СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Миссия и генеральная стратегическая цель социально-экономического развития города Сургута
Миссия Сургута – развиваться как город – лидер в создании «умной экономики» северных регионов, широких возможностей для предпринимательства, удобный для жизни активных и ответственных горожан, с безопасной городской средой и открытой властью.
Отсюда генеральная стратегическая цель развития города Сургута – повышение уровня и качества жизни жителей на основе расширения возможностей предпринимательства и формирования инфраструктуры для устойчивого социально-ориентированного инновационного экономического развития посредством взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти.
Главная (генеральная) стратегическая цель развернута с учетом целеполагания четырех направлений (социальная среда, городская среда, деловая среда, институциональная среда (гражданское общество и власть). Направление «Деловая среда» состоит из двух векторов; «Социальная среда» – из четырех векторов; «Городская среда» – из пяти векторов, направление «Институциональная среда» (гражданское общество и власть) не делится по векторам, но обеспечивает эффективное и целенаправленное развитие остальных трех направлений, формируя при этом механизмы реализации Стратегии, связанные с общественным участием, общественным контролем и учетом мнения граждан при принятии важных для города решений (рисунок 8). Такое соотношение векторов по направлениям характеризует объемы деятельности и полномочий местных органов власти, а также целей развития старопромышленных районов, к которым отнесен город Сургут в рамках Стратегии ХМАО-Югры до 2030 года, которые акцентируют внимание на повышении комфортности проживания.
Флагманские проекты, консолидирующие усилия власти, бизнеса и гражданского общества для достижения генеральной цели, определены по направлениям развития
Направления и векторы социально-экономического развития города Сургута
5.1. Направление Деловая среда
Стратегическая цель направления – создание условий для устойчивого экономического развития города на базе привлечения инвестиций, формирования «умной» экономики посредством внедрения новых технологий, развития предпринимательства.
5.1.1. Вектор Инвестиционно-промышленный потенциал
Стратегическая цель вектора – формирование благоприятного инвестиционного климата, способствующего притоку инвестиций в интересах устойчивого социально-экономического развития города.
Основные задачи:
1) минимизация административных барьеров, повышение скорости и качества муниципальных услуг, обеспечение прозрачности и достоверности информации для бизнеса;
2) создание условий для развития несырьевых видов экономической деятельности, направленных на диверсификацию экономики города;
3) формирование инвестиционных площадок для размещения новых промышленных производств;
4) создание условий для успешного партнерства науки и бизнеса как основы создания, внедрения и широкого использования предприятиями города передовых научных разработок и инновационных технологий;
5) модернизация и развитие действующих производств топливно-энергетического комплекса в целях повышения их эффективности.
В рамках вектора будет реализовываться проект:
* реализация инвестиционных проектов на действующих промышленных предприятиях города с применением наукоемких и экологически безопасных технологий, в том числе направленных на развитие нефтегазового сектора и энергетической инфраструктуры.
5.1.2. Вектор Предпринимательство
Стратегическая цель вектора – создание условий для развития конкурентоспособного предпринимательства на территории города, в том числе в целях удовлетворения потребностей предприятий и жителей города в товарах и услугах.
Основные задачи:
1) развитие форм и мер оказания финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством усилий,
действующих на территории города организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) внедрение электронных каналов коммуникаций с предпринимательским сообществом в том числе для оказания различных видов поддержки;
3) увеличение доли закупок для муниципальных нужд у субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) популяризация предпринимательской деятельности, формирование положительного образа предпринимателя как социально ответственного участника рынка, развитие института наставничества в сфере малого и среднего предпринимательства;
5) стимулирование развития социального предпринимательства, консолидация социальных предпринимателей;
6) стимулирование развития инновационного предпринимательства;
7) создание условий для развития потребительского рынка, в том числе как приоритетного направления для субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) поддержка и продвижение местных товаропроизводителей.
Реализация задач вектора будет обеспечиваться с учетом мероприятий регионального портфеля проектов, направленного на реализацию национального проекта «Малый и средний бизнес».
В рамках вектора будет реализовываться проект:
* Развитие бренда «Сделано в Сургуте»
На достижение стратегической цели всего направления «Деловая среда» направлена реализация следующих флагманских проектов:
1) «Трансформация делового климата»
Данный проект представляет собой комплекс мер, направленных на улучшение делового климата на территории муниципального образования и основывается на задачах, определенных на государственном уровне целевыми моделями упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, направлениями Национальной предпринимательской инициативы, а также передовых инвестиционных технологий, выявляемых Агентством стратегических инициатив и размещаемых в атласе лучших муниципальных практик .
В рамках данного проекта должно быть обеспечено ускорение и упрощение административных процедур и выполнения технологических мероприятий, развитие их предоставления в электронном виде и через МФЦ по следующим направлениям:
- получении разрешения на строительство и территориальное планирование;
- подключение (технологическое присоединение) к сетям;
- регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества в электронном виде;
- постановка участков на кадастровый учет.
На электронную форму оказания услуг следует перевести также предоставление мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и подачу, и рассмотрение заявок на реализацию инвестиционных проектов.
