Загрузка данных
Публикация

Алексей Сафиоллин: «Я строитель, а не функционер»

  • 2 апреля 2021 г.
  • 0

 

Фамилия Сафиоллин в кругах строителей Сургута (и не только) более чем известна. Старший – Дмитрий Сафиоллин - почётный строитель России и основатель одной из крупнейших строительных корпораций региона – ООО «Специализированное карьерное управление». Его сын - Алексей Сафиоллин – в последние годы демонстрировал еще более успешную карьеру. В 25 лет стал руководителем собственного предприятия по проектированию и строительству газопроводов, в 30 лет возглавил ООО «СКУ», в 37 продал бизнес вскоре был приглашен в Правительство Югры на должность заместителя председателя по вопросам строительного комплекса. Однако с назначением нового губернатора и последовавшей за ним сменой окружной власти покинул этот пост. Сменилась власть и в корпорации «СКУ».

Некоторое время  об Алексее Сафиоллине было почти не слышно. И вот новость – в сентябре Ассоциация строителей Сургута и Сургутского района избирает его на должность своего президента. О том, как поменялись его жизненные приоритеты, какую роль в карьере сыграла фамилия и чем он собирается заняться на новой должности Алексей Сафиоллин рассказал в интервью «Капиталу».

- Куда вы пропали после того, как ушли из правительства ХМАО после смены губернатора? Фамилии «Сафиоллин» не было на слуху полгода, а теперь она снова зазвучала – теперь уже в Сургуте.

- У меня все идет по плану. В Правительство Югры три года назад меня пригласил работать Александр Васильевич Филипенко. Он так и сказал: «Я прошу тебя мне помочь в реализации больших планов по развитию и строительству в округе. За уши здесь держать никто не будет, всегда можешь встать и уйти». А планы были такие - разработать и утвердить всю градостроительную документацию связи с выходом градостроительного кодекса, схему территориального планирования автономного округа, генеральные планы муниципальных образований, огромное количество нормативно–правовых актов, напрямую связанных с градостроительством всех населенных пунктов Югры. Нужно было закончить начатые дороги, достроить объекты социального назначения, увеличить объем жилищного строительства, создать в округе головной проектный институт и объединить строителей в Союз Строителей Югры, обеспечить инфраструктуру к проведению крупных международных мероприятий в Ханты-Мансийске, в том числе построить уникальные объекты. Для меня это предложение стало серьезным вызовом. Это было ново и очень ответственно. 

Сегодня я, можно сказать, вернулся домой, где я прописан и живу после отдыха, который немного затянулся, но позволил мне побыть с детьми, родителями, которым я к сожелению так редко общался находясь на службе, почитать книги, подумать, наметить новые цели, планы, в чем-то разобраться. То, что мне было предложено в Сургуте – стать своего рода лидером строительного бизнеса – мне близко. Этим я занимался, будучи во власти, когда организовывал Союз строителей Югры. И когда мне предложили возглавить Ассоциацию строителей Сургута и Сургутского района, я, не раздумывая, согласился. 

- Ходило много разговоров о том, что должность заместителя губернатора покупная и обошлась вам в 75 миллионов рублей. Мол, вы этой суммой перебили Владимира Марана, который собирал деньги по строителям…

- Платить за должность я не стал бы, никогда! Это не в моих принципах. Приглашение получил напрямую от губернатора, знаю, что это было неожиданно для всех, кто работал в Правительстве. Мне все говорили что это, его, Филиппенко, очень смелое решение. Знаю, что он советовался с Сидоровым, потяну ли я эту работу. Губернатор сказал, что присматривался ко мне год, хотя виделись мы с ним до этого всего три раза, и что ищет человека, который способен ему помочь. Он сказал: «Мне это надо, я думаю, и тебе то же». У меня было два условия - работа с ним без посредников и постепенное обновление команды. Он их выполнил. Я очень доволен, что смог поработать рядом с таким человеком. Пробыв в Правительстве три года, могу точно сказать, что если бы Александр Филиппенко узнал, что кто-то из его команды продает должности,  он тут же выгнал бы его, невзирая на прошлые заслуги.

