Загрузка данных

В Мурманской области появится управляющая компания с госучастием

  • 2 октября 2019 г.
  • 0

Конкурентные механизмы в сфере ЖКХ Заполярья развиты довольно слабо. Чтобы хотя бы частично решить эту проблему, в регионе создают управляющую компанию с государственным участием. Предполагается, что одним из создателей новой УК станет Корпорация развития Мурманской области. Это позволит областным властям влиять на деятельность компании, не тратя средств регионального бюджета.
- Не все частные управляющие компании работают добросовестно. Если из-за допущенных нарушений та или иная УК лишится лицензии, необходимо, чтобы их дома было кому "подхватить", - поясняет вице-губернатор Заполярья Евгений Никора. - Это и будет одной из главных задач УК с государственным участием. Еще одна цель - сделать новую УК своего рода образцом, на который смогут равняться другие участники рынка, обкатывать новые идеи и инновационные механизмы управления в ЖКХ. Сегодня на рынке управления многоквартирными домами существует конкуренция, но она далеко не всегда работает в пользу собственников жилья. Ситуация требует исправления.

Конкретная форма государственного участия пока не определена. Так или иначе, региональные эксперты в целом приветствуют инициативу. В России уже существует крупная "государственная" УК, успешно работающая в 19 регионах. Более того, рынок ЖКХ, по мнению председателя правления Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области Юрия Дунина, не может полноценно функционировать без участия государства.

Однако, по словам эксперта, при создании "околобюджетных" коммунальных структур необходимо учитывать следующий важный нюанс. Сегодня многие чиновники не имеют достаточного опыта, чтобы управлять многоквартирными домами. Их квалификацию необходимо повышать.

- Есть еще один важный момент: развитие конкуренции в сфере ЖКХ не должно сводиться только к созданию УК с государственным участием, - подчеркивает Юрий Дунин. - Здесь очень важна законодательная работа, поскольку в нормативной базе ЖКХ существует масса пробелов, напрямую влияющих на возможность добросовестной конкуренции.

В качестве примера эксперт привел ситуацию с тарифом на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Согласно закону, он утверждается на общем собрании собственников жилья. В Мурманске есть дом, где эта планка - 24 рубля с квадратного метра общей площади жилья - не пересматривалась с 2004 года. Тариф давно не является экономически обоснованным из-за инфляции, постоянного роста цен на ремонтные работы, воду и другие ресурсы. Владельцы квартир по понятным причинам отказываются его повышать. Но для управляющей компании тариф недостаточен - он не позволяет ей содержать жилфонд, выполняя все нормы закона и откликаясь на пожелания жильцов. Такая УК не выигрывает на конкурентном рынке - и отнюдь не по своей вине.

Сегодня на рынке управления многоквартирными домами существует конкуренция, но она далеко не всегда работает в пользу собственников жилья
Кстати, рядом с "двадцатичетырехрублевым" домом стоит другой МКД - новостройка, возведенная около шести лет назад. В нем тариф на содержание и ремонт общего имущества составляет 34 рубля. Хотя аналогичные работы в новом доме обходятся дешевле, чем в зданиях 1970-1980-х годов постройки. Такую логику трудно назвать здравой.

- Я направлял федеральным властям предложение ввести порядок, при котором тариф индексировался бы на уровень инфляции без согласия собственников, - подводит итог Юрий Дунин. - Но моя инициатива не была одобрена, и проблема так и не решилась. В этих условиях трудно говорить о развитии добросовестной конкуренции. Без регулярной и оперативной корректировки законодательства сформировать адекватные рыночные механизмы невозможно.

Опубликовано: Светлана Львова

Комментарии 0