Одним из ключевых направлений проекта будет являться повышение эффективности системы обратной связи органов местного самоуправления и предпринимательского сообщества, потенциальных инвесторов. Инструментами реализации данной задачи должны выступить совещательные органы по развитию малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности при Главе города, совершенствование работы по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна», обеспечение на регулярной основе информационной поддержки и консультационного сопровождения предпринимателей и потенциальных инвесторов.
Канал прямой связи с бизнесом должен обеспечить специализированный Инвестиционный интернет-портал Сургута. Развитие, повышение качества и поддержание в актуальном состоянии портала является одной из стратегических задач в рамках данного проекта по обеспечению открытости муниципального образования для предпринимательского сообщества.
В целях обеспечения защиты предпринимателей от возникновения административных барьеров и издержек при нормативном регулировании деятельности, в рамках проекта необходимо совершенствовать систему оценки регулирующего воздействия муниципальных правовых актов, обеспечив широкое вовлечение в процедуру бизнес-сообщества.
В целом, данный проект должен обеспечить качественные изменения в отношениях бизнеса и власти, инфраструктуре поддержки предпринимательства, формирование благоприятной инвестиционной среды.
2) «Дом предпринимательства»
Данный проект призван обеспечить сообщество предпринимателей Сургута единой площадкой коммуникаций внутри предпринимательского сообщества, а также между сообществом и различными структурами его поддержки, в том числе структурами Администрации муниципального образования. «Дом предпринимательства» призван стать центром развития бизнеса Сургута.
В одном месте должны быть представлены все организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, формирующие комплексный подход в поддержке:
- Фонд поддержки предпринимательства;
- Фонд «Югорская региональная микрокредитная компания»;
- Фонд «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры»
- Акционерное общество «Корпорация МСП»
- Сургутская торгово-промышленная палата;
- МФЦ для бизнеса;
-управление инвестиций и развития предпринимательства Администрации города.
Также на базе данной площадки должны быть организованы периодические консультации контрольно-надзорных органов, иных структур Администрации города, в сферу деятельности которых входит предоставление муниципальных услуг для предпринимателей.
Территорию «Дома предпринимательства» следует рассматривать как приоритетную для организации коворкинг-центра, проведения на регулярной основе ярмарок профессий и вакансий, образовательных и консультационных мероприятий, к участию в которых необходимо привлекать успешных предпринимателей и профессионалов в сфере права, налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности.
Данная площадка также может рассматриваться и для организации на территории города «Точки кипения».
Для создания атмосферы доверия, открытости и качественного диалога, возможна организация на территории «Дома» галереи предпринимателей с фотозонами, библиотекой профессиональной литературы, стендами, рассказывающими истории успеха предпринимательских проектов, а также истории развития самых необычных стартапов на территории города.
Также в рамках данного проекта необходимо организовать работу бизнес-ангелов - специалистов, которые могут сопровождать проект от идеи до выхода на безубыточный уровень, а также организовать работу (взаимодействие) с представителями крупнейших, в том числе зарубежных, венчурных фондов.
В целом «Дом предпринимательства» призван стать единой площадкой для сосредоточения коллективной работы предпринимателей города, общения, дискуссий, образовательных проектов по различным направлениям для широкой аудитории.
3) «Индустриальные парки»
Данный проект предусматривает деятельность по развитию уже созданных и созданию новых индустриальных парков.
Индустриальный парк рассматривается как площадка для апробации передовых инновационных материалов и технологий, их адаптации к промышленному, серийному производству и тиражирования этих технологий для использования на предприятиях города, в том числе в нефтегазовой отрасли.
Таким образом, на площадках индустриальных парков возможен эффект использования новых технологий
Необходимость данного проекта обусловлена необходимостью и возможностью объединения усилий разработчиков новых технологий и тех, кто планирует применять нововведения у себя на производстве.
Основой для реализации проекта является Индустриальный парк «Югра», создание которого начато на территории города в текущем году.
Иными участниками данного проекта будут являться:
- Сургутский государственный университет и инновационно-образовательный комплекс (Кампус), как поставщики научных идей и разработок и сосредоточение научных сотрудников;
- промышленные предприятия города, в том числе нефтегазового сектора в роли потребителей новых продуктов и технологий, а также в роли заказчиков технологических процессов, адаптированных для больших предприятий, внедрения новых технологий и производства новой продукции.
4) «Промышленно - логистический комплекс»
Одним из конкурентных преимуществ города Сургута является транспортно-географическое положение - Сургут – единственный из муниципалитетов округа, обеспеченный доступом к транзитным транспортным артериям сразу 4 видов транспорта (автомобильный, водный, авиа и ж/д). Это определяет приоритетность развития на его территории транспортно-логистических центров регионального значения.
При этом, задача развития новых производств, как основы для диверсификации экономики, определяет необходимость формирования площадок для размещения, промышленных объектов и локализации новых производств.
Данный проект предусматривает формирование комплекса, объединяющего в себе промышленную площадку для размещения сразу нескольких производств и логистического хаба. Все эти направления взаимообусловлены. Размещение проекта перспективно в западном планировочном районе (площадка порядка 480 га), что обусловлено близостью к основным транспортным коридорам и узлам, а также
исключением необходимости транзита грузов и производимой продукции по городским магистралям.
