Концепция развития креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

  • 11 июля 2020 г.
  • 13564
  • 0

Источник финансирования: Смешанный

Год начала: 2020

Год окончания: 2025

Статус проекта: Запланирован

П Р О Е К Т
 
КОНЦЕПЦИЯ
развития креативных индустрий
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
на период 2020-2025 гг.
 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Основы концепции развития креативных индустрий
1.1.Глоссарий
1.2. Социальная и экономическая значимость
1.3. Направления креативных индустрий
II. Цели и задачи развития креативных индустрий в Югре
III. Ключевые мероприятия по развитию креативных индустрий в регионе
IV. Системообразующие проекты
V. План мероприятий по реализации Концепции
VI.Ожидаемые результаты реализации Концепции
 
Введение

Настоящая Концепция развития креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период 2020-2025 гг. (далее Концепция) направлена на установление основополагающих принципов, идей, подходов к формированию и развитию сектора креативной экономики региона.
 
Тема креативных индустрий в настоящее время слабо проработана в федеральном законодательстве Российской Федерации.
 
«Основы государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808, Ст.III) содержат упоминание о «творческих индустриях», которые включают «компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрии относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации».
 
Кроме того, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 317 (ред.31.03.2020 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры». Ст.1. «Приоритеты и цели государственной культурной политики» указано:
 «Реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» будет осуществляться в соответствии со следующими приоритетами»:
- реализация целей и задач государственной культурной политики, предусмотренной Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 г.;
- формирование новой модели культурной политики;
- продвижение статуса культуры как национального приоритета;
- создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
- обеспечение инновационного развития сферы культуры, выход на лидирующие позиции в области применения современных технологий в сфере культуры;
- создание необходимый для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
- содействие развитию культурной индустрии, в том числе народных промыслов и креативных индустрий.
 
Охрана, поощрение и поддержка разнообразия креативных и культурных индустрий, основанных на сочетании творческой и инновационной активности с передачей творческого опыта и традиций, сохранением и развитием культурного наследия, в том числе нематериального – является важной государственной задачей и одним из важнейших факторов устойчивого развития
 
В динамично развивающихся странах наблюдается тенденция активного внедрения финансовых инструментов для стимулирования развития креативной индустрии. В России сегодня меры государственной поддержки, находятся на стадии зарождения и носят децентрализованный характер. Лучшие мировые практики указывают на необходимость создания в автономном округе новых инструментов финансовой поддержки креативной индустрии.
 
Главным ресурсом креативной индустрии является человек – его умения, знания, навыки и талант, способные двигать экономику к новым вершинам. Именно поэтому одним из ключевых направлений развития креативной индустрии является вклад в развитие человеческого капитала. Необходимо дальнейшее развитие государственных финансовых механизмов поддержки творческого потенциала населения, не только как формы сохранения и развития культуры и творчества в автономном округе, но и как основного двигателя экономики.
 
Концепция учитывает следующие важнейшие проблемы:

- отсутствие нормативно-правовой базы и соответствующей формализованной терминологии;
- отсутствие федеральных приоритетов, финансовых и налоговых стимулов;
- отсутствие экономических классификаторов и эффективной статистической базы учета креативного сектора экономики;
- сырьевая направленность экономики;
- отсутствие единой системы государственной поддержки;
- отсутствие удобных и доступных по стоимости аренды помещений, единой среды для взаимодействия;
- отсутствие четкой стратегии программы поддержки экспорта продуктов и услуг, создающихся в этой сфере, а также инструментов интернационализации креативного бизнеса;
- отсутствие/ малое количество подобных практик и практических инструментов по внедрению опыта креативных индустрий в российский контекст;
- слабое развитие малого и среднего предпринимательства;
- отсутствие инвестиций;
- кадровые проблемы (отсутствие опытного арт-менеджмента, технологов в сфере культуры, кураторов творческих проектов, посредников между творцом и потребителем);
- отток творческих людей в другие регионы/ страны;
- проблема сбыта продукции;
- низкий доход потребителя/населения;
- ментальное противоречие между культурой и коммерцией, предубеждения о невозможности симбиоза между результатом творчества и экономикой (прибылью и рынком).
 
В Концепции обозначены основные способы решения проблем:


- увеличения числа рабочих мест, занятости молодежи, падения безработицы;
- реализации творческой инициативы, удержания молодых специалистов в регионе;
- развития инфраструктуры;
- оформления городской среды и публичных пространств, трансформации городов в глобальные инновационные центры со стабильными показателями роста благосостояния;
- облагораживания территорий, аренды пустующих промышленных территорий, грамотного распределения городских ресурсов;
- поддержки локальной самобытности местной региональной культуры, культурные различия становятся главным отличительным маркером: каждый регион обладает собственными уникальными ресурсами, культурными традициями, умениями, архитектурой и т.п.;
- притока туристов;
- источника роста несырьевого экспорта, возможности изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, креативных услуг и цифровых сервисов,
- повышения инвестиционной привлекательности региона;
- расширения гуманитарного присутствия за рубежом и развития имиджа региона и России.
 
