Загрузка данных

Стратегия Сургута до 2050 года (проект)

  • 18 ноября 2023 г.
  • 2556
  • 1

Источник финансирования: Смешанный

Год начала: 2024

Год окончания: 2050

Статус проекта: Запланирован

СУРГУТ - ГОРОД КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ И ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Уважаемые Граждане города Сургута!

Администрация города Сургута предлагает ознакомиться с проектом: Стратегия социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года.

Проект документа доступен для общественного обсуждения, замечаний и предложений в период с 18.11.2023 по 02.12.2023 (включительно). 

Свое мнение каждый житель города и внешний эксперт может выразить по 5-ти бальной шкале, где 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - не знаю, 4 - хорошо, 5 - отлично (социальный сфетофор), а также дополнения, замечания и предложения опубликовать в комментариях.

Генеральная цель Стратегии Сургута 2050

Город комфортной среды и духовно-нравственных ценностей за счет активной кооперации населения, власти, науки и предпринимательства для устойчивого развития социальной сферы, инновационной и креативной экономик.

 

Приоритеты социально-экономического и пространственного развития Сургута 2050:

- усиление человеческого капитала, обеспечение высокого уровня здоровья и благополучия населения;

- надежная и эффективная инфраструктура;

- повышение устойчивости экономики, развитие сферы инноваций;

- сохранение и развитие экологического каркаса.

Миссия города Сургута:

Сургут – крупнейший мультиотраслевой центр высокотехнологичной экономики Севера России с человекоцентричным подходом.
 

Образ будущего Сургут 2050

Инновационный центр с диверсифицированной экономикой, молодой и активный город с высоким уровнем качества жизни и дужовно - нравственными ценностями.
 

Актуализация Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года (далее – Стратегия Сургута 2050, Стратегия 2050, Стратегия города) обусловлена необходимостью ее адаптации в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.11.2022 № 679-рп (далее также – Стратегия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2050).

Целью разработки Стратегии 2050 является выработка стратегического видения развития муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее– город, город Сургут, Сургут, городской округ, муниципальное образование) на основе творческого подхода и интеграции аналитических, эмоциональных, политических и прочих элементов корпоративного мышления различных социальных групп населения города, а также с учетом вызовов и приоритетов развития Российской Федерации, Уральского федерального округа, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, крупной городской агломерации Сургут-Нефтеюганск.

В настоящее время проект документа стратегического планирования "Проект решения Думы города "О внесении изменения в решение Думы города от 08.06.2015 № 718-V ДГ «О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года»" (далее - проект документа) размещен на портале ГАС "Управление" gasu.gov.ru.

Проект документа доступен для общественного обсуждения, замечаний и предложений в период с 18.11.2023 по 02.12.2023 (включительно).

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА (смотреть)

КОРОТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (смотреть)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ

 

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СУРГУТА ДО 2050 ГОДА

 

 Приоритеты социально-экономического и пространственного развития Сургута 2050:

  • усиление человеческого капитала, обеспечение высокого уровня здоровья и благополучия населения;
  • надежная и эффективная инфраструктура;
  • повышение устойчивости экономики, развитие сферы инноваций;
  • сохранение и развитие экологического каркаса.

 

 1. Направление «Инновационная экономика»

Город Сургут обладает комплексом предпосылок для формирования и развития инновационной экономики, основанной на потоке инноваций, постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью и самих технологий.

Цель направления развития – совершенствование инвестиционного и предпринимательского климата, создание условий, в том числе инфраструктурных, для формирования в городе экономики, основанной на новых знаниях, трансформация Сургута в город с диверсифицированной и высокотехнологичной экономикой.

Направление «Инновационная экономика» включает векторы развития:

  • «Научно-промышленный мульти-отраслевой кластер»,
  • «Транспорт и логистика»,
  • «Предпринимательство и туризм»,
  • «Креативная экономика»,
  • «Цифровизация».

1. Вектор «Научно-промышленный мульти-отраслевой кластер»

Сургут – динамично развивающийся город активных людей, деловой, промышленный, энергетический, научно-образовательный центр Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Сложившийся на территории города производственный комплекс, ориентированный на нефтегазовый сектор, наличие крупнейших ГРЭС, выгодное экономико-географическое положение на пересечении формируемых транспортных коридоров, достигнутое превосходство в медицинской отрасли, комплекс учреждений профессионального образования, размещение на территории Сургута НТЦ, тренд на импортозамещение и переход на отечественные оборудование
и технологии, структурные модернизация и цифровизация позволяют создать научно-промышленный мульти-отраслевой кластер национального уровня в части нефтегазовой и энергозатратных отраслей.

Основным фактором развития научно-промышленного кластера является создание НТЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2023 № 1255 «О создании инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИ-ПАРК» определены направления научно-технологической деятельности НТЦ:

- разработка технологий в области энергетической безопасности;

- здоровьесбережение и качество жизни населения;

- передовые инженерные технологии и новые материалы, адаптированные к условиям Севера и Арктики.

Цель вектора – становление города Сургута как научно-промышленного мульти-отраслевого кластера национального уровня в части нефтегазовой и энергозатратных отраслей.

Задачи вектора:

– содействие внедрению инновационных разработок НТЦ по профильным направлениям экономики;

– содействие взаимодействию всех участников научно-промышленного кластера с образовательным центром и организациями Сургута;

– создание условий для развития инжиниринговых компаний в нефтегазовой и смежных сферах;

– создание условий для взаимодействия научных, инжиниринговых и производственных организаций и компаний;

– создание условий для развития сопутствующих нефтегазовой отрасли сегментов промышленности (металлообработка, машиностроение).

