Шахматы в школу

  • 24 июня 2024 г.
  • 1

Инициатива (действие, мероприятие): Включение в федеральные рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура» модулей по виду спорта «Шахматы»

Описание проблемы: Низкая способность к системному мышлению

Желаемый результат: Организационно-педагогические комплексы для развития непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального), психолого - педагогических оснований для разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования.

Срок (год): 2024

Вид документа: Постановление

Развитие шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

«Шахматы учат контролю за временем, анализу,

планированию, прогнозированию и самодисциплине»

А.Карпов

Толчок развитию шахматного образования был дан в мае 2008 года, когда всем субъектам Российской Федерации было разослано соответствующее письмо Департамента воспитания дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ (No06-1025 «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования»).

Каждый регион Российской Федерации воспринял это письмо по-разному в силу своей готовности.

Так руководство ХантыМансийского автономного округа в 2008 году подготовило распоряжение «О плане мероприятий по содействию организации работы шахматных объединений в муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2010 годы».

И вот уже в 2010 году Ханты-Мансийск впервые стал столицей Всемирной шахматной олимпиад.

С каждым годом в регионе растет шахматное движение, как по численности, так и по мастерству. Власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направляют огромные усилия на развитие шахматной инфраструктуры – от выстраивания системы занятий в детском саду до создания не имеющей аналогов в стране шахматной академии. В настоящее время в округе создана сеть из 65 интернет-центров шахматного мастерства и 23 шахматных объединений в муниципальных образованиях. Ежегодно шахматами занимаются почти 20 тыс. жителей региона.

Шахматное образование гармонично вписалось в образовательную систему региона. С 1 сентября 2016 года обязательное обучение шахматам проводится с 1 по 4 классы во всех 328 школах региона. Нюансы этой игры изучают более 96 тыс. детей. При этом с 5 по 11 классы обучение шахматам идет за счет часов внеурочной деятельности, дополнительного образования или элективных учебных предметов (кружки, факультативы, спецкурсы, секции и т. д.).

Уроки шахмат проводятся в начальной школе один раз в неделю, а у старшеклассников в ряде общеобразовательных организаций - два раза в неделю. Цель введения предмета «Шахматы – школе» заключается в формировании интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования.

В целом результативность шахматного образования носит комплексный характер всестороннего здоровьесберегающего развития обучающихся.

На личностном уровне оно содействует решению задачи готовности и способности учащихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию; овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире; принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения; развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формированию эстетических потребностей; развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

На метапредметном уровне оно поможет: освоить познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; сформировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; сформировать умение понимать причины успеха или неуспеха; освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

На предметном уровне оно поможет: овладеть собственно шахматной компетенцией; подружиться с русским языком (с помощью шахматноязыковых головоломок); осознать значимость чтения для личного развития и сформировать потребность в систематическом чтении (с помощью шахматных сказок, литературно-шахматных викторин); овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями (с помощью шахматноматематических головоломок); развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; сформировать эстетическое отношение к миру, понимание красоты как ценности (за счет решения изящных шахматных головоломок).

Вместе с тем спортивно-соревновательный подход, также остается обязательной частью развития шахматного образования в ХантыМансийском автономном округе - Югре. Однако его использование преимущественно лежит в области дополнительного образования: общеразвивающего и предпрофессионального.

Нормативная база развития шахматного образования в России представлено положениями небольшого числа документов федерального и регионального уровней:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЗ;

- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 No 995 «Об утверждении Порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта»;

- «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации» - Приказ Министерства образования Российской Федерации No 2211 от 18.05.2004 года;

- «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования» - Письмо Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации No06 – 1025 от 17 мая 2008 года;

- Программа развития шахмат в Российской Федерации на 2011 – 2018 годы. – Одобрена решением Наблюдательного Совета Общероссийской шахматной федерации 2.11.2011 года. – раздел 5.5;

- «О плане мероприятий по содействию организации работы шахматных объединений в муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях Ханты – Мансийского автономного округа – Югры на 2008 – 2010 годы» - Распоряжение Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры;

- «Об утверждении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», п. 1.3.10 раздела 1 части 2 государственного задания АУ «Институт развития образования» - Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2015 No 17368;

- «О реализации научно-методического направления «Популяризация шахматного образования» - Приказ АУ «Институт развития образования» от 12.05.2015 No 104-о;

- «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты – Мансийского округа – Югры» - Приказ Департамента образования и молодежной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты – Мансийского автономного округа – Югры No1145 и No210 от 19.07.2016;

- «Об исполнении мероприятий дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты - Мансийского автономного округа – Югры» - Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры No1190 от 28.07.2016;

- «О проведении интернет – сессии шахматного мастерства для шахматистов автономного округа различного уровня подготовки» - Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры No10 – 9298 от 11.10.2016.

- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2017 No 1066/196 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;

- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.03.2021 No 157 «Об утверждении программы развития вида спорта «Шахматы» в Российской Федерации»;

Принципы развития шахматного образования:

1. Научность (разработка теоретико-методологических основ шахматного образования, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения шахматного образования, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение общественнопрофессионального мониторинга результативности);

2. Непрерывность (непрерывность интеллектуального развития детей, преемственности между уровнями общего образования и интеграция общего и дополнительного образования);

3. Вариативность (использование вариативных форм и технологий реализации программ шахматного образования: сетевая форма и дистанционные технологии, нелинейные формы планирования и 12 событийность, ориентация на метапредметные результаты и подготовка к участию в соревнованиях);

4. Индивидуализация (опора на системно-деятельностный подход, осуществление личностно - ориентированного (индивидуального, дифференцированного) обучения различных категорий детей, коррекционно- развивающая поддержка детей с ОВЗ и достижение личностных результатов всеми обучающимися);

5. Социальная ответственность семьи (вовлечение родителей в шахматное образование, развитие родительской компетентности в совместной деятельности детей и родителей);

6. Межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб

 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 No 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;

 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 No 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования;

 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 No 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования с целью поддержки развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).

Цель и задачи развития шахматного образования в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре

Цель: обоснование организационно-педагогических условий для развития непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, психолого-педагогических оснований для разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

− разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие непрерывного шахматного образования в педагогической практике образовательных учреждений системы общего и дополнительного образования;

− создание системы личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения по предмету «Шахматы» для обеспечения непрерывного характера обучения и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

− формирование программы подготовки, переподготовки и профессионального развития педагогических кадров для работы с разными категориями детей в контексте шахматного образования.

− создание доступной предметно-пространственной и информационной среды для реализации шахматного образования с использованием сетевых форм взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Непрерывный характер шахматного образования в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре

Непрерывность шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре может быть обеспечена вариативным характером соответствия содержания программ "Шахматы" особенностям общего и дополнительного образования, целям уровней общего образования, специфике вариативных потребностей и возможностей детей, широкому спектру форм реализации образовательной деятельности в округе, задачам подготовки шахматистов предпрофессионального и профессионального уровня.

Так обязательность введения программ шахматного образования в образовательные программы общеобразовательных учреждений округа предполагает проведение педагогической экспертизы программ шахматного образования на соответствие требованиям ФГОС, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и подготовку педагогических кадров к их реализации.

Реализация программ шахматного образования в системе дополнительного образования округа предполагает их дифференциацию на общеразвивающие и предпрофессиональные программы, ориентированность на удовлетворение мотивации детей и взрослых, а также возможность их реализации в вариативных формах организации.

1. Дошкольное образование:

– реализация программ шахматного образования в соответствии с возрастными возможностями ребенка, регламентом организации непрерывной образовательной деятельности и учетом ведущей игровой деятельности;

– шахматный всеобуч в дошкольном образовании ориентирован на формировании представлений выпускника ДОУ об учебной деятельности, т.е. интереса к интеллектуальной деятельности, восприятия новой информации о шахматных фигурах, о правилах их передвижения по доске, уважении партнера, внимании к словам тренера;

– создание компонентов развивающей предметно-пространственной среды шахматного образования, обеспечивающих самостоятельную поисковую деятельность ребенка;

– целевая психолого-педагогическая подготовка специалиста, реализующего шахматное образование в дошкольном учреждении.

2. Начальное, основное и среднее общее образование:

– вариативность реализации программ шахматного образования в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений в предметной области "Математика и информатика" или как курса внеурочной деятельности в рамках соответствующего плана;

– ориентация программ шахматного образования на достижение метапредметных результатов, обеспечивающих изменение в развитии психических процессов и способностей у детей, рост успеваемости, творческой и интеллектуальной активности, участия в конкурсах и предметных олимпиадах;

– расширение возможностей реализации шахматного образования в современных форматах образовательной деятельности: каникулярных школы, школы выходного дня, проектные недели, исследовательские работы, дебаты и др.;

– использование моделей организации шахматного образования как основы позитивной социализации детей в форме ученических сообществ, ученического самоуправления, волонтерского движения и социальных акций.