Создание логистического хаба подразумевает:
* формирование новой и реконструкцию существующей транспортной инфраструктуры
* формирование пула перевозчиков, реализующих перевозки всеми видами транспорта, доступными для города
* создание условий для хранения, сортировки, упаковки и частичной переработки товаров и грузов.
На территории комплекса перспективно размещение сервисных производств для нефтегазовой отрасли, обрабатывающей, перерабатывающей и экологической промышленности, иных производств, ориентированных на спрос потребителей, в том числе в рамках импортозамещения, внедрения экологически безопасных технологий.
5.2 Направление Социальная среда
Стратегическая цель направления – расширение возможностей развития человеческого капитала.
В рамках данного направления определены следующие флагманские проекты:
1) «Непрерывное образование».
Стратегическая цель развития города Сургута как современного промышленного центра актуализирует вопросы подготовки квалифицированных кадров новой формации для различных отраслей высоко технологического уклада. По прогнозам специалистов, в ближайшие 10-15 лет появятся высокотехнологические сервисы и продукты, которые изменят традиционные подходы к промышленному производству и экономике в целом. Поэтому у современных детей, во-первых, необходимо закладывать компетенции, отвечающие динамичным изменениям и обеспечивающие опережающее развитие во всех сферах жизни российского общества, во-вторых, предоставлять возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Особое внимание в городе уделяется развитию инженерного образования, на базе которого и будут осуществляться основные перспективные разработки и передовые технологические решения. Обучение детей с раннего возраста как инженеров является одной из задач вектора «Образование, воспитание, молодежная политика», решение которой в перспективе должно обеспечить достижение Сургутом позиции национального промышленно-инновационного центра. При этом наиболее востребованными в профессиональном плане будут не исполнители, а талантливые исследователи и предприниматели, обладающие способностью использовать знания из смежных наук для создания уникальных продуктов.
Следовательно, на всех уровнях образования необходимо создавать условия для развития у детей интереса к инженерно-технологической деятельности, мотивирующие к занятию технологическим творчеством и предпринимательством. Уже сейчас в системе образования города Сургута присутствуют элементы, отражающие современные подходы к реализации инновационных образовательных программ, ориентированных на получение прикладных знаний и технологических умений. Так, большой перспективой обладает сложившееся взаимодействие в структурах «школа – организация среднего профессионального образования – предприятие», «школа – организация высшего образования – предприятие». Механизмом реализации данного взаимодействия является функционирование профильных и корпоративных классов, позволяющих на ранних ступенях образования обеспечивать построение ребёнком последующей профессиональной карьеры. Дальнейшее развитие сети профильных и корпоративных классов в образовательных учреждениях будет способствовать выбору обучающимися специальностей, востребованных на предприятиях и в организациях региона.
Для поддержки талантливых детей целесообразно задействовать потенциал дополнительного образования, которое позволяет активно развивать практические навыки и умения, индивидуализировать как само содержание образовательных программ, так и подходы к его реализации, в том числе и за счёт включения детей в разновозрастные детско-подростковые сообщества. Такой опыт уже складывается в системе работы детского технопарка Кванториум, образовательная система которого основывается на реальных технологических кейсах и позволяет формировать у обучающихся навыки прохождения процесса полного жизненного цикла создания инженерного продукта, сквозные изобретательские компетенции, способы изменения свойств объектов. В основе образовательного процесса – интерактивность, проектный подход и командная работа юных «специалистов» из разных областей инженерных наук. В работе над проектом ученики Кванториума научатся работать в команде, анализировать информацию, принимать решения и другие. Образовательные программы Кванториума проектируют лучшие методологи российских университетов в содружестве с российскими высокотехнологичными предприятиями и научными институтами.
Особая роль в развитии инженерного образования принадлежит СурГУ, который в рамках Стратегии рассматривается как градообразующий центр инновационных идей, подготавливающий наиболее квалифицированных специалистов для местной экономики.
2) «вАтмосфереСпорта».
Целью проекта является создание единой системы для физического
и духовного совершенствования граждан, обеспечение равных возможностей заниматься физической культурой и спортом независимо от доходов
и благосостояния, вовлечение одаренных и талантливых детей, подростков
и молодежи в систему подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений.
Основными задачами проекта являются:
1. Формирование у населения устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в данной области;
2. Развитие спортивной инфраструктуры в городе Сургуте, укрепление и эффективное использование материально – технической базы для занятий физической культурой и спортом;
3. Совершенствование кадровой политики в сфере физической культуры и спорта;
4. Использование механизмов муниципально-частного партнёрства, стимулирование и поддержка деятельности немуниципальных организаций в сфере физической культуры и спорта;
5. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений города Сургута.
6. Совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди лиц с ограниченными физическими возможностями.
Основные направления проекта.
1. Популяризация физической культуры и спорта посредством совершенствования просветительской и информационно-пропагандистской системы вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы, а также привлечение населения к соревновательной деятельности.
2. Создание единого информационного и правового поля в сфере физической культуры и спорта для объединения различных общественных организаций, клубов, федераций по видам спорта, учреждений, предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности в систему, которая в свою очередь будет действовать в рамках общепринятой стратегии развития физкультурно-спортивного движения в городе.
3. Создание условий формирования конкурентной среды для негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта в целях повышения качества и разнообразия оказываемых услуг.
