Проект вносится Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ЗАКОН
О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры «____» _____________ 2020 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет и цели настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет особенности правового положения креативного сектора экономики и регулирует вопросы творческой, интеллектуальной, образовательной и предпринимательской деятельности в креативном секторе экономики, в котором создаются и используются объекты интеллектуальной собственности, являющиеся одним из важнейших стратегических ресурсов развития экономики, культуры, науки, образования и других современных сфер социально-экономической деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – автономный округ).
2. Целями настоящего Закона являются:
1) обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики автономного округа;
2) повышение предпринимательского, культурного и туристического потенциала автономного округа;
3) повышение роли креативных индустрий в экономическом развитии автономного округа в эпоху четвертой промышленной революции;
4) сохранение идентичности российских культурных ценностей на современном уровне развития креативных индустрий;
5) создание условий для творческой самореализации граждан, обеспечения инновационного развития сферы культуры и образования.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) креативные индустрии – вид деятельности, направленной на производство (воспроизводство), продвижение, распределение или реализацию товаров (работ, услуг), в основе развития которой лежит творческое начало человека, его знания, навыки и талант, оригинальная идея создания качественно нового подхода к продукту;
2) креативные продукты (продукция) – товары (работы, услуги), отличающиеся оригинальностью и новизной, произведенные субъектами креативных индустрий в процессе креативной деятельности;
3) субъекты креативных индустрий – индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане, в том числе самозанятые граждане, осуществляющие креативную деятельность в соответствии с настоящим Законом;
4) креативная инфраструктура – совокупность объектов движимого и недвижимого имущества, интеллектуальной собственности, необходимая для обеспечения деятельности субъектов креативных индустрий;
5) креативный кластер – объединение субъектов креативных индустрий в одном пространстве (площадке, платформе) для создания новых уникальных творческих продуктов, а также среды, обеспечивающей их взаимодействие;
6) творческое сообщество – группа лиц, основанная на совместном взаимодействии и общении, которых объединяет и (или) объединяют идеи, интересы, ценности, взгляды, знания, навыки, культура, традиции, технологии, для достижения общих целей в творческом развитии и (или) получении результата (произведения) такого развития.
Статья 3. Законодательство в сфере развития и поддержки креативных индустрий
Законодательство в сфере развития и поддержки креативных индустрий основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», «О защите конкуренции», «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, в том числе стратегиях развития отраслей экономики, культурной политики, образования, туризма, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Уставе (Основном законе) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, настоящем Законе и иных нормативных правовых актах автономного округа.
Статья 4. Задачи законодательства автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий
Задачами законодательства автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий являются:
1) создание благоприятных условий, способствующих возникновению новых идей и (или) знаний, расширению возможностей для самореализации творческого потенциала граждан и сообществ;
2) устранение барьеров в развитии творческих способностей граждан;
3) формирование творческих сообществ профессионалов и любителей с информационным вовлечением в проекты для достижения и реализации социально значимых целей и задач;
4) создание инфраструктуры для образования и профессиональной ориентации детей, молодежи и других групп населения на получение профессий и компетенций, необходимых для развития креативной экономики, внедрения инновационных образовательных программ и реализации эффективной культурной политики;
5) содействие развитию и получению компетенций в сфере креативных индустрий у профессиональных, самодеятельных творческих сообществ и граждан путём организации межмуниципальных, межрегиональных и международных коммуникаций;
6) создание условий и стимулов для устойчивого роста человеческого капитала в автономном округе;
7) содействие узнаваемости, запоминаемости и продвижению местных, региональных и общероссийских брендов, созданных (создаваемых) в автономном округе;
8) оказание государственной поддержки субъектам креативных индустрий в развитии, популяризации и продвижении на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях;
9) формирование креативной инфраструктуры;
10) создание условий для развития, популяризации и продвижения культурных достопримечательностей, туристических (экскурсионных) продуктов, маршрутов на территории автономного округа;
11) повышение уровня занятости граждан, проживающих в автономном округе, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также представителей коренных малочисленных народов Севера;
12) содействие созданию и реализации проектов и самозанятости в сфере креативных индустрий за счет внедрения лучших практик, реализуемых субъектами креативных индустрий на межрегиональном и международном уровне;
14) активизация предпринимательской деятельности в сфере креативных индустрий.
