Загрузка данных
Публикация

А. Тумхаджиев: Наша задача – развить транспортную инфраструктуру Чеченской Республики

  • 23 октября 2019 г.
  • 0

Вопросам дорожной отрасли в Чеченской Республике уделяется особое внимание, так как быстрые темпы роста социально-экономического развития и возрастающие транспортные потоки заставляют по-новому подходить как к качеству покрытий дорог, так и маршрутам транспортного сообщения.

В преддверии Дня работников дорожного хозяйства, который традиционно отмечается ежегодно в третье воскресенье октября, на вопросы развития и содержания дорожной сети республики ответил заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики — министр автомобильных дорог Чеченской Республики Абубакар Тумхаджиев.

Абубакар Бухаруевич, что представляет собой дорожная сеть республики?

– На сегодняшний день дорожная сеть республики составляет 12 706,4км дорог. Из них: 246,3км — федеральные дороги, 3 039,8км — региональные и 9 420,3 км муниципальные. В настоящее время полностью асфальтобетонное покрытие имеет только федеральная сеть.

Из общей протяженности дорог регионального значения асфальтобетонное покрытие имеют 55% дорог, что составляет 1 671,9 км; 37,5 % имеют гравийное покрытие –1141,4 км и 7,5 % грунтовое – 226,5 км. На дорогах регионального значения расположено 243 моста общей протяженностью 7955 п.м., 1500 трубных переходов и 22 железнодорожных переезда.

Намного хуже положение на муниципальных дорогах. Здесь только 20% дорог имеют асфальтобетонное покрытие, 50% имеют гравийное покрытие и грунтовое -30% дорог.

Министерством автомобильных дорог Чеченской Республики обеспечивает развитие и содержание региональных дорог общего пользования.

— Как мы уже знаем, в ходе двух военных кампаний дорожное хозяйство республики было почти полностью разрушено. Какая работа проделана управлением дорог республики за прошедшие годы по приведению дорожной сети в нормативное состояние?

— За прошедшие годы дорожниками ЧР проведена огромная работа по восстановлению дорожного хозяйства. Благодаря мужеству и дальновидности Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова республика взяла уверенный курс на восстановление и мирное развитие. Надо отметить, что даже в этот тяжелый послевоенный период работа дорожников не останавливалась ни на один день. Они разбирали завалы на дорогах, расчищали их, восстанавливали проезды по мостам, обеспечивали объездное транспортное сообщение…

Ахмат-Хаджи Кадыровым была поставлена задача восстановить транспортное сообщение ко всем населенным пунктам, он был уверен, что военные действия будут прекращены и народ обязательно вернется в республику. А для этого нужен был хотя бы проезд в населенные пункты. Помню, как Ахмат- Хаджи сам стоял на блокпостах, чтобы дорожникам не чинили препятствия.

К сожалению, он не успел осуществить свои планы по возрождению республики. А ту республику, о которой он мечтал, создал Глава ЧР, Герой России Рамзан Кадыров. Особое внимание Рамзан Ахматович уделял и продолжает уделять развитию дорожной отрасли республики.

За 2001 — 2018 годы после восстановления, строительства и реконструкции было введено 1 246,7 км дорог, 96 мостов и 14 производственных баз. Отремонтировано более 1 000 км дорог. Несмотря на проведенный объем работ, доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, в 2018 году составила только 46,5%, а под современные нагрузки рассчитаны только 49% мостов, что свидетельствует о масштабах разрушений.

К тому же, надо учитывать и то, что до 2008 года, т.е. с 2001-го по 2007-й годы, в основном на дорогах и мостах проводились только восстановительные работы для проезда. То есть, эти работы не обеспечивали доведение состояния дорог и мостов до нормативного состояния, поэтому в последующем дороги нуждались в реконструкции, а мосты — даже в замене.

Также на состоянии дорог отразился и тот факт, что из-за недостаточности средств неоднократно пропускались межремонтные сроки. В полной мере не обеспечивалось содержание дорог. Это сильно сказывается на транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, даже вновь построенных и реконструированных. Но, несмотря на все имеющиеся трудности, дорожниками планомерно проводилась работа по приведению дорожной сети в нормативное состояние.

Перед Министерством автомобильных дорог стоит задача — дополнительно создать необходимые объекты дорожного хозяйства и обеспечить повышение транспортно-эксплуатационного состояния существующей дорожной сети. Это постоянная работа, так как Чеченская Республика активно развивается, вводятся новые объекты экономики и социальной сферы, расширяется территория жилой застройки, развивается туристско-рекреационная деятельность. Ни одно из этих направлений сферы деятельности не может функционировать и развиваться без наличия коммуникаций, обеспечивающих транспортную связь.

Работа ведется согласно утверждаемой ежегодно республиканской программе «Развитие дорожной отрасли». Также мы участвуем в нескольких федеральных программах, действующих в рамках реализации задач в дорожном хозяйстве.

При разработке Программы мы учитываем поручения Президента Российской Федерации и Главы Чеченской Республики, Правительства РФ и Правительства ЧР по решению проблемных вопросов в развитии дорожной сети.

— Как известно, часть дорог республики проходит по горной местности. Насколько эффективно проводится работа по обеспечению транспортной связью горных районов республики?

 — Главой Чеченской Республики изначально была поставлена задача возродить жизнь в горах и обеспечить население всеми условиями для труда и быта. По поручению Рамзана Ахматовича в республике разработана и реализуется отдельная программа развития горных районов, выполнение которой находится под особым контролем. В этой программе особое место отведено созданию надежной дорожной сети.