3. Дополнительное образование детей и взрослых:

– соответствие целей и содержания программ шахматного образования смыслам дополнительного образования детей и взрослых, направленных "...на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности" (Ст. 75 ФЗ No273 "Об образовании в Российской Федерации");

– дифференциация содержания программ шахматного образования на общеразвивающие и предпрофессиональные программы;

– реализация дополнительных общеразвивающих программ шахматного образования на базе учреждений общего и дополнительного образования не только для групп учащихся, но и с возможностью вовлечения их родителей в образовательный процесс;

– разработка и реализация дополнительных предпрофессиональных программ шахматного образования как обязательного компонента окружной системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. С целью обеспечения успешности работы в данном аспекте функционирования системы непрерывного шахматного образования в округе имеет смысл рассмотреть вопрос о придании нового импульса в развитии автономного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа «Югорской шахматной академии». Целесообразно получение учреждением (или его отделением) статуса учреждения дополнительного профессионального образования, с соответствующей лицензией и правом выдачи документов об образовании установленного образца. В этом случае учреждение сможет разрабатывать, утверждать и реализовывать предпрофессиональные и профессиональные авторские программы подготовки шахматистов, а также осуществлять профессиональную переподготовку и повышение квалификации сертифицированных, тренеров, педагогов, осуществляющих дополнительное образование детей и взрослых в области шахмат. В Устав учреждения также целесообразно внести изменения, позволяющие Академии стать окружным ресурсным центром кадрового и методического обеспечения системы непрерывного шахматного образования в Югре, региональной стажировочной площадкой по данному направлению. Учреждение также может иметь возможность осуществлять дополнительное образование детей и взрослых по удовлетворению их разнообразных индивидуальных потребностей в области шахматного образования.

4. Инклюзивное образование:

– разработка адаптированных программ шахматного образования для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках шахматного образования;

– создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях округа для детей с ОВЗ для получения шахматного образования.

5. Вариативные формы организации образовательной деятельности (семейное образование, сетевая форма реализации образовательной программы, дистанционное обучение, модульное обучение и др.):

– программы шахматного образования могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации;

- сетевая форма реализации программ шахматного образования обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций на основании договора между ними;

– при реализации программ шахматного образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;

- реализация программ шахматного образования с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивает доступность независимо от места жительства и возможностей ребенка;

– реализация программ шахматного образования с использованием различных форм обучения: в образовательной организации, семейного образования и самообразования;

– при реализации программ шахматного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

При успешной реализации всех пяти указанных направлений, можно говорить о становлении системы непрерывного шахматного образования в округе.

Механизм реализации программы шахматного образования в общеобразовательных учреждениях в 2024 году

1) Включение в федеральные рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура» модулей по виду спорта «Шахматы» (их реализация рекомендуется за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов):

  • модуль «Подвижные шахматы» для обучающихся 1-4 классов (пункт 168.4.12 федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 No 372);
  • модуль «Шахматы в школе» для обучающихся 5-7 классов (пункт 163.10.16.4 федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 No 370).

Изучение модулей реализуется в следующих вариантах:

При самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения обучающимися учебного материала по обучению игре в шахматы с учетом возраста и подготовленности обучающихся;

В виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов, обучающихся;

В виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно- оздоровительную работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.

Статистика по количеству обучающихся шахматам 2020-2023 гг. В разрезе муниципальных образований, уровня образования (дошкольное образование, начальная школа, основная общего образования (средняя школа), средняя общего образования (средняя школа)

Общее количество учащихся, изучающих курс «Шахматы» в 2023-2024 учебном году составляет: в 1-4 классах – 99 385, в 5-9 классах – 30 352, 10-11 классах – 3 237, в дошкольных образовательных организациях – 36 842. Всего – 169816 обучающихся дошкольных и общеобразовательных организаций автономного округа, осваивающих шахматное образование.

Также в автономном округе реализуется 500 дополнительных общеразвивающих программ «Шахматы», на которых обучается 16156 человек.

Статистика в разрезе муниципальных образований за 2020-2023 гг. представлена в приложение 1.

Количество действующих преподавателей по шахматам в разрезе муниципальных образований.

Общее количество преподавателей по шахматам в 2023-2024 учебном году составляет – 2 546.

Реализация в рамках внеурочной деятельности проекта «Мир шахмат» (пункт 173.13.2.4 федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 No 372).

