Загрузка данных

Трансформация делового климата

  • 11 марта 2019 г.
  • 6670
  • 0

Министерство экономического развития РФ запустило масштабный проект реализации плана мероприятий по трансформации делового климата. Он принят распоряжением Правительства Российской Федерации 17 января 2019 г. № 20-р для упрощения ведения бизнеса.  Проект «Трансформация делового климата» представляет собой механизм оперативного реагирования власти на запросы бизнес-сообщества России.

Цели и особенности проекта

Цель трансформации делового климата в 2019-2024 гг - снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в федеральных нормативных правовых актах.

Ключевая особенность плана ТДК - максимально активное вовлечение предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ. Для обсуждения поступающих инициатив на площадках деловых объединений созданы профильные экспертные группы, в состав которых включаются представители бизнес-сообщества и федеральных органов власти, которым впоследствии предстоит осуществлять реализацию инициатив.

Бизнес включен в  изменения делового климата на всех этапах: от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения до оценки качества работы органов власти.

Источником инициатив в рамках ТДК могут быть не только представители предпринимательского сообщества, но и органы власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального), деловые ассоциации, научные организации и т. д. 

Проект «Трансформация делового климата» (ТДК) является логическим продолжением системной работы Правительства Российской Федерации по реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Одновременно с утверждением плана ТДК «дорожные карты» упразднены, а неисполненные мероприятия, которые определены бизнесом как актуальные, включены в ТДК.

Особенностью нового проекта по изменению делового климата является тот факт, что в отличие от "дорожных карт", где содержались только новые мероприятия, которые еще предстоит реализовать федеральным органам власти, будет содержаться так называемый статичный блок мероприятий. Это мероприятия, реализуемые в рамках Национальных проектов и требующие, по мнению бизнес-сообщества, активизации усилий органов власти по их реализации.

Учитывая вовлеченность в процесс реализации ТДК различных заинтересованных органов власти, при поступлении новых предложений удастся обеспечить синхронизацию ТДК с иными программными документами, в том числе посредством интеграции инициатив в действующие программные документы. В частности, в нациаональные проекты (программы). Данный подход позволит исключить дублирование идентичных мероприятий в разных программных документах.

Порядок организации работы ТДК на федеральном уровне

Для обсуждения поступающих инициатив на площадках деловых объединений созданы профильные экспертные группы, в состав которых включаются представители бизнес-сообщества и федеральных органов власти, которым впоследствии предстоит осуществлять реализацию инициатив.

Деловая Россия: 

  • Развитие человеческого капитала
  • Повышение качества государственных услуг в сфере кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершенствование государственной кадастровой оценки
  • Таможенное администрирование
  • Предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства 

РСПП

  • Контрольно-надзорная деятельность 
  • Налоговое администрирование и фискальная нагрузка 
  • Экология

ТПП России

  • Регистрация и прекращение деятельности юридических лиц 
  • Технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения 
  • Градостроительная деятельность и территориальное планирование 

Опора России

  • Развитие предпринимательства в сфере туризма
  • Защита интелектуальных прав

Аналитический центр при Правительстве РФ

  • Защита прав и законных интересов 

Российский Экспортный Центр

  • Международная торговля и развитие экспорта

Аналитический центр «Форум»

  • Совершенствование корпоративного управления 


Основная задача экспертных групп - анализ инициатив на предмет определения актуальности заявленной проблематики, а также их обсуждение с профильными федеральными органами исполнительной власти. Доработка предложений и выработка консолидированной позиции бизнеса и власти по решению имеющейся проблематики (при необходимости).

В ходе обсуждения предложений всеми заинтересованными сторонами (ведомства и бизнес) формируется итоговый согласованный перечень мероприятий. Инициативы, по которым не достигнута договоренность, оформляются в виде таблицы разногласий. Протоколы заседаний экспертных групп с принятыми решениями направляются в Минэкономразвития России как координирующий центр ТДК.

Дальнейшая работа по снятию разногласий и выработке мер, которые будут отвечать запросам бизнеса и поддерживаться ведомствами, организуется в рамках Подкомиссии по обеспечению устойчивого развития российской экономики Правительственной комиссии по экономическому развитию интеграции, руководителем который является Министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин.

Наличие такого координирующего органа правительственного уровня позволяет оперативно устронять возникающие разногласия между ведомствами, находить оптимальные решения и обеспечивать согласованность действий всех федеральных органов по реализации ТДК.