Настоящая Концепция разработана в момент глубоких изменений, затронувших всех сферы экономической деятельности РФ, активного внедрения цифровых технологий, освоения новых методик использования гуманитарных ресурсов.
 
Сроки реализации Концепции – 2020-2025 гг.
 
I. Основы концепции развития креативных индустрий региона
 
1.1. Глоссарий

Арт-кластер (Креативное пространство) – предприятия, фирмы, мастерские, офисы, объединенные в общем пространстве и занятые в секторе креативных индустрий, расположенные на территории бывшей промышленной зоны, где возникает общая специфичная открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернатива социальному кварталу, на основе которых происходит обмен идеями. Арт-кластер представляет собой единое целое, каждая часть которого работает на общую идею, а организации и структуры функционируют в рамках общей стратегии и стилистики. Предполагается ресурсозависимость всех сторон, производство конкретных творческих услуг, творческих товаров как результатов деятельности тех или иных производителей: выставки, магазины книг, одежды, ремесленные мастерские, рестораны, лекционные залы. Главной чертой креативного кластера является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого процесса.
 
Креативный человеческий капитал– способности и возможности работников создавать и внедрять инновации на основе нестандартного творческого мышления и нешаблонного решения возникающих задач.

Интеллектуальная собственность – понятие объединяет права на результаты литературного, научного, технического, художественного, а также других видов творчества, охрана которых гарантируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом и пр. нормативно-правовыми документами.

Креативные индустрии – совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале, прикладных творческих практик, инноваций, нацеленных на получение прибыли и создание рабочих мест за счет создания объектов интеллектуальной собственности, содержащих выразительную и эмоциональную ценность. Креативные индустрии нацелены на экономические показатели прибыльности, ориентируются на коммерческое и частное финансирование, не ограничены списком только культурных тем.

Креативная экономика, или экономика знаний, – особый сектор экономической деятельности, основанной на результатах интеллектуальной и творческой деятельности, таланте, навыке.

Культурные индустрии – это производство непосредственно культурных или в существенной мере культурно отрегулированных феноменов, которое является более или менее массовым по своим объемам и высоко стандартизированным по большинству своих характеристик. Это системная совокупность культурных практик, осуществляемых не в новационно-поисковом (творческом) режиме, а по стандартам, реализующим наиболее актуальные в имеющихся условиях технологии социального производства и параметры создаваемых при этом продуктов. Культурные индустрии получают государственную финансовую, информационную и административную поддержку, снижающую роль рыночных механизмов в их функционировании.

Четвертая индустриальная революция (Индустрия 4.0) – переход на полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, при этом выходящее за границы одного предприятия, с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть вещей и услуг.

1.2. Социальная и экономическая значимость

Креативные индустрии имеют ряд коннотаций: от экономических (креативная экономика, экономика знаний, инновационные технологии в креативной деятельности: цифровизация, искусственный интеллект) до социокультурных (новый тип развития культуры, соединение творческого потенциала с технологиями и инновациями, организации в сфере креативных индустрий как крупные игроки международного рынка).
За последние десятилетия исследователи многократно указывали на высокую роль креативных индустрий в экономическом развитии государства в эпоху Индустрии 4.0.
На сегодняшний день все больше сырьевых компаний уступают место крупнейшим мировым компаниям и технологическим предприятиям, ресурс которых строится на человеческом, или инновационном, потенциале. В этой связи, креативные индустрии являются одним из наиболее динамичных секторов международной торговли.
Объем креативного сектора мирового рынка с 2002 по 2015 г. вырос больше, чем в 2 раза – с $208 млрд до $509 млрд, говорится в опубликованном в начале 2019 г. отчете Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Культурные и творческие индустрии источник роста экономик развитых и развивающихся стран: капитализация творческих индустрий по всему миру составляет 2,3 трлн долларов, в этой сфере создано свыше 30 млн рабочих мест, согласно исследованию РЭЦ на ПМЭФ-2018.
Доля креативных индустрий в ВВП России составляет не более 0,5%; в среднем по миру – 6,6%; в развитых странах – от 8% (по данным ЮНКТАД за 2016 г.). По прогнозам Аналитического центра при Правительстве РФ, к 2024 году доля креативных индустрий в ВВП России может вырасти с 0,5% до 8,5%.
В российской креативной отрасли недостаточно развит малый и средний бизнес: если в США, Китае и Канаде на небольшие компании приходится от 50% до 90% оборота творческих индустрий, то в России показатель пока не превышает 20%.
Исследование проведенные группой «Креативная экономика» в «Сколково» показало, что в настоящее время доля креативных индустрий в ВВП РФ составляет 0,5%, доля ВРП в Югре показатель составляет 0,1%.
 