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национального проекта «Наука и университеты»;

- государственных программ Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Научно-технологическое развитие», «Развитие промышленности
и туризма»;

- муниципальной программы, направленной на формирование научно-промышленного мульти-отраслевого кластера;

- флагманских проектов «Научно-технологический кластер национального значения», «Ревитализация производственных зон» (приложения 3, 4 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

2. Вектор «Транспорт и логистика»

Город Сургут является стратегическим транспортным узлом, обслуживающим транзитные грузовые и пассажирские потоки, в связи с чем на территории города и на прилегающих территориях, продолжается формирование основных транспортных коридоров федерального
и регионального уровня, увеличивается объем транзитных перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.

Таким образом, приоритетным направлением развития территории города является создание крупных транспортно-логистических комплексов межрегионального значения, а также развитие внутреннего речного сообщения, организация модели транспортно-пересадочных узлов и интеграция магистрального пассажирского транспорта в внутригородскую маршрутную сеть.

В связи с развитием широтного транспортного коридора появится новое направление пассажирских перевозок – транзитное с Запада на Восток и обратно.

Цель вектора – модернизация транспортной системы и создание крупных логистических комплексов межрегионального значения.

Задачи вектора:

- развитие транспортных коридоров (синхронизация объектов транспортной инфраструктурой местного значения с объектами федерального и регионального значения);

- создание условий для строительства транспортно-логистических центров (складской и административной инфраструктуры, сортировочные пункты) и интеграция в транспортную систему города;

- интеграция городского пассажирского транспорта с внешним пассажирским транспортом посредством развития инфраструктуры транспортно-пересадочных узлов на базе аэропорта, железнодорожного, автомобильного вокзалов (развитие пригородных маршрутов пассажирских перевозок, строительство инфраструктуры, расширение функционала интеллектуальной транспортной системы);

- развитие инфраструктуры речного пассажирского сообщения (строительство здания вокзала и привокзальной инфраструктуры, реконструкция причалов).

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Безопасные качественные дороги», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»;

- государственных программ Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие транспортной системы»;

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Современная транспортная система»;

- муниципальных программ, направленных на синхронизацию объектов транспортной инфраструктурой местного значения с объектами федерального и регионального значения и формирования логистического комплекса;

- флагманского проекта «Сургут – транспортно-логистический хаб» (приложение 5 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

3. Вектор «Предпринимательство и туризм»

Малое и среднее предпринимательство – один из важнейших элементов стабильной рыночной экономики, гарант устойчивого развития города.

Сургут является лидером в автономном округе как по поступлениям налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства, так и по численности занятых в малом и среднем бизнесе. В данном секторе занята ¼ экономически активного населения города.

Потенциал развития малого и среднего предпринимательства как драйвера диверсификации экономики во многом связан с эффектами от создания научно-промышленного мульти-отраслевого кластера, транспортно-логистического комплекса и развития сектора креативных индустрий, что позволит качественно изменить структуру трудоспособного населения в сторону значительно большей доли высококвалифицированных профессионалов, как рабочих, так и инженерных и научных специальностей.

Туристский сектор Сургута сегодня находится на начальном этапе развития и ориентирован на туристов выходного дня, приезжающих из соседних муниципальных образований с культурно-бытовыми и развлекательными целями, и промышленных туристов, посещающих производственные предприятия города.

Развитие туристической индустрии Сургута определяет ускорение темпов роста экономики (прежде всего малого бизнеса), ее диверсификацию, создание новых рабочих мест, увеличение доходов бюджета. Развитию сферы туризма будет способствовать формирование бренда туристического продукта.

Тренды развития экономики муниципального образования, а также центральные функции в крупной городской агломерации определяют приоритетные направления развития въездного и внутреннего туризма
на территории города: деловой, медицинский, развлекательный.

В части развития предпринимательства.

Цель вектора – содействие развитию клиентоцентричного города, ориентированного на максимальную поддержку предпринимательства.

Задачи вектора:

- создание условий для диверсификации экономики за счет развития малого бизнеса;

- поддержка местных товаропроизводителей и производителей услуг,
в первую очередь предприятий малого бизнеса;

- поддержка социальных предпринимателей;

- создание условий для появления новых высокотехнологичных компаний малого бизнеса.

В части развития туризма.

Цель вектора – становление Сургута как регионального центра делового, развлекательного, медицинского, туризма с развитыми рекреационными пространствами, привлекающего туристов событийными мероприятиями
и своими уникальными объектами культурного наследия, спортивной, торгово-развлекательной инфраструктуры, и выполняющего распределительные функции для туристического потока в крупной городской агломерации Сургут – Нефтеюганск.

Задачи вектора:

- создание условий для развития инфраструктуры делового, развлекательного (включая туризм «выходного дня»), медицинского видов туризма;

- создание рекреационной инфраструктуры;

- создание условий для формирования качественных, креативных
и конкурентоспособных туристских продуктов, что будет способствовать продвижению туристического бренда городского округа на региональном
и всероссийском уровнях;

- интеграция туристской отрасли города в региональную
и всероссийскую систему туристического рынка за счет повышения уровня межмуниципального и межрегионального сотрудничества в сфере туризма;

- создание территориального бренда, который создаст положительный образ города, улучшит его инвестиционную привлекательность и усилит его позиции в сфере развития различных видов туризма.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Туризм и индустрия гостеприимства», «Малое и среднее предпринимательство»;

- государственных программ Российской Федерации «Развитие туризма», «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие промышленности и туризма», «Развитие экономического потенциала»;

- муниципальных программ, направленных на развитие предпринимательства, поддержки агропромышленного комплекса и туризма;

- флагманского проекта «Центр делового туризма» (приложение 6
к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

 4. Вектор «Креативная экономика»

Для современной стадии экономического развития характерны высокое влияние глобализации, цифровизации, стремительное развитие технологий всех отраслей и активная автоматизация рутинных производственных процессов, в том числе, с использованием искусственного интеллекта. В связи с этим возрастает значимость креативной экономики, поскольку в ее основе, на базе современной технологической платформы, лежит творческий потенциал человека.

В настоящий время экономика Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в целом, и Сургута, в частности, отличается низкой степенью диверсификации, вклад креативных индустрий в валовый региональный продукт автономного округа составляет не более 1%.

