Наведение мостов между Казанью, Ульяновском и Самарой
Республика Татарстан, Ульяновская область и Самарская область реализуют договор о сотрудничестве. Звучит все больше планов по организации разных скоростных маршрутов. Но чем может быть выгодна дружба между регионами?
Логистика для промышленности и туризма
В августе Татарстан и Самарская область подписали план на 2024–2027 годы по реализации соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. Тут же стали всплывать старые планы по транспортным «подвязкам». Например, АО «Флот Республики Татарстан» организовал пробный рейс на пассажирском «Метеоре» по Волге из Казани в Самару. Реализовать проект хотят в 2025 году, сейчас прорабатывают вопросы финансирования. Предполагается, что на маршруте будет восемь остановок, включая Болгар, Ульяновск и Тольятти. А в РЖД вспомнили о планах связать Казань и Самару скоростным поездом через Ульяновск. Разговоры об этом идут как минимум с 2012 года, теперь проект официально включили в Стратегию развития до 2035 года. Глава Минтранса Татарстана Фарит Ханифов заявлял, что готово «концептуальное решение», но к проектированию не приступали. Сроки реализации будут зависеть от того, как быстро запустят высокоскоростную магистраль от Казани до Москвы.
Кроме того, в планах – рассмотреть возможность строительства ж/д ветки «Нурлат — Серные воды».
- Всегда было выгодно сотрудничать с Самарской областью. Вопрос логистики: чем ближе мы Самару к себе сделаем, тем выгоднее — с точки зрения и туризма, и экономики, и других сфер. Люди будут отдавать большее предпочтение поездке на выходные в Самару. Там есть что посмотреть, и Казани есть что показать. Тенденция правильная. Мы находимся в удачном месте, недалеко от Ульяновска, Самары и Нижнего Новгорода, – считает президент Ассоциации турагентств Татарстана Рамиль Мифтахов.
- Так как сотрудничество уже есть, логистический фактор будет играть только положительную роль. Железнодорожная магистраль даст толчок, логистические цепочки играют большую роль. Это и ускорение оборачиваемости, которое повлияет на рентабельность компаний, которые сотрудничают. Сейчас идет переход на внутреннюю экономику, чтобы производственный цикл развивался через логистические цепочки. Соответственно, развиваются культура, туризм. Если скорость доставки увеличивается, возрастает потребление и повышаются продажи у обеих сторон. Кроме того, для обеих сторон это может быть положительно в плане миграции хороших специалистов, – рассказывает экономист Ирек Галямов.
Автопром, сельское хозяйство и нефть
Сейчас Татарстан поставляет в Самарскую область бензин и дизельное топливо, грузовики и легковые авто, продукцию предприятий, медоборудование, продукты. Из Самарской области в республику возят грузовые и легковые автомобили, кровельные материалы, продукцию АПК, машиностроения. С регионом активно сотрудничают КАМАЗ, Татхимфармпрепараты, ПОЗИС, Татспиртпром, Казанский вертолетный завод, судостроительная корпорация «Ак Барс» и другие крупные предприятия. По данным на август, межрегиональный товарооборот составил 30 миллиардов рублей.
Младший директор по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Владислав Бухарский уверен, что основными направлениями сотрудничества станут авиастроение, нефтяная и автомобильная промышленность.
- Татарстан и Самарская область — одни из крупнейших промышленных центров нашей страны, и обмен специализациями будет полезен для создания новой высокотехнологичной продукции. Кооперация между крупными предприятиями регионов уже существует, включая авиастроительную отрасль. При этом также развивается взаимодействие в нефтяной и автомобильной промышленности. Данные направления, по всей видимости, останутся основными точками взаимодействия в промышленном секторе и дальше, плюс к этому — научные центры, — отмечает Бухарский.
Первый зампред Торгово-промышленной палаты Татарстана Артур Николаев считает, что налаживанием транспортного сообщения с Самарой нужно было заниматься уже давно.
- В советское время было хорошо развито ж/д, воздушное сообщение между регионами. В начале века все в основном проходило через Москву. Сейчас налаживаются прямые взаимоотношения между регионами, обмен разработками. Это очень сильно повлияет на развитие предприятий. Самара — крепкий регион. Если смотреть по экономике в Приволжском федеральном округе, у них тоже высокие позиции. У Самары, как и у нас, очень сильно развиты сельское хозяйство, автопром. Здесь можно находить точки роста, кооперации, обмениваться технологическими разработками. Почему бы двум сильным регионам не посотрудничать, не развиться еще сильнее, опираясь на сильные стороны каждого? — говорит Николаев.
Соглашение о сотрудничестве в промышленной деятельности, науке и технологиях между Казанью и Самарой подписали еще в 1998 году.
Губернатор Алексей Русских и начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев подписали соглашение о взаимодействии в сфере железнодорожного транспорта на 2025 - 2029 годы.
За девять месяцев текущего года в регионе перевезено 336 тыс. пассажиров, рост к аналогичному периоду прошлого года - на 8%. Увеличение произошло в том числе за счет назначения новых поездов, например дополнительных составов на маршрутах Ульяновск - Казань и Майна - Ульяновск.
«Одно из важных направлений совместной работы правительства региона и РЖД - организация пригородных пассажирских перевозок, - отметил Алексей Русских. - За первое полугодие фиксируем рост пассажиропотока. Растут и грузовые перевозки. Также РЖД - один из основных партнеров в реализации нашего нового логистического маршрута Средняя Волга - Каспийское море - Персидский залив. Еще один перспективный проект - создание совместно с РЖД скоростной магистрали, которая свяжет Ульяновскую, Самарскую области и Татарстан. Проект включен в стратегию развития железных дорог до 2035 года».
Также соглашение содержит пункты по совместной работе для повышения качества и развития железнодорожных перевозок, вопросам модернизации железнодорожной инфраструктуры (в этом году инвестиции в ее развитие составили 1,4 млрд рублей), реализации совместных проектов по совершенствованию внутреннего туризма и обеспечению безопасности на железнодорожных переездах.
Комментарии 0