- Возглавляя СКУ, вы были инициатором и активно продвигали строительство торгового центра «Вершина». Не обидно, что ваше «детище» достраивается уже без вас?

- Я строитель, создатель а не функционер. Когда я задумывал строительство этого здания, одной из целей было доказать Сургуту, Югре, да и России в целом что наши строители способны привлечь иностранного архитектора и создать проект, который выйдет на новый уровень культуры, городской среды, архитектуры с точки зрения «постсоветских» возможностей. Я никогда не ставил целью быть хозяином этого здания. «Вершина» задумывалась как инвестиционный проект для привлечения банковских кредитов, внебюджетных объемов работ для СКУ. Это и было достигнуто, причем таким образом, что даже в период кризиса средства инвестора продолжали работать, хотя почти все стройки в стране остановились. 

- Но вас критикуют именно за то, что никакой инвестиционной привлекательности в этом проекте нет - одно разорение. Что «Вершина» чуть не похоронила компанию СКУ, а вы увлеклись красивой идеей в ущерб бизнес-рациональности.

- Инвестиционная привлекательность - это когда в придуманный проект вкладываются инвестором большие деньги, причем не бюджетные. В кризис, когда даже в Москве остановились многие проекты, «Вершина» строилась. Это не красивая идея. Это проект городского торгово-развлекательного центра, аналогов которому 5-7 лет в Сургуте не будет. Для СКУ это самый мощный объект строительства за всю 20-ти летнюю историю, который может говорить о репутации и возможностях компании на любом конкурсе. Все бизнес-рациональности у этой красивой идеи еще впереди, а иначе и инвестор бы не появился.

- И все-таки, «Вершина» достраивается без вас, и вы больше не акционер компании. Обидно?

- Мое отношение к «Вершине», ровно такое же, как к взлетно-посадочной полосе в аэропорту Сургута, к транспортной развязке возле Автовокзала, дороге 1 «З»... Это хорошие объекты, которым гордится компания СКУ, которые нужны жителям города. А «Вершина» - это, наверное, действительно вершина всех этих трудов. 

- Поддерживаете ли вы сейчас отношения с руководством компании СКУ? Хорошо ли вы расстались?

- Я поддерживаю отношения со всеми строительными компаниями еще со времен работы в правительстве Югры. Строитель – это тот человек, который ошибается один раз. За ним остаются построенные объекты, а не тезисы и лозунги. Один неверный шаг – и никто с тобой не будет разговаривать. Поэтому, если можешь – делай, не можешь – не обещай. Вот такие несложные правила, выполняя которые, ты имеешь возможность поддерживать отношения с коллегами – с кем-то более дружеские, с кем-то менее. 

- Сейчас вы объединили строителей Сургута и района. Какой вы видите эту работу? Это дипломатическая миссия, организационная, может быть, вам придется выступать в роли арбитра или же это почетная ссылка? 

- Основная задача – это создать условия для строительного бизнеса. Речь идет не только о конкретных предприятиях, а в целом об отрасли, которая является одной из важнейших подсистем экономики. Если общество стагнирует и не развивается, то и  строительная отрасль приходит в упадок. Цели, задачи, стратегии автономного округа и Сургута нацелены именно на развитие. Основная задача территории – добыча нефти - очень высокотехнологичный процесс, который требует постоянного вложения ресурсов: энергетических, людских, профессиональных, инфраструктурных и т.д. Недаром мы занимаем второе место в стране после Москвы по привлечению инвестиций в округ – более 400 млрд рублей в год. Необходимо создавать комфортные условия для жизни нефтяников, газовиков, энергетиков - школы, больницы, дороги, детские сады, культурные и спортивные сооружения – в общем, всю инфраструктуру, нацеленную на то, чтобы профессионалы продолжали здесь жить и трудиться. 
Огромные расходы, которые на протяжении 45 лет вкладывались в территорию Югры, сложно сегодня не учитывать. Возможно, в Арктике добывать нефть будет дешевле, но привезти туда людей и создать им условия будет гораздо сложнее. Что в конечном итоге выразится в себестоимости за тонну. Сегодня нет комсомольских путевок, нет государственного приказа – привлекать людей работать в сложных отраслях можно только через создание хороших условий труда и отдыха. А строители будут работать на них, в том числе строя детские сады, школы, дороги и другие объекты социальной инфраструктуры. 

