Глава Минкавказа России Сергей Чеботарев во время визита в Дагестан предложил построить в республике дополнительный морской порт, который должен специализироваться, в том числе и на железнодорожных грузах.
Новый порт позволит соединить Каспий с Чёрным морем через железную дорогу и через автомобильные трассы. Чеботарев не первый и не единственный, кто озвучил идею такого строительства. В августе прошлого года президент России Владимир Путин на V Каспийском саммите объявил о строительстве глубоководного порта в Касписке до 225 года. Спустя три месяца сенатор Совфеда РФ Сулейман Керимов заявил о строительстве порта на юге республики. Похожее заявление делал во время визита в Дербент полпред президента РФ в СКФО Александр Матовников.
О необходимости нового порта чиновники говорили и раньше, но проект так и не начался.
Главный экономист фонда «Реальная политика» Халил Халилов в интервью журналисту коррпункта Федеральной лезгинской национально-культурной автономии пояснил, какой именно по структуре порт имел в виду глава Минкавказа.
«Российские порты должны быть интегрированы с главными транспортными узлами и коридорами международной торговли, образующими единый транспортный узел в Каспийском регионе, - пояснил эксперт. - Использование российской промышленной продукции должно быть в приоритете.
Поскольку Иран также имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру, развитие торговли с этим государством будет способствовать выходу (продвижению) российских товаров (в том числе промышленной продукции) на рынок Ирана, а также Индии и стран Персидского залива.
Для реализации этих планов принята Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Она предполагает модернизацию и перепрофилирование портовых мощностей, строительство двух новых - грузового и пассажирского - морских портов на территории Республики Дагестан, а также развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам.
Одновременно с созданием портовых мощностей представляется целесообразным создание на российских верфях современных судов и объектов морской техники.
Также планируется ряд мер, которые помогут развитию Каспийского региона. В частности - создание промышленных кластеров для формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей – Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.
Стратегию планируется реализовать в три этапа: первый этап (до 2020 года) – подготовительный, второй этап (2020–2025 годы) – основной, третий этап (2026–2030 годы) – перспективный.
В рамках перспективного этапа реализации Стратегии планируется проработать вопрос развития торговых отношений со всеми прикаспийскими странами с учётом расширения мощностей нового морского глубоководного порта (терминала).
В 2019 году должны быть завершены:
разработка туристических программ по развитию морского и речного туризма;
- создание предпосылок для увеличения потребности в строительстве новых современных грузовых, пассажирских, круизных и других судов для перевозок в Каспийском море, а также определение источников и объемов финансирования с привязкой к производственным мощностям судостроительных предприятий Российской Федерации;
- разработка технической документации для строительства современных судов;
- разработка ходатайств (деклараций) о намерениях инвестирования по каждому проекту развития портовой инфраструктуры;
- проектирование пассажирских терминалов в портах Астрахани, Махачкалы и Дербента.
Планы, озвученные президентом России, как и планы сенатора Керимова, выступающего инвестором, вписываются в рамки стратегии. Но перечисленные проекты будут востребованы, если будет обеспечено комплексное и полномерное создание специальных режимов ведения хозяйственной деятельности для территорий, на которых будут реализовываться эти проекты. В частности, признание их территориями опережающего развития и свободными портами.
Кроме того, необходимы формирование и координация агропромышленных и производственных кластеров, реализация инвестиционных проектов по развитию производства экспортно ориентированной продукции, поддержка научно-исследовательских центров, занимающихся поиском перспективных направлений развития Каспийского региона. Необходимы инструменты поддержки экспортно ориентированной инвестиционной деятельности с использованием механизмов, предусмотренных государственной программой РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025года, а также инструменты финансовой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в Каспийском регионе.
Но эта работа ведется не очень активно, финансовые ресурсы, которые будут обеспечивать амбициозные цели развития Каспийского региона в рамках Стратегии, изначально недостаточны.
Республике Дагестан очень нужна разработка и принятие отдельной ФЦП «Социально-экономическое развитие РД». Та смехотворная роль, которая отведена региону в рамках ФЦП «Развитие СКФО», явно не отражает интересы ни республики, ни России в целом в рамках развития прикаспийских территории и увеличения международной торговли через порты Каспия.
Комментарии 0