Дальнейшее развитие креативных индустрий необходимо Сургуту в целях обеспечения высоких темпов роста несырьевых отраслей и диверсификации экономики, развития предпринимательского, культурного и туристского потенциала, сохранения идентичности национальных и культурных ценностей.

Цель вектора – создание и развитие экосистемы креативных (творческих) индустрий города, направленных на сохранение и наращивание человеческого капитала города и создания новых продуктов в несырьевых отраслях
с высокой добавленной стоимостью.

Задачи вектора:

- формирование фокусных приоритетных направлений креативных (творческих) индустрий города, способных в краткосрочной перспективе обеспечить лидирующие позиции среди муниципальных образований Западной Сибири и Крайнего Севера по объему отгруженной продукции
и перспективных направлений креативных (творческих) индустрий города, развитие которых в долгосрочной перспективе обеспечит социальные, экономические, средовые и демографические эффекты на социально-экономическое развитие;

- разработка и внедрение системы административных мер поддержки креативных индустрий по принципу «одного окна»;

- создание условий (в том числе инфраструктурных) для формирования в Сургуте экономики, основанной на новых знаниях для развития
и коммерциализации творческого потенциала населения через обучение креативным и предпринимательским навыкам;

- создание условий для расширения рынков присутствия местных компаний Сургута на местном (расширение влияния), региональном, российском и международном уровне через активизацию инновационной деятельности предприятий в области маркетинга и увеличение доли организаций, занимающихся маркетинговыми инновациями;

- содействие в формировании единой системы образовательных институций в области креативных индустрий, развитие компетенций и человеческого потенциала;

- обеспечение взаимодействия субъектов креативных индустрий
с крупными предприятиями региона через интеграцию в городскую жизнедеятельность для создания новых продуктов, услуг, сервисов с экспортным потенциалом.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие экономического потенциала»;

- муниципальных программ, направленных на развитие креативных индустрий;

- флагманского проекта «Кластер креативных индустрий» (приложение 7 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

5. Вектор «Цифровизация»

В настоящее время цифровизация сопутствует развитию всех направлений и векторов экономики, социальной сферы. Она позволяет повысить уровень комфорта жизни населения, конкурентоспособность бизнеса и креативность человека. Существующий уровень цифровизации города Сургута оценивается, как достаточно высокий для России, однако, потенциал развития в сфере цифровизации достаточно высок.

В современном тренде развития общества цифровизация приобретает первостепенное значение. Мероприятия вектора обеспечат комплексную глубокую цифровую трансформацию всех элементов и направлений деятельности города в целях создания умного города будущего.

Цель вектора – цифровая трансформация муниципального управления.

Задачи вектора:

- совершенствование и создание цифровых платформ муниципального управления с применением искусственного интеллекта на базе импортозамещения с целью развития экосистемы муниципального управления;

- содействие в развитии цифровых платформ на базе импортозамещения в экономике и социальной сфере;

- внедрение и содействие внедрению передовых технологий в IT сфере, в том числе технологий искусственного интеллекта;

- содействие развитию цифровой инфраструктуры.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Цифровая экономика», «Экономика данных», «Беспилотные авиационные системы»;

- государственных программ Российской Федерации «Информационное общество», «Национальная система пространственных данных»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие гражданского общества», «Современная транспортная система», «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- муниципальных программ, направленных на развитие цифровизации;

- инициатив и инвестиционных проектов.

2. Направление «Человеческий капитал»

Высококачественный человеческий капитал (интеллект, здоровье, знания) является ключевым фактором экономического роста и, соответственно, повышения конкурентоспособности муниципального образования на региональном, национальном и глобальном уровнях.

Глобальной задачей города Сургута в сфере демографии является увеличение в структуре населения доли высококвалифицированных специалистов (рабочих специальностей и с высшим образованием), в том числе талантливой молодежи.

Цель направления развития – усиление накопленного человеческого капитала и привлечение нового интеллектуального капитала. На процесс достижения цели оказывает влияние группа факторов социально-экономического состояния и развития, в том числе качество и доступность образования, состояние общественного здоровья, уровень развития сферы физической культуры и спорта, культуры, молодежной политики.

Направление «Человеческий капитал» включает векторы развития:

  • «Образование»,
  • «Молодежная политика»,
  • «Культура»,
  • «Физическая культура и спорт»,
  • «Общественное здоровье».

1. Вектор «Образование»

Город Сургут – центр высшего и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на территории которого сконцентрированы организации высшего и среднего образования по подготовке специалистов различных направлений.

В последние годы в городе наблюдается тенденция повышения уровня
и качества образования, реализуются современные образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительные образовательные программы. Развитие инфраструктуры образования отстает от темпов активного роста населения и жилищного строительства.

Тенденции развития образования отвечают глобальным
и общероссийским трендам по выстраиванию системы непрерывного образования, ранней профориентации, воспитанию и развитию талантливых детей и молодежи.

Цель вектора – обеспечение доступного и качественного образования; выявление, поддержка и развитие способностей и талантов жителей города Сургута.

Задачи вектора:

- обеспечение доступного и качественного непрерывного образования;

- достижение и поддержание нормативных показателей обеспеченности населения города объектами общего и дополнительного образования;

- создание условий для выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи;

- обеспечение самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Демография», «Наука и университеты», «Образование», «Цифровая экономика»;

- государственных программ Российской Федерации «Развитие образования», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»;

- муниципальной программы, направленной на развитие образования;

- флагманского проекта «Развитие способностей и талантов детей и молодежи» (приложение 8 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

2. Вектор «Молодежная политика»

Город Сургут – молодой город: средний возраст населения
не превышает 35 лет (среднероссийский показатель – 40,5 лет). В настоящее время в муниципальном образовании сфера молодежной политики развита, функционируют учреждения разной направленности. Но, несмотря
на позитивную динамику развития отрасли, существуют проблемы, связанные с инфраструктурой сферы.