Статья 5. Основные принципы законодательства автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий
Законодательство автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий основывается на принципах:
1) открытости и доступности информации в сфере развития и поддержки креативных индустрий;
2) обеспечения добросовестной конкуренции;
3) доступности поддержки субъектов креативных индустрий;
4) сохранения культурных ценностей, национальных традиций и природных ресурсов;
5) свободы творческой среды.
Статья 6. Полномочия Правительства автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий
1. К полномочиям Правительства автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий относятся:
1) определение исполнительного органа государственной власти автономного округа, уполномоченного на реализацию единой государственной политики в сфере развития и поддержки креативных индустрий (далее – уполномоченный орган);
2) установление мер государственной поддержки и порядка из предоставления субъектам креативных индустрий;
3) установление порядка формирования и ведения реестра субъектов креативных индустрий, креативных продуктов (продукции);
4) создание условий для получения образовательной и консультационной поддержки лицами, осуществляющими или планирующими осуществлять деятельность в сфере креативных индустрий, в том числе гражданами из числа самодеятельных и профессиональных творческих сообществ, гражданами, занятыми на профессиональном или любительском уровне в сферах, которые можно отнести к креативным индустриям;
5) создание условий для трудовой занятости в сфере креативных индустрий граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также представителей коренных малочисленных народов Севера;
6) создание, эксплуатация, совершенствование (модернизация) государственных информационных систем, направленных на развитие креативных индустрий;
7) осуществление иных полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
2. Осуществление отдельных полномочий Правительства автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий, установленных настоящей статьей, может быть возложено полностью или в части в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа на исполнительные органы государственной власти автономного округа.
Статья 7. Участие органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий
Взаимодействие органов государственной власти автономного округа с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в сфере развития и поддержки креативных индустрий осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, законодательством автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Глава II. Направления и государственная поддержка креативных индустрий
Статья 8. Направления креативных индустрий
В целях настоящего Закона виды деятельности креативных индустрий классифицируются по направлениям (сферам):
1) изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, фотография);
2) исполнительское искусство (музыка, театр, опера, балет, танцевальное и цирковое дело, перформанс);
3) аудиовизуальное искусство (производство кинофильмов и видеофильмов, анимация, мультипликация, звукозапись, саунд-дизайн);
4) телевизионные, радиовещательные, интернет-вещательные, издательские проекты;
5) продюсерская деятельность, связанная с созданием и продвижением кино, видео, музыкальной продукции и проектов, а также проектов в сфере изобразительного, исполнительского, аудиовизуального искусств;
6) образовательные проекты (программы, тренинги, курсы и иные виды образовательных инструментов), которые реализуются и (или) планируются к реализации с использованием новаторских, эксклюзивных, прогрессивных, сберегающих методик (технологий, алгоритмов, подходов, направлений);
7) брэндинг и (или) маркетинг с использованием авторского, патентного права, объектов интеллектуальной собственности (имя, логотип, рисунок, графика, персонаж или комбинации из нескольких указанных элементов) при реализации проекта;
8) информационные, коммуникационные и цифровые технологии в производственных и непроизводственных сферах (создание программного обеспечения и (или) технологий, программных алгоритмов, архитектуры, нейросетевые разработки, исследования, тестирования, внедрения);
9) архитектурная, конструкторская деятельность, урбанистика;
10) дизайн (графический, интерьерный, ландшафтный);
11) индустрия моды (создание, производство и продвижение одежды, аксессуаров), декоративное искусство, ремесло, в том числе народные промыслы;
12) проекты в сфере туризма, спорта, отдыха;
13) научные исследования и разработки.