- Потребности региона понятны. Давайте посмотрим на возможности. За последние год-два строительная отрасль пережила жесточайший кризис. Каково, на ваш взгляд, сейчас ее состояние, способна ли она обеспечить развитие региона?

- В моем понимании кризис – это потеря доверия. К примеру, кризис может быть финансовым, когда не знаешь, вернут тебе деньги или нет. Что касается строительного сектора, то еще в 2008 году все строители говорили, что не хватает ресурсов, техники, квалифицированных людей при большом объеме инвестиционных средств. Сегодня произошло уменьшение по физическим показателям примерно на 30%. То есть, тот отрыв, на который не хватало ресурсов, сегодня оказался не нужен. 
Конечно, бюджетных денег в развитие стало вкладываться меньше. Но, кроме бюджета, есть нефтяники, газовики и энергетики, есть жилье и коммерческая недвижимость. Бюджетные средства составляют порядка 25% от всех инвестиций в строительство. Они играют серьезную роль, но лишь для немногих фирм, которые работают по бюджетным заказам. В первую очередь, это предприятия дорожной отрасли.
Правильно было сказано о том, что кризис, в первую очередь, в головах. Да, из строительной отрасли ушли около 20% людей. Но кто эти люди? Охранники, водители для лишнего персонала, которые числились в строительных организациях. Конечно, в период кризиса была утеряна часть вахтовиков. Но зато сократился раздутый штат административно-управленческого персонала. Я считаю, что кризис по большому счету  только в жилищном секторе. Сложно строить, не зная, купят ли у тебя квартиры или нет. Но с этой проблемой столкнулся не только Сургут и округ, но и Россия в целом. Главная здесь проблема в том что Нац проект по жилью не реализуем в том виде в котором принят в государстве. Я писал эту тему в дипломе МВА, суть в том что там не заложенны принципы и механизмы бизнеса, а у государства нет денег на самостоятельную реализацию.

- Не могу не вспомнить в связи с этим скандально известного застройщика и девелопера – компанию «ЮграИнвестСтройПроект». Насколько ее деятельность «помогла» усугубить проблему? Ведь одна компания «подгребла» под себя практически все жилищное строительство в округе?

- Ну, не все жилищное строительство она подгребла. Но этим хозяйствующим субъектом была заявлена большая роль на территории Югры по вводу жилья, и большинство этих вводов были запланированы на 2009-10 годы. Если не ошибаюсь, звучали цифры в чуть ли не 700 тыс кв. метров в год. Что произошло? Приобретя в 2005 году почти во всех муниципальных образованиях и конкретно в Сургуте несколько больших площадок под реализацию планов, «ЮИСП» как застройщик и инвестор не справился с этой задачей. Идея хорошая – исполнение плохое. 
Во-вторых, войдя в рынок с такими серьезными земельными участками, эта фирма несколько ограничила возможности местных строителей. Но если бы они сразу встали в определенную позицию по отношению к этой организации, а не соглашались на ее жесткие условия, то, возможно, что компания «ЮИСП», не начав строить, просто распродала бы свои участки, и все бы пошло совсем по-другому.

- То есть, строителям надо было конкурировать с ней? В какую позицию-то надо было вставать?

- Фирма «СКУ», например, получив предложение поработать на «ЮИСП», отказалась. Вход в такие большие объемы требует мощнейшей организации производственных процессов. Даже фонд «Жилище», который 10 лет развивался и выстраивал в округе филиальную сеть, выходя на меньшие объемы, столкнулся с рядом сложностей. А там специалистов работает намного больше. Наладить качественную работу и выполнять функции генподрядчика, периодически приезжая сюда из Москвы, практически невозможно. Есть надежда, что в 2011-12 годах планируемые микрорайоны все-таки будут достроены, если новое руководство будет более грамотным и найдет средства для окончания строительства. Самый лучший выход из ситуации - отдать за долги подрядчикам недостроенные дома и замороженные участки. Не сомневаюсь, что местные строители достроят жилье, и люди получат свои квартиры.

