Стратегия Зелёной Экономики

  • 28 октября 2019 г.
  • 1388
  • 0

Концепция Зелёной Экономики
Зеленая экономика – это путь устойчивого развития, основанный на решении проблемы взаимозависимости между экономическим ростом, социальным развитием и экологическим благополучием.
Особенности национальной модели зеленой экономики
Зеленая экономика создает ключевые инструменты реализации национальных целей и стратегических задач развития государств. Неисчерпаемый природный потенциал позволит России реализовать модель зеленого роста и выступить в статусе ведущей эко-державы на внешнеполитической арене
Задачи по формированию российской модели зеленой экономики:
- снижение общей антропогенной нагрузки российской экономики на окружающую среду и формирование репутации наиболее экологически ответственного экспортера природных ресурсов в мировом разделении труда;
- повышение эффективности потребления природных ресурсов и энергоэффективности российской экономики при одновременном обеспечении возможностей для технологической модернизации и формирования экономики более высоких переделов природных ресурсов;
- развитие новых отраслей «зеленой» промышленности;
- формирование финансовых механизмов и ресурсов для такой модернизации;
- развитие инструментов «зеленой» дипломатии.
Инструменты построения «зеленой» экономики в России
Начать в 2020 году формирование национального рынка квот на выбросы парниковых газов.
Определить целевые индикаторы развития возобновляемой энергетики (в Китае 15% – к 2020 году и 20% – к 2030 году), а также показатели увеличения объема сохраненного углерода в лесах в результате улучшения борьбы с пожарами и качества ведения лесного хозяйства. Максимально широкое внедрение добровольных международных стандартов экологической ответственности и энергоэффективности, такие как «Зеленые стандарты» домостроения (LEED, BREAM и др.).
Публичность данных по энерго- и ресурсоэффективности компаний и стратегическое корпоративное планирование развития с использованием этих показателей.
Экологизация государственных, муниципальных и корпоративных закупок (в первую очередь компаний госсектора).
Новые инструменты финансирования, в том числе путем выпуска частных «зеленых облигаций» (green bonds)
Приоритизация работы с экологически ответственными источниками «длинных и дешевых» финансовых ресурсов
Многие частные пенсионные фонды и другие финансовые организации вкладывают средства в соответствии с «Принципами ответственных инвестиций» (Principles for Responsible Investment), принятыми 10 лет назад под эгидой ООН (сейчас это около 1500 подписантов), и собственными политиками экологической и социальной ответственности.
Размер этих средств очень велик и вырос в течение 10 лет в 10 раз, достигнув в 2016 году 62 трлн долл.
К сожалению, фактически эти средства «не пришли» в страну ввиду высокого уровня экологических рисков и низкого уровня экологической ответственности многих компаний.
Нацпроекты помогут переходу России на рельсы зеленой экономики
Национальные цели и стратегические задачи развития государства, утвержденные Президентом, направлены на достижение благополучия человека, всестороннее устойчивое развитие страны. Переход к зеленой экономике – наиболее эффективный способ их достижения.
Национальные проекты – подъемная сила для быстрого развертывания модели зеленого роста.
Северный Кавказ как геостратегическая территория России
Обладая глубоким природным трансграничным влиянием на обширную территорию более 3 миллионов квадратных километров, от Северных Балкан до Южных границ Передней Азии, Северный Кавказ как геостратегическая территория России является перспективной стартовой площадкой для реализации программ в сфере экологии и проектов зеленой экономики.
Где на Кавказе может стартовать зеленая экономика?
Наиболее эффективно принципы устойчивого развития могут быть применены в Кабардино-Балкарской Республике:
- это определяется центральным географическим положением республики в регионе;
- КБР является точкой пересечения международных транспортных коридоров Север-Юг, Восток-Запад;
- может выступать в качестве экологического буфера глобальных точек биоразнообразия, ресурсов и услуг для экосистем и сообществ всего региона.
Направления проектов зеленой экономики:
Сектор А (экология):
- ликвидация накопленного экологического эффекта;
- защита и реабилитация водных бассейнов;
- защита и реабилитация горных экосистем;
- восстановление биоресурсов;
- лесовосстановление ;
- почвовоспроизводство;
- переработка стоков и ТБО;
- комплексное водоснабжение;
- компенсация углерода.

