Четверть века – лучшие годы своей жизни – трудилась на благо Сургутского района Галина Александровна Резяпова, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, а ныне – заместитель председателя Тюменской областной Думы.
Трудовой путь Галины Резяповой начался в Сургутской школе № 3, куда она пришла учителем русского языка и литературы после окончания в 1979 году историко-филологического факультета Тюменского государственного университета по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы». Работала заместителем директора в Лянторской школе № 1, инспектором школ Сургутского района, начальником отдела по опеке и попечительству в отделе народного образования Сургутского райисполкома, председателем комитета по проблемам семьи, молодёжи и охране детства. С 1997 года Галина Резяпова возглавляла Сургутское районное управление народного образования. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию.
Как первый заместитель главы района, начиная с 2004 года, Галина Александровна курировала образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальную защиту, опеку и попечительство, активно работала над реализацией национальных проектов на территории Сургутского района. В 2003 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В 2011 году избрана депутатом Тюменской областной Думы. С тех пор занимается политикой.
Как к родне!
– Галина Александровна, Вы много лет работали в Сургутском районе, какую роль он сыграл в становлении Вас как профессионала?
– Я в прямом и переносном смысле росла в Сургутском районе! Это моя жизненная школа, мой плацдарм, моё – почти всё! Я переехала из Сургута в Лянтор в 1983 году, мне было 26 лет. Образно говоря, только-только ещё начала ступать по земле вообще, и профессиональнотоже. Первые шаги моего сына были буквально сделаны в районе: по земле ножками он пошёл в Лянторе.
– Ваше трепетное отношение к Сургутскому району известно. За что Вы так любите его?
– Как я могу относиться к району иначе?! В 1985 году я уже работала в райисполкоме, в районо. И в командировку, тогда это называлось «на проверку», в Сытомино, в Русскинскую, в Угут или в Лямину можно было добраться только на АН-2 или на вертолёте. И всё! Да и борт не всегда был пассажирским. А там, до школы – на «Буране», а то и на лошади в санях. И зимой, и летом – никаких дорог.
И представьте: заметёт, запуржит… и неделю не можешь выбраться оттуда. Уже и инспектировать-то нечего, а самолет всё не летит! Ночевала, как и все командировочные, либо в интернате, либо у кого-то из школы дома: в Высоком Мысу у Елены Хусейновны и Руслана Николаевича Бжецовых, добрая им память, в Лямино – у Валентины Иосифовны и Олега Алексеевича Ерховых. А потом – они у меня в Сургуте. Гостиниц же не было. Отсюда и отношение друг к другу, как к родне.
Сегодня и дороги в порядке, и за день туда-обратно обернёшься, а гостеприимство по-прежнему остаётся главным свойством всех, живущих в районе: тебя не отпустят, пока не покормят. Да ещё и гостинцев с собой дадут. Поэтому для меня были и остаются больше чем соратники Людмила Григорьевна Золотарёва, Татьяна Михайловна Соколова, Покас Галина Семёновна, Андрей Николаевич Луценко, Людмила Геннадьевна Емелева, семья Ядрошниковых, Никитина Татьяна Семёновна, Карабаева Татьяна Юрьевна и… всех не перечесть.
У меня стойкая дочерняя благодарность к району, потому что моё становление прошло именно здесь. И мой первый «командирский» опыт тоже сформировался в районе, когда я стала завучем первой тогда ещё Пимской школы. А в силу того, что я по натуре своей человек не то чтобы робкий, но застенчивый…
– В это трудно поверить…
– Вот видите, вы удивляетесь, и многие удивляются. На самом деле я очень застенчивый человек. Но жизнь научила управлять собой. И говорить самой себе «правильные слова»: «Обратной дороги нет. Раз уж ты на этой должности, значит, от тебя ждут решений. И силы. И воли. И ты должна всё это найти. И никому не показать вида, что пребываешь в большом или очень большом затруднении». И знаете – решения находятся, силы крепнут.
Наука преодоления
– Галина Александровна, помните ли Вы свой первый урок? И ещё… хотелось бы вернуться к вопросу о преодолении, той же застенчивости. Ведь Вы всегда производите впечатление вполне состоявшегося человека, уверенной в себе женщины, которая за словом в карман не полезет ни в частной беседе, ни со сцены.