- Между тем жилищная проблема в округе все еще не решена. Теперь ею хочет заняться новый губернатор – по крайней мере, одним из первых заявлений Натальи Комаровой был вопрос о ликвидации балков. Каков подход нового правительства к решению старой проблемы? Отличается ли он от прежнего?

- Подход здесь может быть один, и он зависит от количества средств, направляемых бюджетом округа для решения жилищной проблемы. Это то, что касается так называемого социального жилья, которое государство сегодня приобретает по цене, обозначенной Минрегионом – 36,5 тыс руб на территории Югры.  Хотя какое оно социальное? Социальное - это когда жилье находится в собственности государства либо муниципалитета. А у нас что получается? На деньги государства, то есть налогоплательщиков, приобретается или строится жилье, которое завтра приватизируется и становится собственностью. Надо срочно отменять приватизацию, и все встанет на место. Другой момент – это создание условий для того, чтобы в автономном округе были покупатели на это жилье. Строить без спроса – это еще хуже, чем не строить. Сдав дом с пустыми квартирами по цене, допустим, 52 тысячи рублей за квадратный метр, застройщик будет иметь большие проблемы с оплатой услуг строителей и субподрядных организаций. Такое у нас в округе уже было. Сургуту повезло – он более-менее инвестиционно привлекательный город, и здесь спрос на жилье постоянно балансировал с предложением. Стоимость квадратного метра в последние годы всегда находилась в пределах 40-50 тысяч рублей. А в таких городах, как Пойковский, Лагнепас, Советский, Югорск, и по 36 тысяч рублей жилье сложно продать, потому что нет покупателей. Жилье, на которое автономный округ давал деньги по жилищным программам, находило свой спрос. Но ориентироваться тут на большие объемы нереально. Посчитайте –  на миллион квадратных метров жилья в год нужно примерно 45 млрд рублей. Мы в 2008 году направляли на эти цели из бюджета округа 15 млрд, в 2009 кризисном году сделали все для того, чтобы сумма осталась такой же. Сколько будет направлено в этом году? Это и будет ответом на вопрос о решении жилищной проблемы. По балкам есть решения, и были предложения. Для начала набо определиться, что мы хотим, убрать этот позор с территории городов или решить юридическую проблемму по праву людей, проживающих в этих строениях.

- Насколько вообще, на ваш взгляд, адекватны цены на жилье в Сургуте? Есть мнение, что у городских строителей существует ценовой сговор, и они намеренно не сбивают цену, хотя могли бы.

- В среднем себестоимость строительства квадратного метра в Сургуте – 30-36 тысяч рублей. Это данные статистики, основанные на отчетах подрядчиков, застройщиков и т.д. 

- Это очень спорно! Есть данные о том, что себестоимость типового жилья (а в Сургуте в основном оно и строится) составляет 15 тысяч рублей за метр…

- Если вы говорите о панельных домах, которые строит «Сибпромстрой», то лучше спросить об этом у Николая Сторожука (председатель совета директоров компании, - прим. ред.). Статистика говорит (по затратам, которые сами подрядчики показывают), что себестоимость без инженерных сетей и благоустройства находится в районе 20-30 тыс. руб. в зависимости от качества и объема отделки. Цена, кроме того, зависит от объемов строительства, от ситуации в строительной компании, которая реализовывает квартиры, от качества жилья. Продавать себе в убыток мало кто может позволить. Так что реальная цена в Сургуте на сегодняшний день – от 30 до 50 тысяч рублей за «квадрат» в зависимости от стадии строительства. Причем, это далеко не элитное жилье. Это…

- Эконом класс?

