Дипломная работа "Стратегия реализации Национального проекта Доступное жилье в Ханты-Мансийском автономном округе"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет академических программ обучения Центр подготовки управляющих «Президент»
Программа «Мастер делового администрирования – Стратегическое управление»
2008 г. Москва. Дипломная работа (краткая версия)
Выполнил слушатель Сафиоллин А.М.
Абстракт
Моя дипломная работа "Стратегия реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" совпадает со стремлением выполнить работу, которая будет базироваться на реальном бизнесе, реальной отрасли и будет связана с желанием все делать по- настоящему и с пользой для той деятельности, которой я сейчас занимаюсь. Можно определить цель моей деятельности (мой вызов, challenge) как: "Обеспечить жителей региона комфортным, доступным, качественным жильем и удобной средой обитания".
Поэтому цель дипломной работы "Стратегия реализации Национального проекта "Доступное жилье" в Ханты-Мансийском автономном округе" (далее по тексту - Стратегия) – это описать эту Стратегию, ресурсы, проблемы и в итоге получить рабочий документ для будущего применения.
Один из эффективных вариантов разработки работоспособной "Стратегии" – это рассмотрение её как план развития большого регионального бизнес-проекта в строительстве жилья, например, как бизнес-проект большого строительного консорциума – Строительного комплекса Югры.
Данный подход позволяет рассмотреть проблему Национального проекта в целом и со стороны государства, как заказчика и регулятора, так и со стороны бизнеса, как исполнителя. Основные принципы работы с проблемами, которые изучают в рамках Программы «Мастер делового администрирования – Стратегическое управление», дают не только эффективные инструменты, для изучения таких крупных проектов, но и позволяют выявить риски и слабые места Стратегии. Так изучение взаимосвязи ресурсов и планов позволяет более эффективно определить пути формирования строительного бизнеса - Строительного комплекса Югры (как суммы бизнесов отдельных компаний), который реализует Национальный проект.
Такой метод анализа Стратегии позволяет применить стандартные методы бизнес - анализа, так как метод рассматривает реализацию Национального проекта, как региональный бизнес-проект крупной региональной строительной корпорации- консорциума, где каждый член консорциума выполняет общую цель, соблюдая свои интересы.
Национальный проект – это бизнес-проект второго порядка
При его разработке точно также как и в бизнес-плане предприятия анализируются рынки, ресурсы, финансы, взаимодействие подразделений, правовая и экономическая среда на крупном рынке, но при этом рассматривается уже бизнес сообщества конкурирующих компаний.
Аналогом национального бизнес-проекта могут считаться такие супер-проекты как производство самолетов Airbus 380 или Boeng 787. К осуществлению каждого из них были привлечены более 1.000 подрядчиков. Отличие Национального бизнес-проекта от проекта Airbus заключается в заказчике. В самолетостроении он один – "сборочный завод Airbus", а в Национальном бизнес-проекте – их множество (покупатели жилья, девелоперы), что так же позволяет утверждать, что национальный бизнес-проект более рыночный (розничный), чем проект Airbus.
Проект Airbus – это вертикальный бизнес-проект, когда множество поставщиков работает друг с другом по цепочке на одного заказчика. А этот заказчик уже общается с множеством покупателей.
Национальный бизнес-проект – это горизонтальный (сетевой) бизнес-проект – проект франшизы, более похожий на корпорацию McDonalds. McDonalds может быть хорошим примером для понимания задач перед строительной отраслью. Есть большой постоянный спрос, есть большое количество предпринимателей готовых вложить в строительство кафе, но нет земли, денег, инженерных сетей, подготовленных сотрудников и благоволения властей, СЭС и пр.
Задача инициатора бизнес-проекта (как и владельца McDonalds) убедить предпринимателей в возможности бизнеса, некой стабильности. Необходимо показать перспективы для вложений, помочь с правовыми вопросами, землей, сетями, технологией, подготовкой кадров, с одной стороны, и убедить потребителей, что это доступно, надежно, полезно с другой.
Если говорить с позиции государства и региональных властей, то понимание механизмов работы, мотивации и ресурсов отдельных бизнес-единиц (предприятий) позволит лучше прогнозировать влияние тех или иных решений и законодательных актов. Государство должно создать эффективную бизнес-среду, в которой предприятия смогут планировать свое будущее и понимать потенциал рынка.
Анализ стратегии должен показать связь стимулирующих воздействий на рынок и оценить насколько они могут повысить мотивацию предприятий и всего Строительного комплекса Югры строить больше и лучше.
В связи с вышесказанным, дипломная работа направлена на изучение проблем и потенциала Строительного комплекса Югры, как совокупности предприятий, с целью разработать Стратегию реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Результатом исследования должны стать:
1. Понимание ресурсов Строительного комплекса и возможность их наращивания в связи с необходимостью удвоить ежегодное строительство жилья в течение 7 лет.