Статья 9. Государственная поддержка креативных индустрий
1. В целях создания благоприятных условий для осуществления в автономном округе креативной деятельности, поддержки субъектов креативных индустрий, содействия в защите прав и законных интересов субъектов креативных индустрий, осуществляющих реализацию проектов в сфере креативных индустрий, формирования креативной инфраструктуры Правительством автономного округа создается некоммерческая организация – Центр креативных индустрий.
2. Поддержка субъектам креативных индустрий оказывается при соблюдении ими в совокупности следующих условий:
1) осуществление деятельности на территории автономного округа;
2) осуществление в соответствии с учредительными документами (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) видов деятельности, соответствующих одному и (или) нескольким направлениям, указанным в статье 8 настоящего Закона;
3) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность свыше 1 года с момента их регистрации, объем произведенных, реализованных креативных продуктов (продукции), соответствующих одному и (или) нескольким направлениям, указанным в статье 8 настоящего Закона, составляет не менее 50 процентов от общего объема товаров (работ, услуг), производимых (осуществляемых) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом;
4) отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам и (или) обязательным платежам перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.
Статья 10. Формы поддержки субъектам креативных индустрий
В целях содействия развитию субъектов креативных индустрий оказывается финансовая, имущественная, образовательная, консультационная поддержки, а также поддержка, связанная с информационно-коммуникационным продвижением креативных продуктов (продукции), иные формы поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 11. Финансовая поддержка субъектов креативных индустрий
Финансовая поддержка субъектов креативных индустрий осуществляется путём предоставления налоговых льгот, микрозаймов и поручительств, а также предоставления на конкурсной основе субсидий и (или) грантов в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа.
Статья 12. Имущественная поддержка субъектов креативных индустрий
1. Имущественная поддержка субъектов креативных индустрий осуществляется путём передачи во владение и (или) временное пользование субъектам креативных индустрий объектов движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законодательством, законодательством автономного округа.
2. Государственное имущество может быть предоставлено субъектам креативных индустрий в аренду на льготных условиях.
Статья 13. Информационно-коммуникационное продвижение креативных индустрий и креативных продуктов (продукции)
Информационно-коммуникационное продвижение креативных индустрий и креативных продуктов (продукции) в целях повышения уровня узнаваемости, запоминаемости, позитивного восприятия и востребованности в отношении результатов деятельности креативных индустрий на межмуниципальном, межрегиональном и международном уровнях осуществляется путём:
1) использования доступных и (или) специально создаваемых (модернизируемых) информационно-коммуникационных сетей и технологий;
2) содействия в участии субъектов креативных индустрий в межрегиональных и международных конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях;
3) содействия в создании телевидеоинтернет материалов о развитии креативных индустрий и результатах их деятельности, а также издании (формировании) каталогов, брошюр, буклетов, портфолио, содержащих информацию о креативных продуктах (продукции).
Статья 14. Образовательная и консультационная поддержка субъектов креативных индустрий
1. Образовательная поддержка субъектов креативных индустрий осуществляется путём: целевого обучения по программам подготовки среднего профессионального и высшего образования; содействия в организации профессиональной подготовки и (или) переподготовки, повышения квалификации и получении новых навыков и знаний с использованием образовательных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной подготовки и переподготовки), участием в вебинарах, форумах, конференциях, семинарах и иных обучающих и практических мероприятиях, организуемых и проводимых исполнительными органами государственной власти автономного округа, Центром креативных индустрий, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Консультационная поддержка субъектов креативных индустрий осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа, Центром креативных индустрий, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по вопросам создания, развития и продвижения креативных индустрий.
Глава III. Заключительные и переходные положения
Статья 15. Переходные положения
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые граждане, признанные субъектами креативных индустрий в соответствии с настоящим Законом, получающие меры государственной поддержки как субъекты малого и среднего предпринимательства до вступления в силу настоящего Закона, имеют право на их получение в соответствии с настоящим Законом после истечения срока действия решения, подтверждающего право предоставления мер государственной поддержки на основании иных законов автономного округа.