Сектор B (проекты реального сектора экономики):
- производство базовых полимеров;
- вододобыча;
- производство воды;
- транспортная логистика;
- энергетика.
Механизмы реализации проектов зеленой экономики
1. Сотрудничество ООО ПК «Этана» и компаний Китайской Народной Республики в рамках реализации Глобального соглашения об устойчивом развитии при создании промышленного комплекса «Этана».
2. Создание в рамках модели зеленой экономики новых предприятий по утилизации переработке отходов, очистке стоков, производству почв, лесовосстановлению.
3. Принятие Федерального Закона «О развитии и охране горных территорий».
Ожидаемые результаты
Разработка модели устойчивого развития (модели зеленой экономики) Кабардино-Балкарской Республики, которая может быть масштабирована как для Северо-Кавказского федерального округа, так и для других регионов Российской Федерации.
Актуальность разработки проекта «ФЗ о развитии и охране горных территорий»
•Горы и возвышенности покрывают более половины территории России, располагаясь в 43 субъектах Российской Федерации, в которых проживает более 60 миллионов человек, а применительно к территории СКФО данный аспект имеет особенное значение.
•Закон «О горах», эффективный инструмент ладшафтного подхода к развитию территорий, которых позволит закрепить особые условия хозяйствования в горах и определить режим благоприятствования устойчивого проектам устойчивого развития.
•Закон «О горах» уже принят в странах Западной Европы, Канаде, США, Индии, ЮАР, Японии и Филиппинах.
Результат принятия закона о горах во Франции
•Во Франции общее число горных курортов превысило 400, причем подавляющее большинство из них были построены "с нуля", на голом месте, а наиболее известные - Куршевель, Ля Плань, Ле дез п и другие - стали мировым эталоном качества их обустройства.
•Такие результаты во многом обязаны активному участию французского государства, которое сформулировало принципы развития, создало законодательную форму для него, а также всячески содействовало развитию экономической деятельности в горных видах спорта.
Что даст закон в России?
- Развитие горно-лыжных курортов мирового уровня в России за короткий срок;
- Развитие государственно-частного партнерства;
- Развитие туриндустрии;
- Социально-экономическое развитие высокогорных территорий;
- Увеличение налоговых отчислений и рост рабочих мест;
- Сохранение экологии;
- Эффективные меры безопасности;
- Рост качества услуг и рост их объема.
Минкавказом России разработан модельный закон по развитию горных территорий в формате межпарламентской ассамблеи СНГ
•"В основу закона ляжет простая вещь: то, что находится выше 1,5 тыс. м, то, что там зарегистрировано, выше 1,5 тыс. м, то, что там производится, должно подпадать под льготы. Фактически, это такая особая экономическая зона, которая находится в горах", - сказал Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев.
•Введение льготного режима должно помочь приостановить отток населения из горных территорий.
•При этом развитие экономики в горных территориях не должно оказывать влияния на традиционную культуру и уклад жизни, которые остались в высокогорных районах Северного Кавказа.
Предложение оргкомитета Форума устойчивого развития
•Совместно с Минкавказа РФ использовать площадку Форума устойчивого развития для публичного обсуждения и экспертной оценки проекта закона по развитию горных территорий.
•Поддержать представленную в рамках Форума модель зеленой экономики Кабардино-Балкарской Республики.
Дайте покоя
«Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России. Не дают.
Ни внешние гиены. Ни внутренние гниды».
( Пётр Аркадьевич Столыпин 1862-1911 )

Модератор: Председатель совета директоров ООО ПК «ЭТАНА» Дурбала Олег Валентинович
Автор: Татьяна Ельникова

Опубликовано: КБГУ ЦУР

1388

Комментарии 0