- Такое понятие, как эконом-класс, вообще сложно определить. Некоторые говорят – социальное жилье. Это вообще ошибочно, такого жилья нет в принципе. Стоимость зависит также от кошелька и от желания клиента. И предложений на рынке. Сегодня спрос и предложение в Сургуте находятся в балансе по сравнению с другими городами, потому что в прошлом году здесь было сдано рекордное количество жилья – 200 тысяч квадратных метров. Это очень хороший результат, последний раз такие большие объемы были в середине 80-х годов. 

- Если баланс спроса и предложения в порядке, значит, город развивается?

- Да. И правильная политика – держать этот баланс интересов. Перекос влево-вправо создаст для всех большие проблемы. Я всегда говорил, на всех уровнях власти, о том, что самый правильный показатель развития территории и выхода из кризиса – это строительство жилья. Причем, именно негосударственного, коммерческого жилья, часть которого государство может предложить продать застройщикам  по фиксированной цене. Каждый новый дом – это дороги, машины-механизмы, инженерные сети, коммерческие площади, огромный рынок сопутствующих отраслей, куда входит торговля стройматериалами, отделочные и ремонтные работы, покупка мебели и т.д. Ведь неспроста Америка измеряет уровень развития индикаторами активности на рынке недвижимости. Для экономики намного выгоднее, когда строится жилье – осваиваются новые территории, появляются дороги, инженерные коммуникации. За новостройками движется такое количество новых рабочих мест, что с этим несравнимо никакое строительство больниц, школ и т.д. 

- В период освоения края Сургут строился довольно хаотично – без четкой программы. В итоге мы получили не очень удобную городскую застройку – тесноватые, не очень грамотно спроектированные дворы, одинаковые типовые дома. Казалось бы – в новых микрорайонах все эти проблемы можно обойти, но мы снова получаем те же неудобства и нерешенные вопросы. Почему так происходит, и кто в этом виноват?

- Это первое серьезное задание для Ассоциации строителей, которое мы взяли на себя для того, чтобы помочь решить эту многогранную проблему городской Думе и администрации Сургута. Градостроительные нормы – это основа генерального плана и градостроительства в целом. Это серьезный документ, который напрямую влияет на инвестиционную привлекательность города. 
Проблема очень многогранная. Частично она лежит в менталитете людей. Многие сургутяне имеют две машины на семью, при этом не хотят ставить автомобили в платный гараж, а желают парковаться бесплатно во дворе. Но мало кто задумывается о том, кто заплатит за это «бесплатное» – за широкие дворы, за большие детские площадки. Хорошо, если государство на это способно. А если нет? Тогда сами жители. В 2008 году мы направили из окружного бюджета 4,5 млрд на инженерную инфраструктуру в муниципалитетах. Таких цифр давно нигде нет. На будущие годы в программе округа заложен только пока  миллиард. 
Когда два застройщика предлагают купить квартиры в «сжатом» микрорайоне по 40 тысяч за метр или в микрорайоне с парковочными местами по 52 тысячи – что предпочтут люди? Это серьезный вопрос, ответ на который зависит от того, какие государство создало условия для своих граждан. По карману ли им хорошее жилье, готовы ли они комфортно жить. Я знаю города, где приняли расширенные градостроительные нормы. Гости Ханты-Мансийска удивляются, почему цена жилья там не падает ниже 52 тыс руб за квадрат? Потому что в цену квартиры входит парковочное место в подземном паркинге. Мы будем обсуждать эту проблему с разных точек зрения, в том числе  с позиций завышения технических условий по воде, канализации, что в конечном итоге влияет на тарифы, и сказывается на кошельках горожан. Ответственность за принятие градостроительных норм лежит на депутатах, которые их примут, и на администрации. А мы можем помочь разобраться и понять, какими должны быть эти нормы. 

- В «Новом Городе» мы эту тему поднимали неоднократно. Совершенно непонятно пока, кто несет ответственность, когда посреди застроенного микрорайона «втыкают», например, торговый центр, вокруг которого даже не предусмотрено парковки...  