В дошкольных образовательных организациях шахматное образование реализуется через дополнительное образование и программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

 Информация разрезе муниципальных образований

Муниципальное образование   2023 год

Белоярский район - 74

Берёзовский район - 26

Когалым - 108

Кондинский район - 93

Лангепас - 13

Мегион - 25

Нефтеюганск - 95

Нефтеюганский район - 18

Нижневартовск - 466

Нижневартовский район - 30

Нягань - 54

Октябрьский район - 23

Покачи - 50

Пыть-Ях - 17

Радужный - 74

Советский район - 43

Сургут - 918

Сургутский район - 195

Урай - 18

Ханты-Мансийск - 98

Ханты-Мансийский район - 60

Югорск - 48

ИТОГО - 2546

 

Работа по выявлению талантливых детей в разрезе шахматного образования.

С целью развития и популяризации шахмат, выявления талантливых детей, отбора команд ежегодно организуются следующие мероприятия:

  • школьные шахматные турниры;
  • городские и муниципальные отборочные турниры;
  • лично-командные первенства;
  • курсы повышения квалификации по методике преподавания "Шахматы в школе»";
  • циклы мастер-классов, семинаров по использованию на практике авторской программы Сухина Игоря Георгиевича «Шахматы в школе», и другие.

С целью выявления талантливых детей в разрезе шахматного образования в образовательных организациях проводятся соревнования, конкурсы, шахматные турниры, онлайн олимпиады. Дети, проявляющие способности в шахматном образовании, информируются о возможности посещения организаций дополнительного образования, реализующих программы спортивной подготовки в целях дальнейшего развития.

В образовательных учреждениях организована работа по выявлению талантливых детей в разрезе шахматного образования. Реализуются парциальные программы, формируемые участниками образовательных отношений или дополнительные образовательные программы. В ходе реализации программ выявляются дети, которые показывают устойчивый интерес к шахматам. Родителям таких воспитанников педагоги рекомендуют записать ребенка на дополнительную программу обучения игре в шахматы к тренерам-преподавателям муниципальных организаций дополнительного образования, реализующих программы спортивной подготовки.

Так например, в учреждениях города Югорска сформирована и поддерживается практика отбора и направления талантливых учащихся в Шахматный клуб культурно-спортивного комплекса «Норд» ООО «Газпром трансгаз Югорск». В городе Нягань, в рамках развития социального партнерства в дошкольных учреждениях налажено сотрудничество с центром физического развития «Атлет». В городе Нижневартовске, обучающиеся, проявившие способности в игре по шахматам занимаются дополнительно в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования г. Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот», в спортивно-интеллектуальных и шахматных клубах города Нижневартовска.

Также, муниципальные образования автономного округа заключают соглашения о взаимном сотрудничестве со спортивной общественной организацией «Федерация шахмат Югры», с центрами физической подготовки и учреждениями дополнительного образования автономного округа.

В автономном округе в общеобразовательных организациях функционируют школьные спортивные клубы, в рамках которых изучается шахматное направление.

В более 100 общеобразовательных организаций 22 муниципальных образований автономного округа в рамках деятельности школьных спортивных клубов изучаются шахматы. Кроме того, реализация шахматного образования организована на базе «Точек роста».

Количество образовательных организаций, принимающих участие в отборочном (муниципальном этапе) соревнований «Белая ладья» и сколько принимают участие в региональном, в разрезе муниципальных образований (с указанием общего количества учреждений, реализующих программу шахматного образования).

За проведение соревнований по шахматам «Белая ладья» среди команд общеобразовательных учреждений ответственными назначены: общеобразовательные организации автономного округа (1 этап), муниципальные органы местного самоуправления автономного округа, осуществляющие управление в сфере образования (2 этап).

АУ ДО «Югорская шахматная академия» предоставляет турнирный зал, оказывает помощь в судействе соревнований. Так, в 2023 году на региональный этап, который прошел с 10 по 12 апреля, заявились 16 муниципальных образований округа (26 образовательных организаций автономного округа).

Также, ежегодно, Депобразования и науки Югры совместно с АУ ДО «Югорская шахматная академия» утверждает положение о проведении командного Интернет-турнира по блицу среди общеобразовательных учреждений автономного округа.

Инициатор: Филипенко Василий Александрович

Ответственный исполнитель: Департамент (министерство) образования субъекта РФ

0

Комментарии 1

Поддерживаю. Считаю целесообразно включить в модельный план мероприятий по исполнению Указа Президента и масштабирования в субъектах РФ