1.3. Направления креативных индустрий

Креативные индустрии – широкое понятие, включающее множество различных видов деятельности. По стандартам ООН сегодня к ним причисляют 14 направлений:

1. Дизайн: графический и промышленный дизайн, дизайн интерьеров, цифровой и интерактивный дизайн и т.д.
2. Искусство: живопись, скульптура, деятельность музеев, выставочная деятельность, театр и др.
3. Мода: создание дизайна одежды, обуви и аксессуаров, реализация мероприятий в области моды (показы, дефиле)
4. Кино: режиссура, кастинг, кинопроизводство, кинопрокат и т.д.
5. Музыка и саунд-дизайн
6. Телевидение: производство телепрограмм, вещание, информационные службы и т.д.
7. Новые медиа: интернет и социальные сети, конвергентные медиа и др.
8. Информационные технологии (IT): искусственный интеллект, виртуальная реальность (VR), Big Data, мобильные приложения, «интернет вещей» и т.п.
9. Компьютерная графика
10. Разработка компьютерных игр
11. Издательское дело и журналистика
12. Архитектура и урбанистика
13. Маркетинг и коммуникации
14. Образование в сфере креативных индустрий
 
II. Цели и задачи развития креативных индустрий в Югре

Стратегической целью развития креативной индустрии является обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики автономного округа.

Для достижения стратегической цели настоящая Концепция предусматривает решение следующих основных задач до 2025 года:

1. Создание и развитие экосистемы развития креативной индустрии и увеличение их вклада в валовый региональный продукт с 0,1% до 0,5%

2. Создание условий, включая инфраструктурные, для развития и коммерциализации творческого потенциала населения автономного округа через обучение креативным и предпринимательским навыкам 10 000 человек.

3. Создание условий для расширения рынков присутствия местных компаний на российском и международном уровне через активизацию инновационной деятельности предприятий в области маркетинга и увеличение доли организаций, занимающихся маркетинговыми инновациями до 10%.
 
Приоритетные направления деятельности в сфере креативных индустрий в Югре:

При определении направлений учитываются современные тенденции развития креативных индустрий, как то:

- генерация новых знаний,
- проектное мышление,
- креативное воображение,
- высокая степень  неопределенности,
- высокая роль новых технологий и открытий.
 
III. Ключевые мероприятия по развитию креативных индустрий в регионе:

- разработка нормативно-правовых документов на региональном уровне;
- картирование территорий (составить карты культурных и творческих ресурсов территории для работы и оценки потенциала креативного (творческого) сектора, а также определения его потребностей, точек роста креативных индустрий и возможностей. На основе картирования может быть сформирована Стратегия развития креативных (творческих) индустрий региона);
- разработка и осуществление Региональной программы поддержки креативных индустрий в регионе на 2021-2023 гг.;
- разработка и осуществление Плана мероприятий по поддержке и развитию креативных индустрий в регионе на 2021-2023 гг.;
- разработка системы целевых показателей;
- создание системы консультаций: юридических, экономических, финансовых, налоговых, «скорая помощь» малому бизнесу;
- создание/переформатирование системы проектных офисов в регионе;
- создание реестра помещений, возможных для создания и развития кластеров, художественных кварталов, тематических резиденций в рамках программы развития территорий региона;
- предоставление помещений на условиях спец.аренды на выгодных условиях под креативные проекты; плановая практика открытых конкурсов на участие в арт-резиденциях, обмен с другими регионами;
- создание культурно-туристических зон, арт-резиденций, территорий, предназначенных для помощи в творческих начинаниях молодежи;
- разработка системы льгот для работников креативных индустрий, в том числе льготного кредитования, грантов;
- привлечение благотворительных и венчурных фондов, инвесторов, спонсоров, Форума доноров; поддержка МСП, адресные конкурсы, государственно-частное партнерство;
- организация обучающих программ, проведение круглых столов, семинаров, мастер-классов, бизнес-тренингов, интенсивных курсов, обмены опытом, привлечение преподавателей, проведение стажировок для представителей креативных индустрий, распространение лучших образовательных практик;
- разработка условий взаимодействия с учреждениями культуры и образования в целях поддержки и развития креативных индустрий;
- разработка программы продвижения продуктов/услуг креативных индустрий на местный и внешний рынок, экспорт;
- осуществление интеграции с федеральными и региональными форумами, фестивалями
- разработка системы презентации/продвижения продуктов/услуг креативных индустрий (тематические выставки местного, федерального и международного уровня, участие в Единой коммуникационной платформе и т.п.);
- введение практики мониторинга в области креативных индустрий;
- осуществление проектов, опирающихся на местные культурные ценности, направленные на превращение города в более привлекательную среду для жизни, работы и вложения средств наряду с маркетинговой презентацией его в качестве одного из основных претендентов на инвестирование, предпринимательскую деятельность и творческую индустрию.
 