По итогам указанной работы Минэкономразвития России два раза в год будет формировать проект распоряжения Правительства Российской Федерации, содержащий соответствующий перечень мероприятий по реализации предложений бизнеса.

На сегодняшний день в распоряжении Правительства Российской Федерации включено 150 инициатив по 12 направлениям в приорететных сферах предпринимательского климата:

  • технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • градостроительная деятельность и территорияальное планирование;
  • повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершенствование государственной кадастровой оценки;
  • таможенное администрирование;
  • международная торговля и развитие экспорта;
  • доступ субъектов МСП к закупкам компаний с государственным участием;
  • доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам;
  • регистрация юридического лица;
  • развитие человеческого капитала;
  • совершенствование корпоративного управления;
  • налоговое администрирование и фискальная нагрузка;
  • контрольно-надзорная деятельность.

Указанный перечень приоритетных направлений не является исчерпывающим и будет дополняться в зависимости от инициатив, поступающих от предпринимательского сообщества.

Так, в настоящее время в рамках второго этапа плана мероприятий ТДК, количество направлений увеличивается до 16. Добавлены:

  • Развитие предпринимательства в сфере туризма
  • Защита интеллектуальных прав
  • Предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства
  • Защита прав и законных интересов
  • Экология

Таким образом, направления ТДК формируются исходя из приоритетов бизнеса, и это еще одна из особенностей проекта.

Механизм ТДК станет точкой входа для всех инициатив по улучшению условий ведения бизнеса. Аккумуляция инициатив в едином документе позволит обеспечить комплексную координацию и контроль реализации реформ.

Для оперативного реагирования на изменения макроэкономической ситуации и запросы предпринимательского сообщества работа по наполнению ТДК организуется на системной основе, план мероприятий ТДК будет актуализироваться два раза в год.

В целях мониторинга мероприятий ТДК будет использовать доказавший свою эффективность в ходе реализации "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы механизм общественного анализа бизнес-сообществом фактического выполнения мероприятий, эффективности действия соответствующего института (нормы, инструмента и пр.) и проведения опросов предпринимателей для оценки степени удостоверенности изменениями в указанной сфере.

Роль региональныйх огранов власти в реализации ТДК

Проект «Трансформация делового климата»призван активизировать взаимодействие власти и бизнеса по выявлению административных барьеров и совместному формированию повестки реформ. Минэкономразвития России в данной работе является координирующим центром, своеобразной «точккой входа» всех инициатив бизнеса. При этом, несомненно, ТДК - это дополнительная возможность регионов усилить диалог с бизнесом по формированию благоприятного инвестиционного климата.

В этой связи Минэкономразвития России рекомендует региональные органам государственной власти организовать аналогичную работу по сбору, анализу и аккумуляции предпринимательских инициатив, направленных на снятие нормативных ограничений ведения бизнеса.

На региональном уровне обсуждения поступающих инициатив целесообразно организовать на различных уже существующих в регионе экспертных площадках - в рамках советов по инвестиционному климату, на базе деловых объединений, в рамках различных действующих экспертных групп и др.

Масштабирование ТДК на региональный уровень позволит субъектам Росссийской Федерации на систематической основе:

  • выявлять нормативные ограничения, устранение которых возможно на уровне субъекта Российской Федерации;
  • обеспечить оперативное реагирование на запросы бизнеса , в том числе путем совершенствования регионального законодательства;
  • участвовать в формировании повестки реформ на федеральном уровне.

Опыт взаимодействия с бизнесом по обсуждению инициатив показывает высокую компетенцию предпринимателей в формулировании проблемных запросов. При этом задачи по анализу заявлений проблематики и определению возможных вариантов решения, несомненно, - сфера ведения органов власти.

В этой связи значимая роль по определению мер, направленных на снятие нормативных ограничений, в том числе определение актов, требующих принятия, изменения, упразднения и т.д., отводится именно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По итогам проводимой работы предложения в части изменения федерального законодательства региональные органы государственной власти представляют в Минэкономразвития России для дальнейшего рассмотрения в рамках ТДК.

Координатор от Минэкономразвития РФ: начальник отдела инвестиционной политики Департамента инвестиционной политики Баскакова Гюзель Гумаровна.

 

 

Опубликовано: Администратор №19

6670

Комментарии 0