– Наука преодоления тоже пришла, как ни странно, именно тогда, когда я провалилась. Это был мой первый урок, во время студенческой практики. Восьмой класс. Тема: «Евгений Онегин». Сцена бала. Великий методист Инна Вячеславовна Володина учила нас формировать у школьников воссоздающее воображение, используя на уроке музыку, живопись. Если это роман «Мать» Максима Горького, то, возможно, «Сикстинская мадонна», и мы постигали Горького с помощью Рафаэля. Если «Евгений Онегин» – то, пожалуй, вальс Хачатуряна…
И вот, поставила я пластинку с вальсом. Музыка закончилась, а я рта не могу открыть. Потому что у меня язык прилип к нёбу от страха. Молчу. И у меня в голове всего одна тощенькая мысль: «Выбежать из класса сейчас или ещё чуть-чуть постоять…» Вот если бы я выбежала тогда, то никогда больше уже не зашла ни в класс, ни в аудиторию, ни на сцену. Но, слава Богу, я заговорила. И когда всё закончилось, моя сокурсница, Люда Чура, сказала: «Ну, староста, ты и даёшь! Стоишь такая важная, молчишь, ждёшь, когда все успокоятся!» То есть, этот мой внутренний провал люди восприняли, как уверенность в себе. И тогда я поняла, что другие не всегда видят моё внутреннее состояние, только я о нём знаю. И не всегда о нём надо рассказывать. И, пожалуй, даже использовать. Вид-то у меня другой. И вот когда вы мне не верите, что я не из застенчивых, так это у меня вид такой. На самом деле я застенчивая.
Кстати, Алла Пугачёва как-то сказала, что у неё не было ни одного выхода на сцену, чтобы она не дрожала за кулисами. И однажды, на концерте в Сургуте я видела это. Алла Борисовна в начале выступления говорить не могла, губы слипались, и она попросила: «Ну, дайте же воды!». И каждый раз, когда я выхожу на сцену, когда я иду, я говорю: «Обратного-то пути нет. Тебя уже назвали, и ты уже идёшь». И когда я поворачиваюсь к залу, улыбаясь во весь рот, это я над собой смеюсь.
Ключевая фигура
– Что дала Вам педагогическая деятельность, помогла ли эта практика в становлении Вас как руководителя?
– Я училась не в педагогическом вузе, а в университете, по образованию – филолог. Это чуть-чуть другая профессия, и методики преподавания у нас было маловато. Но работать большинство из нас начинало в школе. И абсолютно бесспорно, что учитель по сути своей деятельности – всегда управленец, причём управленец системный. К примеру, у меня, молодого специалиста, сразу было два девятых класса и два десятых, выпускных по 40–42 ученика в классе. Норма для советской школы. И надо управлять вниманием такого количества детей, содержанием урока, формой, увязывая в единое целое педагогику, психологию, учебный предмет, организационные вопросы и множество других задач. Всю совокупность, как шахматисту, надо держать в голове, просчитывая ходы наперед.
– Общаетесь ли со своими учениками, чем они Вас радуют?
– Мои первые ученики давно уже «большие». Тимур Волков из 10-го «А» сейчас главный редактор в «Тобольской правде», с Юрой Ильиным долго работали вместе, Рафаэль Хабибуллин – известный в России тренер по волейболу, Ира Хлебникова – блестящий учитель лицея имени В. И. Хисматуллина, Андрей Лазарев – первоклассный юрист, Андрей Рутин – первый в районе золотой медалист – сейчас успешно работает в «Сургутнефтегазе», Марина Загидуллина – врач… Точку в этом перечне ставить нельзя.
И вот ведь какая метаморфоза! Все они – взрослые люди, у них семьи, дети, у многих – внуки, но когда мы встречаемся, во мне, как вирус, активируется синдром учительницы, и я тут же начинаю «заботиться» о них: хорошо ли выглядят, так ли себя ведут, то ли они говорят. Начинаю давать советы, иногда даже выговариваю, поучаю. Как будто оценку ставлю. Простите меня, мои дорогие давно не юные ребята!
Жили «не по лжи»
– Галина Александровна, кто был рядом с Вами в период профессионального становления в Сургутском районе? Кто помогал в трудную минуту? На кого равнялись, может быть?
– Во-первых, Борис Васильевич Стеблина – директор Лянторской школы № 1. Это был образец педагога. Настоящего! Как Сухомлинский, как все педагоги-новаторы 90-х: Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинин, В. Ф. Шаталов. И Борис Васильевич был из породы этих людей. Человек, который за всю свою жизнь не отложил ни одну ученическую тетрадь, не проверив её. Когда уже по закону об образовании можно было не каждый день тетради проверять, он проверял. Говорил: «Ребёнок же трудился. Он ждёт оценку за свой труд. Как я могу обмануть его надежду?!» Это был выдающийся педагог! Человек, который жил «не по лжи», как говорил Солженицын.
Надежда Сергеевна Чернягина, Валентин Петрович Замятин – это тоже люди из когорты «жить не по лжи». Люди с абсолютной, беспредельной честностью, ответственностью. Мудрая Валентина Фёдоровна Кошкарова, требовательная, всё успевающая Липа Андреевна Гололобова – тоже мои наставники в профессии. Вот какие люди были и есть в моей профессиональной жизни! На их примере училась многому.
Много «уроков»: как принимать решения, как с людьми разговаривать, – взяла у главы Сургута Александра Леонидовича Сидорова, с которым я в соподчинённости никогда не работала, но зачастую пересекалась по работе. Благодарна Александру Викторовичу Сарычеву за человечность и приветливость в работе с людьми, Дмитрию Васильевичу Макущенко, у которого была первым заместителем, – за требовательность и жёсткую дисциплину, за науку быть всегда в тонусе, быть собранной профессионально.