2. Выявление "слабых сторон" и "узких мест" Стратегии, которые могут помешать осуществлению Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
3. Выявление и подтверждение потребности в жилье.
4. Выявление закономерности и взаимосвязи между ресурсами и возможностями Строительного комплекса Югры.
5. Определение наиболее эффективных способов влияния со стороны региональных органов власти, которые позволят стабильно развиваться Строительному комплексу Югры и выполнить задачи, поставленные в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и региональных программах.
Одним из "простых" прикладных результатов анализа должен стать ответ на вопрос:
“Что надо сделать, чтобы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре строилось 1,5 млн. кв. метров жилья в год”.
Пролог
Предложение возглавить строительное направление в Правительстве стало для меня таким вызовом, которые делают альпинистам недосягаемые для других вершины. Сможет ли мое понимание отрасли и ее проблем реализовать задачи национального проекта?
Для меня открылись новые стороны и горизонты проблемы жилищного строительства – потребовалось более глобальное понимание.
Сегодня желание Правительства построить красивые, комфортные города должны совпасть с возможностями и пожеланиями потребителей и самое главное, совпасть с мотивацией и ресурсами строительных компаний Югры. В этом я и вижу главную задачу Правительства – создать среду в которой строительный комплекс выйдет на европейский уровень.
Благодарю за помощь, оказанную при подготовке дипломной работы, своих наставников, преподавателей, сокурсников, коллег и подчиненных, не выделяя, так как в моей работе любой совет, подсказка или обсуждение помогают принять разумное решение.
Введение
Государство принято ругать по любому поводу. По поводу «квартирного вопроса» – особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60–80-х годов прошлого века, не известно, в каких условиях жило бы большинство граждан сейчас.
В современной России все еще сложнее. Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое – надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья.
Основной целью Стратегии является:
Создать условия для строительства жилья, доступного к приобретению в собственность или найма для всех категорий граждан, независимо от уровня их доходов.
• приоритет развития рыночных механизмов, основанных на эффективном взаимодействии государства, частного бизнеса и населения;
• государственное стимулирование отдельных видов деятельности на рынке жилья;
• оказание государственной поддержки при приобретении и найме жилья гражданам, нуждающимся в социальной защите. Реализация Стратегии предусматривает достижение главных целей (доступность и комфортность), в том числе, через достижение подцелей, которые должны обеспечить качественную эффективную реализацию Национального проекта в целом:
• обеспечение соответствия объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;
• обеспечение сбалансированного развития новых и ранее застроенных территорий путем организации территориального планирования и проведения эффективной градостроительной политики;
• обеспечение строительства инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры;
• создание условий для приобретения собственного (частного) жилья широкими слоями населения;
• обеспечение малоимущих граждан жильем на основе социального найма;
• обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья;
• устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в деятельности по строительству, предоставлению и обслуживанию жилья;
• развитие конкуренции на рынке жилья;
• развитие частно-государственного партнерства в области строительства жилья.
Основой жилищного рынка станет развитие массового жилищного строительства на нестимулируемом (свободном) рынке, при одновременном стимулировании рынка найма (аренды) жилья, увеличения объема социального жилья, а также развитие форм объединений граждан для осуществления жилищного строительства и стимулирование малоэтажного домостроения.
Изучая опыт других стран (например, Нидерланды) убеждаешься, что идеальных решений проблемы нет. Поэтому имеет смысл, определить разумные и понятные для большинства участников рынка средне - и долгосрочные цели. Предприниматели должны быть уверены в стабильной перспективе и четких приоритетах, а их нужно зафиксировать в определенных задачах, которые будут понятны, и реальны.
2. Обозначение приоритетов и задач регионального развития.
3. Исследование ресурсов строительной отрасли и предоставление участникам информации о перспективных сегментах рынка для развития.
4. Административная поддержка или наоборот устранение административных решений для сокращения подготовительного периода к строительству.
5. Оказание поддержки приоритетным региональным инвестиционным проектам, в том числе, в инвестиции в современное производство строительных материалов.
6. Содействие в формировании сообщества строителей для обмена информацией, защиты и представления интересов строительного комплекса, в том числе таких как, подготовка специалистов по строительным профессиям в региональных учебных заведениях.
7. Содействие в организации общественных органов координации и контроля и другие механизмы.