В Чеченской Республике по горной местности проходит 37% дорог от общей протяженности региональной сети. Из них только 32 % имеют асфальтобетонное покрытие, 56 % имеют гравийное покрытие и 12 % — естественное.

В горных районах множество населенных пунктов расположено в труднодоступных местах, и многие из них не имели транспортной связи с опорной сетью дорог по дорогам с твердым покрытием.

С 2011 по 2018 годы построены подъезды с твердым покрытием к 31 населенному пункту общей протяженностью 99,8 км с привлечением средств из федерального бюджета и при долевом участии республиканского бюджета. И большей частью — это подъезды к горным селам. Работа в этом направлении предстоит огромная, так как таких населенных пунктов в республике еще в пределах сорока, в том числе и в горных районах.

 — Природные катаклизмы нередко влияют на состояние автомобильной дороги. Как дорожники справляются с чрезвычайными ситуациями, которые возникают на дорогах?

— Чаще всего чрезвычайные ситуации случаются в горных районах: сход снежных лавин, камнепады, осыпи, обвалы, оползни и селевые стоки, наводнение. Ликвидация последствий происходит в очень стесненных условиях: вплотную подступающие горные массивы с одной стороны и глубокие обрывы с другой стороны. При повреждении моста и разрушении дорожного полотна зачастую отсутствует возможность организации объезда. Поэтому восстановление проезда в горных районах имеет жизненно важное значение. Проезд по горным дорогам обеспечивается в любую погоду круглогодично. Конечно, бывают чрезвычайные ситуации, в результате которых разрушаются мосты и сносится дорога. Но за короткий период дорожниками обеспечивается проезд.

— Чеченская Республика известна своими качественными дорогами. А как обстоят дела с мостами, которые на обслуживании министерства, и отвечают ли они современным требованиям?

— В настоящее время на обслуживании Минавтодора 243 моста, из них соответствуют нормативным требованиям только 119 мостов (49%).

Необходимо отметить, что около 60 мостов из них расположены в зоне высокого риска, ввиду подверженности территорий чрезвычайным ситуациям — оползням, селевым стокам, а 26 мостов находятся в аварийном состоянии. Ежегодно меры принимаются, но пока динамика строительства и реконструкции неутешительная, так как средства не позволяют вести планомерную работу. Современные нагрузки, высокая интенсивность движения требуют других инженерных сооружений. Даже некоторые мосты и трубные переходы, путепроводы, которые мы строили и реконструировали в предыдущие годы не соответствуют этим нагрузкам. Опять-таки, все вопросы упираются в финансирование.

— Какие работы по строительству, реконструкции, ремонту и капремонту проведены в 2019 году?

— В 2019 году Министерством было запланировано строительство и реконструкция автомобильных дорог по 10 направлениям общей протяженностью 45,85 км, из которых 8 автодорог будут введены в эксплуатацию в 2019 году. Две дороги, на которых мы работали в этом году, будут введены в эксплуатацию в 2020 году (переходящие объекты).

 Также, в этом году Министерством запланировано строительство и реконструкция пяти мостов общей протяженностью 195,61 п.м., из которых два протяженностью 86,36 п.м. уже введены в эксплуатацию, еще два протяженностью 85,25 п.м. будут введены до конца года, а один мост — переходящий на 2020 год. Капремонтом охвачено четыре объекта. Ремонт произведен на 29 дорогах, протяженностью 118,2 км. Значительный объем выполнен по аварийно-восстановительным работам.

 Осуществляется содержание всей сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Большое внимание уделялось изготовлению проектно-сметной документации, так как от этого зависит своевременное выполнение работ и участие в федеральных программах.

 — Абубакар Бухаруевич, Вы — куратор региональных проектов нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартовал в республике в текущем году. Какие задачи планируется решить в рамках данного проекта?

— В целях улучшения состояния дорожной сети и во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018г. № 204 Министерством в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализуются два региональных проекта: «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства».

Региональный проект «Дорожная сеть» предусматривает достижение следующих показателей до 2024г.: доведение доли автомобильных дорог регионального значения общего пользования Чеченской Республики, соответствующих нормативным требованиям, до 50%; доведение доли дорожной сети Грозненской городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии, до 85,5% и снижение доли автомобильных дорог регионального значения общего пользования Чеченской Республики, работающих в режиме перегрузки, до 3,7 %.

 — Абубакар Бухаруевич, хорошие дороги республики — это, несомненно, заслуга наших дорожников. Расскажите, пожалуйста, какие люди работают в дорожной отрасли республики, и чтобы Вы хотели им пожелать в Ваш профессиональный праздник?

 — Успехи, достигнутые в дорожной отрасли, обеспечили дорогам Чеченской Республики имидж самых лучших дорог на Северном Кавказе и среди большинства регионов России. В это вложен огромный труд дорожников. В Министерстве автомобильных дорог и подведомственных предприятиях, а также подрядных организациях трудятся высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, которые успешно делятся своими знаниями и навыками с молодежью.   

Труд дорожников высоко оценен на федеральном и региональном уровнях. Здесь трудятся кавалеры ордена Первого Президента Чеченской Республики А. Кадырова, почетные дорожники России, заслуженные строители Чеченской Республики, обладатели медали «За заслуги перед Отечеством». Многие награждены почетными грамотами и благодарственными письмами Главы Чеченской Республики, Правительства Чеченской Республики, Министерства транспорта Российской Федерации, а также Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики.

 В наш профессиональный праздник хочу пожелать всем работникам дорожного хозяйства и ветеранам отрасли крепкого здоровья, огромного счастья и мирных дорог.

Опубликовано: Анастасия Краснова


Комментарии 0