4. Развитие спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом с учетом климатических особенностей региона. Обеспечение эффективного использования спортивных объектов, улучшение материально – технической базы.
5. Создание условия для привлечения одаренных и талантливых детей, подростков и молодежи в систему подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений.
6. Создание системы профессионального развития, роста и повышения квалификации специалистов, создание условий преемственности между поколениями кадров сферы спортивной подготовки.
7. Развитие массового физкультурно-оздоровительного и спортивного движения.
8. Повышение качества организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди лиц с ограниченными физическими возможностями.
Реализация проекта позволит привлечь горожан к регулярным занятиям физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы, совершенствовать спортивную инфраструктуру, создать устойчивый интерес у детей, подростков и молодежи к самосовершенствованию и достижению высоких спортивных результатов, создать условия для занятий физической культурой и спортом граждан среднего возраста и старшего поколения, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.
3. Развитие третьего сектора.
В течение последних лет расходы на социальные цели, финансируемые через федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, а также через государственные внебюджетные фонды, растет. Возможным способом повысить эффективность данных расходов является интенсивное взаимодействие органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями, деятельность которых нацелена на решение социальных проблем. Социально ориентированные некоммерческие организации часто являются лидерами в тех секторах оказания социальных услуг, где затруднен внешний формальный контроль исполнения, где требуется разработка и применение не унифицированных инструментов. Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации могут и должны конкурировать с муниципальными учреждениями в оказании социально значимых услуг, в том числе за счет средств местного бюджета. Рынок социальных услуг, предоставляемых сторонними организациями, в городе Сургуте, также, как и в ХМАО-Югре недостаточно развит. Реализация данного проекта призвана обеспечить доступность, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в социальной сфере, способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка предоставления услуг населению и оптимизации бюджетных расходов. Есть определенные успехи в этой области, где практики города Сургута являются лучшими, это, например, «Сертификат дошкольника» и «Билдинг-сад».
Целями проекта являются:
1) развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности (коммерческих и некоммерческих), предоставляющих услуги населению;
2) создание благоприятных условий для развития негосударственных организаций;
3) создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению муниципального заказа по оказанию социальных услуг;
4) Проект реализуется в следующих областях (сферах):
1) Совершенствование нормативной правовой базы по обеспечению доступа немуниципальных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, к предоставлению услуг в социальной сфере
2) Реализация механизмов поддержки немуниципальных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций
3) Отраслевые меры, направленные на расширение участия негосударственного сектора экономики
4) Информационно-методическое обеспечение
Проект направлен на расширение круга участников, в том числе за счет развития интереса СО НКО в городе Сургуте к оказанию общественно полезных услуг, которые недостаточно развиты на территории региона. В частности, особое внимание, должно быть уделено таким видам деятельности, как:
1) Деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде;
2) Деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, оказание помощи семье в воспитании детей;
3) Деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
4) Деятельность по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению.
5) Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6) Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорождённого ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
7) Деятельность по оказанию услуг, направленных на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
8) Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов.
9)Деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.
В рамках направления «Социальная среда» определены четыре вектора развития: «Образование, воспитание, молодежная политика»; «Физическая культура и спорт»; «Социальная поддержка»; «Культура».
5.2.1. Вектор Образование, воспитание, молодежная политика
Стратегическая цель вектора – обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами, способностями и потребностями каждого жителя города Сургута, направленного на дальнейшую самореализацию личности, её профессиональное самоопределение.
Основные задачи:
1) развитие системы дошкольного образования;
2) развитие системы общего образования;
3) повышение качества и доступности дополнительного образования;
4) реализация молодежной политики для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи города, развитие их потенциала в интересах общества;
5) развитие волонтерства и добровольчества;
6) создание экономических, правовых, организационных условий для детского отдыха и оздоровления, в том числе в каникулярное время.
Наиболее значимыми для данного вектора проектами, реализуемыми в Сургуте (или планируемыми к реализации), являются следующие:
1) строительство и реконструкция образовательных организаций;
2) создание ресурсного центра по развитию добровольчества и поддержки молодежных общественных организаций;
3) строительство и организация работы молодежных центров в микрорайонах города;
4) строительство загородного специализированного (профильного) военно-спортивного лагеря «Барсова гора» на базе центра военно-прикладных видов спорта муниципального бюджетного учреждения «Центр специальной подготовки «Сибирский легион»;
5) создание центра технических видов спорта, включая строительство многофункциональной мотоциклетной трассы.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национальных проектов «Демография» и «Развитие образования».
5.2.2. Вектор Физическая культура и спорт
Стратегическая цель вектора – создание условий, обеспечивающих возможность горожанам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, а также создание и совершенствование системы спортивной подготовки и спортивного резерва.
Основные задачи:
1) развитие спортивной инфраструктуры (в рамках реализации флагманского проекта «#вАтмосфереСпорта»);
2) популяризация физической культуры как фактора здорового образа жизни (в рамках реализации флагманского проекта «#вАтмосфереСпорта»);
3) подготовка спортивного резерва и совершенствование системы спортивной подготовки.
Наиболее значимым для данного вектора проектом, реализуемым в Сургуте, является строительство и реконструкция спортивных объектов различной направленности.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национального проекта «Демография».