Причастна!
– В должности первого заместителя главы района Вы курировали многие сферы – и культура, и «социалка», и молодёжка… Что удалось Вам сделать на этом посту такого, чем Вы могли бы гордиться?
– Вообще-то все этапы «большого районного пути», на каком бы участке я не работала, взаимосвязаны и взаимозависимы. Когда я работала уже первым заместителем главы, то курировала в числе других и все те направления, с которых начинала.
Без ложной скромности горжусь тем, что напрямую причастна к таким делам в районе, как, например, создание комфортной образовательной среды в школах. Начинала эту работу, ещё когда руководила образованием. Не хотела мириться с тем, что школы в большинстве своём, за исключением, пожалуй, Белоярской № 1, были бедненькие, а некоторые ещё и грязненькие, буду честной. Мне повезло: и бюджет тогда позволял, и полномочия по строительству и реконструкции, и Александр Викторович Сарычев хотел того же, и директора школ. И ещё один Александр Викторович – Куприн – начальник УКСа (важная фигура!) встал в наш строй. В итоге – школы у нас строились, капитально ремонтировались, реконструировались. В них появилось современное учебное оборудование, мебель, ковры, цветы, зеркала, картины, мягкие уголки и много-много места, где можно посидеть, подумать, пообщаться.
И, главное, вузовскую науку в район подтянули: Москва, СурГПУ, СурГУ. В Лянторе, в Высоком Мысу, в Ульт-Ягуне, в Белом Яру, в Солнечном, в Барсово, в Русскинской мы создали научно-экспериментальные площадки, которые стали стимулятором качества преподавания и обучения. Мы стали девятнадцатой в России площадкой научно-социальной программы «Шаг в будущее». Комплексный результат в итоге был солидным. Всем нам, причастным к нему, пожалуй, следует гордиться хорошо сделанной работой. Пятерым руководителям было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Я была у истоков и далее на всём пути развития в районе системы летнего, а потом и круглогодичного отдыха детей. К заслугам нашей команды я бы отнесла организацию работы первого в районе стационарного лагеря. Не просто первого, а единственного тогда в Югре примера муниципально-частного партнёрства. Мы сумели удачно объединить возможности района и горнолыжного комплекса «Каменный Мыс». Нам завидовали, а мы этим гордились.
В мои функции первого заместителя входила и работа с национально-культурными обществами. То ли время было такое, то ли мы – молодцы, но за короткий период без малейшего нажима число национальных объединений выросло с 10 до 22. И эмоциональный фон был таким, что наши фестивали народного единства (мы, кстати, тоже первыми в Югре стали проводить их 4 ноября) становились феериями. Дух захватывало!
Знаменитый фестиваль авторской песни «Высокий Мыс» не с меня начался, но со мной развивался. «Песни нашего века», братья Валерий и Вадим Мищуки, Леонид Сергеев, Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова, Вадим Егоров – давно уже друзья «Высокого Мыса». Мы организовали ещё и весенние мастер-классы Бориса Кинера и Михаила Цитриняка, и авторская песня зазвучала у нас в партнёрстве с «Сургутнефтегазом» вполне достойно.
А ещё и массовый спорт развивался! Построили «Атлант» в Солнечном и «Витязь» в Белом Яру, приобрели и вместе с нефтяниками обустроили четыре футбольных поля с искусственным покрытием.
Да и в здравоохранении есть что вспомнить с отрадой. Выдающийся детский хирург, врач мира Леонид Михайлович Рошаль, побывав в Сытомино, сказал нам, что если бы все сельские больницы были такими, здравоохранение в России имело бы другое качество.
У меня такое ощущение, будто я отчитываюсь перед районом. Видно настало время.
Это судьба
– Галина Александровна, а почему Вы решили пойти в депутаты Тюменской областной Думы?
– Не я решила. Мои отцы-командиры. И чем дольше я нахожусь в этом статусе, тем больше убеждаюсь в том, что в законодательную власть надо приходить, когда ты уже изрядно поработал в муниципальной. Когда понимаешь, как законы, принимаемые там, сработают, можно ли ими управлять на земле, в поселениях, в территориях, в районах, в городах. В этом смысле мой муниципальный опыт – бесценная основа для работы в областной Думе.
– Такое впечатление складывается, что Вас по жизни всё-таки ведёт судьба.
– Возможно. Я благодарна ей за то, что всё сложилось так, а не иначе. И всем, кто принял волевое решение и убедил меня пойти дальше этим путём. Борису Сергеевичу Хохрякову я до сих пор говорю, что он мой политический крёстный. Ведь мне казалось, что весь мир – это Сургутский район, максимум – Югра. Но сейчас, когда я уже шесть лет в областной Думе, я на многое смотрю шире. Мои горизонты, география – всё изменилось, расширилось. Я обрела другой опыт, знания, иной угол зрения на многие вопросы. Это, несомненно, новый виток жизни. Но Сургутский район был и остаётся важной, незабвенной частью моего мира.
Комментарии 0