IV. Системообразующие проекты

Для становления креативной индустрии в Югре разработан ряд проектов, которые являются опорными точками для развития креативной индустрии в Югре:

1. Центра инициатив «Округ»

Центр обеспечит условия для:
- вовлечения активных граждан в принятие решений, касающихся социально значимых вопросов автономного округа;
- формирования сетевого пространства коллективной работы («Точки кипения») для проведения образовательных и дискуссионных мероприятий, форсайт-сессий, открытых лекций, призванных способствовать реализации Национальной технологической инициативы;
- объединения усилий ключевых региональных и федеральных институтов развития гражданского общества (добровольцев, некоммерческих организаций, инициативных групп и отдельных граждан) в целях разработки и реализации совместных проектов, направленных на решение социально-значимых вопросов автономного округа.

2. Креативный кластер.

Кластер представляет собой единую площадку, где концентрируются представители креативных индустрий, в том числе в сфере дизайна, информационных технологий, аудио- и видео контента, искусства и организации развлечений, издательства и др. Целью реализации проекта является создание комфортной среды для развития творческого потенциала креативных индустрий и способствование эффективному сотворчеству. Реализация проекта осуществляется в результате поэтапной реконструкции производственного или иного объекта.
Практика других креативных кластеров показывает, что создание креативных кластеров в отдаленных от городского центра районах приводит к омоложению и преображению всего квартала в крупный культурно-досуговый эпицентр. Ожидаемые сроки реализации проекта – 2020 год. Реализация данного проекта приведет к созданию благоприятного взаимодействия креативных индустрий и отраслей вне креативных индустрий, способствуя тем самым увеличению маркетинговых инноваций и появлению уникальных конкурентоспособных продукций.

3. Наделение организации инфраструктуры поддержки (далее организация) функцией инструмента инвестирования в человеческий капитал.

На первоначальном этапе деятельность планируется фокусировать на проведении образовательных программ в городах и районах автономного округа, направленных на повышение компетенций и навыков креативных занятий, а также их привитию с раннего возраста с участием ведущих экспертов России и зарубежья.
Направления образовательных программ будут определяться в зависимости от компетенций и навыков, необходимых с учетом востребованности и перспективности креативных занятий на рынке труда. Привлечение ведущих экспертов способствует решению изолированности автономного округа от центров компетенций, а также привитию актуальных полезных навыков и компетенций будущему поколению. Результатом работы организации инфраструктуры поддержки будет являться проведение мероприятий с целью повышение компетенций и навыков 10 тысяч человек к 2025 году.
 
V. План мероприятий по реализации Концепции

1.   Подписание Соглашения о долгосрочном сотрудничестве и взаимодействии между Правительством региона, ФГБУ «Роскультцентр», Фондом «Инносоциум» до 19.06.2020 г.;
2.Подготовка проектной инициативы «Развитие креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в срок до 25.06.2020 года
3.Проведение мониторинга текущей ситуации развития креативных индустрий на территории региона (в перспективе проведение замеров ежегодно) до 31.07.2020 г.
4.   Подготовка проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О развитии креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» до 22.06.2020 года;
5. Разработка и утверждение совместного плана мероприятий по реализации региональной «Программы поддержки и развития креативных индустрий в регионе», до 31.07.2020 г.
6. Реализация проектов и инициатив, направленных на развитие креативного потенциала региона, а также ориентированных на поддержку молодежных творческих инициатив на территории субъекта (2020-2025 гг.).
 
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции обеспечит к 2025 году следующие результаты:

1.   создание условий для формирования и развития предпринимательских навыков;
2.   обеспечение общедоступности креативных и предпринимательских навыков;
3.   создание условий для успешной трансформации общественных пространств в комфортную среду для развития и реализации творческого потенциала каждого жителя;
4.   разработка модели государственной поддержки креативных индустрий, способствующая продвижению товаров и услуг креативных индустрий на внешнем рынке;
5.   внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки креативных индустрий для создания ими продуктов со значительным потенциалом коммерциализации на внешнем рынке;
6.   формирование механизмов финансовой поддержки проектов креативных индустрий, а также механизмы инвестирования в человеческий капитал;
7.   повышение доступности объектов культуры и наследия, рост туристического потока;
8.   сохранение, развитие и удержание кадрового ресурса в регионе.
 

Проект Закона "О креативных индустриях в Ханты - Мансийском автономном округе" (ссылка)


1
13564

Комментарии 0