5.2.3 Вектор Социальная поддержка
Стратегическая цель вектора – создание условий для осуществления жизнедеятельности и труда жителей города Сургута в соответствии с нормами и нормативами, установленными действующим законодательством, в том числе в рамках реализации переданных государственных полномочий.
Основные задачи:
1) социальная поддержка отдельных категорий граждан, в том числе путем реализации переданных государственных полномочий;
2) реализация гарантий погребения;
3) содействие улучшению условий и охраны труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников организаций города;
4) реализация мероприятий по профилактике заболеваний и формированию у населения здорового образа жизни.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом региональных проектов в рамках национального проекта «Демография».
5.2.4. Вектор Культура
Стратегическая цель вектора – создание условий для обеспечения доступа жителей к культурным ценностям и услугам.
Основные задачи:
1) развитие современной инфраструктуры отрасли «Культура»;
2) развитие системы разнопрофильных услуг отрасли «Культура»: информационных, библиотечных, музейных, досуговых и других.
Наиболее значимым для данного вектора проектом, реализуемым в Сургуте, является строительство и реконструкция объектов и учреждений культуры различной направленности.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национального проекта «Культура».
5.3. Направление Городская среда
Стратегическая цель направления – формирование комфортной среды проживания горожан, обеспечивающей повышение качества жизни на всей территории города.
В рамках данного направления определены флагманские проекты:
1) «Формирование комфортной городской среды».
Создание единого городского пространства, комфортного для проживания населения, является одним из приоритетов городского развития. Суровые природные географические факторы, продолжительность зимнего периода, работа в зоне рискованного земледелия создают трудности в создании благоприятной, благоустроенной и зеленой городской среды.
Для улучшения ландшафтно-архитектурного облика города, в каждом микрорайоне необходимо создавать рекреационную зону. Объекты благоустройства: парки, скверы – это озелененные территории общего пользования многофункционального направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенные для периодического массового отдыха населения. Все парки и скверы располагаются непосредственно в зоне уже существующей жилой застройки и используются населением для прогулок, отдыха, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Возникает проблема невозможности существенного увеличения площадей озеленения в конкретных планировочных районах и создание новых зон рекреации. Следовательно, возникает задача максимального сохранения и благоустройства существующих озелененных территорий.
Территории жилых микрорайонов города застраивались без учета единой вертикальной планировки. В итоге большинство дворовых территорий расположено ниже уровня дорог или вновь построенных объектов. Проблемы восстановления и ремонта асфальтового покрытия дворов, озеленения, освещения дворовых территорий, ремонта (устройства) дождевой канализации либо вертикальной планировки на сегодня весьма актуальны и могут решаться с использованием новых технологий.
Основным методом решения этих задач должно стать благоустройство дворовых территорий, которое представляет собой совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически и эстетически организованной городской среды, улучшение содержания и безопасности дворовых территорий и территорий кварталов.
Проблемой в работе по обеспечению экологической безопасности является ежегодное увеличение объема несанкционированных свалок, которое напрямую зависит от увеличения объемов потребления товаров и услуг и, как следствие, увеличение объемов образующихся отходов. Низкий уровень экологической культуры населения, нежелание платить за вывоз и утилизацию своих отходов на специализированный полигон значительно усложняют работу по созданию комфортных и экологически безопасных условий для проживания горожан и отчасти обусловлены недостаточным уровнем информированности населения в области охраны окружающей среды. Соответственно необходима система мероприятий по экологическому просвещению и пропаганде.
В условиях активного развития города, массовой застройки, увеличения численности населения, а также некоторых существующих природных факторов (болотистость местности, воздействие низких температур и прочее), негативное влияние на леса, находящиеся в границах городского округа город Сургут, ежегодно увеличивается. Для поддержания состояния городских лесов проводятся санитарные рубки и рубки по очистке леса от захламленности. Также мероприятия проводятся с целью выявления нарушения норм лесного законодательства (незаконная рубка леса, самовольный захват лесных земель, несанкционированные свалки мусора) и охраны лесов от пожара.
Цель проекта – создание комфортной городской среды на территории города Сургута.
Задачи проекта:
- Создание комфортных условий проживания населения, повышение эстетической привлекательности общественных территорий города Сургута;
- Обеспечение продолжительного и безопасного функционирования жилых зданий и объектов благоустройства жилищного фонда;
- Снижение уровня загрязненности городских территорий и формирование экологической культуры населения;
- Эффективное осуществление использования, защиты, охраны и обустройства городских лесов, а также создание условий для безопасного отдыха населения.
2) «Транспортный каркас и городские дороги».
Комплекс проектов развития транспортного каркаса агломерации Сургут-Нефтеюганск включает в себя, прежде всего, предложения по развитию инфраструктуры железнодорожного и авиационного транспорта.
Главная стратегическая задача по развитию железнодорожного транспорта для агломерации Сургут-Нефтеюганск – это строительство сплошного 2-го пути на линии Тюмень – Тобольск – Сургут и далее до станции Ульт-Ягун. Развитие железной дороги Тюмень – Сургут позволит городу Сургуту и окружающим его населённым пунктам и дальше играть ключевую роль в логистике освоения сырьевых ресурсов ХМАО-Югры.
