Укрепление нравственности: невероятно сложно и критически важно

  • 26 января 2023 г.
  • 0

Состоявшийся 25 января в «Сретенском клубе в Югре» доклад методолога Клуба Алексея Маулитжановича Сафиоллина и разгоревшаяся после него трехчасовая дискуссия еще раз подтвердили, что для сретенцев вопросы духовности являются первичными. Потому что без укрепления духовности и нравственности общества создавать образ будущего бессмысленно – его может просто не случиться.

Директор Института нравственной культуры А. М. Сафиоллин презентовал членам СКЮ свой труд «Путь в будущее: организационно-методические рекомендации по исполнению Указа Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 года». Помогал ему в этом научный руководитель - военный ученый, профессор Петр Иванович Юнацкевич, изучавший совместно с профессором Виктором Анатольевичем Чигиревым проблему снижения летальности войн. Ученые также разработали новую этику на основе ряда принципов, нравственного правила и дискурсивно-оценочного метода*.
 

Представленный членам СКЮ труд открывает раздел «Государственный механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на основе учета нравственности в регулировании общественных отношений», в нем анализируются существующие нравственные и психологические угрозы человечеству и пути сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, начиная с воспитания детей и заканчивая построением экономики на нравственных принципах.

Предлагается, в частности, откорректировать законодательство России в соответствии с требованиями Указа Президента России № 809 от 9 ноября

2022 года, разработать управленческие акты по реализации Указа на основе типовых документов и, разумеется, реализовать их. Книга содержит большой перечень приложений, которые могут быть использованы в практической работе.

Вопросы, которые задавали докладчику и его научному руководителю члены клуба, носили, однако, скорее философский, мировоззренческий характер: как новая этика соотносится с традиционными религиями, как быть с относительностью добра и зла, что делать с принципами «не навреди» в условиях военной операции, не приведет ли попытка широкого распространения дискурсивно-оценочного метода к так называемому «цифровому концлагерю», не вынудит ли людей носить маски и проявлять двуличие, что делать с теми, кого не удастся воспитать или дисциплинировать и т.п.

Одним из основных стал классический вопрос – а судьи кто? П. И. Юнацкевич убежден в том, что само общество справится с оценками в части наличия вреда от действий обсуждаемых лиц, организаций, проектов. Там, где это будет необходимо, можно привлекать экспертов, их нужно искать либо обучать.

В то же время, сегодняшнее нравственное состояние общества характеризуется как кризисное, можно ли при этом доверять его оценкам меры нравственности?

Свое мнение по ряду прозвучавших вопросов высказал эксперт в области креативных индустрий ХМАО – Югры Александр Витальевич Галюта. Он считает, что основные принципы новой нравственности вполне отвечают моральным заповедям основных мировых религий. Однако оперативно заставить кого-то быть нравственным – затея утопическая, «путь к светлому» (в формулировке А. Галюты) – сложный и длительный. Воспитывать общество придется системно, ставить эту задачу во главе угла во всех сферах деятельности.

Подводя итоги дискуссии, куратор СКЮ, первый заместитель губернатора Алексей Викторович Шипилов предложил взять разработанные военными учеными методики для изучения и применения, адаптировав их под конкретные задачи региона. Уже на следующей неделе планируется заседание рабочей группы, которой предстоит разрабатывать межведомственный план по реализации Указа Президента № 809. Возможно, его стоит также рассмотреть на заседании Клуба.

Типовые управленческие акты по реализации Указа Президента Российской Федерации

№ 809 от 09 ноября 2022 года  стр. 308
 
 

План мероприятий

по исполнению Указа Президента Российской Федерации

№ 809 от 09 ноября 2022 года. стр. 310

 

1.Корректировка документов стратегического планирования региона в целях более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных механизмов обеспечения национальных интересов в данной области стр. 321
 
2. Обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей стр.325
 
3. Совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей стр. 330
 
4. Развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве региона стр. 334
 
5. Совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей стр. 341
 
6. Повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории стр. 347
 
7. Совершенствование деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии стр. 349
 
8. Медицинское просвещение детей и молодежи стр. 354
 
9. Обучение и нравственное воспитание представителей малых и коренных народов региона, а также мигрантов стр. 355
 
10. Подготовка казачьих формирований стр. 358
 
11. Рост благосостояния граждан стр. 363
 
12. Проведение занятий по воспитанию нравственного государственного служащего в органах государственной власти субъекта Российской Федерации стр. 365
 
13. Участие религиозных и общественных организаций в осуществлении духовно-нравственного воспитания граждан стр. 378
 
План мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник»  стр. 387

1. Общие положения стр. 387
 
2. Мероприятия Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни  «Здоровый школьник» стр. 390
 
3. Контроль качества исполнения Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник» стр. 413
 
План мероприятий по реализации государственной национальной политики Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. до 2025 года. стр. 416
  
1. Обучение и нравственное воспитание представителей малых и коренных народов региона, а также мигрантов стр. 423
 
2. Подготовка казачьих формирований стр. 425
 
3. Государственный контроль национальных организаций региона стр. 429
 
4. Проведение занятий по воспитанию нравственного гражданина в этнических организациях стр. 435
 

План мероприятий по реализации государственной культурной политики в субъекте Российской Федерации до 2025 года  стр. 448

1. Программа создания новых подведомственных учреждений культуры субъекта Российской Федерации  стр. 454
 
2. Программа создания подведомственного учреждения книгопечатания субъекта Российской Федерации  стр. 456
 
3. Программа создания подведомственного учреждения нравственной культуры для осуществления необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук. стр 457

ПУТЬ В БУДУЩЕЕ (читать книгу)

_____________________________________________________________________________________

- Глобальный экологически принцип (ГЭП – человек недолжен причинять вред человеку);

- глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП – человек должен вести себя так, чтобы не причинять вред человеку);

- нравственное правило III-C (не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом);

- дискурсивно-оценочный метод (все социально-значимые решения должны обсуждаться, оцениваться с помощью групповых экспертных и массовых этических оценок, затем совместно исполняться и корректироваться с позиции правила III-C.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Комментарии 0