Дальнейшее развитие области молодежной политики предполагает формирование в городе молодежного регионального центра, обеспечивающего условия для творчества, досуга и развлечения, а также возможности самореализации в любом возрасте при условиях нормативной обеспеченности населения объектами молодежной политики.

Цель вектора – становление города Сургута как центра притяжения молодежи, обеспечивающего условия для творчества, досуга и отдыха, а также возможности самореализации в любом возрасте.

Задачи вектора:

- строительство многофункционального молодежного центра для создания условия для профессиональной и творческой самореализации молодежи (в том числе работающей и семейной), проведение на его базе просветительских мероприятий; 

- расширение сети молодежных центров;

- создание условий (в том числе инфраструктурных) для возникновения и развития молодежных некоммерческих организаций, неформальных сообществ, объединений, клубов;

- привлечение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры молодежной политики;

- формирование системы мер по стимулированию притока молодежи и создания для нее комфортных условий работы, досуга.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Культура», «Образование»;

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие гражданского общества»;

- муниципальной программы, направленной на развитие молодежной политики;

- флагманского проекта «Создание современной инфраструктуры для молодёжи» (приложение 9 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- привлечение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры молодежной политики;

- инициатив и инвестиционных проектов.

3. Вектор «Культура»

Сфера культуры является сформировавшейся и при этом активно развивающей отраслью. Система объектов культуры муниципального образования представлена всеми типами и видами учреждений. Существующая система объектов, а также разнообразие проводимых культурно-массовых мероприятий определяют потенциал Сургута к его становлению ведущим культурным пространством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Севера России.

Основной тенденцией развития сферы культуры будет повышение качества услуг путем модернизации имущественного комплекса учреждений и организаций, а также путем строительства новых инфраструктурных объектов, соответствующих нормативным потребностям муниципального образования, современным требованиям и пожеланиям жителей.

В свете общемировых тенденций дальнейшее развитие сферы культуры в городе будет осуществляться за счет инновационного развития учреждений, а также за счет внедрения цифровых ресурсов. Для этого в Сургуте будет создана сеть универсальных объектов, наполненных новыми функциями
и виртуальными возможностями.

Цель вектора – создание современной культурной среды для обеспечения доступа жителей к культурным ценностям и услугам.

Задачи вектора:

- повышение качества услуг в сфере культуры, модернизация имущественного комплекса учреждений;

- разработка и внедрение новых форматов проведения культурно-массовых мероприятий для всех возрастных групп с учетом современных тенденций по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- привлечение инвестиций, направленных на развитие культуры и образования, в том числе посредством муниципально-частного партнерства;

- продвижение на региональном и всероссийском уровнях масштабных культурных проектов и событий;

- расширение использования современных инновационных информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национального проекта «Культура»;

- государственных программ Российской Федерации «Развитие культуры», «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Культурное пространство»;

- муниципальной программы, направленной на развитие сферы культуры;

- флагманского проекта «Сургут – культурное пространство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», (приложение 10 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

4. Вектор «Физическая культура и спорт»

Сложившаяся инфраструктура спортивных учреждений в значительной степени обеспечивает потребность горожан в занятиях физической культурой и спортом, способствует развитию профессионального спорта и формированию спортивного резерва.

Природно-климатические особенности города, прогнозируемый рост численности постоянного населения, а также имеющийся у города потенциал к ускоренному развитию сферы физической культуры и спорта определяют необходимость совершенствования инфраструктурного обеспечения развития спорта в Сургуте.

В перспективе, развитие сферы будет связано с созданием новых уникальных объектов спорта, что поспособствует повышению вовлеченности населения в массовый и любительский спорт, а также привлекательности
и создания условий для ведения здорового образа жизни.

Цель вектора – создание единого спортивного пространства, направленного на обеспечение оптимальных условий для физического и духовного совершенствования граждан, равных возможностей для занятий физической культурой и спортом независимо от доходов и благосостояния, а также совершенствование системы подготовки спортивного резерва.

Задачи вектора:

- развитие спортивной инфраструктуры;

- популяризация физической культуры как фактора здорового образа жизни;

- содействие совершенствованию системы подготовки спортивного резерва.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национального проекта «Демография»;

- государственных программ Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие физической культуры и спорта»;

- муниципальной программы, направленной на развитие физической культуры и спорта;

- флагманского проекта «#вАтмосфереСпорта» (приложение 11
к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

5. Вектор «Общественное здоровье»

Город Сургут по качеству медицинского обслуживания занял третье место среди городов Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга.

Перспективы развития отрасли связаны с содействием в формировании научно-технологического кластера национального уровня в части отдельных направлений биомедицины и роботизированной медицины, содействие развитию регионального центра здравоохранения, реабилитации и оздоровления при условиях нормативной обеспеченности населения объектами здравоохранения. Учреждения здравоохранения, расположенные на территории города оказывают высокотехнологичную помощь жителям не только Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, но и других регионов, и обладают высоким потенциалом развития медицинского туризма.

Вектор развития определен в соответствии с полномочиями муниципального образования в сфере охраны здоровья граждан.

Цель вектора – укрепление общественного здоровья.

Задачи вектора:

- формирование у населения современного уровня знаний о рациональном и полноценном питании;

- формирование у населения мотивации к отказу от злоупотребления алкогольной продукцией и табачными изделиями, от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- информирование населения о здоровом образе жизни;

- повышение информированности населения о факторах риска развития заболеваний и мерах профилактики;

- создание условий для занятий физической культурой и спортом.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национального проекта «Демография»;

- муниципальных программ, направленных на укрепление общественного здоровья;

- инициатив.

 

3. Направление «Уровень и качество жизни»

Для любого муниципального образования повышение уровня жизни своего населения является приоритетным направлением социально-экономического развития.