При этом важно отметить, что реализуемый сейчас проект по строительству второго пути на железнодорожной линии Тюмень – Сургут – Ульт-Ягун, не включает в себя строительства вторых мостовых переходов через реки Обь и Юганская Обь, что достаточно важно для дальнейшего развития агломерации Сургут-Нефтеюганск. При этом только полная реализация этих планов увеличит провозную способность железнодорожной линии в 3-4 раза, тогда как возведение второго пути без строительства мостов позволит увеличить этот показатель не более чем в 2 раза.
Ещё один важный агломерационный проект в области развития железнодорожного транспорта – это реконструкция вокзального комплекса в городе Сургуте, который и в дальнейшем будет являться главным пассажирским железнодорожным терминалом агломерации Сургут-Нефтеюганск.
В области развития авиационной инфраструктуры на территории агломерации Сургут-Нефтеюганск Госпрограммой ХМАО-Югры «Развитие транспортной системы ХМАО-Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» в ближайшие годы предусматривается только реконструкция вертолётной площадки в посёлке Банный. Однако намного более важный проект, реализация которого требуется для дальнейшего развития агломерации Сургут-Нефтеюганск – это реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта Сургут. Данный аэропорт обслуживает и будет обслуживать авиапассажиров всей агломерации, но его мощности на сегодняшний день недостаточны для обслуживания имеющегося пассажиропотока в периоды максимальных перевозок.
Особое внимание в области развития транспортной инфраструктуры также необходимо уделить строительству транспортно-пересадочных узлов, что должно найти свое отражение в Генеральном плане города Сургута.
Комплекс проектов агломерации Сургут-Нефтеюганск по развитию автомобильных дорог общего пользования можно разделить на несколько составляющих.
1. Набор мероприятий по развитию (реконструкции и строительству) автодорог регионального значения на территории агломерации Сургут-Нефтеюганск, реализация которых должна быть произведена в ближайшие годы в соответствии с Госпрограммой ХМАО-Югры «Развитие транспортной системы ХМАО-Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», в частности реконструкция наиболее загруженного участка автодороги «Сургут – Нижневартовск» от Северного обхода города Сургута до развилки автодорог в направлении Нижневартовска и Когалыма; строительство транспортной развязки в 2-х уровнях на пересечении автодорог «Сургут – Когалым – граница ХМАО» и «Сургут – Нижневартовск» и других.
Наиболее значимое для агломерации Сургут-Нефтеюганск предложение госпрограммы – это проект строительства магистрали с новым мостовым переходом через реку Обь к востоку от города Сургута, который должен стать альтернативой имеющемуся 2-полосному Югорскому мосту. Строительство данной магистрали для города Сургута означает создание полноценного кольцевого обхода города и снижение транзитной нагрузки.
2. Предложения по развитию автомобильных дорог общего пользования местного значения в муниципальных образованиях агломерации Сургут-Нефтеюганск, значимость которых существенна для всей её территории. Данные предложения отражены как в Госпрограмме ХМАО-Югры «Развитие транспортной системы ХМАО-Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», так и в муниципальных программах «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014-2030 годы» и «Организация дорожной деятельности, транспортного обслуживания и связи в Сургутском районе».
3. Предложения по передаче автомобильных дорог регионального значения (или их участков) в федеральную собственность. Несмотря на то, что эти предложения не являются, в полном смысле, инфраструктурными проектами, их реализация весьма положительно отразится на всей транспортной системе агломерации Сургут-Нефтеюганск.
В ближайшие годы, согласно Распоряжению Правительства ХМАО – Югры от 21 января 2010 года №44-рп (в редакции от 04.08.2017), предполагается передать в федеральную собственность 2 автодороги: 71-100К-08 «г. Нефтеюганск – г. Сургут» (два участка общей протяжённостью 24,56 км); 71-100К-15 «мост через протоку Юганская Обь» с подходами (3,61 км).
4. Предложения, выдвинутые документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральными планами), сроки реализации и источники финансирования которых в настоящее время не определены. Тем не менее, их реализация до 2038 года (или даже в более короткие сроки) однозначно находится в интересах агломерации Сургут-Нефтеюганск. Краткий перечень данных предложений:
- реконструкция участков автодороги между Сургутом и Нефтеюганском с её расширением до 4-х полос (кроме Югорского моста через Обь, в связи с планами по строительству нового моста восточнее города Сургута);
- строительство дополнительных автодорожных связей между Сургутом и ближайшими населёнными пунктами для разгрузки безальтернативного сегодня Тюменского тракта:
- между городом Сургутом и Белым Яром (от Югорского тракта до улицы Горького);
- между Западной промзоной города Сургута и промзоной посёлка Солнечный;
- строительство прямой автодорожной связи между проектирующимся новым мостом через реку Обь (восточнее города Сургута) и Северным обходом города Сургута, что обеспечит беспрепятственное движение автотранспорта с нового моста в направлении Когалыма и городов ЯНАО и снимет излишнюю транзитную нагрузку с восточного въезда в Сургут;
- завершение строительства магистрального транспортного каркаса города Сургута путём достройки Югорского тракта (и реконструкции улицы Рационализаторов), а также строительства прямой связи Нефтеюганского шоссе с восточным выездом из города Сургута (Нижневартовским трактом).