- Совершенно справедливый вопрос. Администрация города утверждает, а контролирует соблюдение норм служба в Правительстве округа. Качество жизни людей в уже построенных районах не должно снижаться. Сложность в том, что многие нормативы нам достались с советских времен - когда не было счетчиков на воду, когда тепло никто не считал, и оно стоило копейки, когда каждая семья хотела иметь во дворе детсад, потому что автомобилей почти ни у кого не было. Когда-то главный архитектор Парижа ввел такую норму: если у строящегося дома не будет 16 отличий от соседних – не разрешу строить. Поэтому Париж такой красивый сегодня – там нет одинаковых зданий. Нам тоже надо созреть до того, чтобы была очередь желающих застраивать город. Пока же инвесторы в очередь не выстраиваются. 

- Готовы вы ли вообще сургутские строители возводить объекты по новым технологиям? Могут ли они сегодня строить экономично и качественно, заниматься модернизацией производства?

- Если это будет экономически эффективно, тогда их сама жизнь заставит это сделать. Говорить о том, что власть серьезно работает над этим вопросом, достаточно сложно. Пробыв там три года, я могу сказать, что на это не хватает элементарно ни времени, ни людей. Мы привыкли считать, что в органах власти много чиновников. Но мало кто знает, сколько заданий и поручений у этих  чиновников, которые зачастую не могут поднять голову из-за стола. Какие стратегии и новые технологии? Им бы текущие дела решить. 
Это одна из важных задач, которую должна взять на себя Ассоциация, объединив идеи бизнес-сообщества и представив власти готовые предложения для того, чтобы новое, качественное, эффективное претворять в жизнь на рыночных условиях. Взять ту же «Вершину» – там столько инноваций применено! Сегодня предприятия только начинают внедрять энергосберегающие технологии,  а там они были заложены в проекте еще 5 лет назад. В свое время хотел доказать, что мы можем, если захотим, проектировать и строить даже на первый взгляд фантастические вещи которые со временем становятся реальностью. Можем выходить на новый уровень, и через труд и профессианализм это доказывать. 

- Не так давно строительный сектор стал работать на принципах саморегулирования. Насколько полезными и нужными оказались вновь созданные СРО? Смогли ли они решить проблемы, возникшие в отрасли?

- Эту задачу мне ставил еще губернатор Филипенко, когда я работал в правительстве округа и создавал Союз строителей Югры – сформировать условия для того, чтобы строители сами регулировали свой сектор рынка. Мы с Валерий Борисовичем Фомагиным  были одними из тех, кто эту идею пробивал и доказывал в разных министерствах. Это первый опыт, когда государство отдало отрасль на саморегулирование. Следующими будут банковский сектор, здравоохранение, страхование и т.д. Не власть должна давать разрешение и убирать тех, кто плохо работает, а сами участники рынка. Тот, кто не выполняет свои обязательства по договорам, отвечают за это общими деньгами. Так соседи, взяв управление своим домом на себя, быстро разбираются, кто мусорит, кто плюет, кто не закрывает двери и т.д. Теперь все зависит от качества работы самих строителей – какой будет дисциплина, культура внутри сообщества, кого будут пускать на рынок,  кого нетони сами. Я думаю, что потребуется лет 10 для того, чтобы этот рынок сбалансировался. От качества работы СРО будет зависеть и качество нашей жизни. 

- Какими будут ближайшие шаги, решения Ассоциации строителей?

- В первую очередь, мы всех известили об избрании нового президента. Во-вторых, предложили всем организациям, которые ведут строительную деятельность в Сургуте, дать свои предложения и замечания по нормативам проектирования. Все их пожелания мы состыкуем, сформируем общее решение, прибавим к нему мнение представителей бизнес-структур и отдадим в Думу для принятия решения. Думаю, что и новый глава заинтересуется, потому что градостроительные нормы - это базовый городской документ. Если сейчас нормы поменяются, то надо будет сразу начинать изменение генерального плана и плана застройки Сургута. Это не страшно, поскольку они должны постоянно изменяться. Это план для строителей, для развития города, ориентир - куда вкладывать средства, на какой срок и в каком объеме. Без грамотного и выполнимого плана всегда наступает кризис. Жители Сургута и района достойны на постоянное улучшение качества жизни, а значит строителям будет работа.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 1


Комментарии 0