Статья 16. Применение нормативных правовых актов автономного округа в связи с вступлением в силу настоящего Закона
До приведения в соответствие с настоящим Законом законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, регламентирующих правоотношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки субъектам креативных индустрий, в том числе законодательства автономного округа о налогах и сборах, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования за исключением статьи 11, вступающей в силу с 1 января 2021 года.
Комментарии 7
Внимательно изучив проект Закона, а теперь уже и принятый Закон «О креативных индустриях в ХМАО-Югре», от имени Общественного Движения Предпринимателей ХМАО “Бизнес Югра”, участниками которого являются представители различных отраслей, в том числе выделенных в данном законе, а также от себя лично, как от непосредственного представителя одного из видов креативных индустрий, мы хотели бы внести некоторые, на наш общий взгляд, конструктивные предложения по содержанию.
1. В настоящее время любой продукт или услуга становятся востребованными на рынке только в случае, если они полностью или в большей степени направлены на понимание и удовлетворение потребностей конечного пользователя (потребителя), а не на слепое соответствие неким нормам, стандартам или сложившимся технологическим/социальным устоям, таким образом в основе всех успешных продуктов лежит так называемое «Дизайн-мышление». Ярким примером применения дизайн-мышления является компания «Apple», первая применившая пальце-ориентированный интерфейс для смартфонов или компания «Toyota», давшая жизнь и обеспечившая популярность новому классу автомобилей - кроссовер.
Идею и определение «Дизайн-мышления» впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета, в последствие основав Стэнфордский институт дизайна, который продвигает идею дизайн-мышления, определяя его как: «методику, с помощью которой мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения». В нашей стране концепция дизайн-мышления активно продвигается Бизнес-школой «Сколково» и многими другими уважаемыми учебными заведениями. Стоит отдельно отметить, что применение дизайн-мышления способно не только создать новый продукт, но и усовершенствовать или полностью изменить технологию производства уже существующих продуктов, сделав их более доступными и экономически эффективными. Таким образом, общепризнанное в технологически развитых странах определение “Дизайн-мышление” крайне важно внести в основу любой креативной индустрии. В силу вышесказанного, предлагаем п.1 ст.2 законопроекта изложить в следующей редакции:
Креативная деятельность - любая не запрещенная законодательством Российской Федерации деятельность, в основе которой лежит дизайн-мышление, творческий процесс, идеи, знания, навыки, талант и уникальные качества (свойства).
2. К сожалению, на сегодняшний день большая часть творческих отраслей функционирует в сером или даже черном сегменте экономики, это, как правило либо специалисты-фрилансеры, либо микропредприятия, не имеющие установленного юридического статуса, т.е. ведущие незаконную предпринимательскую деятельность. Объем теневого рынка творческих услуг ХМАО по самым скромным подсчетам может составлять 800 миллионов рублей в год. Индивидуальным предпринимателям и предприятиям, ведущим свою творческую деятельность легально, очень сложно конкурировать ценой на услуги с коллегами из теневого сектора, т.к. у последних отсутствуют практически любые издержки связанные с течением бизнес-процессов снижающих себестоимость их услуг, такие как:
· уплата налогов (на прибыль от ведения бизнеса, на имущество и т.д.);
· повышенные тарифы на ЖКУ для бизнеса в сравнении с физлицами;
· более высокие расценки на ресурсы для юридических лиц и предпринимателей;
· затраты на приобретение легального программного обеспечения;
· затраты на содержание штата сотрудников (отпускные, страховые взносы, больничные);
· затраты на приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники;
· ведение бухгалтерского учета;
В данной ситуации, легальный бизнес, обеспечивая необходимый уровень качества услуг и сервиса для клиентов, создавая рабочие места и уплачивая налоги в государственную казну, вынужден работать с низкой маржинальностью и испытывать постоянную мотивацию уйти частично или полностью в теневой сегмент. Таким образом, крайне важно создать условия, при которых легальная коммерческая творческая деятельность была бы более привлекательной, чем теневая. Вместе с тем, в целях повышения профессионализма специалистов занятых в креативных индустриях очень важно разработать стандарты профессии, что в свою очередь приведет к росту престижа каждой отдельной отрасли. По этим причинам предлагаем дополнить ст. 5 законопроекта двумя ключевыми перспективными задачами:
- Создание привлекательных и комфортных условий для легализации творческой профессиональной деятельности;
- Формирование отраслевых профессиональных стандартов в креативных индустриях в целях повышения их общего статуса как на Российском, так и на международном уровне.
