Уважаемый Владимир Владимирович!
Прошу рассмотреть мою инициативу по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации.
Ответственные исполнители: Руководители субъектов РФ. Заместитель Председателя Правительства Хуснуллин М.Ш. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Файзуллин И.Э.
Обоснование:
В 2008 году В.В. Путин на совещании в Минэнерго (18.06.2008г.[1]) по вопросам реформирования электроэнергетики поставил задачу - снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 году.
Речь шла о снижении энергопотребления. Повышение энергоэффективности – это не только создание новых технологичных сфер бизнеса и производство новых высокотехнологичных товаров, модернизация промышленности, но и улучшение условий проживания граждан, снижение расходов на коммунальные платежи. Анализ возможных мероприятий по энергоэффективности показал, что основная их часть привлекательна для частных инвестиций и в первую осчередь для предприятий среднеги и малого базнеса. В Министерстве экономического развития рассчитывали привлечь в сферу энергосбережения именно частный капитал.
Во исполнение поручения была утверждена государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»[2]. Одним из основных организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры» было «совершенствование налоговой политики, стимулирующей экономию энергетических ресурсов». В результате на федеральном уровне была предусмотрена льгота налога на имущество п.21 ст.381 Налогового Кодекса России предоставляемая организациям в отношении вновь вводимых объектов жилищного строительства, имеющих высокую энергетическую эффективность.
(П.2 СТ.381 Организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества).
Строительные компании и застройщики, внедряющие в производство и строительство на территории Российской Федерации энергоэффективное жилье, вложили и вкладывают собственные средства в новые технологии, приводя объекты жилищного строительства к высокому классу энергоэфеективности. Такой подход позволяет в дальнейшем жильцам существенно экономить на сумме коммунальных платежей, а властям - на инвестициях в инженерные коммуникации, так как происходит сокращение мощности потребления тепло- и электроэнергии. Повышение класса энергоэффективности связано не только с вложениями в приобретением новых технологий производства, но и с дополнительными (прямыми) расходами при строительстве.
25.01.2017г. Президент РФ Путин В.В. дал поручение российскому правительству[3] уделять особое внимание повышению энергоэффективности экономики, в том числе созданию возобновляемых источников энергии, при разработке документов стратегического планирования и плана действий правительства на 2017–2025 годы. По результатам этого поручения был утвержден комплексной план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации[1] с передачей значительных полномочий субъектам РФ с целью мобилизации государственной энергоэффективной политики. Также принят Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения в ст.381.1 Налогового Кодекса России и определил, что льгота, установленная п.21 ст.381 (льготирующая энергоэффективные объекты), применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации.
Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации (далее - план) предусматривает реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение энергетической эффективности экономики Российской Федерации, в отношении предприятий промышленности, регулируемых организаций, организаций с государственным участием, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов.
Мероприятия плана направлены на обеспечение модернизации основных фондов, на увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем до 1,5 процента в год, а также на обеспечение сокращения технологического отставания Российской Федерации от ведущих стран.
Для обеспечения реализации мероприятий в области энергосбережения планом предусматривается сочетание мер прямого административного воздействия и стимулирующих мер, а также мероприятий, направленных на информационное и методологическое обеспечение реализации государственной политики по повышению энергоэффективности. При этом для целей реализации эффективной политики в области повышения энергоэффективности представляется целесообразным применение мер государственного регулирования, обеспечивающих нагрузку на регулируемые субъекты, адекватную достигаемым в результате их реализации эффектам, состоянию и возможностям таких субъектов.
Учитывая необходимость реализации эффективной государственной политики на региональном уровне, планом предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К сожалению не все Субъекты Российской Федерации, воспользовались предоставленной возможностью федерального законодательства (кроме Республика Алтай, Липецкая область, Омская область, Сахалинская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область[5]) при переданных полномочиях на региональный уровень, тем самым фактически лишили многие организации, преференций (которые ранее существовали на уровне федерального нормотворчества) по отношению к участникам рынка, т.е. увеличили бремя их расходов.
Прошу рассмотреть инициативу:
Восстановить на территории всех субъектов РФ налоговую льготу, установленной п.21 ст.381 Налогового Кодекса России предоставляемую организациям в отношении вновь вводимых объектов жилищного строительства, имеющих высокую энергетическую эффективность.
История ответов:
1. Администрация Президента (смотреть)
2. Министерство Финансов РФ (смотреть)
3. Министерство Экономического Развития РФ (смотреть)
4. Минстрой РФ (смотреть)
(1)https://www.rosteplo.ru/news/2008/06/19/1213856235-vladimir-putin-ehnergoehffektivnost-ehkonomiki-rossii
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р «Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»»
[3] «Правительству РФ… предусмотреть… установление целевых показателей энергоэффективности экономики в целом и по основным ее секторам, а также реализацию комплекса мер по повышению такой энергоэффективности, включая создание и использование возобновляемых источников энергии, развитие микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии»
[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. № 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации»
[5] Данные о региональных налоговых льготах по налогу на имущество организаций – источник Контру. Норматив
Комментарии 10
Алексей Маулитжанович, спасибо за инициативу. Поддерживаю!
Исходящий номер А26-02-126774771
Текст уведомления
Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации получено 04.12.2020 г. в форме электронного документа и зарегистрировано 04.12.2020 г. за № 1267747. Для обеспечения получения Вами ответа по существу поставленных Вами вопросов Ваше обращение направлено в Министерство экономического развития Российской Федерации, в Министерство финансов Российской Федерации с сопроводительным письмом.