В рамках направления «Городская среда» определены пять векторов развития: «Транспортная система»; «Безопасность»; «Территориальное развитие»; «Жилищно-коммунальное хозяйство»; «Благоустройство и охрана окружающей среды».
5.3.1. Вектор Транспортная система
Стратегическая цель вектора – развитие транспортной системы города с учетом агломерационного аспекта.
Основные задачи:
1) развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорог в целях обеспечения агломерационного аспекта, отвечающих требованиям, предъявляемым к современным объектам;
2) приведение к современным требованиям безопасности и комфортного проезда существующей транспортной сети города;
3) обеспечение доступности, повышение уровня сервиса и комфорта общественного транспорта, развитие придорожного сервиса, строительство многоуровневых парковок;
4) обеспечение доступа населения и бизнес-структур к современным линиям связи и коммуникаций.
Наиболее значимыми для данного вектора проектами, реализуемыми в Сургуте (или планируемыми к реализации), являются следующие:
1) строительство 13 транспортных развязок в разных уровнях (в рамках реализации флагманского проекта «Транспортный каркас и городские дороги»);
2) строительство транспортно-пересадочных узлов (автовокзал, мультифункциональные посадочные площадки и прочее);
3) развитие систем связи;
4) развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорог в целях обеспечения агломерационного эффекта (в рамках реализации флагманского проекта «Транспортный каркас и городские дороги»).
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национального проекта «Безопасные дороги».
5.3.2. Вектор Безопасность
Стратегическая цель вектора – обеспечение условий для жизнедеятельности человека, при которых уровень различных угроз минимален.
Основные задачи:
1) обеспечение безопасности жителей города Сургута на основе профилактики угроз криминогенного характера;
2) обеспечение безопасности жителей города Сургута на основе профилактики угроз техногенного и природного характера.
Наиболее значимыми для данного вектора проектами, реализуемыми в Сургуте (или планируемыми к реализации), являются следующие:
1) проект «Безопасный город»;
2) проект «Интерактивная карта безопасности»: создание системы интерактивного мониторинга состояния безопасности города;
3) проект «Народный патруль»: выявление административных правонарушений;
4) проект «Безопасный двор»;
5) развитие системы звукового оповещения в случаях чрезвычайных ситуаций.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национального проекта «Безопасные дороги».
5.3.3. Вектор Территориальное развитие
Стратегическая цель вектора – создание оптимальной системы градостроительного планирования территорий с учетом развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры для обеспечения благоприятных условий проживания, труда и отдыха населения города Сургута, и развития агломерации Сургут-Нефтеюганск.
Основные задачи:
1) обеспечение сбалансированной градостроительной политики на основе актуальной версии генерального плана города;
2) формирование городской среды, обеспечивающей качественное проживание населения (фонд муниципального социального жилья, полицентричные пространства, качественное и доступное многоквартирное жилье, реновации, индивидуальное жилищное строительство и прочее);
3) формирование системы рекреационных и общественных пространств, обеспечивающих реализацию жизненных потребностей жителей города Сургута;
4) создание условий для динамичного жилищного строительства, строительства объектов социального и промышленного назначения.
Наиболее значимыми для данного вектора проектами, реализуемыми в Сургуте (или планируемыми к реализации), являются следующие:
1) «визуально-ландшафтный анализ объектов, расположенных на территории города Сургута»;
2) перспективное развитие территорий на левом берегу реки Саймы и территории Поймы;
3) развитие застроенных территорий;
4) развитие зон рекреационного назначения;
5) развитие общественных пространств;
6) привлечение внебюджетных средств для развития жилищного строительства.
5.3.4.Вектор Жилищно-коммунальное хозяйство
Стратегическая цель вектора – содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства для повышения качества жизни населения.
Основные задачи:
1) улучшение жилищных условий жителей города Сургута и повышение обеспеченности благоустроенным жильем;
2) ликвидация ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилья;
3) обеспечение надежного функционирования коммунального комплекса и высокого качества коммунальных услуг;
4) повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов.
Наиболее значимыми для данного вектора проектами, реализуемыми в Сургуте, являются следующие:
1) капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
2) снос ветхого и аварийного жилья.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
5.3.5. Вектор Благоустройство и охрана окружающей среды
Стратегическая цель вектора – создание и благоустройство общественных и дворовых территорий для повышения уровня комфорта населения города Сургута.
Основные задачи:
1) содержание, благоустройство и повышение эстетической привлекательности общественных территорий города Сургута;
2) улучшение содержания и безопасности дворовых территорий и территорий кварталов;
3) снижение уровня загрязненности городских территорий и формирование экологической культуры населения;
4) эффективное использование, защита, охрана и обустройство городских лесов, а также создание условий для безопасного отдыха населения.
Наиболее значимыми для данного вектора проектами, реализуемыми в Сургуте (или планируемыми к реализации), являются следующие:
1) общегородская акция «Чистый город»;
2) развитие ландшафтных и рекреационных комплексов (в рамках реализации флагманского проекта «Формирование комфортной городской среды»);
3) создание условий для строительства комплексного межмуниципального полигона ТКО;
4) строительство полигонов для утилизации снега;
5) проектирование и строительство новых участков дождевой канализации, очистных сооружений ливневой канализации.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом муниципальной составляющей региональных проектов в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Экология».
