Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему
Митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу
Ваше Высокопреосвященство!
Уважаемый Владыка Павел!
Обращаемся к Вам с большой просьбой помочь сохранить в дошкольных и общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Социокультурные истоки» (далее по тексту программа «Социокультурные истоки») (авторы И.А. Кузьмин, профессор, член-корр. Российской академии естественных наук, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корр. Российской академии естественных наук), которая реализуется в нашем субъекте более 10 лет.
Мы знаем, что в нашем округе за этот период была проделана огромная системная работа: утверждена дорожная карта до 2023 года по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных учреждениях округа, обучены педагоги, приобретены учебно-методические пособия, образовательными организациями утверждены рабочие программы воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях округа в контексте программы «Социокультурные истоки».
Программа «Социокультурные истоки» полностью соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ с учетом изменений от 31.07.2020 года, Федеральным государственным образовательным стандартам ДО, НОО, ООО, Указу Президента РФ № 809 от 09.11.2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Федеральным образовательным программам, утвержденным Министерством просвещения.
В это сложное время защита традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти является одним из стратегических национальных приоритетов России.
Программа «Социокультурные истоки» 28 лет назад привнесла в отечественное образование духовно-нравственную составляющую; в настоящее время является инструментом реализации государственной политики России по сохранению и укреплению традиционных ценностей, способствует развитию личности на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей.
Главная стратегическая цель данной Программы — воспитание Гражданина Российской Федерации, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.
По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании. Четверть века она соединяет поколения и передает опыт Служения Родине детям и молодежи. Программа направлена на сохранение исторического наследия, культурных традиций и приобщение подрастающего поколения к многовековому опыту наших предков.
По итогам 10 лет реализации программы видны положительные результаты развития образовательных организаций округа, их направленность в сторону духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся, ощутимы позитивные изменения в духовно-нравственном развитии личности наших детей, педагогов и родителей.
Мы видим, как наши дети благодаря Истокам на деле проявляют любовь к Родине, бережное отношение к родному краю, уважительно и с почитанием относятся к своим родителям, педагогам, одноклассникам.
Программа доказала свою жизнеспособность, эффективность, результативность в развитии всех участников образовательных отношений первую очередь наших детей.
Вопреки федеральной государственной политике, Указу Президента РФ № 809 от 09.11.2022 года Департаментом образования и наука Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отменяется реализация программы «Социокультурные истоки» в начальных и общеобразовательных школах округа с 1 сентября 2023 года.
В соответствии с п. 15 ФГОС у региона есть право определения места существования программы «Социокультурные истоки» в образовательной программе школы и детского сада в части, формируемой участниками образовательных отношений, в рамках внеурочной деятельности и и тем более в рамках реализации программы воспитания.
Согласно Федеральным образовательным программам общего образования «Федеральная рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Все эти ценности на системном уровне представлены в программе «Социокультурные истоки».
«Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций служит основой для разработки рабочей программы воспитания Основной образовательной программы общего образования» и, следовательно, не является догмой при разработке школой, дошкольной организацией программы воспитания, а ориентиром для образовательных организаций при разработке программ воспитания, не несет запрета на самостоятельные подходы при разработке программы воспитания.
В соответствии с ФГОС общего образования, Федеральными образовательными программами общего образования «при разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся».
В Федеральных образовательных программах общего образования говорится: «Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России».
Согласно Федеральным образовательным программам общего образования программа воспитания реализуется по направлениям, среди которых и духовно-нравственное, патриотическое воспитание, которое на системном, глубоком уровне представлено в Истоках.
«В Программе воспитания представлены описания воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другое). Раздел можно дополнить описанием дополнительных (вариативных) модулей, если такая деятельность реализуется в общеобразовательной организации (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность, школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество), а также описанием иных модулей, разработанных образовательной организацией» (ФОП общего образования). Программа «Социокултурные истоки» органично вписывается в любой инвариантный модуль и, конечно, в любой вариативный модуль, определенный образовательной организацией.
Таким образом, мы не видим никаких противоречий программы «Социокультурные истоки» Федеральному государственному образовательному стандарту, Федеральным образовательным программам общего образования, в целом государственной политике в вопросах воспитания обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей.
Более того, согласно статье 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами.
С уважением и надеждой на Вашу помощь и поддержку родители Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
Приложение с подписями на______ листах
Комментарии 0