3. Так же на наш взгляд необходимо откорректировать классификацию направлений креативных индустрий, изложенную в ст.8:
- графический дизайн отнести к изобразительным искусствам (по своей сути это рисунок, выполненный с использованием возможностей компьютерной техники или оцифрованный рисунок, выполненный от руки);
- декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы выделить в отдельное направление и дополнить его оформительским искусством в силу их исторического родства и близости понятий;
- определить критерии различия понятия музыки в отдельных видах креативных индустрий;
- приобщить дизайн архитектурной среды (интерьер и экстерьер) к архитектуре и урбанистике, потому как данные понятия во многом пересекаются и неразрывно дополняют друг – друга;
- выделить в отдельное самостоятельное направление Промышленный дизайн, который включает в себя дизайн транспортных средств, бытовой техники, мебели, приборов освещения, посуды, инструментов различного профиля, сантехники и прочих предметов, окружающих человека в повседневной жизни. Исключить понятие инженерный дизайн, т.к. оно является видом промышленного дизайна;
- добавить к направлению индустрия моды пересекающиеся дизайн-составляющие из индустрии красоты в части создания персонального образа и индивидуального стиля;
В силу вышеописанного, изложить классификацию следующим образом:
1) изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика, фотография, графический дизайн);
2) исполнительское искусство (исполняемая вживую с использованием музыкальных инструментов или возможностей человеческого организма музыка, театр, опера, балет, танцевальное и цирковое дело, перформанс);
3) аудиовизуальное искусство (производство кинофильмов и видеофильмов, анимация, мультипликация, звукозапись, саунд-дизайн, созданная посредством цифрового синтеза музыка);
4) телевизионные, радиовещательные, интернет-вещательные, издательские проекты (создание, производство);
5) продюсерская деятельность, связанная с созданием, производством и продвижением кино-, видео-, музыкальной продукции и проектов, а также проектов в сфере изобразительного, исполнительского, аудиовизуального искусства;
6) образовательные проекты (программы, тренинги, курсы и иные виды образовательных инструментов), которые реализуются и (или) планируются к реализации с использованием новаторских, эксклюзивных, прогрессивных, сберегающих методик (технологий, алгоритмов, подходов, направлений);
7) создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг, включая рекламную деятельность, с использованием авторского, патентного права, объектов интеллектуальной собственности (имя, логотип, рисунок, графика, персонаж или комбинации из нескольких указанных элементов) при реализации проекта;
8) информационные, коммуникационные и цифровые технологии в производственных и непроизводственных сферах (создание программного обеспечения и (или) технологий, программных алгоритмов, архитектуры, нейросетевые разработки, исследования, тестирования, внедрения, дизайн и программирование);
9) архитектурная, инженерная, конструкторская деятельность, дизайн архитектурной среды (интерьер, ландшафт), урбанистика;
10) промышленный дизайн;
11) индустрия моды (создание, производство и продвижение одежды, аксессуаров, новых нестандартных форм и образов персоны посредством работы с телом (роспись, эстетика, тату-арт), лицом и волосом модели);
12) деятельность в сферах туризма, спорта, отдыха, которая осуществляется и (или) планируется к осуществлению с использованием новаторских, эксклюзивных, технологичных, ресурсосберегающих, энергосберегающих, рекреационных, оздоровительных, образовательных методик или комбинаций из нескольких указанных методик;
13) научные исследования и разработки;
14) декоративное, декоративно-прикладное и оформительское искусство, народные промыслы.