Стратегическая цель направления – создание условий для активного участия жителей в развитии города на основе сотрудничества между жителями, объединениями горожан, бизнесом и властью.
В рамках данного направления определен флагманский проект: «Цифровой Сургут».
Флагманский проект «Цифровой Сургут» – это инновационное развитие города на основе внедрения в различные сферы жизни интеллектуальных цифровых технологий, способных ускорить экономическое развитие территории муниципального образования и повысить качество жизни граждан. Это развитие цифровой экономики, производства и использования инноваций с учетом местных особенностей и уникальности города, предполагающее создание необходимой для этого инфраструктуры и формирование высокого уровня восприятия и участия горожан в городских проектах и мероприятиях.
Цели внедрения проекта «Цифровой Сургут»:
1. повышение качества жизни населения муниципального образования;
2. повышение конкурентоспособности экономики муниципального образования;
3. повышение эффективности системы муниципального управления в муниципальном образовании;
4. повышение безопасности и комфортности жизни на территории муниципального образования;
5. формирование на территории муниципального образования пилотной площадки по разработке и внедрению решений проектов «Умный город», «Цифровой город», «Безопасный город».
Основные задачи реализации проекта «Цифровой Сургут»:
- внесение изменений и принятие муниципальных правовых актов и направление обращений в соответствующие органы власти ХМАО-Югры для принятия региональных правовых актов в целях устранения ограничений, препятствующих внедрению цифровых технологий, использования механизма государственно-частного и муниципально-частного партнёрства для реализации проектов цифровой экономики и развития умных городов;
- развитие отказоустойчивой, масштабируемой, безопасной и управляемой инфраструктуры на территории муниципального образования;
- развитие элементов электронного правительства и внедрение механизмов цифрового правительства, использующего большие данные для принятия управленческих решений, в системе муниципального управления;
- цифровизация отраслей экономики и различных сфер общественной жизни, использование больших данных как фактора развития экономики, социальной сферы, муниципального управления;
- создание условий, способствующих переходу населения и организаций к более широкому использованию интеллектуальных цифровых технологий;
- стимулирование расширения внутреннего рынка интеллектуальных цифровых технологий;
- поддержка и продвижение продуктов цифровой экономики, создаваемых на территории муниципального образования;
- обеспечение информационной безопасности жителей муниципального образования;
- создание новых публичных сервисов для граждан, бизнеса и органов власти;
- цифровизация общественных пространств;
- формирование культуры информационного общества у горожан;
- создание на территории муниципального образования условий для привлечения инвестиций в цифровую экономику, а также в разработку решений для проекта «Цифровой Сургут»;
- создание условий, способствующих привлечению населения, представителей бизнес-сообщества и научного сообщества к участию в разработке и реализации проектов в сфере интеллектуальных цифровых технологий, формирование сообществ активных граждан, стремящихся к инновациям;
- создание на территории муниципального образования условий для проведения исследований и разработок в сфере развития умных, цифровых и безопасных городов;
- организация обмена опытом использования интеллектуальных цифровых технологий в различных сферах, в том числе, путем проведения на территории муниципального образования совместно с градообразующими предприятиями и ВУЗами форумов и конференций;
- привлечение международных партнёров и крупных компаний для внедрения интеллектуальных цифровых технологий на территории муниципального образования.
Можно выделить следующие направления реализации проекта «Цифровой Сургут»:
1.Эффективное, результативное, открытое правительство;
2. Адаптивный город, инфраструктура нового поколения;
3. Умные сообщества / Гражданские инновации;
4. Рост технологического сектора / Сотрудничество.
Основные задачи:
1) цифровизация деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций, расширение предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде;
2) взаимодействие органов местного самоуправления с общественными объединениями и гражданами;
3) повышение эффективности муниципального управления;
4) стимулирование позитивной активности горожан в реализации территориального общественного самоуправления, развитие каналов коммуникации для участия горожан в жизнедеятельности города;
5) обеспечение гармоничных межнациональных отношений в городе;
6) повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
В рамках развития города по этому направлению предполагается реализация следующих проектов:
1) «Бюджет Сургута online»;
2) «Активный город» («Банк социально-значимых идей»): сбор инициатив граждан для их дальнейшего рассмотрения и реализации с возможностью народного голосования за проекты;
3) «Умный горожанин»: повышение компетенций граждан в вопросах гражданского участия в развитии города, в том числе в области повышения финансовой грамотности населения;
4) «Твой Сургут»: развитие механизмов общественного контроля деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций населением;
5) «Мой город – мой дом»: реализация социально значимых проектов, реализуемых территориальными общественными самоуправлениями (советами многоквартирных домов);
6) «Социокультурная адаптация мигрантов»: интеграция приезжающего населения в общественную жизнь города Сургута, приобщение к общественным нормам и ценностям, распространенным в городе Сургуте;
7) «Простые правила»: городской конкурс социальной рекламы по острейшим социальным проблемам общественной жизни.
Реализация всех обозначенных задач вектора будет обеспечиваться с учетом региональных проектов в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Комментарии 0