Качество и уровень жизни – это целостные характеристики уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных
с социальными стандартами и ресурсными возможностями общества; многостороннее явление, которое зависит от огромного количества различных причин, начиная от местности, географических факторов, и завершая экологической и социально-экономической ситуацией; это важнейший ресурс в глобальной конкуренции городов.

Направление «Уровень и качество жизни» включает векторы развития:

  • «Комфортная среда»,
  • «Идентичность и код города»,
  • «Безопасность»,
  • «Экология»,
  • «Социальная поддержка отдельных категорий граждан».

1. Вектор «Комфортная среда»

Комфортность города для жителей достигается за счет комплексного развития жилищного строительства, благоустроенных общественных пространств и озелененных территорий, удобного транспортного сообщения
и надежной системы инженерной инфраструктуры.

Современное состояние благоустроенных территорий города
не в полной мере отвечает принципам комфортности, разнообразия приемов благоустройства, а также обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования.

В перспективе возрастёт значение комфортности для жителей Сургута как крупного города, в связи с чем будет внедрен подход комплексности развития общественных пространств и при этом индивидуального подхода
к каждой общественной зоне.

Активно развивающееся жилищное строительство на территории города не обеспечено объектами всех видов инфраструктур. Приоритетным является комплексное освоение и развитие жилых территорий, улучшение жилищных условий населения Сургута.

Сложившаяся в настоящее время система транспортной инфраструктуры муниципального образования не обеспечивает комфортное единовременное обслуживание большого количества пользователей
на различных видах транспорта. В городе не организован приоритет общественного транспорта.

Реализация мероприятий стратегии по повышению качества транспортного обслуживания (безопасности, скорости, пунктуальности, комфорта и экологичности перевозок), а также развитию средств индивидуальной мобильности сделают Сургут городом современного, комфортного транспортного сообщения.

В городском округе развиты системы централизованного инженерного обеспечения, однако наблюдается отставание темпа реконструкции изношенных сетей и сооружений. На этапе становления находится использование энергоэффективных технологий, наблюдается положительная динамика в этой сфере.

Вектор направлен на повышение темпа реконструкции изношенных сетей и на создание условий для строительства новых сетей и сооружений. Одним из результатов реализации вектора станет надежная и энергоэффективная система инженерного обеспечения, способная соответствовать темпам развития крупного города. Снизится негативное техногенное влияние на окружающую среду.

В целом реализация вектора сформирует комфортную городскую среду по всем основным критериям ее оценки.

Цель вектора – формирование комфортной городской среды (включая систему благоустроенных общественных пространств, в том числе зеленые насаждения общего пользования, жилищное строительство, сбалансированную транспортную инфраструктуру и инженерную инфраструктуру).

Задачи вектора:

В части благоустройства территории:

- комплексный подход к благоустройству новых и реконструируемых территорий;

- развитие сети многофункциональных общественных пространств;

- развитие непрерывной системы озеленения.

В части жилищного строительства:

- создание условий для обеспечения комплексного жилищного строительства;

- создание условий для обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

В части транспортной инфраструктуры:

- комплексное развитие улично-дорожной сети;

- оптимизация времени в пути для пассажиров по обозначенным направлениям;

- организация новых автобусных линий движения и установка остановочных павильонов;

- создание связанной сети пешеходных и велосипедных путей сообщения между отдельными микрорайонами и районами города;

- повышение привлекательности передвижений на велосипедах
и средствах индивидуальной мобильности (далее – СИМ).

В части инженерной инфраструктуры:

- повышение надежности централизованных инженерных систем;

- повышение энергетической эффективности централизованных инженерных систем;

- создание условий для подключения перспективных абонентов
к централизованным системам инженерного обеспечения;

- обеспечение 100% городского населения качественной питьевой водой из источников централизованного водоснабжения;

- обеспечение сбора, транспортировки и очистки поверхностных стоков;

- создание условий для развития использования энергоэффективных технологий потребителями.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Экология», «Комплексный план модернизации
и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», «Экономика данных»;

- государственных программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие транспортной системы»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Пространственное развитие и формирование комфортной городской среды», «Современная транспортная система», «Строительство»;

- региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»

- муниципальных программ, направленных на развитие благоустроенных общественных пространств (в том числе зеленых насаждений общего пользования), жилищного строительства, транспортной
и инженерной инфраструктур;

- флагманских проектов «Мобильный город», «Развитие системы общественных пространств», «Развитие дождевой канализации» (приложения 12, 13, 14     к Стратегии социально-экономического развития города Сургута
до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

2. Вектор «Идентичность и код города»

В целях улучшения архитектурно-эстетических качеств Сургута, формирования его индивидуального облика, максимального использования его уникального природного потенциала необходимы качественные преобразования городской среды – места основного пребывания населения.

Город активно застраивался в 1960-1990 годы массовыми типовыми жилыми зданиями, наибольшую площадь жилого фонда муниципального образования составляют панельное домостроение. При интенсивной массовой застройки были утрачены элементы деревянной исторической застройки. Все это привело к отсутствию разнообразия во всех сферах: от архитектурного облика зданий до оформления детских площадок.

Городская среда должна способствовать оптимальному функционированию города как социального организма, находящегося
в процессе непрерывного изменения и обновления. В перспективе, своеобразие ландшафтных особенностей территории придаст выразительность визуальному образу и архитектурному облику Сургута.

Цель вектора – создание неповторимого облика города.

Задачи вектора:

- определение дизайн кода города, на основе материалов брендирования территории;

- разработка и реализация программы по преобразованию фасадов домов вдоль главных улиц города;

- разработка и реализация программы по формированию основных градостроительных узлов;

- создание светового оформления пространства города.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Экология»;

- государственных программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Пространственное развитие и формирование комфортной городской среды», «Строительство», «Современная транспортная система»;

- муниципальных программ, направленных на формирование нового облика города, идентичности города, комфортной городской среды;

- флагманского проекта «Речной фасад Сургута» (приложение 15
к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

3. Вектор «Безопасность»

Состояние уровня общественного правопорядка является неотъемлемой частью социально-экономического развития территории. Уровень преступности в городе ниже среднего уровня по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, но при этом отмечается повышенный уровень травматизма на автомобильных дорогах.