Хочется особо отметить, что появление Закона «О креативных индустриях в ХМАО-Югре» является безусловным огромным шагом вперед на пути развития экономики региона в целом и постепенного выхода из его тотальной зависимости от нефтегазодобывающей отрасли. Принятие данного закона и эффективная практическая реализация механизмов его исполнения способны в перспективе дать огромный импульс развитию творческого и промышленного потенциала, естественному притоку молодежи и образованию перспективного креативно-технологического инновационного центра нашей страны.
В силу вышесказанного, участники Общественного Движения Предпринимателей ХМАО “Бизнес Югра” выражают готовность дальнейшего участия в практической реализации закона о креативных индустриях, как на предварительном, так и на основном этапах. В частности, в данный момент свои ресурсы готовы предоставить:
1. "Дизайн-студия “А-Квадрат”, Интерьерный салон “Арт-рум” (интерьерные и экстерьерные дизайн-решения Александра Галюта) http://www.akvadrat.net/
Теоретическое/практическое обучение и стажировка дизайнеров интерьера, подготовка и проведение семинаров, мастер-классов, стратегических сессий, мозговых штурмов и презентаций, организационное участие в практическом формировании креативного кластера в г.Сургут и на территории округа, участие в разработке отраслевого профессионального стандарта. В настоящее время уже ведется активная работа по формированию комиссии по архитектуре и дизайну в г.Сургут под эгидой Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” и Сибирской Ассоциации Дизайнеров и Архитекторов, деятельность которых отлично вписывается в концепцию закона о креативных индустриях.
2. В направлении развития креативных индустрий статья 8 - информационные, коммуникационные и цифровые технологии в производственных и непроизводственных сферах (создание программного обеспечения и (или) технологий, программных алгоритмов, архитектуры, нейросетевые разработки, исследования, тестирования, внедрения), прошу рассмотреть использование организованного открытого пространства в Проектно-ресурсном офисе 760 квадратных метров «ВершинаОблака» находящегося в ТРЦ «Вершина» на 6-м этаже г. Сургут для проведения массовых мероприятий (до 70-ти человек).
«Точка влияния» - это развивающее креативное пространство, работающее в новом стандарте «Полный Контакт», удобное для коллективной работы над проектами будущего, формирования креативной среды цифровой трансформации, инициативами и «живого диалога» предпринимателей, общественных активистов в тесном взаимодействии с органами власти.
Проектно-ресурсный офис «ВершинаОблака» многофункциональный офис, включающий в себя: коворкинг для программистов с предоставлением рабочих мест; лекториум (конференц-зал) для проведения тренингов и любого вида обучающих мероприятий для представителей бизнес-сообществ, закрытая переговорная зона. Площадь помещения позволяет проводить крупные массовые мероприятия.
У нас имеются информационные ресурсы: портал Стратегия 24 (https://strategy24.ru), страницы в социальных сетях (Инстаграмм, фэйсбук), наша команда готова оказать информационное сопровождение любого мероприятия с включением в работу информационного агентства «ЮСИ». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС 77 – 67507.
Подробнее: https://strategy24.ru/86/management/projects/tochka-vliyaniya
С Уважением,
Директор ООО «Дизайн-студия «А-Квадрат»
Заместитель директора ООО «Арт-рум»
Директор ООО «Ре.Форма» Галюта А.В.
Директор ООО «ЮСИ»
Директор ООО "ЮСИ.РФ-Югра"
Сопредседатель общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия
Член коммитета по строительству "Опора Росии" Сафиоллин А.М.
