В краевом центре приступили к разработке стратегии его развития до 2030 года.
Разработчики считают: динамика прироста населения сохранится, хотя темп ее будет ниже, чем в миграционной базе 2010-2015.
В числе проектов компании «Эрнст энд Янг» в России – стратегия развития острова Большой Русский на Дальнем Востоке, создание проекта «Умный город Иннополис» в Татарстане, участие в разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года.
Займется этим выигравшая конкурс компания «Эрнст энд Янг» вместе с краснодарской консалтинговой компанией«Арка-групп». Для чего нужен этот документ? Каковы приоритеты разрабатываемой стратегии? Что даст ее реализация?
На эти и другие вопросы «КИ» ответили старший менеджер «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко и партнер компании «Арка-групп» профессор Александр Полиди.
- Начнем с главного: что даст городу реализация этой стратегии? На что в первую очередь она будет направлена?
Е. Панасенко: – Задачи поставлены самые амбициозные. Но прежде всего нам необходимо определить приоритеты, которые позволят конкурировать Краснодару в международном инвестиционном пространстве. Те, благодаря которым через 11 лет Краснодар сможет войти в «золотую тысячу» мировых агломераций.
- И что же для этого нужно сделать?
Е. Панасенко: – А для этого необходимо сбалансировать и комплексно развивать городское пространство, человеческий капитал, предпринимательство, инвестиционную привлекательность. На все это и будет направлена стратегия.
- Я правильно понимаю, вы хотите превратить Краснодар в «умный город»? В мегаполис, где широко используются современные технологии и достижения?
Е. Панасенко: – Да, и это – в долгосрочной перспективе. Благодаря большому числу современных технологий краевой центр станет более комфортным для жителей и привлекательным для высокотехнологичного бизнеса. Сегодня среди «умных городов» мира – Барселона, Ванкувер, Вена, город-государство Сингапур и некоторые другие. Нам есть к чему стремиться.
- Однако вернемся ко дню сегодняшнему. На что, на ваш взгляд, следует делать упор в городской экономике: на промышленность, сельхозпроизводство, торговлю, туризм? Или на что-то другое?
Е. Панасенко: - Пока конкретно сказать сложно. Перспективные и продуктивные сферы, на которых должны сфокусировать внимание бизнес и власть, будут определены в ходе всесторонней диагностики.
Но очевидно, что главное при этом – оптимально использовать имеющиеся ресурсы, человеческий потенциал, не разрушая экологию. Наша основная задача – сделать Краснодар центром социального и экономического прогресса страны.
И при ее решении мы не намерены зажиматься в тисках сегодняшних реалий. Основа, кстати, для этого есть: в Стратегии края-2030 столица Кубани обозначена как центр южного полюса роста.
- Но ведь Краснодар, при всей его привлекательности (а в какой-то мере из-за нее), имеет массу нерешенных больных проблем. Какие из них, на ваш взгляд, мешают больше всего?
Е. Панасенко: – Да, эти проблемы мы видим уже на начальном этапе: архаичность инфраструктуры, несбалансированность и хаотичность застройки, экология. Наш подход – в четкой идентификации этих проблем и системности их решения. Это решение должно быть как экономичным, так и эффективным.
- Спрошу конкретней. Включит ли Стратегия создание инженерной инфраструктуры: строительство подстанций, ливневок, очистных сооружений, газопроводов и т.д.?
А. Полиди: – Стратегия определяет приоритеты и пилотные проекты, от реализации которых зависит социально-экономическое развитие города на 11-летнюю перспективу.
Разумеется, в нее будут заложены механизмы и инструменты развития инженерной инфраструктуры, хотя бы уже потому, что сейчас это фактор, ограничивающий возможности дальнейшего развития бизнеса и снижающий качество городской среды.
- Еще одна очень важная, неожиданная проблема, – к которой мы не были готовы, – стремительный рост населения краевого центра. Будет ли он продолжаться? Если да, то какими темпами?
А. Полиди: – Де-факто Краснодар – миллионник и самый быстрорастущий город страны. Темпы прироста населения города будут зависеть в том числе от реализации Стратегии пространственного развития России, в которой Краснодарскому краю и городу отводится особая структурообразующая роль.
Разработчики ожидают, что город сохранит положительную динамику прироста населения в ближайшее десятилетие, однако темпы будут ниже, чем в период миграционного бума 2010-2015 годов.
- Как будет развиваться городская территория? Какой застройке и где отдадут предпочтение?
А.Полиди: – Как вы могли заметить, разработка Стратегии идет параллельно с модернизацией генерального плана города, но уже сейчас понятно: приоритет будет отдан исключительно проектам комплексного освоения территорий, равномерности распределения локальных бизнес-центров по районам города.
Очень хорошо, что работа над этими двумя документами стратегического планирования идет одновременно. Это снижает риски и сдерживающие факторы городского развития, дает возможность согласованно подойти к решению вопроса экономического потенциала города, исключить диспропорции, с которыми был связан рост города в прошлом.
- Какими вы видите пути развития краснодарской агломерации?
А.Полиди: – Фактически агломерация сложилась стихийно. Теперь главная задача – придать процессам интеграции города и соседних муниципалитетов управляемый характер.
Агломерация – это высокий уровень территориальной связанности, транспортной доступности, дополнительные возможности для занятости населения и экономического прогресса.
Поэтому развитие агломерации будет включать, помимо транспорта и миграции, оптимизацию размещения производств и сервисных бизнесов.
- Транспортная логистика: каковы идеи разработчиков на этот счет? Каким видам городского транспорта отдадут предпочтение? Найдется ли место альтернативным видам транспорта, в том числе набирающим популярность среди жителей гироскутерам, моноколесам, электросамокатам?
Гироскутеры и моноколеса могут стать полноправными участниками транспортного передвижения.
Фото: Открыте источники.
А. Полиди: – Транспортная ситуация будет одним из основных приоритетных элементов в Стратегии. Сегодня проект модернизации транспортной системы города разрабатывают эксперты Высшей школы экономики, и, безусловно, результаты ее будут нами использованы.
Ясно уже сейчас: только комплексное решение проблем дорожного движения, развитие традиционных и альтернативных видов транспорта плюс экономические стимулы для горожан, выбравших общественный транспорт,способны кардинально улучшить ситуацию.
Что касается поклонников моноколес и гироскутеров, – что ж, в проекте модернизации транспортной системы, думаю, разработчики могли бы учесть и такую возможность: наш южный климат способствует таким способам передвижения.
Евгений Первышов, глава города:
«Работа над стратегией предстоит большая и сложная, но главное – результат. Нам важно получить выполнимый, поэтапно структурированный документ. Полноценное руководство к действию. Конечно, при этом наша стратегия должна вписываться в Стратегию развития Краснодарского края».
Сроки
Первый этап разработки – выбор приоритетов, целей и задач. В его рамках пройдет серия встреч и стратегических сессий.
Далее последует разработка мероприятий и механизмов по их реализации и формирование проекта стратегии.
На третьем этапе состоятся публичные слушания по обсуждению проекта. Стратегию развития Краснодара представят для обсуждения горожанам в начале 2019 года.
Комментарии 0