2) повышения доступности жилья;
3) увеличения объемов жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры;
4) выполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
привлечением бюджетных и внебюджетных источников;
2) обеспечение жильем и оказание государственной помощи в его приобретении малоимущим и льготным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) увеличение объемов жилищного строительства в автономном округе, обеспечение повышения качества и доступности жилья за счет совершенствования технологии и организации строительного производства;
4) создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренной ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда, развитие индивидуального жилищного строительства, реконструкция и модернизация старого жилого фонда;
5) создание современной инфраструктуры рынка жилья и развитие рынка услуг, сопряженных с эксплуатацией недвижимости, активизация функционирования рынка жилья и рынка инвестиционного капитала;
7) ускорение сроков приобретения молодежью собственных жилых помещений;
8) развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
9) определение форм государственной поддержки приобретения гражданами жилых помещений;
10) создание рыночноориентированной системы управления, обеспеченной регламентом
правоотношений субъектов хозяйствования;
12) повышение надежности работы коммунальных систем жизнеобеспечения, сокращение числа аварий, отказов и повреждений до 0,1 на 1 километр сетей в год;
13) повышение эффективности использования материалов, энергии и трудовых ресурсов на 30-50 процентов, а также инвестиционного потенциала коммунальных предприятий в 2,5-3 раза;
14) сокращение объемов нерационального потребления коммунальных услуг: снижение удельного водопотребления на 50 процентов, потребления тепловой энергии на 20 процентов;
15) обеспечение финансирования расширенного воспроизводства объектов коммунальной инфраструктуры, позволяющее ликвидировать накопившийся недоремонт основных фондов и стабилизировать замену изношенных основных фондов на уровне 4 процентов, их модернизацию и строительство;
16) увеличение доли кредитных ресурсов в инвестиционных проектах до 30 процентов, доли собственных средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства до 12,2 процента.
Правительство Югры определило в законодательных и нормативных актах основные показатели, которые автономный округ должен достичь в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Эти задачи официально опубликованы и активно пропагандируются (рекламируются). Задачи определяют не только планы развития строительной и смежных отраслей, но и полный комплекс механизмов, финансовых источников, которые должны обеспечить надежное развитие строительной отрасли. Такой подход позволяет предпринимателям составлять свои инвестиционные планы в рамках планов национального проекта.
отечественных строительных материалов, недостаточного уровня внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов; дефицита квалифицированных кадров на всех уровнях. Для того чтобы было понятно насколько важен Национальный проект в общей структуре строительного комплекса не оценивая при этом социальную значимость я приведу общую схему всего строительного комплекса с объектами, целями и задачами. Рисунок
Стратегия приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" основывается на оценке большого неудовлетворенного спроса, как "неудовлетворимого" в ближайшем будущем. Однако у любой задачи есть ограничения, и стратегия, направленная массовое строительство жилья, должна предусмотреть риски, которые могут сорвать выполнение планов.
Конечно, главный риск национального проекта, заключается в том, что строительная отрасль может вырасти в 2 раза в течение пятилетки, только при условии, если бизнессреда позволит это сделать, если условия на рынке обеспечат свободные равные прогнозируемые условия для инвесторов и строительных компаний. Качественный рост отрасли возможен, если лучшие компании с лучшими предложениями смогут дойти до рынка и смогут предложить свои услуги жителям. Все это возможно только в условиях наличия качественной конкурентной среды. Наличие конкуренции и свободного доступа на рынок – это неотъемлемые условия для количественного и качественного роста и главные риски национального проекта.
3. Реальность планов строительства с учетом существующих ограничений на рынке.
4. Изменение в течение времени статуса (престижности, востребованности) инвестиционных объектов в зависимости от социальной и экономической политики региона.
5. Что произойдет, если все же рецессия случится.
∅ Ограничить свое вмешательство за счет сокращения административных барьеров.
⊕ Активно формировать рынок, новые микрорайоны, предоставляя рынку информацию о планах и возможных участках строительства, планах обеспечения сетями и дорогами, об исследованиях, технологиях и планах закупки жилья для государственных нужд.
⊕ Предоставить открытый доступ на региональный рынок любой компании, имеющей необходимые ресурсы для строительств жилья.
∅ Ограничивать предложение на рынке энерго-неэффективных зданий, стимулируя компании, строящие по новым технологиям.
∅ Ограничивать застройку микрорайонов, необеспеченных социальной инфраструктурой.
∅ Отслеживать и предупреждать движения на рынке, которые могут привести к быстрому перегреву, спаду или кризису как в строительной отрасли, так и в такой проблеме как "геттизация" районов.
Можно выдать целевые кредиты проверенным компаниям, которые внедрят новые технологии. Можно создавать барьеры недобросовестным предпринимателям и неэффективным домам. Можно обязать инвесторов строить объекты социальной инфраструктуры и т.д. Однако, как говорят англичане – дорога в ад выложена благими намерениями. Рано или поздно, честные намерения дискредитируются просто ошибками или нечестными намерениями чиновников – тех кто, в итоге по своим должностным обязанностям должен будет определить добросовестность строителя, эффективность технологии, крупность и стабильность компании.
2. Сокращение административных барьеров.
3. Использование рынка как механизма саморегуляции.
4. Помощь в формировании и учет стратегий строительных компаний региона.
- обеспечение перспективных участков для застройки;
- поддержка при внедрении долгосрочных проектов.
Комментарии 0