Планируемые мероприятия в области общественной безопасности направлены на формирование пространства, безопасного для жизни, работы
и отдыха граждан. Основные усилия вектора направлены на предупреждение возможных правонарушений, а также повышения уровня их раскрываемости. Вопрос обеспечения общественной безопасности должен быть встроен
в модель устойчивого развития территории.

Цель вектора – становление города Сургута, как пространства с высоким уровнем общественной безопасности.

Задачи вектора:

- проведение профилактической работы по снижению числа правонарушений, дорожно-транспортных происшествий;

- содействие снижению уровня заболеваемости наркоманией, ведение антинаркотической деятельности;

- привлечение граждан и их объединений к охране правопорядка и профилактике правонарушений;

- сведение к минимуму условий для проявлений экстремизма и терроризма на территории города;

- создание условий для повышения цифровой грамотности населения, просвещение в сфере киберпреступлений;

- содействие устойчивому улучшению условий и охраны труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников организаций города Сургута;

- содействие защите населения и территории города Сургута от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национального проекта «Беспилотные авиационные системы»;

- государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного правопорядка и противодействие преступности»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Безопасность жизнедеятельности и профилактика правонарушений»;

- муниципальных программ, направленных на решение вопросов общественной безопасности, охраны труда, защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- флагманского проекта «Общественная безопасность» (приложение 16 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив.

4. Вектор «Экология»

Город Сургут является крупным промышленным и транспортным центром автономного округа, чем обусловлена экологическая напряженность. Качество поверхностных вод на протяжении многих лет остается
на неудовлетворительном уровне. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт. Недостаточный уровень развития системы обращения с отходами является одной из причин загрязнения почв. Наблюдается тенденция истощения природно-экологического каркаса города.

Внедрение принципов устойчивого развития позволит улучшить экологическую ситуацию на территории города. Увеличение уровня озеленения, развитие транспортного каркаса, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры снизит негативное влияние на воздушный
и водный бассейны.

Цель вектора –  формирование благоприятной городской среды, развивающейся на основе принципов устойчивого развития.

Задачи вектора:

- сохранение и развитие природных комплексов, создание экологического каркаса;

- создание условий для формирования экологической культуры населения, роста вовлеченности жителей в экологическую деятельность;

- снижение уровня загрязненности городских территорий;

- улучшение экологического состояния водных объектов.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национального проекта «Экология»;

- государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды»;

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Экологическая безопасность»;

- муниципальных программ, направленных на решение вопросов
по охране окружающей среды, содержания объектов ритуального назначения;

- флагманского проекта «Экологическая направленность» (приложение 17 к Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года);

- инициатив и инвестиционных проектов.

5. Вектор «Социальная поддержка отдельных категорий граждан»

Социальная защита населения является комплексом государственных мер, направленных на соблюдение прав человека на удовлетворение его социальных потребностей и реализуется через социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

С целью выравнивания социального положения наиболее уязвимых и незащищенных категорий граждан в городе разработаны и приняты дополнительные меры социальной поддержки, которые реализуются за счет средств муниципального бюджета. 

Вектор развития определен в соответствии с полномочиями муниципального образования по установлению дополнительных мер поддержки отдельных категорий граждан

Цель вектора – выравнивание социального положения наиболее уязвимых и незащищенных категорий граждан.

Задачи вектора:

- оказание дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

- снижение налоговой нагрузки на отдельные категории граждан.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- отдельных решений Думы города;

- отдельных мероприятий муниципальных программ, направленных на развитие образования, физической культуры и спорта, на комфортное проживание, управление муниципальным имуществом и муниципальными финансами.

 

4. Направление «Гражданское общество»

Гражданское общество – общество полноправных граждан, в котором установлен порядок, гарантирующий дискурсивный характер урегулирования конфликтов (вместо ограничительного или насильственного),
и где общественная культура основана на понимании и компромиссе. Действия в гражданском обществе рассматриваются как коммуникативный процесс, несущими элементами которого являются непосредственное общение людей, средства массовой информации и ассоциации.

Образ действия в гражданском обществе строится на таких традиционных ценностных установках, как: высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Цель направления развития – формирование сообщества свободных, равных и активных граждан на основе традиций, интересов и ценностей путем расширения гражданского общества, формирования системы гражданского воспитания, повышения ответственности, создание условий для реализации гражданских инициатив, возможностей для самореализации и развития талантов молодежи.

Направление «Гражданское общество» включает векторы развития:

  • «Гармоничное» общество»,
  • «Общественное участие и самоуправление»,
  • «Городское управление»,
  • «Волонтерство и благотворительность»,
  • «Инклюзивность». 

1. Вектор «Гармоничное» общество»

Город Сургут является многонациональным и многоконфессиональным городом, в котором проживает более ста национальностей. Большая часть миграционного притока обеспечивается мигрантами трудоспособного возраста из стран СНГ. Перенимая обычаи, традиции, самобытность друг друга представители разных национальностей способны создать уникальную единую культуру, способствующую сближению и пониманию между людьми.

В перспективе, город способствует интеграции и ассимиляции различных этнических групп путем создания условий для их взаимодействия и обмена культурными ценностями. Жителей Сургута будут сближать общие интересы и озабоченность городскими проблемами, в том числе содействие сохранению мира и согласия, развитие национально-культурной самобытности народов, единство духовно-нравственных ценностей, сознание ответственности за стабильность в обществе.

Цель вектора – содействие межнациональному и межконфессиональному диалогу жителей города.

