реализовано свыше 60 проектов, конкурсов и олимпиад, а уровень уверенности граждан в том, что Россия действительно является страной возможностей, достиг рекордных 83%.
В феврале 2025 года на базе платформы был запущен Конкурс социальных архитекторов. Он направлен на поиск управленцев современного типа – тех, кто способен анализировать актуальные социальные процессы, находить нестандартные решения и воплощать их в общественно значимых проектах. Уже на старте конкурс вызвал широкий интерес: подано свыше 7,5 тыс. заявок из всех регионов России и из-за рубежа. В очный финал вышли 220 конкурсантов, показавших лучшие результаты. Этот проект продемонстрировал высокую востребованность инициатив, направленных на формирование профессионального сообщества, способного не только разрабатывать, но и реализовывать проекты, укрепляющие социальное доверие и обеспечивающие устойчивое развитие России.
Когда началась специальная военная операция, на граждан России обрушилась вся мощь информационно-пропагандистской машины недружественных стран. Одним из ключевых направлений атаки была экономическая и технологическая устойчивость нашей страны. Круглосуточно распространялись экспертные прогнозы о том, что вскоре наша страна «вернется в каменный век», оказавшись отрезанной от современных благ и технологий. В этот момент особенно важно было показать соотечественникам, что Россия не только не откатится назад в вопросах развития производства, науки и технологий, но и каждый день будет уверенно двигаться вперед.
Так появилась Международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ. Она стала площадкой, где регионы страны, включая Донбасс и Новороссию, представили не только свою культурную самобытность и историческое наследие, но и достижения современности, которыми может гордиться каждый гражданин России. За восемь месяцев работы выставку посетили 18,5 млн человек, в том числе делегации из 101 страны мира.
Проект произвел колоссальный социальный эффект: он подарил людям возможность испытать гордость за страну, ощутить сопричастность к величию нашей Родины. Согласно данным социологических опросов, 99% посетителей выставки испытали гордость за Россию, 96% – узнали новое о своей стране и регионе, а 93% – почувствовали уверенность в завтрашнем дне.
Масштаб и значимость выставки оказались настолько высоки, что Президент России принял решение о создании «Национального центра «Россия» – пространства визуализации национальной гордости, которое станет точкой притяжения и источником вдохновения для всех граждан страны.
Социальное проектирование в формате решения конкретных проблем может реализовываться на разных уровнях – от локального до федерального.
Например, с 2011 года Государственная корпорация «Росатом» реализует в городах своего присутствия проект «Школа Росатома». Импульсом к появлению инициативы послужила необходимость повышения качества образования. В рамках проекта произошла интеграция школ атомных городов в большое всероссийское образовательное пространство, дети и учителя получили доступ к передовым образовательным технологиям, возможность пройти стажировки, развивать свои таланты, а также регулярно повышать свой профессиональный уровень. Выпускники «Школы Росатома» становятся частью кадрового резерва отрасли, обеспечивая приток высококвалифицированных специалистов и укрепляя технологический суверенитет России.
Другим успешным примером эффективного социального проектирования стал региональный проект Мурманской области «На Севере жить!». Его цель – переломить устойчивую негативную тенденцию оттока населения из региона и показать, что там можно не только выживать, но и комфортно жить: работать, развиваться, строить семью и воспитывать детей.
Благодаря целому комплексу принятых мер – от улучшения городской среды и социальных условий до продвижения новых возможностей для самореализации, – область постепенно превращается в территорию притяжения, где люди видят перспективы личного и профессионального развития. Впервые за 35 лет миграционный баланс региона изменился: число тех, кто приехал в Мурманскую область, превысило число уехавших.
Безусловно, описать все возможные сферы прикладного применения социальной архитектуры невозможно: они разнообразны по своим характеристикам, зависят от содержательных и функциональных особенностей того или иного проекта.
Описанные выше примеры показывают лишь малую часть огромной работы, которая ведется в регионах России. Подобные инициативы действуют во всех субъектах страны, охватывая самые разные сферы – от демографии и экономики до экологии, образования и городской среды. Каждый такой проект становится шагом в решении глобальной задачи: строить будущее России, создавая достойные и комфортные условия для жизни уже сегодня.
В России – жить!

Комментарии 0