Публикация

Стратегию развития Сургутского района ждёт корректировка, теперь - по территориям

  • 2 ноября 2016 г.
  • 1260
  • 0

Земельный вопрос стал ключевой темой инвестиционного совета в администрации Сургутского района. Проблема наболевшая: подготовленных к жилищному строительству участков в муниципалитете дефицит, а на части существующих уже более трёх лет застройщики работу так и не начали.

Земля «под паром»

Таких земельных участков, кое-где даже забором не огороженных, в районе 23. И в основном на территориях, где готовое жилье пользовалось бы спросом и в рыночных условиях, а не только из-за того, что его строительство – потребность властей, задача которых обеспечить жителей района благоустроенными квартирами в рамках программы по переселению из аварийного и ветхого жилья. Речь идёт о Лянторе, Белом Яре, Барсово, Солнечном, Фёдоровском, а не, к примеру, о труднодоступном Угуте.

Изъятие земельного участка – действие правомерное, но хлопотное и политически непопулярное. Вероятнее всего, именно по этой причине такая практика применяется крайне редко, во всяком случае, в истории Сургутского района да и Сургута в последние десять лет о таких событиях информации нет.

- Такие процессы проходят через судебные разбирательства, могут сопровождаться негативными публикациями в СМИ, к чему мы – администрация – морально уже готовимся. Но эту работу придётся сделать. Жильё строить надо, объекты соцкультбыта – тоже, а земли нет. Она роздана, но не осваивается, - рассказал журналисту «СТ» и.п. главы администрации Сургутского района Андрей Трубецкой.

Пока речь идёт о земельных участках, на которых выкупивший землю застройщик даже забор не поставил. Как только на оспариваемой территории появляется хотя бы первая свая, объект приобретает новый статус. Это уже не просто земля, а объект капитального строительства. И изъять его, даже если он десятилетиями портит архитектурный облик населённого пункта и даже представляет угрозу здоровью и жизни его жителей, становится сложнее в разы. Механизм получается довольно болезненным даже для стороны, которая его запускает: власти. Но не исключено, что районная администрация в обозримом будущем решится и на этот шаг. Конечно в случае, если застройщики не изменят отношение к взятым на себя обязательствам – не начнут использовать приобретённую землю для строительства жилья.

Бизнес должен быть в рынке

51100 рублей. Такую максимальную выкупную стоимость жилья назначила для Сургутского района Региональная служба по тарифам. На рынке можно найти и дешевле. А значит администрация сможет купить и, соответственно, переселить, большее число людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если бы земельные участки или объекты незавершенного строительства не простаивали годами, то новостроек в районе было бы еще больше. А значит и цена на них могла бы быть ниже. Это благо для любого покупателя – и для государства, и для частного лица, самостоятельно решающего свой жилищный вопрос. Но не для каждого продавца.

На сегодняшний день в Сургутском районе введено в эксплуатацию уже 28 тысяч квадратных метров жилья. Ориентировочная стоимость этого - 1 млрд 400 млн рублей. Бюджет же может выкупить «продукта» только на 800 млн рублей, значит «остаток» (немногим меньше половины) застройщикам придется продавать самостоятельно. А зачем строить еще, когда предыдущая партия не реализована? На работу в рыночных условиях на территории района пока ориентированы единицы строительных компаний, к примеру, Сибпромстрой. Для крупнейшего застройщика важнее скорость оборачиваемости инвестиций, а не гарантия реализации со стороны органов власти. Компании помельче предпочитают не рисковать и строить «под заказ». Но это не повод годами держать землю «под паром».

- Неправильно при ведении бизнеса ориентироваться только на бюджет, - уверен Трубецкой. – Чтобы переломить ситуацию, администрации Сургутского района есть несколько механизмов, один из которых - увеличить объем финансирования жилищных программ, на что и рассчитывают застройщики. Кроме того, есть вариант и пересмотреть этот норматив, сделать его меньше. Рыночная ситуация сделать это тоже позволяет. Принятие таких решений - действительно полномочия администрации, а ее обязанность – переселить людей из непригодного жилья. Это социальное обязательство.

Тщательный прицел для точного попадания

Выполнение именно социальных обязательств – обеспечить население школами и детсадами, медучреждениями, транспортной доступностью, возможностью заниматься спортом и творчеством, и многое-многое другое – и является главной обязанностью властей всех уровней.

Инвестиционная политика администрации Сургутского района, прописанная в стратегии развития территории, официально является всего лишь одним и совсем не первым блоком документа.

- Людей интересуют другие вопросы, понятные и простые - количество и сроки ввода жилья, обеспеченность школами, детсадами и спортзалами. Именно поэтому они и являются приоритетами стратегии. А инвестиционная деятельность – это, по сути, механизм для нас, администрации. С помощью которого мы формируем финансовый задел, чтобы обеспечивать главные – социальные – обязательства перед нашими жителями.

Кстати, стратегию развития Сургутский район писал сам, а не заказывал специалистам со стороны, как это сделали большинство муниципалитетов, в том числе Сургут. Прорабатывали и «по вертикали» (некоторые отраслевые блоки документа специалисты профильных департаментов переписывали ни раз), и «по горизонтали» - документ обсуждался с жителями каждой территории района.

- Мы получили наказы населения по конкретным объектам на конкретных территориях, - подвел результат рабочих поездок и.п главы администрации района. – И до 1 декабря проведем корректировку стратегии. Сразу скажу – в документ попадут далеко не все объекты, которые хотелось бы иметь жителям Сургутского района. На исполнение полного списка желаний, думаю, и бюджета всей страны бы не хватило.

Пока документ, размещенный на официальном сайте администрации района, разбит только по вертикальным блокам: распорядителям бюджетных средств или по отраслям: образование, культура, строительство и так далее. Но сейчас готовится и горизонтальная разбивка, по территориям. Поэтому «попадание» должно получиться более точным. Пока – в теории, реализация стратегии находится в самом начале. Война план покажет. Тем более, что корректировки возможны и по ходу выполнения поставленных задач, стратегия – это траектория движения к намеченной цели, а уж как к ней двигаться – огибать овраги и кочки, перепрыгивать их, ровнять с землей или просто не замечать – вопросы тактические.

Опубликовано: Марина Буторина

1260

Комментарии 0