Задачи вектора:

- обеспечение условий для гармонизации межнациональных
и межконфессиональных отношений в городе;

- реализация образовательных и воспитательных проектов духовно-нравственной и патриотической направленности, работа с молодежью;

- реализация мероприятий, направленных на сохранение традиционных для России нравственных ориентиров, межнационального
и межконфессионального согласия, а также приобщения молодежи
к ценностям российской культуры;

- создание условий для социальной и культурной адаптации
и интеграции мигрантов, приобщение к общественным нормам и ценностям, распространенным в городе.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственная национальная политика и профилактика экстремизма»;

- муниципальной программы, направленной на развитие межнационального и межконфессионального диалога жителей города;

- инициатив и инвестиционных проектов.

2. Вектор «Общественное участие и самоуправление»

В настоящее время стремительно возрастает роль общественного участия всех заинтересованных жителей города в процессе проектных предложений по развитию территории, а также в непосредственной реализации инициатив, программ. Необходимо дальнейшее формирование сообщества заинтересованных в развитии территории лиц, увеличение ее востребованности и популярности.

Основным направлением развития общественного самоуправления является его популяризация и распространение среди населения с целью активизации гражданской позиции населения отдельных территорий. Высокий уровень интеллектуальной подготовленности граждан со всей очевидностью является необходимым условием для развития системы общественного самоуправления.

Цель вектора – создание условий для общественного участия и самоуправления.

Задачи вектора:

- создание и развитие общественных информационно-технологических проектов, способствующих развитию гражданского общества, на базе открытых данных, а также современных технологий коллективного взаимодействия;

- информационная, консультационная и методическая поддержка деятельности некоммерческих организаций;

- расширение практики взаимодействия органов публичной власти
и некоммерческих организаций;

- наращивание объемов инициативного бюджетирования
на муниципальном уровне и создание системы поощрения активных граждан по участию в этом процессе;

- социальный маркетинг в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе территориального общественного самоуправления.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Пространственное развитие и формирование комфортной городской среды», «Государственная национальная политика и профилактика экстремизма», «Управление государственными финансами и создание условия для эффективного управления муниципальными финансами», «Развитие гражданского общества»;

- муниципальных программ, направленных на развитие общественного участия и самоуправления;

- инициатив.

 
3. Вектор «Городское управление»

Одним из ключевых факторов успешного социально-экономического развития Сургута является качество муниципального управления. В городе успешно реализуются мероприятия по совершенствованию системы стратегического планирования, повышению эффективности бюджетных расходов, снижению административных барьеров, оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Применение современных технологий для решения поставленных задач в сфере городского управления позволит достичь высокого уровня «цифровой зрелости» муниципальных органов. Приоритетными направлениями развития городского управления являются сокращение дистанции между муниципальным органом и гражданами, формирование позитивного имиджа муниципального служащего, повышение эффективности управление муниципальным имуществом и увеличение доверия граждан
к цифровой трансформации города.

Цель вектора – трансформация городского управления в целях повышения эффективности предоставления муниципальных услуг и результативности деятельности муниципальных служащих в городе Сургуте.

Задачи вектора:

-внедрение современных цифровых технологий в работе органов муниципальной власти, в муниципальном секторе экономики для принятия управленческих решений;

- повышение эффективности управления муниципальным имуществом;

-повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих;

-формирование позитивного имиджа муниципального служащего города Сургута.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие государственной гражданской и муниципальной службы», «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами»;

- муниципальных программ, направленных на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг и результативности деятельности муниципальных служащих; эффективности управления муниципальным имуществом; управления муниципальными финансами;

- инициатив.

 
4. Вектор «Волонтерство и благотворительность»

Современное состояние волонтерства и благотворительности в Сургуте характеризуется как активное и развивающееся. Большое количество горожан проявляют интерес к волонтерской и благотворительной деятельности и желают оказывать помощь нуждающимся. Различные организации и проекты предоставляют широкий спектр возможностей для вовлечения волонтеров и проведения социально значимых мероприятий. Общая численность добровольцев в городе составляет более 7 тыс. человек.

Однако, в Сургуте фиксируется недостаток информированности населения о деятельности добровольческих организаций, неразвитость инфраструктуры поддержки волонтерской деятельности.

Системное и комплексное развитие волонтерского и благотворительного движения различных направлений достижимо при учете как потребностей населения, муниципальных властей, так и желаний самих волонтеров, что даст возможность разработать механизмы социального планирования и прогнозирования, наращивать его ресурсную базу.
С увеличением осведомленности, социального сознания и поддержки со стороны муниципалитета, волонтерство будет играть все более важную роль в развитии гражданского общества города и создании общества небезразличия.

Цель вектора – стимулирование создания общества небезразличия (волонтерства и благотворительности).

Задачи вектора:

- создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) в решении социальных задач, а также повышение признания добровольчества (волонтерства) в обществе;

- поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих (волонтерских) организаций;

- социальный маркетинг в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе территориального общественного самоуправления.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национальных проектов «Культура», «Образование»;

- государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальное и демографическое развитие», «Развитие образования»;

- муниципальных программ, направленных на развитие волонтерства и благотворительности, территориального общественного самоуправления;

- инициатив.

 5. Вектор «Инклюзивность»

Инклюзивный город создает безопасную, пригодную для жизни среду с доступным и равноправным доступом к услугам и социальным службам и способствует оптимальному развитию человеческого капитала и обеспечивает уважение человеческого достоинства и равенства. В Сургуте доступная безбарьерная среда не сформирована в полном объеме: общественный транспорт, муниципальные учреждения, общественные пространства не приспособлены для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В перспективе планируется создание инклюзивного городского пространства, предоставляющее возможности его использования для удовлетворения потребностей максимально широкого круга возможных пользователей независимо от социального, имущественного или иного статуса. Такое городское пространство включит комфортную, визуально привлекательную и доступную городскую среду.

Цель вектора – обеспечение доступной инклюзивной среды.

Задача вектора – создание доступной безбарьерной городской среды, удобной и комфортной для всех групп населения, в том числе маломобильных.