Инициатор: Галюта Александр Витальевич
https://strategy24.ru/86/projects/initsiativa-predprinimatelskogo-soobshchestva-po-zakonu-o-kreativnykh-industriyakh?fbclid=IwAR1kW47yuuc9tZFhy-WcUw39VQzfk-sGPsGU07pGPEIraMr3krs4y4O-JP0
Художественный образ -- это область творчества, а не "креативности". И главное: удивить и поразить "креативом" можно только один раз, а вот художественный образ работает всегда. Хватит уже путать архитектуру с аттракционами, а "креатив" с тврчеством. Чудовищная подмена понятий. Вопрос только -- по незнанию-непониманию вот это всё делается, или же сознательно смыслы замусориваются... В этих "Основах" уже идёт постоянная путаница между "индустриями" творческой и "креативной". Ну и само по себе "производство экономических ценностей" как самоцель творческой деятельности -- это несколько... странно звучит.
В общем, КМК, с приоритетами надо вживую разбираться, а не вслепую циркуляры исполнять.
Тем более, что сами эти циркуляры сегодня уже архаикой, мягко говоря, выглядят.
Судя по пункту 11, сапожник - креативная индустрия. Я рад. А вот пространственное планирование и тем более градостроительство не попало в число креативных индустрий.
И поэзия тоже не попала. Поэтам не место среди креативных.
"Инженерия", "проектирование" и "научные разработки" никоим боком к "креативной индустрии" не относятся. Это из разных "систем". Первые из "индустриальной" системы, вторая - из "постиндустриальной".
"Креатив", "стандарты" и "финансы" обеспечивали концентрацию добавленной стоимости в "экономике услуг", "комфортной среде" и в финансовом секторе в тех странах, которые САМИ осуществляют эмиссию мировых и региональных валют. "Кретивом" делали частичное (псевдо)обеспечение этих валют. И организовывали неравноценный обмен с колониями, находящимися в схеме "внешнего валютного управления" и производящими нечто действительно ценное. Мы им уран-инженерные решения - нефть, а они нам в обмен "креативные идеи, стандарты и записи на зарубежных счетах". В том числе, "стандарты комфортности проживания". "Креатив" из "третьих стран" имел стоимость только в том случае, когда уезжал вместе с "человеческим капиталом" в страны - валютные эмитенты. Или использовался для "освоения бюджета".
Сегодня "экономика услуг" в том виде, какой она была при глобализации, уходит вместе с продуктовой "имитационностью" пятого техноуклада, когда покупали "брэнд", "созданный образ", а не реальный товар с заданными физическими свойствами или произведение искусства, имеющее высокую эстетическую ценность. Ковид "уход из имитации в реал" существенно ускорил.
Отсюда - нужно снова начинать различать: Креатив - это про "то, как продать", поскольку именно продажным обеспечением массово и занимаются "креативщики". А "инженерия" (в широком смысле) - это про то, "как сделать".
Если проще - с точки зрения "инженерии" - креатив - это тюнинг.
Что до документа - есть ощущение, что произошла путаница между "когнитивный" и "креативный".
Эти два понятия сильно не синонимы.
Настоящий отзыв подготовлен по результатам проведения экспертизы проекта нормативного правового акта – закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – проект).
Экспертиза проекта нормативного правового акта проведена в соответствии со ст. 12 закона РФ от 07.07.1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в РФ», Уставом Сургутской ТПП, свидетельством Министерства юстиции РФ № 2406 от 01.06.2016 года об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность.
Экспертиза проекта нормативного правового акта проведена в соответствии с Внутренним регламентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по проведению публичных консультаций в целях подготовки материалов по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также действующих нормативных правовых актов, Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 №851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения», Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012года №1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты», Приказа Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2014 г. № 159 “Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
Экспертиза проекта проведена:
− генеральный директор Сургутской ТПП, к.ю.н., доцент кафедры ГПД и ТП Сургутского госуниверситета, эксперт по проведению экспертиз НПА на коррупциогенность Чурманова А.А. (состоит в реестре экспертов Торгово-промышленной палаты РФ в сфере оценки регулирующего воздействия);
− ведущий юрисконсульт отдела аналитики и ОРВ Юридического департамента Сургутской ТПП Билль О.О.