Цели вектора будут достигаться реализацией:

- национального проекта «Демография»;

- государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;

- государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Поддержка занятости населения», «Социальное и демографическое развитие», «Строительство»;

- муниципальных программ, направленных на развитие инклюзивности;

- инициатив.

 

МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ГОРОДА

 

Организационные механизмы

Основными инструментами реализации Стратегии 2050 являются муниципальные программы и государственные программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Важнейшим механизмом реализации Стратегии 2050 по большинству векторов развития также являются флагманские проекты.

Общая координация, контроль и мониторинг реализации Стратегии 2050 в Администрации города возлагаются на Общественный совет города Сургута, а также на Координационные советы по направлениям развития города и рабочие группы при них:

 

Рисунок 4. Система координации, контроля и мониторинга Стратегии

 

 

Данная организационная структура управления реализацией Стратегии 2050 позволяет усилить фокусировку органов исполнительной власти Сургута на активное взаимодействие общественности и бизнеса, что соответствует одному из приоритетов развития – клиентоцентричности.

В рамках контроля и мониторинга реализации Стратегии 2050 важнейшими механизмами являются:

- организация опросов на официальном портале Администрации города при активном продвижении портала среди жителей с целью максимального вовлечения;

- организация опросов бизнеса путем массовой адресной рассылки;

- постоянная оптимизации и расширение системы показателей социально-экономического развития города, в том числе, в части разработки методики новых показателей, их внедрение и мониторинг в будущие периоды;

- реализация флагманских проектов посредством проектного управления;

- развитие цифрового двойника города, позволяющего фиксировать фактические данные по множеству параметров в онлайн-режиме.

Важнейшим механизмом реализации Стратегии 2050 является активное продвижение Стратегии города, как основного инструмента развития города, как одного из основных инструментов оценки деятельности Администрации города (введение ответственности за неисполнение и поощрений
за выполнение задач Стратегии).

Дополнительные механизмы реализации Стратегии Сургута 2050:

- разработка «пошаговых» регламентов реагирования и реализации инициатив в рамках Стратегии города, с определением ответственного по каждому такому шагу;

- информирование и вовлечение в процессы обсуждения и реализации основных задач Стратегии (в первую очередь, в части комфортной среды
и социальной сферы) населения;

- организация совместных с жителями проектов развития города (выбор проектов и их исполнения с учетом мнения жителей);

- организация краудфандинговых платформ для финансирования (или совместного финансирования) ряда наиболее востребованных для жителей инвестиционных проектов (с полностью прозрачной реализацией проекта – все затраты публикуются на портале), общественных инициатив;

- создание окна инициатив по развитию города;

- создание института продвижения местных кампаний на региональном и федеральном уровнях;

- создание по всем направлениям развития перечня наиболее подходящих инвесторов и, при необходимости, организация адресных предложений таким инвесторам;

- организация по всем направлениям развития Стратегии помощи
в диверсификации поставщиков продукции и услуг, поиска и приглашения инвесторов для повышения конкурентной среды;

- внедрение муниципального инвестиционного стандарта для компаний всех основных отраслей экономики и социальной сферы.

С применением указанных механизмов, в рамках контроля и мониторинга реализации Стратегии 2050 будет усиливаться гибкость реагирования местных органов власти на новые инициативы и изменение внешних факторов.

Выполнение целей и задач, в том числе целевых значений показателей, Стратегии 2050 должно учитываться при расчете ключевых показателей эффективности муниципальных служащих, ответственных за них.

Правовые механизмы реализации

В рамках реализации Стратегии 2050 осуществляется работа по применению действующей нормативно-правовой базы федерального, регионального и местного уровней, а также разработка и совершенствование правовых актов местного управления, формирующих правовую среду для успешной реализации флагманских проектов, общественных инициатив.

Финансовые механизмы

Финансирование реализации Стратегии 2050 планируется осуществлять за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, путем участия в государственных программах, а также за счет внебюджетных источников, в том числе на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Оценка финансовых ресурсов реализации Стратегии 2050 представлена в Разделе IX.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА (смотреть)

КОРОТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (смотреть)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ СТРАТЕГИИ

Проект документа доступен для общественного обсуждения, замечаний и предложений в период с 18.11.2023 по 02.12.2023 (включительно). 

Свое мнение каждый житель города и внешний эксперт может выразить по 5-ти бальной шкале, где 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - не знаю, 4 - хорошо, 5 - отлично (социальный сфетофор), а также дополнения, замечания и предложения опубликовать в комментариях.

Мединцева С.Г. начальник отдела социально-экономического прогнозирования

Администрации города Сургута

Прикрепленные документы 3


0
2556

Комментарии 1

Ознакомился с проектом стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года.
Оцениваю на 5 (отлично), так как в документ полностью соответствует принципам стратегического планирования установленных в ФЗ -172 «О стратегическом планировании в РФ»: Организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.

Хочу отдельно отметить уникальность проведенной работы Администрации города Сургута и разработчиков на уровне муниципалитета в Российской Федерации. Техническое задание на комплекс работ предусматривает в составе работ, стратегию до 2050 года, план мероприятий по реализации стратегии, синхронизацию с генеральным планом города и схемой реализации генерального плана, а также создание динамической модели развития города. Механизмы и инструменты реализации стратегии развития полностью соответствуют реалиям построения цивилизационного общества с элементами изменения культурного кода и саморазвития. Особо приветствую и поддерживаю в отдельно взятом муниципальном образовании реализацию Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в части статьи 25. Правовыми инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются: а) совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Генеральная цель развития Сургута лично у меня вызывает восхищение, энтузиазм и эмоциональный подъем: «Город комфортной среды и духовно-нравственных ценностей за счет активной кооперации населения, власти, науки и предпринимательства для устойчивого развития социальной сферы, инновационной и креативной экономик.»

Направления, цели и задачи векторов развития, способы достижений и результаты изменений в проекте стратегии прописаны подробно и понятно.