Результаты экспертизы:
1. Понятие «креативные индустрии», закрепленное в статье 2 законопроекта, содержит оценочные суждения как «творческое начало человека, его знания, навыки и талант, оригинальная идея создания качественно нового подхода к продукту». В отсутствие конкретных критериев того, какую идею можно признать оригинальной, и насколько в ней выражены творческое начало человека, его знания, навыки и талант, предлагаем связать результат деятельной креативных индустрий с сферами их деятельности и изложить пункт 1 статьи 2 законопроекта в следующей редакции:
«1) креативные индустрии – производство (воспроизводство), продвижение, распределение или реализация товаров (работ, услуг), являющихся результатом деятельности по направлениям, указанным в статье 8 настоящего Закона (креативные продукты)».
2. В понятие «креативные продукты (продукция)» также включен признак оригинальности и новизны. Принимая во внимание, что к полномочиям Правительства автономного округа отнесено установление порядка формирования и ведения реестра креативных продуктов, механизм определения оригинальности и новизны такой продукции на определен. Регламентация этого вопроса может привести к необоснованным ограничениям осуществления предпринимательской деятельности в ситуациях, например, с литературными произведениями, когда все жанры уже изобретены, но в произведении могут быть использованы уникальные стилистические приемы. Ко всему прочему имеются ли в Правительстве автономного округа специалисты, обладающие необходимой квалификацией в предлагаемых направлениях. Соответственно считаем целесообразным исключить словосочетание «отличающиеся оригинальностью и новизной» либо с учетом предложенное редакции пункта 1 статьи 2 законопроекта (пункт 1 настоящего отзыва) исключить данное понятие. Данное предложение в полной мере взаимосвязано с положениями подпункта 3 пункта 2 статьи 9 законопроекта.
3. Статьей 8 законопроекта определены направления креативных индустрий. Считаем целесообразным дополнить данный перечень таким направлениями как: фотография, реклама, фестивали и культурные инициативы, исполнительское искусство, радиовещание, ремесла. Не ясно, что разработчики подразумевали под таким направлением как «новые медиа», что именно к ним относится.
4. Концепция законопроекта не является проработанной, не учитывает на опыт регионов страны, где аналогичные проекты успешно реализованы. В законопроекте никаким образом не определена роль креативных кластеров. В то время как в других регионах именно такие объекты стали толчком для развития креативного сектора экономики, центром притяжения предпринимателей. В связи с этим необходимо определить статус креативных кластеров, с определением для них соответствующих мер поддержки, например, для того чтобы они впоследствии могли создать льготные условия для реализации деятельности креативных субъектов. Например, государственное имущество может быть представлено не только субъектам креативных индустрий, но и креативным кластерам. В данном случае креативные кластеры функционируют аналогично технопаркам.
5. Учитывая, что важным элементом креативной индустрии является интеллектуальная собственность, считаем целесообразным разработать меры поддержки, связанные с обеспечением возможности регистрации интеллектуальных прав (компенсация расходов, связанных с уплатой пошлин и сопровождением заявки в Роспатенте), прямо предусмотреть в тексте законопроекта в качестве гарантий.
Вывод: Сургутская торгово-промышленная палата считает целесообразным учесть указанные в настоящем отзыве предложения в тексте проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Эксперты:
Генеральный директор СТПП,
к.ю.н., доцент А.А. Чурманова
Ведущий юрисконсульт отдела аналитики и ОРВ
Юридического департамента Сургутской ТПП О.О. Билль
Зарегистрировано в реестре отзывов по ОРВ Сургутской ТПП за № 16 от 16.07.2020
Председатель Совета
к.ю.н. В.Н. Болотов